Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодоление склонов на лыжах

Поиск

Успешное преодоление различных по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда все участники владеют приемами

 

подъемов, спусков, торможения и поворотов с тяжелым рюкзаком за спиной. Рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные моменты при эволюциях лыжника и часто приводит к падениям. Поэтому отработанным можно считать тот прием, который успешно выполняется с тяжелым рюкзаком.


 

Рис. 80. Условные обозначения и термины: 1 — спуск зигзагом; 2 — косой спуск; 3 — прямой спуск; 4 — внутренние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи; 5 — внешние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи. а — нагрузка на лыжи отсутствует; б — лыжа загружена незначительно; в—на лыжу приходится большая часть веса лыжника.

Учитывая, что подавляющее большинство классифицированных спортивных маршрутов пролегает по горной местности с разнообразными по характеру и сложности склонами, владение приемами горнолыжной техники становится в настоящее время для туристов-лыжников обязательным. Нельзя считать себя по-настоящему подготовленным к таким походам, если нет умения осмысленно и уверенно действовать на сложных склонах, а также без некоторой доработки лыжных креплений. На рис. 80 приведены условные обозначения, облегчающие понимание способов поворотов, торможения и спусков.

 

Подъемы

В зависимости от крутизны и протяженности склона, а также характера снежного покрова подъем можно осуществлять ступающим шагом, елочкой, полуелочкой, лесенкой, лесенкой наискось и зигзагом (рис. 81).

 

Рис. 81. Способы подъема на лыжах в зависимости от крутизны склона.

Вступающим, шагом поднимаются на ровных и пологих склонах. При этом туловище следует наклонять несколько больше вперед, а руками более сильно опираться на палки. При «отдаче» лыжи нужно ставить с прихлопом. Полу елочкой поднимаются на более крутых склонах, двигаясь по ним наискосок: лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая — несколько развернутой в сторону. Подъем елочкой применяется на склонах средней крутизны: носки лыж широко разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра с поочередной опорой на палки, штырьки которых втыкаются в снег


позади лыж. Чтобы носки лыж при перестановке не зарывались в снег, следует одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

 

На крутых и обрывистых склонах лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. На склонах с твердым снежным покровом лыжу нужно ставить с прихлопыванием на ребро. На широких склонах, когда подъем прямой лесенкой из-за осыпания снега невозможен, подниматься надо лесенкой наискосок — одновременно с подъмом продвигаться несколько вперед.

 

На длинных нелавиноопасных склонах средней крутизны целесообразно подниматься зигзагом, двигаясь скользящим шагом, полуелочкой или лесенкой наискосок. Чтобы не «подрезать» снега на склоне, отрезки пути от Водоворота до поворота нужно прокладывать не более 30 м,— длиной под прикрытием отдельных деревьев, кустов, камней, обледенелых участков. Крутизна пути выбирается такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти на руках», с силой опираясь на палки, что утомительно.

 

 

Рис. 82. Поворот на 180° махом.

Перемена направления движения производится поворотом «кругом» спиной к склону. Перед началом поворота необходимо поставить лыжи параллельно склону во избежание соскальзывания вниз. Затем лыжу, расположенную ниже по склону, поднять махом ноги и переставить носком в нужном направлении. При выполнении этого движения надо опереться на палку, воткнутую выше лыжи, а другую — отвести в сторону, чтобы она не мешала переставлять первую лыжу. Далее в нужном направлении переставить и вторую лыжу.

Прием выполняется плавно, без рывков (рис. 82). Не рекомендуется разворачиваться из положения «лицом к склону»: в случае потери равновесия падение произойдет на спину вниз по склону, что затруднит быстрое самозадержание. При смене направления существует опасность упасть на товарища, стоящего ниже по склону.

 

Рис. 83. Подъем зигзагом.

В качестве одной из мер предосторожности рекомендуется двигаться «вразбивку», как показано на рис. 83. Некоторые считают наиболее приемлемым способ «челнока», когда для движения в обратном направлении группа разворачивается одновременно: замыкающий становится направляющим, а первый— последним. Этот способ несколько удлиняет путь, но позволяет группе двигаться компактно, что особенно важно в условиях плохой видимости (см. рис. 83).

