Основные черты и признаки права. Функции права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты и признаки права. Функции права



Право

ПОНЯТИЕ ПРАВА

Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы.

Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство. С зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств происходит осмысление сути и назначения права. Но до сих пор среди ученых идет спор о том, что возникло раньше – государство или право.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ ПРАВА. ФУНКЦИИ ПРАВА

1) Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

2) Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

3) Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

4) Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

5) Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

6) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права.

1) Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

2) Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

3) Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

4) Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

5) Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Что такое юридическая ответственность?

Юридическая ответственность – это применение мер государственного воздействия, в том числе принуждения, за противоправное деяние.

Юридическая ответственность п р е д п о л а г а е т:

– государственное осуждение;

– меры пресечения государственного принуждения;

– право восстановительные меры, санкции.

В и д ы юридической ответственности:

 Уголовная ответственность за преступления.

 Административная ответственность за административный проступок.

 Дисциплинарная ответственность за дисциплинарный проступок.

 Гражданско-правовая ответственность за гражданское правонарушение.

 Ответственность:

– материальная;

– финансовая;

– семейная;

– процессуальная.

 

– Каковы основные принципы юридической ответственности?

(Законность, справедливость, гуманизм, целесообразность, индивидуальность, ответственность только за вину, неотвратимость.)

– Каковы основные отличительные признаки уголовной ответственности от других видов юридической ответственности?

(1. Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные УК РФ;

2. Она отличается жесткими санкциями, которые применяются в судебном порядке;

3. Уголовная ответственность – это государственное принуждение к исполнению права.)

2. Что может быть причинами наступления ответственности?

Совершение преступления

Приготовление к преступлению

Покушение на преступление

Соучастие в преступлении

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Уголовная ответственность – это правовое последствие, результат применения норм уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление.

Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления.

Уголовная ответственность как правоотношение возникает между государством и лицом, совершившим преступление.

По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, а во-вторых, наказывает его.

Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уго­ловной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание.)

Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Ст. 61, 63 УК.

В законе предусмотрены обстоятельства, при которых, несмотря на внешние признаки совершения преступления, уголовная ответственность не наступает.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния:

– необходимая оборона;

– физическое или психологическое принуждение;

– причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

– обоснованный риск,

– крайняя необходимость;

– исполнение приказа или распоряжения.

Таким образом, при наличии этих перечисленных в законе обстоятельств уголовная ответственность не наступает, поскольку такие действия направлены на защиту общественных интересов, интересов личности.

Уголовная ответственность несовершеннолетних характеризуется некоторыми особенностями:

a) несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания;

б) несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

в) несовершеннолетний может быть освобожден от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

г) несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Вопрос о видах наказания рассматривается коллективно.

В и д ы н а к а з а н и я:

a) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) арест от 1 до 4 месяцев;

д) лишение свободы на срок не выше 10 лет.

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

З а д а н и е 1

Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность.

1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. (+)

2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружье на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. (+)

3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4) На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. (+)

5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. (+)

6) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. (+)

7) Подростки курили в туалете школы.

8) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

З а д а н и е 2

Какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Ситуация 1.

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой, ожидавшей его неподалеку, слышавшей и грохот рокового залпа, и последний возглас любимого: «Мама!»

Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь... Что это? Случайность? Нелепое стечение обстоятельств? Непоправимая трагическая оплошность?..

(Совершение преступления)

Ситуация 2.

Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обра­тил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному милиционеру. Тот задержал подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина утром ждала «какой-то шоколад на продажу».

(Приготовление к преступлению)

Ситуация 3.

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер был уже перевязан, в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

(Покушение на преступление)

Ситуация 4.

11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, Ира Соколова, мои одноклассницы, Оля Дмитриева, позже присоединилась Лена Коржова. Обе они работают на производстве. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на тан­цы, но никак не могли успокоиться, попросили Олю Дмитриеву вызвать в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм... По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

(Соучастие в преступлении)

З а д а н и е 3

 

4) Десятиклассник С. шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а потом избили. С. побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия С. (и его друзей) необходимой обороной?

Как он должен был поступить в соответствии с законом?

5) Гражданин Б. напал на прохожего, нанес ему телесные повреждения и, сев на велосипед, попытался уехать. Оказавшийся свидетелем происшедшего Артем П., чтобы помешать Б. скрыться, бросил подвернувшуюся под руку деревянную балку по ходу движения велосипеда. Падая, Б. сломал руку, был поврежден и его велосипед. Подоспевшие милиционеры задержали Б.

Должен ли Артем нести ответственность за вред, причиненный гражданину Б.? Почему?

