Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальная финансовая система

Поиск

Универсальная финансовая система - это возможность оплатить дистанционно различные наиболее актуальные услуги: начиная с мобильной связи и заканчивая услугами ЖКХ и железнодорожными билетами. УФС объединяет различные платежные системы в единую структуру, где действуют общие механизмы перераспределения финансовых средств пользователя по его желанию.

Сегодня в России, как и во всем мире, идет поиск и использование возможностей по внедрению комплексных платежных решений. УФС, обеспечивая различные финансовые структуры единым оборудованием и программным обеспечением, изготовляя пластиковые кредитные карты и используя собственный платежный портал, объединила в одно универсальное финансовое поле оплату различных услуг. Сегодня в него входит оплата сотовой и городской телефонной связи, коммунальные платежи, оплата услуг интернета и IP-телефонии, платного кабельного и спутникового телевидения, спутниковой автосигнализации. С помощью универсальной финансовой системы можно приобрести электронные жд билеты и билеты на самолет.

Удобство заключается в том, что в данном случае для пользования той или иной услугой клиент может привлечь свои средства, находящиеся в банке, в том числе и не выходя из дома - воспользовавшись сетью интернета. УФС использует карты Visa Electron, MasterCard Cirrus и MasterCard Maestro, эмитированные «Импэксбанком», а к оплате за ж/д билеты принимаются Яндекс Деньги и WebMoney. Универсальный платежный шлюз принимает перерасчет с кредитных карточек через личный кабинет пользователя.

Сегодня количество людей, выбирающих УФС для оплаты средств телефонной связи и коммунальных и других услуг, продолжает неуклонно расти - на портале, представляющем универсальную финансовую систему в интернет, регистрируется все больше пользователей. Для зарегистрированных пользователей необязательной становится процедура повторного ввода данных, когда речь идет о формах выбора маршрута и пассажиров для поездки при покупке ж/д билета, а для оплаты услуг телефонной связи не нужно будет вводить номера телефонов, при оплате коммунальных услуг - коды плательщика, адреса доставки билетов и прочего. Необходимые данные зарегистрированных пользователей хранятся в единой информационной базе. Надежная система информационной безопасности гарантирует полную защищенность средств пользователей УФС и абсолютную конфиденциальность их личной информации.

Система финансового планирования

С точки зрения системного подхода на предприятии должна быть сформирована система финансового планирования.

Для этого необходимо определить цель данной системы и результат ее функционирования, участников процесса планирования, характер распределения функций финансового планирования между различными подразделениями предприятия, состав необходимой информации, методы, инструменты и технические средства финансового планирования.

Система финансового планирования на предприятии должна регламентироваться внутрифирменным документом «Положение о финансовом планировании», в котором должны найти отражение цели, задачи, процедуры, формы, методы и регламент планирования. В настоящее время при формировании системы финансового планирования необходимо отдавать предпочтение интерактивному, скользящему, круговому планированию.

Финансовые планы достаточно сложны как по структуре, так и по содержанию. Поэтому для их разработки требуются усилия различных подразделений предприятия (финансового отдела, планово-экономического отдела, отдела маркетинга, бухгалтерии, отдела материально-технического снабжения, сбытового отдела, отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела капитального строительства, производственных подразделений и т.д.). Стратегические финансовые решения должны приниматься на уровне собственника предприятия.

Ответственность за разработку финансовых планов возлагается на финансово-экономические службы предприятия. Анализ опыта отечественных промышленных предприятий показал, что планирование денежных поступлений и выплат традиционно возлагается на финансовый отдел, в котором выделяется бюро финансового планирования и анализа, разработка кассового плана закрепляется за бухгалтерией, а планирование себестоимости, прибыли, капитальных вложений, оборотных средств входит в состав функций планово-экономического отдела.

Основными функциями финансового менеджера в рамках финансового планирования на предприятии являются:

1. разработка финансовой стратегии;
2. формирование финансовой политики предприятия;
3. разработка прогнозов и планов вложения капитала, оценка различных вариантов инвестирования с учетом степени риска и получаемого дохода, выбор оптимального варианта;
4. разработка долгосрочных, среднесрочных и оперативных финансовых планов, доведение утвержденных плановых финансовых показателей и нормативов до соответствующих отделов, служб и цехов;
5. обеспечение выполнения утвержденных финансовых планов;
6. разработка финансового раздела бизнес-плана предприятия;
7. контроль за выполнением плановых финансовых показателей.

К информационному обеспечению финансового планирования относятся:

1. требования к результатам деятельности предприятия, предъявляемые собственником и другими заинтересованными группами;
2. информация о стратегических планах предприятия;
3. данные внутреннего управленческого учета, статистической и бухгалтерской отчетности, система разработанных на предприятии норм и нормативов;
4. информация о выполнении финансовых планов в отчетных периодах;
5. законодательные и нормативные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
6. денежно-кредитная политика Банка России;
7. информация, отражаемая в Послании президента к Федеральному Собранию, в Законе «О федеральном бюджете РФ», параметры региональных и местных бюджетов на плановый период;
8. данные Госкомстата;
9. информация учреждений банковской системы, информация о товарных, фондовых и валютных бирж, финансовые прогнозы ведущих специалистов, и другая информация.

Создание единой оперативной финансовой информационной базы - ключевая проблема организации финансовой работы фирмы. Данная проблема не может быть решена без соответствующего технического обеспечения: сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Поскольку ряд исходных предпосылок разработки финансовых планов носят вероятностный характер и разброс их параметров в условиях современной экономической нестабильности страны довольно высок, финансовые планы предприятия желательно разрабатывать в нескольких вариантах – «оптимистическом», «пессимистическом», «реалистическом». Для повышения оперативности финансовых расчетов в настоящее время разработано множество прикладных программных продуктов как общего, так и специального назначения (EXCEL, COMFAR, пакеты "Альт-Инвест", "Альт-Прогноз", "Project expert", EDIP, «БЭСТ-ПЛАН», «Бизнес-Микро», «Галактика», «1-С Предприятие», «Система R/3» и т.д.).