 

Спуски

Травмы получают в основном во время спусков — расплата за лихачество и неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов, из сочетания которых складывается скатывание на лыжах с гор. В зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова выбираются стойка и способ спуска.

 

Перед началом спуска тросик лыжных креплений необходимо завести за крючки на боках лыжи под серединой ступни ноги.


 

 

Рис. 84. Спуск в высокой стойке.

На ровных и пологих склонах с глубоким снегом спускаются обычно в высокой стойке (рис. 84): ноги слегка согнуты в коленях, лыжи поставлены почти вплотную одна к другой, туловище немного наклонено вперед, полусогнутые в локтях руки опущены, палки держатся кольцами назад; во избежание травм старайтесь никогда не выносить их вперед.

 

В средней стойке спускаются на более крутых склонах: лыжи на ширине 15—20 см, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях так, чтобы были видны носки ботинок. Спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуется увеличением скорости на плотном снегу и резким торможением на рыхлом, что обычно приводит к потере равновесия и падению вперед. Для сохранения устойчивости нужно сделать разножку — одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимо выдвинуть еще дальше и больше согнуть в колене.

 

В низкой стойке спускаются на более крутых склонах типа уступа: необходимо сильно согнуть ноги в коленях, присесть, туловище наклонить и вы нести вперед руки.

 

Спуск по прямой осуществляют на пологих и хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. С увеличением скорости надо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до падения, памятуя, что лучше это сделать умышленно, чем потеряв над собой контроль.

 

На крутых склонах (без признаков лавинной опасности!), когда торможение не обеспечивает желаемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или после остановки. Каждый участник обычно спускается по своему пути. При спуске по одной лыжне, например в условиях ограниченной видимости, «гасить» скорость можно путем выката одной или обеими лыжами на свежий снег, а также торможением с помощью палок.

 

Боковым соскальзыванием обычно спускаются с крутых, недлинных склонов, без обрывистых участков. Для этого необходимо поставить лыжи параллельно склону и, нажимая на внешние ребра, уменьшать сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости следует усилить упор на внутренние ребра лыж. Прием этот может выполняться как при спуске наискосок к склону, так и без продвижения вперед — прямо вниз.

 

Спуск лесенкой применяется на более крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. На склоне с рыхлым снегом лыжи необходимо ставить след в след, уплотняя ступеньки и не допуская сползания снега. На склоне с настовым или обледенелым покрытием лыжи ставятся на кант с прихлопыванием. Во всех случаях опора на лыжные палки обязательна. Наиболее распространенная ошибка при спусках — сгибание корпуса до положения «угла» и попытка тормозить палками. Такое положение корпуса не обеспечивает устойчивости, особенно при спусках с рюкзаком, а выставленные вперед палки нередко приводят к серьезным травмам.

 

Рис. 85. Движение на сложных склонах.


Основное условие успешного движения на сложных склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы и встречные склоны, — сохранение постоянного контакта лыж со снегом и устойчивости. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 85). Начиная спуск с уступа, нужно присесть и принять низкую стойку, а по мере выполаживания склона — плавно выпрямлять туловище. Подъезжая к бугру, надо согнуть ноги и, освободив лыжи от нагрузки, дать им возможность мягко взойти на бугор, иначе они упрутся в него, скорость резко снизится и лыжник по инерции упадет вперед или будет подброшен за бугром и может упасть.

Преодоление ямы сводится к умелому спуску с уступа и вкатыванию на бугор. Спуск с выкатом на встречный склон начинается в средней или низкой стойке, с постепенным выпрямлением туловища по мере выполаживания склона. Перед встречным сконом необходимо вновь сгруппироваться, как перед бугром. С уменьшением скорости на встречном склоне следует быстро развернуться, пользуясь поворотом переступанием, и продолжить спуск в нужном направлении или остановиться на склоне.

 

Торможение

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

 

 

Рис. 86. Торможение полуплугом (односторонний упор).

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

 

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 86).

 

Рис. 87. Торможение плугом (двусторонний упор).

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых

 

спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 87).

 

Рис. 88. Торможение с помощью палок.

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука,


находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху. а другая — внизу (рис. 88). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.

 

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание.

Характерная ошибка — падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 89).

 

Рис. 89. Остановка падением: а—приседание перед падением; б—положение упавшего лыжника в момент остановки.

