Цель: развитие мышления и речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: развитие мышления и речи.



Оборудование: мяч.

Описание игры

Дети встают в круг, психолог с мячом в руках в центр круга.

Психолог объясняет правила игры: «Я буду бросать вам мяч и называть слово. Вам нужно поймать мяч, бросить его мне и сказать такое слово, которое подходит к моему. Например, я говорю — дождь, а вы — зонтик, я — дом, а вы — крыша».

Примечание. Используются стимульные слова: лодка, обед, футбол, хоккей, гнездо, улей, лес, огород, школа, магазин, часы, руль и т.д.

Релаксационное упражнение

Цель: снятие напряжения

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко...

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают,

Отдыхают, засыпают,

Шея не напряжена.

А расслаблена,

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется,

Все чудесно расслабляется,

Дышится легко, ровно, глубоко...

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепко кулачки сжимаем, потянулись, улыбнулись и проснулись.


ЗАНЯТИЕ 16

Задание: «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ГРУППАМ»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с 12-ю предметными картинками, которые можно разделить натри группы, например, одежда: пла­тье, юбка, шуба, куртка; обувь: сапоги, туфли, ботинки, крос­совки; головные уборы: платок, шляпа, шапка, панама и т.д. (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится поднос с 12-ю предметными картинками.

Психолог предлагает детям разделить все картинки на три группы.

Выполнив, задание, дети меняются местами (комплектами картинок) и приступают к проведению следующего варианта классификации. Примечание. Комплекты картинок у всех детей разные. «Игра «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

Цель: развитие слухового внимания, способности к воле­вому управлению поведением.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог договаривается с детьми, что на определенное ко­личество хлопков они будут выполнять заданное движение. Эти движения могут придумывать сами дети, может предла­гать взрослый. Например, услышав один хлопок — присесть, два хлопка — махать руками, три хлопка — подуть изо всех сил, четыре хлопка — поднять руки.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить заданное движение. Игра продолжается.

Задание «ДОРИСУЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КАРТИНКА»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мел­кой моторики.

Оборудование: карточка к заданию, простой каран­даш и ластик (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится карточка с не­законченными и ничего не значащими изображениями, простой карандаш и ластик.

Психолог предлагает детям дорисовать изображения так, чтобы получилась законченная картинка.

По окончании рисования дети поочередно рассказывают о своих рисунках.

 

 

ЗАНЯТИЕ 17

Задание «РАССТАВЬ ЗНАКИ»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: карта — квадратный лист бумаги, разде­ленный на 16 клеток, в клеточках верхнего ряда написаны (на­клеены) математические знаки (+, -, =, <) | (для каждого ре­бенка); поднос с 12-ю карточками, на которых написаны (накле­ены) математические знаки (+, -, =, <) — по четыре карточки на каждый знак (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится поднос с набо­ром математических знаков и карта:

Психолог предлагает детям разложить карточки со знака­ми по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по два одинаковых знака.

Примечание. Подходящий раздаточный материал, рассчи­танный на группу из 10 детей, можно найти в пособии Г.Е. Сы­чёвой «Формирование элементарных математических представ­лений у дошкольников. Раздаточный материал». — М.: Книго­люб, 2003.

Игра «СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ»

Цель: развитие способности быстро переключать внима­ние, воспитание выдержки и волевого усилия.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог предлагает детям показать и запомнить действия, соответствующие номерам команд:

команда 1 — повернуть голову и посмотреть вправо, повер­нуть голову и посмотреть вперед, опустить голову вниз, поднять вверх;

команда 2 — поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки;

команда 3 — поднять правую ногу, опустить, поднять Ле­вую — опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах.

Затем включается музыка, дети танцуют. На первую оста­новку музыки — действуют в соответствии с командой 1, на вто­рую остановку — с командой 2 и т.д.

Игра «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ»

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация сло­варного запаса.

Описание игры

Психолог предлагает детям ответить на вопросы: «Что бы­вает зеленым?», «Что бывает белым?», «Что бывает красным?»

Примечание. Игру рекомендуется проводить в виде со­ревнования. За каждый правильный ответ выдается фишка. Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.

Упражнение «ОТДЫХ»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью отрыв­ка из музыкального произведения (например, Ф. Шопен «Нок­тюрн № 2»); коврики (по количеству детей).

Описание упражнения

Психолог предлагает детям лечь на коврики, принять удоб­ную позу, закрыть глаза, послушать музыку, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях

 

ЗАНЯТИЕ 18

Игра «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»

Цель: развитие внимания.

Оборудование: 16 картинок с изображением различных видов транспорта или битовых электроприборов|; фишки; коврики (по количеству детей).

Описание игры

Коврики, на которых будут сидеть (лежать) дети, располагаются в виде лепестков цветка.

