Снаряжение для спортивных лыжных походов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Снаряжение для спортивных лыжных походов



Хорошо подобранное и выполненное снаряжение, полностью соответствующее сложности похода и специфике района его проведения, — основная гарантия полноценного отдыха, сохранения здоровья и обеспечения безопасности. Вот почему вопросам снаряжения необходимо всегда уделять максимум забот.

 

Материальное обеспечение — самый трудоемкий раздел подготовки похода. И дело не только в обилии предметов снаряжения, а в том, что после каждого путешествия пытливая туристская мысль вносит усовершенствование, казалось бы, в отработанные образцы, предлагает новые конструкции снаряжения и одежды на основе использования современных материалов и опыта.

 

Описанные ниже образцы снаряжения — результат обобщения опыта лыжных походов последних лет туристов Москвы, Ленинграда, Тулы, Свердловска, Красноярска Перми и особенно всесоюзных семинаров руководителей и старших инструкторов лыжного туризма. При написании главы широко использованы публикации раздела

«Техническое творчество» журнала «Турист».

 

ГРУППОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

Зимние палатки

По мнению туристов-лыжников, зимняя палатка должна отвечать определенным требованиям. Первое из них — большая вместимость, способность разместить для сна группу в 8—10 человек. Второе требование— универсальность, т. е. пригодность для походов по тайге, тундре, среднегорью, — вытекает из того, что, путешествуя в общем-то по таежному району, группа может оказаться вынужденной организовать бивак на плато или на перевале, да еще в условиях сильного ветра и даже пурги.


Ветроустойчивость и прочность — непременные требования к палатке. Они обеспечиваются выбором форм, близких к полусфере или конусу, многогранностью и каркасом, применением синтетических материалов и дополнительно пришитыми лентами усиления в сочетании с ветрозащитной стенкой из снега.

 

Минимальный вес достигается использованием прочных, но нетяжелых материалов, мало впитывающих влагу, а также рациональностью конструкции.

 

Комфортность зависит, прежде всего, от конструкции палатки: ее высоты, полезной площади, крутизны боковых граней. Она должна создавать удобство размещения всей группы вместе, выполнение необходимых работ, переодевание, приготовление и принятие пищи, что приобретает особое значение во время длительных путешествий по тундровым и ледовым районам. С понятием о комфорте связываются также наличие дна и цвет палатки.

 

Относительно дна в зимних палатках бытуют два мнения. Некоторые считают, что дно намокает, обледеневает и утяжеляет палатку, что в палатке без дна снег поглощает влагу и избавляет от нее спальные мешки и другие вещи, что палатку без дна быстро и просто собрать. Нам такое мнение кажется несостоятельным. Прежде всего, сейчас дно можно сделать из капрона, который мало весит и почти не обледеневает. К тому же палатку без дна необходимо застилать полиэтиленом или лапником, что делает несерьезным довод о поглощении снегом влаги из палатки, рубка же лапника должна решительно осуждаться с точки зрения требований охраны природы. В многогранной палатке дно формирует периметр. В ветреную погоду оно облегчает установку и создает некоторый уют. Желательно лишь перед входом сделать вырез, через который можно вытряхивать занесенный снег, иней и мусор.

 

Чаще всего палатки красят в красный или оранжевый цвет, что обеспечивает внутри, даже при хмурой погоде, достаточно света ласковых, бодрящих тонов. При путешествии в тундровых и ледовых районах яркие цвета палаток позволяют при необходимости быстрее отыскать группу.

 

Ветронепроницаемость и сохранение тепла зависят в основном от качества материала и конструкции палатки.

 

Уменьшения продуваемости можно достичь за счет использования для боковых стенок каландрированного капрона или пропитки капрона специальным составом, увеличивающим водоотталкивающие и ветроизоляционные свойства. В туристской практике иногда стенки палатки шьют из болоньи. У нас есть основания практического порядка подвергнуть эту идею сомнению: болонья слишком ненадежный материал, и на сильном ветру такая палатка может превратиться в лохмотья.