Повороты

Тяжелый рюкзак за спиной и крепления, не обеспечивающие жесткой фиксации ботинка, не позволяют применять повороты, широко распространенные среди горнолыжников. Туристы-лыжники пользуются наиболее простыми Поворотами: переступанием, из положения плуга и полуплуга.

 

Поворот переступанием используется на небольшой скорости на пологих склонах и при любом характере снежного покрова. Он напоминает движение на коньках, когда более сильные толчки делаются ногой, расположенной на внешней стороне дуги поворота. Для этого надо перенести тяжесть тела на лыжу, которая при повороте будет «наружной», и слегка присесть на нее, подтянуть и развернуть другую лыжу в нужном направлении, перенести на нее тяжесть тела и, скользя на этой (внутренней) лыже, подтянуть другую.

Переступание в движении можно выполнять отводя в сторону не носок, а запятники лыж. Этим способом обычно пользуются при движении в лесу и кустарнике.

 

 

Рис. 90. Поворот полуплугом (слева) и плугом: а - начало загружения лыжи; б — продолжение усиления нагрузки на лыжу до завершения поворота.

Поворот из положения плуга (рис. 90) обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для поворота, например, влево надо перенести тяжесть тела на правую ногу, поставить лыжу круто на ребро, а левую — разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

 

Поворот из положения полуплуга (рис. 90) выполняется на более высоких скоростях и крутых склонах, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней из спуска наискосок к склону: запятник разгруженной «верхней» лыжи следует отвести в сторону, лыжу поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» — поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чero и осуществляется поворот.


Вставание после падения при спусках. Туристы-лыжники должны научиться вставать после падений на склонах. Первейшее правило — помощь товарищей упавшему, особенно женщине, обязательна.

 

Рис. 91. Вставание при падении на склоне с плотным снегом: 1 — палки схвачены рукой снизу; 2 — то же сверху.

При падениях на склонах с глубоким и рыхлым снежным покровом, когда опора на палки не дает эффекта (они проваливаются в снег под нагрузкой), разумней всего снять рюкзак, развернуться так, чтобы лыжи оказались ниже тела и перпендикулярно линии склона, сгруппировать корпус и, опираясь на палки, положенные вместе на снег, встать, отряхнуть снег и надеть рюкзак, попытки встать в таких условиях, не снимая рюкзака, как правило, безуспешны а сил и времени тратится много.

 

На склоне с твердым снегом следует подтянуть лыжи к корпусу, надежно упереть их в снег и, опираясь на палки, сложенные вместе, подняться (рис. 91). Сильные лыжники делают это, не снимая рюкзака.

 

ТАКТИКА ЛЫЖНОГО ПОХОДА

Известное определение тактики как совокупности всех мероприятий, связанных с организацией и проведением похода, не несет информации конкретного плана. Кроме того, отнесение всех мероприятий подготовительного этапа и собственно похода к тактике вряд ли можно признать правильным; например сбор информации, подбор продуктов питания, физическая и техническая подготовка, материальное обеспечение связаны с тактикой и могут влиять на нее, но они не относятся к тактическим аспектам.

 

Более приемлемо такое определение тактики, которое включает планирование (похода в целом, дневных переходов и преодоления конкретных препятствий) и действия в соответствии с планом или принятыми решениями, направленные на достижение спортивных, эстетических и других целей с соблюдением мер безопасности и в установленные сроки. Такое определение относит к тактике лишь мероприятия, связанные с анализом условий конкретной обстановки, выработкой плана действий, вытекающего из этих условий, и претворением его в жизнь, а навыки и умения экономного и эффективного выполнения физических приемов передвижения, страховки, самостраховки, бивачных и иных работ относит к технике.

 

Следуя предложенному варианту определения понятия тактики, все мероприятия планирующего свойства и соответствующую им деятельность можно отнести к трем группам: план путешествия, план дневного перехода и план преодоления препятствия.

 

ПЛАН ПОХОДА

Этот план состоит из тактических решений общего характера, которые вырабатываются в зависимости от целей и задач путешествия, и включает: вид маршрута, его протяженность, продолжительность похода, количество дневок и резервных дней, график похода, распределение по маршруту технически сложных участков, зависимость веса рюкзака от вида маршрута, запасные варианты маршрута, планирование эмоциональных нагрузок.