В центре «цветка» выкладываются 16 карти­нок изображением вверх так, чтобы они не каса­лись друг друга.

Дети занимают свои места.

Звучит команда «Внимание!», затем называ­ется какая-то из картинок, например: «Самолет». Тот, кто пер­вым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра про­должается.

Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.

Игра «ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти и пространствен­ной ориентации.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог предлагает каждому ребенку запомнить «свое ме­сто». Например, место одного из детей — мягкий модуль, дру­гого — стул, третьего- пуфик, и т.д.

Затем включается музыка, дети танцуют. Когда музыка ос­тановится и прозвучит команда «Место!», каждый ребенок дол­жен быстро занять «свое место».

Примечание. Далее игра усложняется — во время движе­ния детей психолог переставляет модули, стульчики, пуфи­ки на другие места.

Игра «ПРИДУМАЙ ЗАГАДКУ»

Цель: развитие речи и мышления.

О борудование: игрушки и знакомые детям предметы.

Описание игры

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям пред­меты.

Психолог предлагает одному из детей (водящему), не пока­зывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из детей не по­бывает в роли водящего.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО».


ЗАНЯТИЕ 19

Игра «САМЫЙ СМЕКАЛИСТЫЙ»

Цель: развитие внимания и логического мышления.

Оборудование: 24 карточки с изображением геометри­ческих фигур: квадрата, треугольника, круга, ромба; по цвету фигуры — синие, красные, зеленые; по размеру — большие и маленькие (два комплекта).

Описание игры

Все сидят за общим столом. В центре стола выкладываются 24 карточки изображением вверх так, чтобы они не касались друг друга.

Психолог ставит перед собой коробку со вторым набором кар­точек. Он достает оттуда по одной карточке, показывает детям и просит их найти на столе такую карточку, которая отличает­ся от предъявленной только одним признаком. Например, если показан большой красный круг, то нужно найти маленький красный круг, если показан большой красный квадрат, то нуж­но найти большой зеленый (синий) квадрат и т.д.

Примечание. Для стимуляции активности детей реко­мендуется использовать фишки. Выигрывает ребенок, на­бравший большее количество фишек.

Задания можно усложнить, предложив подбирать фигуры, отличающиеся двумя признаками.

Игра «ПОЗЫ»

Цель: развитие воображения, эмоционально-выразитель­ных движений, внимания и памяти.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Описание игры

Психолог предлагает детям придумать и принять позы к бук­вам Г, К, Ф,Х, Р.

Дети выполняют задание. Психолог проверяет и уточняет позы.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и психолог назовет одну из перечисленных букв, дети должны быстро принять соответ­ствующую позу.

Игра продолжается.

Задание «ДОРИСУЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ СЮЖЕТНАЯ КАРТИНКА»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мел­кой моторики.

Оборудование: карточка к заданию, простой каран­даш и ластик (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится карточка к за­данию, простой карандаш и ластик.

Психолог предлагает детям дорисовать фигуры так, чтобы получилась единая сюжетная картинка.

По окончании рисования дети поочередно рассказывают о своих рисунках.

Игра «СЛУШАЙ СВОЕ ИМЯ»

Цель: снижение напряженности и возбуждения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки (например, К. Сен-Санс, «Опус»); коврики (по ко­личеству детей).

Описание игры

На некотором расстоянии друг от друга расставлены мягкие модули, пуфики и большие мягкие игрушки. Рядом с ними рас­положены коврики. Дети стоят в стороне.

Психолог включает музыку и называет по имени любого ре­бенка. Тот начинает двигаться, обходя препятствия (модули, пуфики, игрушки). Когда в музыке возникает пауза, ребенок са­дится на коврик.

Затем вызывается по имени следующий ребенок, он тоже двигается между препятствиями как хочет, и садится, когда музыка обрывается.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сядут на ков­рики.

 


ЗАНЯТИЕ 20

Игра «КАРТИНКИ-ЗАГАДКИ»

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование коробка с 12-ю предметными картинками [кс

Описание игры

На столе психолога стоит коробка с 12-ю предметными кар­тинками.

Психолог предлагает одному из детей (водящему) подойти к столу, взять картинку и составить описание предмета, изобра­женного на ней, в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком пред­мете идет речь, становится водящим.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из детей один-два раза не побывает в роли водящего.

Игра «ИНСТРУМЕНТЫ»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. Оборудование: картинки с изображением инструментов (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи».

Задание «ЗАПИШИ БУКВЫ, КАК ЗАПОМНИЛ»

Цель: развитие произвольного внимания и слуховой памяти. Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Психолог предлагает детям запомнить пять букв, которые он назовет, и записать их в нужной последовательности.

Примечание. На одном занятии можно предложить де­тям выполнить 2-3 варианта задания.

