Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие творческих способностей ребёнка и повышение учебной мотивации посредством участия в предметных олимпиадах и конкурсахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Суть развивающего обучения состоит в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворять данную потребность посредством учения, т.е. хотел, любил и умел учиться. Методы развивающего обучения должны быть направлены на организацию и поддержку учебной активности обучающихся, обеспечивать достижение целей обучения. Реализация методов развивающего обучения требует принципиально нового взаимоотношения учителя с учеником. Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения. Для реализации плодотворного сотрудничества «педагог-ребёнок» необходимы два условия: развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства, так как радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными. Как может быть организован процесс обучения? Учитель объясняет новый материал - ученик слушает (или имитирует, что слушает), запоминает и воспроизводит услышанное (по определению психологов, это-1 уровень развития личности). Либо учитель объясняет новый материал - ученик слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности (по определению психологов - II уровень развития личности). Безусловно, обществу нужны и такие выпускники. Но обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы, прежде всего, личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение (Ш уровень развития личности). Сегодня на первый план выходит самообразование ребенка, как новый способ извлечения, анализа и переработки информации, как новый способ формирования необходимых навыков. Поэтому дидактические процессы и организационные формы обучения требуют коренного изменения. Меняя формы и методы ведения урока педагог, делает ребенка активным участником процесса обучения. Ребенок в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала. Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения. Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. В настоящее время образование рассматривается как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных, творческих и физических способностей. Главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Для успешного развития способностей необходимо постоянное стимулирование познавательной деятельности ребёнка, его активное включение в различные виды предметной деятельности. Сегодня в процесс обучения и воспитания широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад, которые не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют познавательную активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой. Участие в предметных конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности. Конкурсы и олимпиады – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда школьник участвует в предметных олимпиадах и конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу педагога, но и образовательного учреждения в целом. Предметные олимпиады и конкурсы в системе общего среднего образования являются самой массовой формой работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. На территории СССР предметные олимпиады начали систематически проводиться с 30-х годов XX века. Первой массовой олимпиадой была олимпиада, проведенная в 1934 году в Ленинградском университете по инициативе чл.-корр. АН СССР Б.Н. Делоне, а в Москве олимпиады стали проводиться, начиная с 1935 года. Возможности, предоставляемые предметными конкурсами, – это, прежде всего, возможность получить новые знания, выходящие за рамки школьной программы. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует хорошего интеллектуального уровня, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда. Проведение олимпиад и конкурсов способствует выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширению кругозора, обогащению словарного запаса, развитию мотивации к изучению предметов, повышению уровня учебных достижений, самоутверждению учащихся. Происходит социальная адаптация детей во время проведения конкурсов, общения со сверстниками. У детей появляется самоуважение, желание стать успешнее, лучше учиться, а у педагогов - стремление лучше работать, применять новые приемы на уроках и во внеклассной деятельности. У родителей повышается уважение к школе, доверие к ней. Они активнее участвуют в школьных мероприятиях и конкурсах. Цель образовательных конкурсов и олимпиад – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в них способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся, помогает профессиональному самоопределению. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку. Конкурсы и олимпиады – не просто проверка уровня знаний детей. Их преимущество основано как раз на том, что конкурсные и олимпиадные вопросы содержат не заурядные и наскучившие всем тесты, где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки и смекалку. Каждый ребёнок, принимая участие в конкурсах-олимпиадах, преследует какие-то свои цели. Для самых маленьких этот опыт станет полезным дополнением к основной программе на первых этапах обучения, когда, собственно, и формируются не только начальные умения ребёнка познавать окружающий мир, но и его отношение к учёбе, науке и искусству на протяжении всей его последующей жизни. Ценно участие в конкурсах-олимпиадах и для старшеклассников, ведь это не только хороший способ углубить свои знания по отдельным предметам, но и возможность проявить себя в целом как способного ученика. Не стоит забывать и о том, что участники после подведения итогов, как правило, получают свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к характеристике и аттестату при окончании школы и переходе на дальнейшую ступень образования. Говоря об образовательных конкурсах и олимпиадах, хотелось бы обратить внимание еще одну сторону данного направления образовательной деятельности. В последние годы очень быстро происходит внедрение информационных технологий в сферу образования. Десятки тысяч школ уже используют возможности современных телекоммуникаций в учебной работе. Педагоги