 

Вид маршрута. Выбор вида маршрута — важнейший элемент планирования похода. В руководящих материалах по туризму все маршруты по виду подразделены на линейные, кольцевые и радиальные. В основу такого деления положено различие чисто внешнего, я бы сказал, изобразительного порядка, в силу чего оно не может отразить внутренней физической и психологической динамики различных видов маршрутов. С этих позиций, например, невозможно найти принципиальных различий между линейным и кольцевым маршрутами с точки зрения весовых нагрузок. Напрашивается необходимость в каком-то дополнительном элементе, который бы определял существо различий видов маршрутов. Им, как подсказывает туристская практика, является наличие на маршрутах населенных пунктов. С учетом этого маршруты можно подразделить на:

 

1) линейные и кольцевые без промежуточного населенного пункта;

 

2) линейные с одним населенным пунктом (маршруты, состоящие из двух кольцевых выходов из одного пункта,

— «восьмерка»);

 

3) линейные с несколькими населенными пунктами на пути движения группы (маршруты с несколькими радиальными выходами из одного пункта—«ромашка»).


В основе такой классификации видов маршрутов наряду с начертательным элементом правомерно выступает один из показателей спортивности похода — ненаселенность и как следствие ее — непреложное требование успеха и безопасности: «на весь поход всё с нами».

 

Первый вид маршрутов, даже без учета других факторов, считается самым трудным, самым спортивным и имеет определенные оценочные преимущества по сравнению с другими видами. Не случайно наиболее примечательные путешествия, особенно в тундровых и сложных горных районах, проведены по таким маршрутам. Маршруты с одним населенным пунктом также относятся к спортивным, в том числе и высоких категорий.

 

С целью достижения интересных туристских объектов, расположенных в стороне от основного маршрута, предусматриваются радиальные выходы, общая протяженность которых не должна превышать 25% регламентированной протяженности маршрута. Вызывает сомнение указание, что в радиальном выходе с возвращением по тому же пути расстояние засчитывается в половинном размере, будто обратный путь можно преодолеть без затраты сил и времени, а препятствия — без осуществления мер безопасности. К тому же на обратном пути меняется сам характер его прохождения.

 

Для обеспечения безопасности, особенно на случай резкого ухудшения погоды, маршруты походов начальной категории сложности должны проходить по меньшей мере через один-два населенных пункта.

 

Экспедиционные маршруты с целью детального изучения локального района целесообразно строить в виде нескольких радиальных или кольцевых выходов из одного места — базового лагеря. Категория такого путешествия устанавливается маршрутно-квалификационной комиссией отдельно.

 

В прямой зависимости от видов маршрутов находится динамика весовых нагрузок. Изменяющимся содержанием рюкзака, как известно, являются продукты питания, а при путешествиях в безлесье — и горючее для нагревательных приборов, которые вместе составляют более двух третей общего веса рюкзака. Самые напряженные весовые нагрузки характерны для маршрутов, проложенных вне населенных пунктов, когда всё и на весь поход приходится брать с собой. На таких маршрутах, протяженностью 25 дней и более, выходной вес рюкзака нередко достигает. 45—50 кг. Наименьшие весовые нагрузки соответствуют третьему виду маршрутов. Срединное положение занимают маршруты с одним населенным пунктом на пути, где можно пополнить запасы продуктов питания и топлива. Такие маршруты, отвечая самым взыскательным спортивным требованиям, одновременно характеризуются благоприятным распределением веса рюкзака, что позволяет уделять значительно больше сил и времени эстетической стороне похода.

 

Протяженность маршрута (наименьшая допустимая зачетная длина его). Уменьшить ее в исключительных случаях можно, но не более длины пути за счет дополнительного включения препятствий или их повышенной технической сложности. Увеличить протяженность (не более 25% регламентированной протяженности) допустимо, как правило, за счет подходной или заключительной части маршрута, но не за счет усложненных участков. Такое увеличение, однако, не может служить основанием для повышения зачетной сложности похода. И в последние годы наблюдается стабильная тенденция увеличения, по инициативе самих групп, протяженности маршрутов, и их усложнения. В отдельных случаях это может быть и оправдано. Однако в интересах безопасности и недопустимости вредных перегрузок организма, особенно начинающих туристов, правомерно ограничить верхний предел протяженности классифицированных маршрутов.