 

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

П р и з н а к и г о с у д а р с т в а:

публичная власть; аппарат управления; система права; суверенитет; гражданство;легальное принуждение; налоги и сборы– нормирование жизни общества; ограниченная территория; политическая деятельность.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

1. Единая территория, на которой осуществляется власть государства.2. Суверенитет – единство, верховенство государственной власти внутри страны, ее способность принимать самостоятельные решения, а также ее независимость в международных отношениях.

3. Наличие органов власти и управления для решения общих дел.4. Поддержание порядка в стране с помощью законов и специальных органов – армии, полиции, службы безопасности, суда, прокуратуры.5. Право на взимание налогов, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление общественно значимых дел.6. Гражданство, то есть обязательность членства в государстве

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

П о ф о р м е п р а в л е н и я:– монархия (абсолютная, конституционная); республика (парламентская, президентская, смешанная, теократическая)

.П о г о с у д а р с т в е н н о м у у с т р о й с т в у:– унитарное; федерация; конфедерация.П о п о л и т и ч е с к о м у р е ж и м у: демократическая; авторитарное;тоталитарное.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В н у т р е н н и е:– консолидация общества; регулирование экономики; защита политической системы; регулирование социальных отношений; – поддержка общественного порядка; создание и реализация законов.

В н е ш н и е: – защита интересов общества на международной арене; оборона страны взаимовыгодное сотрудничество;– участие в решении глобальных проблем; миротворческие акции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА

 

Потребитель – это гражданин, имеющий намерения заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Исполнитель – это организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

О с н о в н ы е п р а в а п о т р е б и т е л я зафиксированы в Законе РФ «О защите прав потребителей», Гражданском кодексе и других законах.

Если закон устанавливает права потребителей, значит государство обязано их защищать. Для этого в нашей стране существует Федеральный антимонопольный комитет. Он контролирует соблюдение прав потребителей. Кроме того, существуют органы местного самоуправления, общественные организации – союзы, ассоциации, проводящие экспертизу товаров, защищающие права потребителей. Если этого окажется недостаточно, чтобы защитить и отстоять свои законные права, то надо обращаться в суд

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

З а д а н и е 3

Подумайте:

1. Вы получили учебник в школьной библиотеке.

В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения?

Проанализируйте эту ситуацию.

2. Ваши родители сняли на лето дачу.

В чем отличие прав вашей семьи по пользованию и распоряжению этой дачей по сравнению с правами соседа по участку, который живет в собственном летнем доме?

З а д а н и е 4

Р е ш и т е з а д а ч и:

1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.

3. Орган опеки и попечительства обратился в суд, выразив протест против продажи матерью несовершеннолетнего приватизированной ею квартиры, так как в результате этого ее несовершеннолетний сын оказался лишенным жилой площади. Суд объявил сделку недействительной.

4. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.

 

НАКАЗАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ЦЕЛЬ

Цель наказания – исправление человека, предупреждение правонарушений. При этом важна не степень суровости и жестокости наказания, а неотвратимость его.

КоАП устанавливает следующие в и д ы административных взысканий: – предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставляемого гражданину (водительских прав, права охоты, рыбной ловли и т. д.);исправительные работы (на срок от 15 дней до двух месяцев); административный арест (на срок до 15 суток).

Особо необходимо н а п о м н и т ь об ответственности несовершеннолетних. Лица, не достигшие 18 лет, могут быть привлечены к административной ответственности. Административная ответственность наступает с 16 лет. С несовершеннолетними работают специальные комиссии по делам несовершеннолетних. Они решают вопросы о мере взыскания за административные правонарушения, на них возлагается организация борьбы с безнадзорностью, правонарушениями несовершеннолетних и координация деятельности всех государственных органов и общественных организаций в этой сфере, а также профилактика, предупреждение преступности несовершеннолетних.

К числу мер, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних, относятся: объявление предупреждения; штраф; возложение обязанности загладить причиненный вред – например, принесение публично или в иной форме извинений потерпевшему; выговор, строгий выговор; передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, под наблюдение трудового коллектива либо общественной организации и т. д.

О с н о в н ы е н а к а з а н и я: обязательные работы, исправительные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Д о п о л н и т е л ь н ы е н а к а з а н и я: лишение специального, воинского или почетного звания, государственных наград, конфискация имущества.

Н а к а з а н и я, п р и м е н я е м ы е в к а ч е с т в е о с н о в н ы х и дополнительных: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Таким образом, наказание, согласно ст. 43 УК РФ, – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Наказание, согласно той же статье, имеет с л е д у ю щ и е ц е л и: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений осужденным; предупреждение совершения преступлений со стороны других лиц.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Кроме административной и уголовной ответственности существует дисциплинарная ответственность (третий вид юридической ответственности).