При возникновении затруднений рекомендуется сократить количество букв.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО».

 

ЗАНЯТИЕ 21

Задание «КТО ИЛИ ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСОКИМ, ХОЛОДНЫМ, КОРОТКИМ, ТВЕРДЫМ, ЖИДКИМ?»

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация сло­варного запаса.

Примечание. Ход выполнения задания определяется пси­хологом.

Для стимуляции активности детей рекомендуется использо­вать фишки.

Игра «ЗАПРЕТНОЕ ЧИСЛО»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности и са­моконтроля.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокой­ной музыки.

Описание игры

Психолог договаривается с-детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Когда дети услы­шат число «восемь», они должны хлопнуть в ладоши.

Затем включается музыка, дети идут по кругу. Психолог произносит, например: 2,6, 9,10, 8, 3, 5, 7,9,12, 3, 6, 8, 6,9, 8 и т.д. На счет «восемь» дети хлопают в ладоши.

Задание «ВЫЛОЖИ БУКВЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»

Цель: расширение объема памяти и развитие внимания.

Оборудование: магнитная доска; магниты; мел (мар­кер); четыре демонстрационные карточки с буквами; квад­ратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки (для каждого ребенка); поднос с четырьмя карточками, на которых написаны те же буквы (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки, и поднос с четырь­мя карточками, на которых написаны буквы. На магнитной доске заранее начерчен мелом (маркером) такой же, но только большего размера, квадрат с четырьмя клетками.

Дети наблюдают за тем, как психолог располагает в клет­ках четыре демонстрационные карточки 6 буквами.

Дается время для запоминания — 5-6 секунд. Затем карточ­ки с буквами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же буквы на своих листах.

Примечание. На одном занятии можно предложить де­тям выполнить 2-3 варианта задания.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «НЕОБЫЧНАЯ РАДУГА».

ЗАНЯТИЕ 22

Игра: «УГАДАЙ ИГРУШКУ»

Цель: развитие восприятия, мышления, выразительных движений.

Оборудование: игрушки.

Описание игры

На столе психолога находятся игрушки. С помощью считал­ки или по желанию выбирается водящий. Он выходит из комнаты на 2-3 минуты. В его отсутствие выбирается тот, кто бу­дет позой, жестами или мимикой изображать одну из игрушек.

Водящий должен отгадать игрушку, взять ее в руки и на­звать. Остальные дети хором говорят: «Правильно» или «Не­правильно».

Игра продолжается.

Примечание. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Игра «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

Цель: развитие слухового внимания, способности к воле­вому управлению поведением.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки

Описание игры

Психолог просит детей изобразить с помощью выразитель­ных движений капель, ручеек, сосульку.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.

Затем психолог договаривается с детьми, что на один хло­пок

они будут изображать капель, на два — ручеек, на три — сосульку.

Включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Ког­да

музыка остановится и прозвучит определенное количество хлоп­ков, дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

Игра продолжается.

Задание «НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ЧИСЛА»

Цель: расширение объема внимания, развитие способно­сти к сосредоточению.

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находятся карточка к за­данию и две фишки.

Психолог предлагает детям найти одинаковые цифры и за­крыть их фишками.

После проверки дети меняются местами (стимульным мате­риалом) и приступают к выполнению следующего варианта за­дания.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ОТДОХНЕМ».

 

 

ЗАНЯТИЕ 23

Задание «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ДВУМ КАРТИНКАМ»

Цель: развитие мышления, воображения и речи.

Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); магниты; пары предметных картинок: бабушка — кофта (пе­тух, чашка, ваза та т.к.), девочкакролик (фасоль, лыжи, трамвай и т.д.,), мальчик — кот (велосипед, коньки, книги и т.д.), пчела — улей, корзина — подосиновик, аквариум — рыб­ки, муравей — муравейник, аистгнездо

Описание задания

Психолог поочередно прикрепляет к магнитной доске (на­борному полотну) каждую пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Примечание. Для стимуляции активности детей рекомендуется использовать фишки.

Игра «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Цель: развитие внимания, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц[кс (по количеству детей).

Примечание. Эта игра аналогична игре «Овощи».

Задание «НАРИСУЙ И ЗАЧЕРКНИ» '

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).

Описание задания

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Психолог предлагает детям:

а) нарисовать три треугольника, один круг, два овала и за­черкнуть четвертую фигуру;

б) нарисовать два овала, два прямоугольника, два квадрата и зачеркнуть третью фигуру;

в) нарисовать три круга, три овала, один прямоугольник и зачеркнуть шестую фигуру.

г) нарисовать 5 кругов, 2 ромба, 3 прямоугольника, 1 квадрат и зачеркнуть одиннадцатую фигуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.095 с.)