 

Продолжительность похода в минимальном значении также определена разрядными требованиями. Она является усредненным вариантом, выведенным из многократного прохождения маршрута различными группами. Увеличение количества дней на поход возможно за счет удлинения маршрута и повышения количества препятствий или их усложненности при первопрохождениях и при разведке отдельных участков маршрута. увеличение продолжительности похода из-за выделения большего количества дней на отдых снижает его спортивность. Однако такие случаи редки и не вызывают особых разногласий при оценке пройденного маршрута.

 

Другое дело — прохождение маршрута за меньшее количество дней, приводящее обычно к противоположным оценкам действий со стороны групп и маршрутно-квалификационных комиссий. Противоположность взглядов вытекает из неодинакового подхода к оценке возможностей групп различной технической подготовленности. Действительно, группа, все участники которой в равной мере и высоко владеют техническими приемами передвижения и преодоления сложных участков, может пройти маршрут несколько быстрее, сэкономив, например, на 15-дневном маршруте 2 дня (больше вряд ли возможно, поскольку указанные нормы рассчитаны на хорошо технически подготовленные группы). Большая экономия в днях не может быть только результатом технического мастерства. Она достигается, как правило, за счет перенапряжения, нарушения мер безопасности или технически безграмотного прохождения сложных участков. Как показывает статистика, основная масса несчастных случаев в лыжном туризме происходит именно по этим причинам. Следует решительно пресекать любые попытки прохождения маршрутов по сокращенным графикам и выдачи их за наивысшие показатели спортивности, иначе они могут перерасти в лихачество с самыми тяжелыми последствиями. Пусть даже в группе и не будет ЧП, но сам факт ускоренного прохождения маршрута утверждает участников в безгрешности их действий («Раз ничего не случилось, значит, все сделано правильно»), создает опасный прецедент для других.

 

Количество дневок и резервных дней должно соответствовать протяженности и сложности маршрута, продолжительности похода, а также характеру климатических условий района путешествия. Чтобы не допустить


физических перегрузок, дни отдыха (дневки) обычно намечаются через 5—6 ходовых дней. В маршрутах IV—V категорий сложности необходимо планировать не менее двух дневок. Наиболее сложно обоснованно регламентировать количество резервных дней: погода — самый трудно прогнозируемый фактор. По опыту обычно принято резервировать в зависимости от сложности маршрутов 2—5 дней.

 

Распределение по маршруту технически сложных участков выявляет умение руководителя рационально спланировать поход. Наиболее правильно построенным считается маршрут, когда особенно сложные участки приходятся на срединную часть пути, а их преодоление начинается с радиального выхода. К этому времени организм успевает адаптироваться к новым условиям, втянуться в ритм движения и нагрузки, т.е. обретает «пик формы». Немаловажный фактор — установление взаимопонимания и согласованности в действиях участников, т. е. установление нормального психологического климата в группе. К середине похода обычно проявляются ранее скрытые отрицательные взаимоотношения, которые могут стать обоснованной причиной частичного изменения маршрута или полного отказа от продолжения путешествия. Кроме того, к середине пути несколько уменьшится вес продуктов, что тоже следует учитывать при планировании похода.

 

Исходя из этих соображений, весь маршрут принято подразделять на начальный, основной и заключительный отрезки. Вряд ли можно признать маршрут правильно спланированным, если «пик сложности» падает на начальный или заключительный этап пути. Последнее особенно опасно: накопившаяся усталость и кажущаяся завершенность похода притупляют чувство опасности, что, как показывает опыт, нередко приводит к серьезным травмам и несчастным случаям.

 

Рис. 92. Вариант графика маршрута IV категории сложности: 1— 15 км; 2— 17 км; 3 и 4 — 20 км; 5—15 км; 6 —

дневка; 7 — 15 км; 8 -16 км; 9—15 км; 10—20 км; 11—21 км; 12—16 км; 13— дневка; 14 -28 км; 15—32 км;

16—30 км (всего — 280 км).