Дисциплинарная ответственность – это ответственность за нарушение правил службы, трудовой дисциплины.

В Трудовом кодексе РФ, принятом Госдумой 21 декабря 2001 года (ст. 192), указаны виды дисциплинарных взысканий:

– замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Ст. 193 Трудового кодекса РФ определяет порядок применения дисциплинарных взысканий. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, а также пребывания его в отпуске. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в госинспекции труда или органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Ст. 144 ТК РФ определяет порядок снятия дисциплинарного взыскания. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Сведения о дисциплинарных взысканиях работникам нельзя заносить в их трудовую книжку, кроме случаев увольнения по соответствующей статье за определенные дисциплинарные проступки.

Дисциплинарные взыскания можно обжаловать в суде

 

 

СУЩНОСТЬ МГП

МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право:

а) защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных); б) предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу); в) защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям;

г) запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.

Таким образом, МГП устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны. Оно определяет конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта: это раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население).

ИСТОЧНИКИ МГП

Основными источниками МГП являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.:

● Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция);

● Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);

● Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);

● Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция).

Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 г.:

● Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г, касающийся защиты жертв международных конфликтов (Протокол I);

● Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

МГП признает 2 категории вооруженных конфликтов:

1. Международный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами.

2. Немеждународный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами.

Большинство норм МГП применяется в период вооруженного конфликта, так как они регулируют отношения между противоборствующими странами в конфликте.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МГП

1. Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимающие в них непосредственного участия, имеют право на уважение их жизни, а также психической и физической неприкосновенности. При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.2. Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.3. Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно.4. С уважением следует относиться к лицам, использующим эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или другие защитные знаки, и объектам, обозначенным такими же эмблемами.

5. Участники военных действий ограничены в праве выбора средств и методов нанесения ущерба неприятелю.

Вывод. Стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП не допускает в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне». Оно накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен и что не должен делать.

 

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. Эти нормы регулируются законодательными актами и прежде всего Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 года.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса ц е л я м и трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными з а д а ч а м и трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений:

– по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства; разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений.

Ст. 37 Конституции РФ гласит о том, что труд в РФ свободен. Каждый имеет:

– право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (принудительный труд в нашей стране запрещен);право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы;

право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая и забастовку;

право на отдых, оплачиваемый ежегодный отпуск;право на гарантированное социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности; право на соблюдение трудовой дисциплины и внутреннего распорядка; право на содействие развитию личности работника (совмещение труда с обучением, поощрение творческой активности и т. д.).

Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях и наградах.

Работодатель и работник заключают трудовой контракт, в котором работник обязуется выполнять определенную работу по специальности (должности) и правила внутреннего распорядка, а работодатель обязуется выплачивать своевременно заработную плату и создавать необходимые условия труда. Трудовой контракт (договор) заключается в письменной форме на определенный срок (до 5 лет) или бессрочно.

Ст. 69 и 70 Трудового кодекса РФ регулируют порядок медицинского освидетельствования при заключении трудового контракта (договора), а также порядок испытания при приеме на работу.

Трудовой контракт (договор) может быть прекращен вследствие соглашения сторон, в связи со смертью работника, истечения срока трудового договора, вступления в силу приговора суда, которым работник осужден, призыва на военную службу, а также расторжения трудового договора по инициативе администрации в следующих случаях:

– в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; за прогул без уважительных причин; за неявку на работу в течение четырех месяцев из-за временной нетрудоспособности; из-за несоответствия занимаемой должности, либо по состоянию здоровья, либо вследствие недостаточной квалификации; за систематическое неисполнение трудовых обязанностей; за появление на работе нетрезвым, в состоянии наркотического или токсического опьянения; в связи с совершением хищения на работе.

Трудовой кодекс также регулирует особенности труда отдельных категорий работников (несовершеннолетних, женщин и т. д.).

Таким образом, каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы.

В трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что его права нарушены, можно обратиться в суд за их защитой.

 

 

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Основополагающим нормативным материалом по семейному праву являются: Конституция РФ и Семейный кодекс РФ.

Все отношения, которые возникают в семье и браке, регулируются Семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 года.