 

Несколько лет назад сохранения тепла пытались достичь за счет использования плотных тканей и двухслойности палаток. Однако это не давало сколько-нибудь ощутимой выгоды, но в то же время приводило к непомерному увеличению веса, особенно во время похода, и затрудняло укладку палатки в рюкзак. Что касается организации сна в тепле, то его можно добиться за счет утепления групповых спальных мешков (что более выгодно с точки зрения весовых показателей) и использования печек. Второй слой из самого легкого капрона в некоторых самодельных палатках рассчитан, прежде всего, на уменьшение или полное исключение выпадения инея с внутренних стенок на спальные мешки, от которого они отсыревают, тяжелеют, теряют теплоизоляционные свойства.

 

Быстрота и надежность установки, особенно при сильном ветре, — важнейшие требования к палатке. Быстрота установки достигается, кроме специальной тренировки, меньшим количеством и несложностью различных операций. С этой точки зрения четырехгранный шатер удобнее восьми-десятигранной палатки. Зато последняя имея больше оттяжек и граней, а также малую их парусность, обеспечивает надежность установки; таким палаткам отдается предпочтение перед другими конструкциями.

 

Это лишь основные пожелания к качеству и конструкции палатки, но и они позволяют осмысленно подойти к оценке палаток, изготовляемых промышленностью или конструируемых самими туристами.

 

Промышленность, к сожалению, пока в небольшом количестве выпускает один тип зимней палатки, отвечающий перечисленным выше требованиям и пригодный для лыжных походов в таежной и тундровой местности.

Поэтому туристам приходится самим дооборудовать и приспосабливать различные типовые палатки.

 

Четырехгранный брезентовый шатер, несмотря на большой вес, пожалуй, наиболее желанная палатка для группы 8—10 человек, совершающей поход в лесной зоне. Дооборудование такой палатки сводится к уменьшению высоты стенок (что снижает парусность и вес), изготовлению входа тубусного типа и пришиву по сторонам граней дополнительных оттяжек. Иногда пришивают и дно из капрона. Ее недостаток — значительная парусность, поэтому она предпочтительна, когда биваки организуются в лесу. Надежность установки на открытой местности может быть увеличена за счет дополнительных оттяжек граней и использования лыжных палок для их вертикального натяжения.

 

Сшивание двух палаток-памирок позволяет разместить большую группу и использовать печку. Для этого надо отпороть входные торцы и сшить палатки между собой. Вход-тубус делают в торце. Если высота стенок 60 см и более, вход-тубус желательно установить в середине палатки.


Сшивание палаток с промежуточным тамбуром имеет смысл только при путешествии в безлесных зонах, когда тамбур используется для приготовления пищи на примусах и размещения вещей.

 

Рис. 5. Типы зимних палаток (слева — каркасные, справа — бескаркасные на центральной опоре): 1 —

«Ленинградская»; 2 — «Чум»; 3 — «Арктика»; 4 — «Шатер»

Неудобство таких палаток — значительная длина (5 м и более!). Чтобы исключить провисание палатки, приходится устанавливать опору, например из лыжных палок. Если вход оборудован в торце, неудобство усугубляется необходимостью движения через «первую, жилую, половину», что крайне неприятно во время сна.

 

Такие палатки в лыжных походах применяются в настоящее время все реже.

 

Наиболее полно требованиям зимних походов отвечают самодельные палатки, которые можно подразделить на два типа — бескаркасные на центральной опоре и каркасные (рис. 5). Все описанные конструкции испытаны в условиях сильного ветра, снегопадов и пурги в открытых тундровых, ледовых и горных районах.

 

К первому типу палаток относится палатка «Чум» и все разновидности многогранных шатров. Они отличаются не только формой, но и отсутствием дополнительных приспособлений для установки, которая производится лишь с использованием лыж и лыжных палок. Это позволяет добиться минимального веса: палатка на 8 человек, сшитая, например, из капрона, весит около 5,5 кг, т. е. почти вдвое меньше, чем любая каркасная палатка.

 

Ко второму типу относятся палатки с каркасами разнообразных конструкций. Близкая к полусфере форма и использование дополнительных оттяжек обеспечивают надежную устойчивость на любом ветру, а отсутствие центральной опоры создает, по мнению авторов, дополнительные удобства обитания в них. Недостаток палаток

— сложность изготовления и большой вес каркаса (до 5—6 кг), а также необходимость накидывать оболочку на каркас сверху, что бывает затруднительно при сильном ветре и невозможно при штормовом. Это еще отмечали

исследователи Антарктики.

 

Рис. 6. Сравнительный объем типов палаток

Зависимость полезного, объема от конструкции палаток хорошо видна на рис. 6. Самый малый объем- у «Чума».