График похода заключается в разбивке маршрута пo дням, определении величин дневных переходов и распределении дневок. При разработке графика можно и правомерно внести уточнения в ранее принятый план путешествия. Например, разбивка маршрута по дням показывает, что хотя он и проходится за намеченное количество дней, но для обеспечения безопасности при преодолении перевалов в утренние часы потребуется дополнительно еще один день.

 

На рис. 92 приведен вариант графика маршрута IV категории сложности. При среднесуточной скорости 20 км для преодоления 280 км потребуется 14 дней. Начало маршрута приходится на всхолмленный тундровый участок с рыхлым снегом в долинах, что потребует, даже при небольшом километраже первых дней пути, значительных затрат физической энергии. Неоднократное прохождение подобных участков подтверждает целесообразность планирования первого перехода в пределах 15 км с увеличением в последующие дни протяженности переходов на 2—5 км.

 

После 5 дней пути перед двухдневным кольцевым выходом с траверсом ребра между вершинами предусматривается первая дневка. Учитывая, что при восхождении и спуске часть светлого времени уйдет на оценку снежной обстановки и выбор пути, надевание и снятие кошек, рубку ступеней и наведение страховочных перил, т. е. меры, обеспечивающие безопасность, в каждый день планируется пройти не более 15—16 км.

 

Последующие 4 дня приходятся на самую интересную и технически сложную часть маршрута, поэтому дневные переходы намечаются при подъеме и спуске в пределах 15—16 км, а при движении по плато—20—21 км.


С выходом в лесную зону намечается вторая дневка. На последние 3 дня пути остается 90 км. Если группа пройдет сложный участок без излишнего физического напряжения, она может сократить продолжительность отдыха или вовсе отказаться от него, рассчитывая преодолеть заключительную часть маршрута за 4 дня, но с меньшей скоростью.

 

Распространенная ошибка, с которой сталкиваются члены маршрутно-квалификационной комиссии при рассмотрении заявочных материалов на поход, заключается в механической разбивке маршрута по усредненным нормам дневных переходов. Попытка руководителя оправдать свой вариант словами «все равно без корректировки в пути не обойтись» настораживает, поскольку в действительности такое планирование — следствие слабого изучения района путешествия, незнания трудоемких участков пути, сложных препятствий и целесообразного времени на их преодоление, удобных мест биваков. Всегда следует помнить, что чем меньше пришлось уточнять график движения во время похода, тем более качественным было его планирование!

 

Запасной маршрут желательно разрабатывать в нескольких вариантах: например, сокращение заключительной части путем выхода в ближайший населенный пункт, упрощенное прохождение сложного участка или прекращение путешествия. В каждом случае изменения маршрута необходимо устанавливать хорошо заметный знак и оставлять сообщение о причинах изменения маршрута, дальнейшем пути движения и сроках прибытия в намеченный пункт.

 

Эмоциональные нагрузки пока еще не стали предметом специального планирования похода. А проблема эта реально существует и порождается, на наш взгляд, самим содержанием туризма — его спортивной и эстетической сторонами, которые вступают в противоречие при своем взаимодействии: спортивность требует отдачи максимума времени и физической энергии выполнению технической программы в предусмотренные сроки и без ошибок в обеспечении безопасности, а эстетическое восприятие немыслимо без длительного по времени и психологически углубленного переживания от увиденного.

 

Некоторые признают лишь спортивную сторону туризма и довольствуются чувством самоутверждения, возникающим как результат противоборства с техническими сложностями маршрута. Но только ли это манит туристов в белоснежье, на порожистые реки и в заоблачные высоты? Самое сильное побуждение, на наш взгляд, извечная человеческая потребность общения с природой, а спортивная сторона со всеми ее положительными качествами лишь средство получения эстетического удовольствия.

 

Разочарование может наступить как от невыполнения спортивной цели, так и от ее выделения в ущерб эстетической стороне. Только разумное сочетание двух начал, когда наряду с физическими нагрузками турист получает и эмоциональный заряд, может принести всестороннее удовлетворение путешествием. А это обязывает руководителя группы осмысленно подойти к распределению эмоциональных нагрузок на маршруте.

 

Степень эмоционального напряжения, если ее изобразить в виде кривой, в общих чертах повторит линию, которая отражает распределение по маршруту сложных участков. Самой богатой яркими впечатлениями окажется срединная, технически нагруженная часть пути. На этом участке нет необходимости планировать дополнительные эмоциональные воздействия.