В ст. 1 Семейного кодекса установлены основные начала семейного права в Российской Федерации.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения; недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с п р и н ц и п а м и:

– добровольности брачного союза мужчины и женщины (брак – это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи); равенства прав супругов в семье; разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии; обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Кроме того, Семейный кодекс РФ:

– устанавливает условия и порядок вступления в брак, условия прекращения брака и признания его недействительным;

– регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а также между другими родственниками и лицами;

– определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное право относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

 

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

З а д а н и е 2

П о д у м а й т е:

Если вы решили во время каникул поработать, куда вы обратитесь? Какие документы подготовите для приема на работу?

Какие условия должны быть соблюдены при приеме на работу учащихся общеобразовательных школ?

Должен ли гражданин, впервые ищущий работу и не имеющий профессии, представить в службу занятости следующие документы:

а) паспорт;

б) трудовую книжку;

в) справку о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы;

г) документ об образовании;

д) справку о состоянии здоровья.

Согласны ли вы с этим перечнем документов? Если нужно, внесите свои коррективы.

Кому из перечисленных лиц не устанавливается испытательный срок при приеме на работу?

а) Валентину 17 лет;

б) библиотекарю Елене Семеновне с высшим образованием и пятилетним стажем работы;

в) Сергею, демобилизованному из армии.

З а д а н и е 3

Р е ш и т е з а д а ч и:

1. За нарушение дисциплины в общественном месте группа молодых людей в возрасте 17–18 лет была привлечена к административной ответственности. На заседании административной комиссии было установлено, что никто из них не работает и не учится. Один из членов комиссии предложил включить в решение комиссии требование, обязывающее их в течение двух-трех недель поступить на работу или учебу, в противном случае они будут привлечены к работе в принудительном порядке.

Правомерно ли требование о привлечении людей к труду в принудительном порядке?

2. Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу.

Среди них были: – возраст – не старше 30–40 лет;– пол – мужской;– образование – высшее;– национальность – русский;– не принадлежащий к каким-либо партиям.

Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свой ответ обоснуйте.

5. Прокомментируйте ситуацию:

Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать его трудовую книжку, которую он якобы потерял дома.

В чем заключается розыгрыш?

З а д а н и е 4

Р а с с м о т р и т е с л е д у ю щ и е с и т у а ц и и:

1. В трехкомнатной квартире жили Наталья Васильевна, Виктор Петрович и их дочь – студентка Даша. Недавно Даша вышла замуж и привела в дом мужа – Олега. Молодым выделили комнату. Даша попросила мать по-прежнему вести домашнее хозяйство при условии, что она и Олег будут вносить свою долю денег.

2. Через некоторое время Даша попросила у матери выделить ей место в холодильнике и на полках в кухне, сказав, что хочет сама вести их с мужем хозяйство.

3. Через год после вступления в брак Даша и Олег сумели купить квартиру и переехали от Дашиных родителей. К этому времени у них родился сын Алексей.

Применительно к каждой ситуации определите, о каком количестве семей идет речь.

4. Бабушка воспитывает внука – сына умершей дочери.

5. Одинокая женщина удочерила девочку из детского дома.

Являются ли эти объединения семьями? Свой ответ обоснуйте.

В о п р о с ы и з а д а н и е:

1. Перечислите обстоятельства, являющиеся основанием для лишения родительских прав.

2. Какие вопросы должен рассматривать суд одновременно с решением о лишении родительских прав?

3. Какие обязанности в отношении ребенка остаются у родителей, по лишению родительских прав?

4. На что нацелено лишение родительских прав? Гуманны ли эти нормы?

5. Какие чувства вызывает у вас рассмотрение вопроса о лишении родительских прав?

З а д а н и е 5

Р е ш и т е з а д а ч и, используя статьи Семейного кодекса.

1. При расторжении брака между супругами возник спор о разделе имущества, которое они нажили за 25 лет совместной жизни. За время совместного проживания муж приобрел большую научную библиотеку по специальности, а для жены был приобретен рояль. Муж претендовал на библиотеку и жилой дом жены, который был ею получен по наследству до вступления в брак.

Каким будет решение суда по разделу имущества?

2. Гражданин Гаврилов обратился в суд с иском к жене о передаче ему на воспитание двух его детей и о лишении родительских прав жены. В исковом заявлении указано, что ответчица систематически пьет, ведет аморальный образ жизни, не работает, бьет детей. За детьми ухаживает он сам и его престарелая мать.

Какие последствия влечет за собой лишение родительских прав?

3. За плохое воспитание детей гражданин Лукин был лишен родительских прав, а дети (сын и дочь) переданы на воспитание бабушке. Бабушка предъявила иск Лукину о взыскании алиментов на детей.

Правомерно ли требование уплаты алиментов с лица, лишенного родительских прав?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.151 с.)