«Ленинградская» и «Арктика» обладают избыточным объемом в верхней части, но проигрывают в нижней, где он прежде всего нужен. Наиболее пред. почтительна с точки зрения объема шатровая палатка

 

Полезная площадь дна палатки зависит от количеств ва граней: чем их больше, тем ближе площадь дна к площади круга. Нетрудно заметить, что при равных диаметрах площадь десятигранника больше площади шестигранника. Это, кроме того, улучшает ветроустойчивые качества палатки. Вот почему для

путешествий в безлесье рекомендуются восьми-десятигранные палатки Однако удобство размещения и большую площадь (если грани сделать равными диаметру десятигранной палатки) обеспечивает четырехгранная в основании палатка (рис. 7).


 

 

Рис. 7. Сравнительные размеры полезной площади различных палаток: а — шестигранника; б — восьмигранника; в — квадрата

При конструировании палаток очень важно найти оптимальные соотношения высоты и наклона стенок а также длины и наклона скатов. Угол наклона и длина скатов существенно влияют на скопление снега и провисание скатов под его тяжестью, что неизбежно приводит к обледенению или промоканию скатов в местах их провисания. Как видно из рис. 8, длина и крутизна скатов при одинаковой высоте палатки зависят от высоты и угла наклона стенок: чем ниже стенка и больше ее наклон тем больше крутизна ската. Наиболее предпочтительная крутизна 35° и более, что при натяжке скатов без складок и провисаний обеспечивает скатывание снега При высоте и радиусе палатки 2 м такая крутизна достигается, когда высота стенок равна 80 см, а их наклон — 15°.

 

Шатровый вариант палатки за счет почти вертикальных стенок позволяет сидеть вплотную к ним высвобождается весь центр.

 

Рис. 8. Зависимость крутизны скатов от высоты и наклона стенок палаток

Бескаркасные палатки

Палатка «Чум» (рис. 9) по внешнему виду напоминает чум или ярангу — испытанные жилища народов нашего севера. Ее преимущества заключаются в простоте пошива, быстроте установки, хорошей ветроустойчивости, что делает ее особенно ценной при путешествии в тундровых и ледовых районах. На скатах такой палатки совершенно не оседает снег. Отрицательная сторона конструкции — некоторая потеря полезного объема из-за острого угла между скатом и дном. Однако, пришив к граням на высоте 50—60 см капроновые тесемки, можно за счет растяжки материала добиться некоторого увеличения крутизны угла ската, а тем самым и объема. Кроме того, в углы палатки обычно складываются неиспользованные вещи и продукты.


 

 

Рис. 9. Палатка «Чум»: а — общий вид; б — вход- тубус в расправленном виде; в — раскрой клина с 30-мм припуском на шов. 1 — увеличение объема за счет растяжки скатов палатки; 2— жароупорный материал с отверстием для трубы печки; 3— вентиляционный тубус 0 15 см; 4— конус усиления; 5 — опора из двух лыж; 6 — оттяжки; 7 — лента усиления периметра палатки; 8 — петли для лыж; 9 —шнурок, стягивающий тубус

Наиболее рациональной формой входа зимних палаток является тубус — матерчатый рукав, который затягивается шнуром и в перегнутом состоянии завязывается, что надежно предохраняет от задувания в палатку снега. В таежных походах вход можно закрывать с помощью «репейной» ленты или молниевых застежек с крупными синтетическими зубьями.

 

Эта палатка, как и все шатровые варианты, при организации бивака в безлесье устанавливается на центральной опоре из лыж. Они связываются с помощью заранее изготовленной ременной системы таким образом, чтобы вверху и внизу оказались запятники лыж (см. «Самодельное туристское снаряжение». М., ФиС, 1986, с. 50. Далее при ссылках на эту книгу мы используем сокращение «СТС»). Делать опору из одной лыжи, поставленной носком вверх, не рекомендуется: при сильном ветре она может сломаться в носковом изгибе и порвать верх палатки. Не оправдали себя также рекомендации по использованию для опоры лыжных палок: даже не очень сильный ветер сгибает такую стойку.

 

В лесу палатку можно подвесить на веревке, натянутой между деревьями.

