Направления деятельности педагогов по формированию творческого потенциала личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления деятельности педагогов по формированию творческого потенциала личности



«Творчество – это процесс создания человеком объективно или субъективно качественного нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий». (И.Я. Лернер)

Способность к творчеству нужно сопоставлять с интеллектом не как противоположность, а как дополнение и расширение существующих понятий интеллекта.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщенное определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности».

Творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Творческий потенциал представляет собой сложное понятие, которое включает в себя компоненты, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности “творческий потенциал” представляет собой “творческие способности” личности в конкретном виде деятельности. Сам термин “творческий потенциал” часто может употребляться как синоним “творческая личность”, “одаренная личность”. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Это понятие интегративно включает в себя нижеследующие личностные характеристики:

· освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

· навыки организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

· владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

· готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

· сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.

Проблема мотивации также принадлежит к творческому аспекту исследования творчества. Почему человек является творческой личностью? Одни исследователи говорят о врожденном стремлении к созиданию, творчеству, другие – о неудовлетворенных сублимированных потребностях, желании общаться с окружающим миром, интеллектуальном стремлении, любопытстве, стремлении к новому, к порядку. Вероятней всего, что внутренняя мотивация, побудительная сила, стоящая за каждым творческим устремлением – это радость, удовлетворение и вызов в самом процессе, в актуализации личных способностей. Внешняя мотивация, то есть через вознаграждение извне, хотя и ведет к определенным успехам, но быстро иссякает, если отсутствует внутренняя мотивация.

Исследования среди школьников показывают, что достижения при решении творческих задач оказывались хуже, если они были мотивированы только внешне, через вознаграждение.

Оказавшись в ситуации поощрения их собственных мнений, школьники охотно высказывают свои суждения – стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам, часто намеренно отчуждаясь от мнения других учащихся. Они учатся задавать вопросы об обсуждаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа.

Говоря о мотивационной готовности школьников к развитию творческих способностей, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими детьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Л.А. Даринская определяет «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [2].

С точки зрения Ю.Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:

· богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;

· уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого;

· высокой работоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей.

Развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей.

Следовательно, обеспечить достижение результатов, заложенных в образовательном стандарте, можно развивая творческий потенциал учащихся через следующие направления психолого-педагогической работы:

1. Создание условий для самореализации учащихся предполагает:

ü создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка;

ü обеспечение свободы в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей;

ü рефлексивная направленность педагогического процесса, включающая рефлексивную деятельность, как психолога, учителя, так и ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность;

ü формирование положительного образа «Я». Основная цель развития положительной «Я» концепции помочь учащемуся самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.

2. Развитие творческой активности посредством:

ü обучения учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу;

ü организации коллективной творческой деятельности;

ü создания эмоциональной основы возникновения творческого процесса;

ü использование на уроках наглядного моделирования и составление логико-смысловых (логико-образных) моделей.

3. Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности включает:

ü создание условий для осознания оснований собственных действий, направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты;

ü организацию совместной деятельности участников образовательного процесса (коммуникация и кооперации), где рефлексия является механизмом выхода в позиции «над», «вне», который обеспечивает координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров;

ü развитие самосознания учащихся, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. И задача педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка.

Но, как и каким образом, возможно обеспечить достижение поставленной перед нами цели? Если психологи обладают набором психолого-педагогических технологий по развитию творческой активности, самосознания, рефлексии и т.п., то у учителей-предметников возникает вопрос, с помощью какого инструментария они могут решить поставленную перед ними задачу развития творческого потенциала личности?

Рассмотрим некоторые положения, способствующие развитию творческих способностей школьников:

1. Уровень развития способности целеполагания ученика включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целеполагание учащихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема.

2. К обязательным видам деятельности, планируемым и контролируемым учителем, относятся: творческие, когнитивные и методологические.

3. Оптимальны требования объема творческой деятельности и продукции ребенка:

а) объектами творческой деятельности ученика выступают дополнительные образовательные объекты;

б) объем личного творчества ученика должен составлять не менее 20-25%.

4. Внутренняя образовательная деятельность и продукция ученика отличается от предлагаемого ему стандарта.

Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Ученые-психологи, исследуя природу творчества, предлагают называть творческими те способности, которые соответствуют творческой деятельности.

Лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях – самому быть творческой личностью.

Однажды «Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.

- Как я сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? - изумился педагог.

Но спустя некоторое время Мдрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к Мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками.

- Но твои крылья нравятся мне больше! - сказал мудрец педагогу».

(Ш.Амонашвили)

Творчество расширяется и обогащается по мере расширения сферы знаний, умений, типов и глубины решаемых проблем. Развитие индивидуальных творческих способностей – это интегративный процесс целенаправленного и всестороннего развития и воспитания личности. Условиями развития творческих способностей являются: творческая атмосфера и внимание со стороны творческого учителя; возможность позитивного творческого выхода и наличие единомышленников, терпимость, доброжелательность окружающих и самостоятельное, глубокое познание себя.

