Особенности развития воображения у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития воображения у детей



Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. «Дети могут из всего сделать все»,- говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее. Отношения его с окружающей средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

- юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

- зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Определим этапы развития воображения у детей дошкольного возраста.

До 3 х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Наиболее успешно задания и упражнения на развитие воображения могут реализовываться в игре, а также на интегрированных занятиях по рисованию и информатике. В задачи таких занятий входят расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов — для создания более полной и обширной основы для воображения, активизации и развития речи, обучения детей комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями.

С целью реализации этих задач учащимся можно предложить задания, направленные на формирование таких умений как:

- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти (напр.: «Магазин игрушек» - нарисовать любимую игрушку из геометрических фигур);

- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков (напр.: «Прогулки по зоопарку» - угадать, о каком животном идет речь, и нарисовать его);

- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки» - дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);

- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы (напр.: «Чья это тень?» - превратить пятно в рисунок);

- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов (напр.: «Несуществующее животное» - нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем);

- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой и составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте (напр.: «История жизни» - придумать рассказ от имени нарисованного предмета).

Интегрирование урока рисования и информатики позволяет учителю делать процесс обучения более интересным и интенсивным. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, что, безусловно, повышает мотивацию учащихся. Рисование на компьютере вызывает большой интерес у детей, позволяет снять страх ошибки от неправильно выполненных действий, а также страх и растерянность перед чистым листом, свойственный обычно урокам рисования. Ведь компьютер дает возможность исправить любую ошибку и вернуться к любому этапу работы. Даже те ученики, которые не очень хорошо умеют рисовать, вдохновляются при виде богатой цветовой палитры и многочисленных спецэффектов, позволяющих вылиться на простор собственной детской фантазии, попробовать проявить себя в роли художника. Использование компьютера на уроке рисования создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества и воображения.

Таким образом, творчество, как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека, на не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.

Часть 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.005 с.)