 

Некоторые туристы предпочитают опору из дюралюминиевых трубок диаметром 50—60 мм. В одной из них делаются отверстия для шплинта, с помощью которого можно изменять высоту опоры и натягивать скаты палатки без провисания, что позволяет избежать накопления снега на перегибах. Кроме того, скаты не полощутся на ветру. Под опору на дно палатки надо подложить металлическую (фанерную) пластину.


 

Рис. 10. Семигранный шатер: а—вид со стороны входа; б—вид сверху (1, 2, 3—клинья); в—вид сбоку; г— раскрой клиньев (1, 2, 3); д — вариант размещения группы в шесть человек, 1—место для печки (примусов); 2— место для вещей; 3 — вход-тубус

Семигранный шатер (рис. 10) при сравнительно небольших размерах позволяет вполне комфортно разместиться на ночлег группе в 6—8 человек. За ее основу взят прямоугольник размером 280Х260 см. За счет углов по трем его сторонам несколько увеличивается полезная площадь, а главное, достигаются неплохие аэродинамические качества. (Альманах «Ветер странствий», вып. 9, 1974.)

 

При установке шатровых палаток кроме лыж приходится использовать еще и лыжные палки. Это несколько увеличивает время на установку, но обеспечивает четкую фиксацию граней и противодействие ветру. Для этого у каждого угла внизу и на изломе между стенкой и скатом пришиваются петли. К верхней петле крепятся оттяжка и резиновый жгут с матерчатым колпачком. Резиновый жгут всегда удерживает грань в эластично натянутом состоянии. Это имеет важное значение, когда палатка испытывает сильные ветровые нагрузки. На рис. 11 показаны варианты фиксации граней через темляк палки и с использованием резинового жгута. Делать это рекомендуется так: лыжную палку рукояткой продеть через верхнюю петлю, а затем опустить ее и вставить штычок в нижнюю петлю. После этого натянуть резиновый жгут, надеть колпачок на рукоятку и привязать оттяжку к лыже. Лыжи необходимо втыкать в снег как можно глубже под углом 35—40° и обязательно кантами к палатке, чтобы не портить оттяжки о металлические пластинки.


 

 

ее цена доступна не всем.


Рис. 11. Способы фиксации граней стенок шатровых палаток: а — оттяжкой, пропущенной через темляк лыжной палки и верхнюю петлю палатки; б — с помощью резинового жгута и матерчатого колпачка, надетого на рукоятку палки; в — закрепление низа палатки штычками лыжных палок, продетыми в петли, 1 — оттяжки; 2 — верхние петли; 3 — темляк; 4 — матерчатый колпачок; 5 — резиновый жгут; 6 — нижние петли

В другом случае оттяжка от петли пропускается через темляк палки и снова продевается через петлю. Фиксирование грани достигается натяжением оттяжки.

 

Шатровая палатка «Зима» — первая и пока единственная промышленная палатка для лыжных походов, обеспечивающая размещение большой группы. Она выпускается Солнечногорским механическим заводом, к сожалению, в недостаточном количестве. Да и


 

Для желающих сшить подобную палатку приводим ее чертежи (рис. 12) и краткое описание, а также некоторые рекомендации по доработке заводского варианта. Десятигранная в основании, с конусным многоскатным верхом, она имеет наилучшую (по сравнению с другими палатками) обтекаемую форму, способную в сочетании с ветрозащитной стенкой из снега противостоять самому сильному ветру. Почти вертикальные стенки позволяют сидеть вплотную к ним, высвобождая весь центр, а высота в 2 м — раздеваться и переодеваться стоя. Эти качества делают ее предпочтительной не только для лыжных походов по среднегорью, но и для длительных путешествий зимой по тундровым и ледовым районам.

 

Рис. 12. Шатровая палатка «Зима»: а — вид со стороны входа; б — вид сверху; в — раскрой клиньев; г — вариант размещения группы в восемь человек. 1 — четырехместные спальные мешки; 2—место для печки (примусов); 3—вырез в дне для сметания мусора; 4 — места для вещей; 5 — петли

Этой палаткой пользовались многие группы туристов, совершивших лыжные походы по архипелагам и льдам Северного Ледовитого океана и его тундровому побережью. Среди них следует отметить минчан, томичей, красноярцев и группы москвичей под руководством В. Чукова, Ю. Подрядчикова, а также женские группы во главе с энтузиастками лыжных походов по Заполярью В. Кузнецовой и В. Шацкой.