Спектр применяемых в образовательной практике технологий сегодня чрезвычайно разнообразен. Направления педагогической работы, обеспечивающей формирование творческого потенциала обучающихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты, можно представить следующим образом:

1. Создание условий для самореализации учащихся, которые обеспечиваются через такие образовательные технологии: игровые технологии, ролевые и деловые игры, тренинги, технологии приобретения компетентностного опыта (имитационно-моделирующее, проектные), технологии самопрезентации.

2. Развитие творческой активности связано с использованием технологии обучения в динамических парах, диалоговые технологии принятия коллективных решений; кейс-метод, технологии анализа ситуаций, информационно-коммуникационные технологии. Интенсивные технологии учебной полемики, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и «мозговой штурм» др.

3. С целью ф ормирование рефлексии собственной жизнедеятельности используются следующие рефлексивные технологии: наглядно-эмпирические и задачно-деятельностные технологии, технология развития критического мышления, технология педагогической мастерской, метод проектов, портфолио, кейс-метод.

И.Я. Лернер приводит убедительные аргументы, подтверждающие, что часто слабоуспевающие учащиеся учатся мыслить творчески и, естественно, благодаря этому улучшают свои успехи в учении. Но для этого их надо обучить приемам нестандартного мышления, которые являются общими для научного и прикладного творчества.
Напомним, что главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента:

- знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;

- опыт осуществления основных способов деятельности;

- опыт творческой деятельности;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.

Следовательно, процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:
1. Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию.
2. Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации.

3. Установление целостной структуры объекта.

4. Видение новой функции объекта.

5. Разработка и учет альтернатив при решении проблемы.
6. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

Педагогический опыт убеждает, что творчество на учебных занятиях есть не что-то уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а обязательный компонент профессиональной деятельности преподавателя (учителя), призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных жизненных ситуациях.
Среди теоретических подходов к организации образования школьников как учебно-творческой деятельности особое место принадлежит личностно-ориентированному подходу. Суть этого подхода заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью, что требует от школы, обучающих ребенка педагогов признания его уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Деятельностная доминанта личностно-ориентированного подхода требует от педагогов поиска продуктивных образовательных технологий освоения знаний с целью их практического применения в непредвиденных ситуациях. Эти технологии призваны «выращивать» в ребенке творческие способности и потребность в творчестве (социальном, этическом, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности. В теории и практике образования они называются личностно-ориентированными или развивающими технологиями.
Необходимым условием организации образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в учреждениях образования.

Часть 4.

Создание образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала ребенка

Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентирующая на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создается с опорой на следующие принципы:

- принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);
- принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации своих способностей;

- принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;

- принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;

- принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». (П.П. Блонский).

Известно, что психологическими механизмами любой деятельности, требующей творческого подхода, являются:

- ассоциации, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;
- анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. Поэтому способами организации учебно-познавательной деятельности, стимулирующими развитие творческого потенциала личности через реализацию ассоциации и анаксиоматизации выступают следующие эвристические приёмы: прием завышения оценки удачного способа решения задачи, брейнсторминг («мозговой штурм»), проблемно-диалоговое, индивидуализированное обучение, прием «остранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).

Творчество не возможно без вдохновения, эмоционального подъема, которые стимулируют этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует все более богатому и глубокому проявлению индивидуальности. Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы организации учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), которые разработаны с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач.

Как уже говорилось ранее, широко распространены такие методы, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.

Рассмотрим некоторые из них.

Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип этого метода – запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников – от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более высоким уровнем развития). Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:

1 этап – распределение учащихся по группам (по 7-8 человек, психологически совместимых).

2 этап – выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи.

3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки».

4 этап – отбор, систематизация и классификация идей.

5 этап – деструктирование идей, т.е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» здесь имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей.

6 этап – окончательный выбор идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимальное сочетание интуитивного и логического.

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы – дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики решения творческой задачи. Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко используют их в своей практической деятельности. Приведем в качестве примера варианты эвристических вопросов.

1. Для осмысления предложенной задачи, надо поставить перед собой вопросы: что известно? Что дано? В чем состоит условие?

2. Для осуществления поиска решения задачи: как найти связь между данными задачи и неизвестным? Известна ли вам похожая задача? Можно ли ею воспользоваться? Можно ли воспользоваться методом ее решения? Можно ли сформулировать задачу иначе? Можно ли найти более доступную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную? Что полезное можно извлечь из данных? Все ли данные уже использованы?

3. При осуществлении плана решения контролируйте каждый свой шаг: правильно ли вы поступили? Обосновывайте, что ваши шаги правильные.