осознают, что дистанционные технологии – эффективный инструмент познания окружающего мира, настолько мощный, что вместе с ним приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. В образовании наблюдается устойчивый рост интереса к новой форме обучения – дистанционной. Такое образование – это практика, которая посредством специальной технологии связывает преподавателя, обучаемого и расположенные в различных географических регионах источники информации. Дистанционное обучение очень перспективно для отдельных категорий граждан: сельских жителей, учащихся со специфическими требованиями, лиц с ограниченными физическими возможностями. Использование Интернета позволяет осуществлять различные телекоммуникационные образовательные проекты (олимпиады, викторины, конкурсы), служащие переходными формами обучения от традиционных к дистанционным. Интернет-олимпиады и Интернет-конкурсы стали одной из составляющих дистанционного образования, которое предполагает интеграцию привычной и удаленной форм обучения, где ценны возможности ухода от традиционных стереотипов мышления, наращивание собственного образовательного потенциала, внедрение в процесс обучения таких понятий, как интерактивность, рефлексия, без которых нельзя обучать и воспитывать подрастающее поколение. Интернет-олимпиады и конкурсы – великолепный элемент информатизации образовательного процесса. Они предоставляют широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании, позволяют выявлять наиболее талантливых и творческих учащихся из «глубинки» с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения. Еще одним преимуществом дистанционных конкурсов является то, что участвовать в них могут все дети, причем как группами, так и индивидуально. Подведение итогов и определение победителей происходит в каждой возрастной группе либо по сумме баллов, набранных конкурсантами по всем номинациям, либо по каждой номинации отдельно среди всех участников. Ещё одним плюсом дистанционных конкурсов является быстрое получение результатов. По результатам можно отследить как свой индивидуальный итог, так и результат группы в целом. Отчет об олимпиаде или конкурсе обычно публикуется на сервере образовательного центра, который их проводит. Технология проведения конкурсов и олимпиад не стоит на месте. Каждый год меняются темы, варьируются требования, появляются новые этапы. Виды дистанционных олимпиад На сегодняшний день спектр видов образовательных конкурсов и олимпиад довольно широк. По порядку участия бывают олимпиады, предусматривающие только коллективную или только индивидуальную работу (хотя большинство допускает любой формат). По содержанию различают дистанционные обучающие олимпиады, эвристические олимпиады, олимпиады школьников, олимпиады тестирования. Рассмотрим, что они собой представляют. Олимпиады-тестирования. Здесь предъявляют следующие требования: уровень знаний, необходимый для выполнения заданий, не должен выходить за школьный уровень; задачи и вопросы должны быть оригинальными, но не суперсложными или сверхпростыми. Данный конкурс позволяет оперативно протестировать большое количество учащихся практически по всем отраслям знаний. Это довольно гибкая система, позволяющая легко менять настройки при проведении новых тестов. Online тестирования очень удобны при подготовке к ЕГЭ, проверке собственного IQ и пользуются большим спросом. Дистанционные обучающие олимпиады. Данный термин возник в 1997 г. Сочетание олимпиадной работы и процесса обучения, да еще и совместного, на соревновательной основе дает хороший результат. Такие состязания традиционно проходят по предметам общеобразовательной школы. По замыслу координаторов данные проекты должны содействовать преодолению недостатков традиционного обучения, созданию критической массы изменений для широкого внедрения Интернета в жизнь школы. Однако нередко проводят олимпиады по расширенному кругу предметов (лингвистике, математическим играм, наукам о Земле). Основную роль в обучающих олимпиадах играют качественные вопросы по предмету, предусматривающие выход за пределы школьного знания, небольшое продвижение учащегося, ориентацию на самостоятельный поиск знаний. Выделяют две формы таких олимпиад: а) викторина – здесь важны хорошие предметные вопросы; число этапов и продолжительность конкурса невелики – полтора два месяца; б) турнир – более длительное соревнование, предполагающее решение достаточно сложных задач. Эвристическая олимпиада. Дистанционную эвристическую олимпиаду придумал и разработал А.В. Хуторской, доктор педагогических наук и директор дистанционного образовательного центра «Эйдос». Эвристические олимпиады отличаются от обычных тем, что на них требуется проявить творческие способности, отойти от шаблонов, открыть новое, а не демонстрировать известное. Задания тут открытые, ориентирующие участников на выявление собственного смысла окружающих явлений, конструирование ими символов, отыскание закономерностей или исключений, наконец, на самопознание. Они позволяют приобретать навыки, придумывать, фантазировать, изобретать, создавать модели и конструкции и т.д. Эвристические олимпиады проводят по нескольким моделям: предметные (по математике, информатике, русскому и английскому языкам, физике, химии и т.д.); метапредметные (их задания не принадлежат каким-либо конкретным учебным предметам, а выходят за их рамки и профильные (блоки гуманитарных, общественных или естественных наук). Эвристическая олимпиада – не эпизодическое мероприятие, а равноправная форма обучения, выступающая творческой альтернативой традиционным контрольным и проверочным работам. Особенность эвристической формы учебы состоит в том, что она предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме ученик вначале осваивает накопленный опыт, получает знания и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. В эвристической работе приращение теоретического знания происходит одновременно с получением практического опыта, точнее, с опорой на него. Благодаря этому олимпиада, словно катализатор, содействует интенсификации образовательного процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.012 с.) |