 

Палатка «Зима» увеличенных размеров с дополнительными оттяжками от скатов к верху центральной опоры, выступающей выше конуса, использовалась в базовом лагере советских альпинистов, штурмовавших Эверест.

 

Раскрой клиньев желательно делать не больше указанных на чертеже. В этом случае палатка будет компактной и небольшого веса (до 5 кг), обеспечивая в то же время нестесненное размещение группы из 8 человек. В дне


палатки против входа необходимо сделать вырез, по форме и размерам которого выкопать в снегу ямку для мусора.

 

Верх палатки, в который упирается опорная лыжа, необходимо усилить конусом из плотного капрона (авизента).

 

В одном из скатов (обычно слева от входа) пришивается жароупорная ткань с отверстием для трубы печки. Такая вставка может быть и металлической, с тщательно обработанными краями, не рвущими палатку. На стенке и скате у печки делают экран-отражатель из металлической фольги, который одновременно предохраняет капрон от перегрева, а под печкой пришивают кварцевую или асбестовую ткань для защиты дна

палатки от искр, вылетающих из печки (Альманах

«Ветер странствий», вып. 11, 1976).

 

Рис. 13. Восьмигранный шатер на квадратном основании: а — общий вид; б — вид со стороны входа; в — вид с угла; г— вид сверху; д — раскрой клиньев и стенок. 1 — средние и 3 — угловые клинья (по 4 шт.); 2 — прямоугольные (4 шт.) и 4 — фигурные (8 шт.) детали стенок; 5 — вход-тубус

Восьмигранник, на квадратном основании (рис.

13) — новый вариант семейства шатровых палаток. Принципиальная новизна его — в сопряжении многогранной пирамидальной формы верха с квадратным или прямоугольным основанием. Как видно из рисунка, такая форма пола со сторонами, равными диаметру круглой или десятигранной шатровой палатки «Зима», имеет большую полезную площадь, что позволяет более комфортно разместить одинаковые по численности группы или уменьшить габариты, вес и расход материала на палатку.

 

Стенки палатки можно сделать несколько наклонными. Это не влияет на площадь пола и позволяет уменьшить длину скатов и их провисание от снега, который обычно накапливается в местах сочленения скатов со стенками.

 

Палатку целесообразно шить в такой последовательности:

 

1) новый материал намочить, высушить и прогладить, чтобы исключить его усадку и уменьшение размеров готовой палатки. Если палатка шьется из капрона, бывшего ранее в употреблении, распороть его и выстирать, а при необходимости — и покрасить;

 

2) выкроить по четыре средних (1) и угловых (3) клиньев, четыре прямоугольных (2) и восемь фигурных (4) деталей стенок;

 

3) выкроить и пришить к одной средней стенке вход-тубус;

 

4) к угловому клину, который будет пришиваться левее входа, пришить вентиляционный тубус и накладку из кварцевой ткани (асбеста) с отверстием для трубы печки;

 

5) пришить на трех прямоугольных стенках карманы для мелких вещей;

 

6) пришить клинья к деталям стенок;

 

7) сшить грани между собой простой ниткой, начиная от точки Ж к точкам 3 и И;

 

8) пришить временные петли, установить палатку, отметить места провисаний и складок, затем заново прошить эти места;

 

9) вновь установить палатку и убедиться, что все грани натягиваются без морщин, складок и провисаний. Не считайте это лишней операцией — гораздо неприятнее перешивать уже готовую палатку или использовать ее с дефектами пошива;

 

10) сшить грани капроновой ниткой (бельевым швом) и вывернуть палатку, чтобы все швы оказались внутри;

 

11) пришить изнутри брезентовый конус в месте соприкосновения с верхней частью центральной опоры;


12) по линии перегиба граней и по дну по всему периметру пришить ленты усиления, например из капро-1 новой парашютной фалы;

 

13) пришить петли и оттяжки;

 

14) скроить и пришить дно палатки.

 

Второй слой, как уже отмечалось, предназначается для борьбы с изморозью. Вот как описывает неприятности от нее известный советский полярник Г. А. Ушаков: «Иней, осевший сантиметровым слоем на внутреннюю сторону парусины, отваливается кусками, падает на спальный мешок, на лицо. Струйки воды, стекая с лица, вновь застывают, волосы примерзают к меху».