4. Контроль и самоконтроль полученного решения: нельзя ли проверить результат? Как проверить ход решения? Как и где можно использовать полученный результат? Можно ли решить задачу, обратную данной?
Достоинства метода эвристических вопросов – в его простоте и эффективности для решения любых задач. Недостаток – мало оригинальных идей и решений.

Метод аналогий – важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т.д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо).
Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.

Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются деловые и ролевые игры.
Деловая игра – это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества, созидания и взаиморазвития личности каждого участника. Деловая игра способствует тому, что учащийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для соучеников и преподавателя.
Моделирование и проигрывание различных ситуаций и ролей, отражающих сложность жизни, вариативность решения возникших проблем позволяет играющим осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации, способствует развитию рефлексивных способностей, формируют умение решать возникающие задачи с учетом своей индивидуальности. Технология деловой и ролевой игр – это конкретная «технология» проблемного обучения. Алгоритм проведения деловой или ролевой игр может быть следующим: подготовка к игре ответственных за ее проведение, выделение ведущей идеи игры, построение имитационной модели; «ввод в игру» (распределение ролей, создание доброжелательной атмосферы, постановка задач, знакомство с правилами и ролями); процесс игры (разрешение проблемы, проверка решения, оценка полученных результатов); подведение итогов игры (создание целостного представления о путях решения рассматриваемой проблемы, реализация творческих подходов и проявление мастерства).
Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умению решать задачи, через которые формируется способность анализировать, оценивать действия и поступки, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.
Одним из обязательных условий развития творческого потенциала учащихся является достаточно высокая степень проблемности предлагаемых им задач. Проблемность задач и уровень познавательной самостоятельности важно увеличивать так, чтобы не вызвать эффект непосильности как субъективной характеристики. При высокой проблемности учебно-познавательной задачи большое внимание должно уделяться различным эвристикам: подсказке, дополнительным вопросам и др. В этой связи целесообразным выступает разработка учащимися задач, в процессе которой они упражняются в умениях ориентироваться в обстановке, выбирать из многих вариантов самый рациональный, проигрывать его в своем воображении, моделировать ход решения, предусматривать последствия принятого решения. Учащийся учится правильно осуществлять диагностику создавшейся ситуации, которая включает в себя: анализ задачи или ситуации, выяснение причин возникновения, условий и характера развития, постановку целей и поиск путей решения задачи, определение целесообразных путей выхода из создавшейся ситуации. Процесс решения учебных задач, кроме интеллектуальной и практической готовности, включает в себя эмоциональный компонент. Решение творческих задач может быть эмоциональным. Связь эмоций и мышления в процессе решения творческих задач исследована О.К. Тихомировым. Им введено понятие «эмоциональное решение задачи», которое означает состояние человека до того, как он сформулирует словесно принцип и ход решения задачи. Это один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие творческой направленности учащихся. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя – это те стимулы, благодаря которым возникает желание творить. Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование примеров из художественной и научной литературы, шутки, загадки, головоломки, аналогии, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей.
Эмоциональную готовность к решению учебных задач возможно создать при использовании на занятиях: фрагментов конкурсов, соревнований, блиц-турниров. Стимулируют поиск нестандартных решений номинации, которые присваиваются учащимся: самое оригинальное решение, самый лаконичный ответ, самое логичное решение, самое хитроумное решение, виртуальное решение, решение-мечта, самое практичное решение и т.д.

Эмоциональная готовность к творческому решению учебно-познавательных задач начинается с постановки цели предстоящей деятельности.

Весь внешний облик учащегося, экспрессивность его речи, уместная энергичность, спокойный и одновременно настойчивый взгляд в сочетании с четкостью поступков и риторики, их логичностью и проникновенностью – все это и многое другое свидетельствует о динамичности личностного роста учащихся.

Одним из методов включения учащихся в диалоговое взаимодействие является «метод трансформации когнитивного содержания в эмоциональное» состояние познающего субъекта. Учащимся предлагается (после прочитанной лекции, практического занятия, урока) ответить на вопросы типа: какие чувства вы испытали во время урока? Как менялись ваши чувства по ходу занятия? Какая часть занятия вызывает у вас наибольшее приятие (неприятие)? Как вы это почувствовали?

Уважение, приятие эмоциональных состояний учащихся, их поддержка демонстрируют признание за каждым из них права испытывать именно эти чувства, их эмоциональные реакции принимаются как адекватные данной ситуации, данному содержанию. Интерес к эмоциям, чувствам, эмоциональным состояниям учащихся на занятиях формируют у них представление о сущности учебно-познавательной деятельности как средства развития личности. А сущность развития проявляется в смене эмоций, чувств, знаний, умений, мотивов.