 

Начало пути также не вызовет особых опасений: каждого участника приводит в восторг сам факт, что поход, несмотря на множество преград, стал реальностью, товарищи открываются друг другу неожиданно привлекательными сторонами, а зубцы серебряных вершин на горизонте будоражат ожиданием. Руководитель в дополнение к этому естественному состоянию приподнятости может предусмотреть хотя бы одно маленькое удивление.

 

В последние дни маршрута, когда позади кульминация похода и начинает сказываться усталость, руководителю следует особо позаботиться о поддержании в группе хорошего настроения и дружелюбного психологического климата. Именно в эти дни обычно происходят «срывы» и прорывается наружу то, что раньше легко сдерживалось. В этих-то условиях и пригодятся запланированные «эмоциональные инъекции» (например, ледопад, поражающий многоцветном красок).

 

Кроме того, в ежедневных графиках необходимо предусматривать свободное время, которым каждый участник мог бы распорядиться по своему усмотрению, побыть наедине с природой без назойливого внимания со стороны. Такое положение должно стать непременным условием взаимоотношений в группе, правилом хорошего туристского тона.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДНЕВНОГО ПЕРЕХОДА

Если план путешествия разрабатывается до его начала, то планирование дневных переходов происходит непосредственно на маршруте и заключается в ежедневной разработке графика движения и распорядка дня с учетом наиболее благоприятного времени преодоления препяствия и в выборе места бивака.

 

График, движения вырабатывается исходя из запланированной протяженности предстоящего дневного перехода, характера рельефа местности и состояния погоды, а также средней скорости движения группы. Он заключается в определении: количества и протяженности переходов; потребного времени на движение, отдых и обеденный перерыв. При этом учитывается следующее: первый переход должен быть самым коротким, а последующие — постепенно увеличиваться до оттренированной нормы (например, 3 км за 50 минут хода).


Перед обедом и остановкой на бивак величина переходов уменьшается. Обеденный перерыв обычно назначается после половины дневного пути, а его продолжительность зависит от принятой в группе манеры довольствоваться холодным «перекусом» или горячим обедом (в безлесье и с установкой палатки).

 

Ниже приводится вариант возможного графика (табл. 1). В итоге получилось: ходовое время 5 часов 40 минут, малые привалы — 60 минут, обеденный перерыв — 1 час 20 минут. Общее время с момента выхода до окончания дневного перехода — 8 часов.

 

Переходы Время движения, мин. Расстояние, км Отдых, мин.
1-й   2,0  
2-й   2,5  
3-й   3,0  
4-й   2,5
Обед  
5-й   2,5  
6-й   3,0  
7-й   3,0  
8-й   2,5

 

Распорядок, дня регламентирует всю деятельность группы от подъема до отбоя. Он вырабатывается с учетом:

 

1) времени, потребного группе от подъема до отбоя: в нашем примере — 12 часов (от подъема до выхода на маршрут — 2 часа, от начала до окончания дневного перехода — 8 часов, от начала разбивки бивака до отбоя с учетом личного времени, времени на подведение итогов выработки плана на следующий день—2 часа);

 

2) бюджета светлого времени суток;

 

3) благоприятного времени преодоления сложного препятствия.

 

Зная все эти данные, следует четко установить и довести до сведения участников время подъема дежурных и группы, завтрака, выхода, остановки на ночлег, ужина, отбоя, а при необходимости — и других мероприятий.

 

Потребность в корректировке графика движения возникает обычно при резком изменении погоды и состоянии снега, непредусмотренном и усложненном характере естественных препятствий, усталости группы. Стремясь выполнить намеченный график, руководитель должен чувствовать состояние и настроение участников и реагировать на это разумными изменениями, не доводя ради престижных соображений до недовольства и конфликтных ситуаций.

 

Выбор места бивака — одно из важных каждодневных тактических решений, особенно при путешествиях горных районах, где место ночлега должно выбираться, прежде всего, с учетом лавинной опасности и уж только потом — с учетом удобства расположения, наличия укрытий и «строительного» снега.

 

Место бивака следует начать выбирать на последнем переходе. Не беда, если оно найдется несколько раньше: всегда выгоднее встать в удобном месте и затр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.015 с.)