 

Внутренний слой шьется из тонкого капрона или капронового тюля. Клинья выкраиваются на 6—8 см меньше клиньев палатки, что обеспечивает между ними воздушную прослойку. В нижней части предусматривается припуск клина на 30—35 см для подворота. Второй слой съемный. Он крепится к палатке в верхней части и в местах перегиба граней с помощью крючков и петель («СТС», с. 49). В верхней части внутренний слой обрезается с расчетом образования отверстия диаметром около 30 см для свободного прохождения паров от дыхания людей и при приготовлении пищи в палатке.

 

В целях уменьшения веса палатки второй слой можно сделать только над спальными мешками.

 

Каркасные палатки, несмотря на большую тяжесть, имеют своих приверженцев и не лишены определенных преимуществ, среди которых основными считаются повышенная ветроустойчивость и комфортабельность.

 

Наиболее простой и самой легкой из каркасных является палатка «Ленинградская» («СТС», с. 51).

 

Рис. 14. Каркасная палатка типа «Арктика»: а — общий вид- б — стыковка луча с шайбой; в — дюралевая шайба; г — стыковка секций луча. 1 — место для примусов; 2— карман для луча; 3 — лента усиления; 4 — вход-тубус; 5 — петли; 6 — скоба; 7 — тросик

В палатке полусферической формы типа «Арктика» (рис. 14, 15) каркас сделан в виде восьми лучей из дюралевых трубок или гимнастических обручей, предварительно разрезанных и разогнутых до нужной степени


кривизны. Каждый луч состоит из трех частей, верхние из которых крепятся к шайбе. Для устранения осевого поворота в стыках лучей и в местах их крепления к шайбе ставятся фиксаторы. Лучи в средней части крепятся в петлях, пришитых изнутри к наружному слою палатки.

 

Наружный слой с полом лучше всего сделать из плотного, а внутренний — из тонкого капрона, но без пола. В обоих слоях прорезаются отверстия для входа, а над местом, где будут стоять примусы, — для вентиляционного тубуса.

 

К шайбе снизу присоединяется тросик с крючком, на который во время сильного ветра можно подвесить груз: распирая каркас и палатку, он придаст ей большую устойчивость.

 

Перед установкой палатки необходимо расправить пол, собрать и установить два противоположных луча, а затем еще два — перпендикулярно им, после чего — все остальные. Подвеска внутреннего слоя начинается с купольной части; подвязка оттяжек — только после совмещения входов.

 

Вес палатки—до 11 кг (каркас—5 кг, наружный слой—4,5 кг, внутренний — 1,4 кг). Палатка неоднократно использовалась в полярной тундре и в буерном походе по льду Байкала (РябченкоА. «Турист», № 2, 1986).

 

В зимнем спортивном походе можно воспользоваться также двухслойной каркасной палаткой «Кабриолет» и каркасной палаткой кибиточного (фургонного) типа («СТО, с. 52).


 

Рис. 15. Раскрой деталей палатки: а — клин наружного слоя; б — клин внутреннего слоя; в— клин пола; г — полотнища для тубуса. 1 — оттяжки внутренней палатки; 2 — прошив для стягивающего шнура

Спальные мешки

Путешествие может быстро потерять привлекательность, превратиться в неоправданное физическое и моральное испытание, стать причиной травм и несчастного случая, если группа не сможет организовать полноценный отдых, восстанавливающий силы участников. Основа полноценного отдыха — сон. Известны случаи схода с маршрута или неблагоприятного конца путешествия в результате сильного физического и морального переутомления. Анализ показывает, что основная причина их заключается, в плохо организованном отдыхе, когда каждодневное недосыпание от подмерзания или тесноты изматывает больше, чем недостаточное питание и трудности пути вместе взятые. Вот почему второй по важности, после палатки, принадлежностью снаряжения мы называем спальные мешки.

 

Практика показала, что удержания тепла в палатке нельзя добиться за счет изготовления ее из плотных материалов и наличия второго утеплительного слоя. Это приводит лишь к непомерному увеличению веса, особенно при неизбежном увлажнении палатки, а на сохранение тепла не оказывает существенного влияния. Можно, конечно, всю ночь топить печку. Иногда это бывает необходимым и оправданным, но в большинстве случаев — нежелательно: сон участников похода получается «рваным».