Самоанализ эмоциональных состояний описывается как рефлексивная практика личности, а рефлексивные способности – как системообразующий компонент личностного роста. Успешное развитие творческого потенциала учащихся невозможно без обогащения их рефлексивного опыта. Поэтому овладение рефлексивными технологиями в учебно-познавательной деятельности учащихся должно занимать важное место.

Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности.
Поскольку рефлексия собственных действий является незаменимым компонентом творческой деятельности и условием ее эффективного осуществления, то развитие рефлексивных способностей учащихся также составляет задачу каждого занятия. Интеллектуальная рефлексия включает осознание и оценку своих действий, составляющих сущность его интеллектуальной деятельности: объем знаний, характер их систематизации, способы применения в различных областях. Показателями развития рефлексивных способностей являются следующие показатели:

- уяснение для себя содержания материала, представленного в виде текста (схемы, рисунка);

- владение приемами отработки изучаемого содержания (пересказ своими словами, понимание логики изложения, выделение ключевых понятий усвоенного материала);

- владение приемами систематизации (составление обзоров, резюме, аннотаций, схем, таблиц, карточек, папок);

- умение осуществлять логическую квалификацию текста (вычленять факты, теоретические постулаты, объяснительные принципы, выдвигаемые следствия);

- умение составить систему проверочных заданий для определения уровня усвоения.

Учащиеся по-разному усваивают учебную и научную информацию и способы оперирования ею: одни – правильно и достаточно быстро овладевают теоретическими положениями и умело применяют их на практике; другие – понимают, но не умеют применить в конкретной ситуации; третьи – с трудом усваивают учебный материал и не всегда понимают его. Эти различия важно учитывать при организации занятий.
Знания могут быть предъявлены на нескольких уровнях: І – ученический (учащийся воспроизводит усвоенный материал с опорой на конспект или учебник); ІІ – типовой (учащийся воспроизводит содержание без подсказки, но по заданному образцу); ІІІ – эвристический (учащийся может не только воспроизводить материал, но и дополнить его, применить знание в новых ситуациях); ІV – творческий (учащийся владеет приемами проверки глубины, гибкости своих знаний, отчетливо рефлексирует каждое из интеллектуальных действий, способен применить знания в незнакомых ситуациях, самостоятельно сформулировать проблемы).
Общей и личностно значимой для всех учащихся сферой деятельности является обогащение их эмоционального опыта, расширение коммуникативного репертуара, эмоциональной культуры как поведенческой раскованности, грациозности. Дж. Локк подчеркивал: «Грация – это полное соответствие внешнего поведения, манер, привычек, поступков естественным свойствам души, внутренним качествам характера. Грация является проявлением свободы и естественности в поведении человека, сделавшего нормы и правила поведения своей внутренней культурой».

Учебные занятия могут рассматриваться как «гимнастический зал» для обогащения опыта поведения учащихся, адекватного выражения их индивидуальности.

Эмоциональные состояния рассматривают как механизм развития творческого потенциала личности.

Развитие эмоциональных способностей осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии. Внешними признаками осознания и проявления индивидуальности личности является ее способность назвать свои эмоциональные состояния, осознать их как правомерные в данной ситуации, поддерживать как адекватные ей. Коммуникативное творчество всегда проявляется как адресованное другому. Поэтому субъект-субъектные отношения на занятиях важно направлять как на выявление собственных эмоциональных состояний, так и на поддержку индивидуальности другого. Логика управления развитием творческой направленности учащихся выстраивается от безоценочного принятия эмоциональных состояний учащихся к поддержке их эмоциональных реакций, а затем – к помогающим отношениям. Безоценочное принятие эмоционального состояния переживаемых чувств учащихся подчеркивает их реальную возможность различными способами прийти к решению поставленной задачи. Позиция преподавателя в данной ситуации заключается в представлении учащимся образцов разнообразных средств самовыражения.

Так, на занятиях учащиеся могут быть включены в рефлексию своих эмоциональных состояний при помощи вопросов – заданий типа: расскажите, что вы чувствовали во время занятия? По его ходу? Что нового узнали? Чему научились? Что услышали впервые? Оцените по степень своей активности на занятии. Учащиеся называют самые разные, подчас прямо противоположные чувства («удовлетворение», «интерес, что дальше будет», «раздражение», «удивление», «обычное состояние перед изучением нового» и т.п.). Педагог принимает эмоциональные состояния каждого, не комментируя их, не оценивая как правильные и неправильные. Принимая эмоциональные состояния, реакции учащихся на осваиваемую информацию или методы работы с нею, педагог тем самым создает психологическую обстановку признания за каждым из них права испытывать именно те чувства, которые они сами называют, что стимулирует осознание собственных эмоций. Существенным моментом осознания учащимися своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка, то есть не только принятие в безоценочной манере, но и признание их соответствующими данной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.085 с.)