 

Возникла необходимость в ином подходе к конструированию спальных мешков и использованию новых материалов, прежде всего синтетических утеплителей.


Пожелания при изготовлении спальных мешков можно свести к нескольким основным требованиям: небольшой вес, хорошее сохранение тепла, комфортабельность, возможность выветривания и просушки, удобство транспортировки.

 

Этим требованиям в большей степени отвечают многоместные двойные спальные мешки, достаточно легкие. Например, индивидуальный пуховой спальный мешок весит до 2,5 кг, что составит на 4 человека 10 кг, а групповой спальник на столько же людей не превысит 5— 6 кг. Выгода в 4—5 кг весьма существенна! Кроме того, нельзя согласиться с категорическим отрицанием общих спальных мешков из-за того, что сон в них получается «рваным» (беспокойство одного передается другим) и турист больше изматывается, чем отдыхает.

 

Сравните этот недостаток с основной положительной стороной — взаимным согреванием и лучшим сохранением тепла, и преимущество групповых спальных мешков станет очевидным. Вспомним также, что ночевки в индивидуальных мешках связаны обычно с использованием печек и дежурством в течение всей ночи. В тундровых и ледовых районах спальные мешки должны быть только групповыми.

 

Комфортность зависит от размеров мешка. Раньше (в погоне за минимальным весом) их/ шили из расчета 40 см на человека. Естественно, в таких спальных мешках можно было спать только на боку. Практика привела к обоснованной рекомендации увеличить ширину мешка в плечах до 60—65 см на человека. Некоторое утяжеление мешка компенсируется удобствами: при желании можно спать на спине, поворот одного не беспокоит другого, но главное, пожалуй, заключается в том, что верх спального мешка не натягивается, а облегчает плечи и предохраняет их от охлаждения.

 

Лучше сохраняют тепло (при использовании синтетических утеплителей) спальные мешки, составленные из двух, за счет воздушной прослойки между ними. Их можно шить упрощенным способом — простегиванием, следя за тем, чтобы линии прошива половинок не совмещались. Такие мешки быстро просушиваются или вымораживаются даже в условиях путешествия в полярную ночь.

 

Они особенно удобны в экстремальных ситуациях: половинка мешка позволяют организовать ночлег тем, у кого та или другая из них оказалась, или когда группе приходится разделиться. Половинки удобнее транспортировать в двух рюкзаках.

 

Рис. 16. Многоместный двухслойный спальный мешок: 1—полотнище для прикрытия головы; 2— каландрированный капрон; 3— наружный и внутренний спальные мешки; 4 — подстилочный коврик; 5 — мешок для вещей под головой

Двухслойные спальные мешки можно шить из тонкого капрона. В качестве утеплителя лучше всего использовать синтепон, который не требует перегородок. Чтобы он не сбивался, его прошивают в нескольких местах по длине и ширине (рис. 16).

 

Порядок пошива мешка:

 

скроить 8 полотнищ по размерам, указанным на рисунке, два из которых с одного бока и в ногах обшить каландрированным капроном или болоньей;

 

между двумя полотнищами уложить 2—3 слоя утеплителя и простегать их через 20—30 см; сшить одеяла между собой, чтобы по бокам образовались два слоя;

пришить дно высотой не менее 35 см (во время сна ступни ног можно располагать вертикально).

 

Путешествуя без печки или в особо морозные ночи, для защиты головы от холодного воздуха к верхнему краю наружной половинки мешка необходимо пришить полотнище из легкой хлопчатобумажной ткани или капрона, чтобы им можно было прикрывать лицо. Пришивать байку, как делали раньше, не рекомендуется — она увлажняется и плохо просыхает. Не лишено практического смысла предложение туристов пришивать к нижней части спальника длинный мешок из легкого капрона для положенных под голову вещей.


 

Рис. 17. Варианты сшива полотнищ при использовании различных утеплителей: а — с перегородками и б — с промежуточным полотнищем (пух или утеплитель в виде ваты); в — пришив непосредственно к полотнищу утеплителя в виде ватина. 1,2 — наружное и внутреннее полотнища; 3 — утеплитель; 4 — перегородка; 5 — промежуточное полотнище; 6— места прострочки

При использовании утеплителя в виде ваты (нитрон) можно воспользоваться испытанным способом

«карманных» спальных мешков, когда между полотнищами пришиваются перегородки. Нитрон, разложенный нужным слоем, можно пришивать к полотнищу через газетный лист (рис. 17).

 

Рекомендуемые размеры спального мешка, а также укрытие для головы и подголовный мешок несколько утяжеляют спальник, но, когда речь идет о создании условий для полноценного отдыха, некоторое увеличение веса вполне оправданно. Тем более что без этих маленьких, подсказанных практикой усовершенствований он быстро отсыревает, становится значительно тяжелее, резко ухудшаются его теплоизоляционные свойства.

 

Высказывается мнение, что для уменьшения веса мешка нижний слой его можно делать тоньше, а под низ подстилать штормовые костюмы и другие вещи. Опыт, однако, показывает, что подобные меры не предохраняют тело от охлаждения снизу.

 

Во время похода спальные мешки необходимо ежедневно просушивать на солнце или у костра. В тундровых или ледовых районах перед сном, особенно в сильные морозы, мешки рекомендуется осторожно прогреть, используя для этого таблетки сухого спирта или примус.

 

Большой популярностью у туристов пользуются пуховые спальные мешки, взятые на вооружение альпинистами.

 

Наша промышленность выпускает много типов индивидуальных спальных мешков. Однако для зимних походов большинство их нуждается в усовершенствовании и утеплении. Лучшими из них считаются мешки с наголовниками Типа «футляр». Доработать их можно, сделав утеплительный вкладыш с особо тщательной заделкой молниевой застежки.

 

Индивидуальный спальный мешок «Кокон» разработан Домом моделей спортивной одежды. Он сохранил лучшие качества различных образцов и сравнительно прост в изготовлении, что дает возможность сшить такой мешок в домашних условиях («СТС», с 11).

 

Изолирующие коврики

Для защиты от холода и сырости во время сна туристы используют подстилочные коврики из легких материалов с хорошими теплоизолирующими свойствами, не впитывающих влагу. Их рекомендуется делать на всю длину спального мешка — отпадает необходимость подкладывать под него различные вещи, которые к утру намокают и практически не предохраняют спальники от увлажнения.

 

Коврики из пенополиэтилена первыми ввели в туристский обиход ленинградские туристы. Этот материал сохраняет эластичность на морозе, совершенно не впитывает влагу и не нуждается в матерчатой обшивке. Коврики желательно делать из пластин размерами до 50Х60 см при толщине 8—10 мм, которые вплотную пришиваются к капроновым ленточкам и могут складываться «гармошкой». Уложенный в рюкзак к спине и на дно он выполняет функции внутреннего каркаса.

 

Пенополиэтилен выпускается и в виде широкой ленты: коврик из нее свертывается в рулон и переносится обычно под клапаном рюкзака.


 

 

Рис. 18. Изолирующий коврик из пенопласта

До сих пор широко применяются коврики из пенопласта, нарезанного пластинами, зашитыми в капрон (рис. 18) так, чтобы между ними был минимальный зазор. Это достигается следующим образом: верхний слой материала пришивают к нижнему, в результате чего образуются пеналы, в которые вставляют пластины.

 

Печки для отопления палатки

Туристская практика предложила много различных печек, начиная от «универсальных» — типа печи-кухни (упрощенный вариант нансеновской кухни, приспособленный для дров) и других вариантов этого плана до самых простых облегченных конструкций. Достоинством печек первого типа их авторы считали возможность одновременного использования для отопления палатки и приготовления пищи, что, кстати, повлекло за собой сложность конструкции, громоздкость, большой вес, неудобство для переноски в рюкзаке. А нужны ли подобные печки вообще? Ведь приготовить пищу в лесной зоне быстрее и легче на костре, у которого к тому же можно одновременно обогреться и подсушить вещи. Так что в одном назначении печки отпадает необходимость, и все, что конструктивно делалось для этой цели, оказалось лишним. Именно поэтому туристы отказались от таких «комбайнов».

 

Взамен появились печки облегченного типа только для отопления палатки. Все многообразие их можно условно разделить на следующие группы: по форме — прямоугольные, круглые, овальные; по готовности к использованию — собранные (сваренные, склепанные), складные и разборные; по способам установки — на ножках или подвесные; с горизонтальным или вертикальным расположением корпуса и укладкой дров; с приспособлением для увеличения теплоотдачи и уменьшения вылета искр; сочетающие функции обогрева и приготовления пищи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.192 с.)