На характеристики системы финансового планирования оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы, основными из которых являются особенности экономической системы страны; организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта; форма собственности; действующая на предприятии модель управления и планирования; система налогообложения; размер предприятия; вид деятельности.

В плановой экономике финансовому планированию на уровне предприятия уделялось недостаточное внимание, так как нехватка денежных средств или убыточность деятельности не являлись основанием для ликвидации предприятия. Состав финансовых планов, разрабатываемых на предприятии в условиях плановой экономики:

1. пятилетний и годовой финансовый план (включал три раздела: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, поступления в бюджет, ассигнования из бюджета);
2. платежный календарь (оперативный план движения денежных средств в наличной и безналичной форме);
3. кассовый план (план движения денежных средств через кассу предприятия).

В бухгалтерском учете того времени использовался только кассовый метод, в связи с этим, в годовом и пятилетнем финансовом плане отсутствовало четкое разделение понятий «доходы» и «приток денежных средств», «расходы» и «отток денежных средств». Кроме того, финансовый был полностью подчинен производственному плану. При нехватке денежных средств планировались поступления из бюджета, а при излишке – перечисления в бюджет.

В рыночной экономике финансовый план является важнейшим плановым документом предприятия. Если финансовый прогноз указывает на то, что при реализации разработанной стратегии финансовое состояние предприятия в будущем резко ухудшится, стратегию срочно пересматривают.

Необходимо учитывать особенности финансового планирования предприятий различных организационно-правовых форм. Существуют принципиальные отличия финансового планирования коммерческих организаций и бюджетных учреждений, государственных и частных предприятий, хозяйственных обществ и производственных кооперативов. Особой сложностью отличается финансовое планирование деятельности открытых акционерных обществ.

Система финансового планирования должна соответствовать действующей на предприятии модели внутрифирменного планирования и управления.

В начале 20 века в странах с рыночной экономикой завоевала популярность модель традиционного бюджетного планирования деятельности предприятий. Особенности данной модели:

1. предполагает разработку и утверждение операционных и финансовых бюджетов для предприятия в целом и его отдельных подразделений, а так же жесткий контроль за их выполнением;
2. акцентирует внимание на планировании доходов, расходов, денежных поступлений и выплат, составляющих активов и пассивов предприятия;
3. планирует потребность в ресурсах на основе данных за отчетные периоды, известных данных о будущем и информации, полученной в результате экстраполяции.

Модели бюджетного планирования создают условия для эффективного контроля использования ресурсов и наиболее актуальны в условиях ограниченного финансирования.

Преимущества, получаемые от использования традиционной бюджетной модели, перекрывают ее недостатки только в условиях относительно стабильной и предсказуемой внешней среды. Чем выше уровень неопределенности внешней среды, тем ниже эффективность использования модели традиционного бюджетного планирования. Данное обстоятельство потребовало разработки новых подходов к планированию, обеспечивающих быструю адаптацию предприятия к изменяющимся условиям функционирования.

Ряд недостатков традиционного бюджетного планирования был устранен моделью программно-целевого планирования, разработанной в середине 50-х гг. Модель программно-целевого планирования предусматривает построение иерархии целей предприятия и разработку программ, содержащих информацию о действиях, сроках, участниках и ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей. Данная модель основана на исследованиях, которые показывают, что производительность труда некоторых работников повышается, если перед ними поставили конкретные цели и предоставили своевременную информацию о реальных результатах работы. В отличие от модели традиционного бюджетного планирования ресурсы предприятия распределяются не между функциями, а между целевыми программами. Это с одной стороны, способствует достижению поставленных целей, а с другой - повышает эффективность использования ресурсов.

В 1970-е гг. в академических изданиях и популярной литературе произошел буквально взрыв публикаций, посвященных моделям стратегического планирования. Особенности данных моделей:

1. предусматривают разработку и утверждение общефирменной, финансовой и других функциональных стратегий;
2. акцентируют внимание на поиске рыночной позиции организации, разработке продуктовых программ, совершенствовании организационной структуры, выборе места размещения предприятия и направлений инвестиций;
3. при разработке и принятии плановых решений рассматриваются различные сценарии развития событий, проводится оценка внешней среды, сильных и слабых сторон компании, внутренних и внешних возможностей и угроз.

В качестве типичных недостатков практики стратегического планирования можно назвать оторванность стратегии от тактики, низкую осведомленность исполнителей о стратегических целях, несвоевременность корректировки стратегии при изменении условий внешней среды.

В настоящее время прослеживаются серьезные тенденции, цель которых устранить проблемы, возникающие при традиционном подходе к бюджетированию и стратегическому планированию. Они стали известны под названиями «продвинутое бюджетирование» (Advanced Budgeting) и планирование «вне бюджетирования» (Beyond Budgeting).

Сторонники первого подхода не подвергают сомнению сам инструмент бюджетирования. В ряде научных публикаций, посвященных модели продвинутого бюджетирования, подчеркивается необходимость разработки бюджетов на основе стратегических целевых показателей. Для этого бюджетное планирование связывается с предложенными Нортоном и Капланом стратегическими картами. Кроме того, рассматриваемая модель предполагает использование гибких скользящих бюджетов, современного программного обеспечения, относительных саморегулирующихся целей, бюджетов, ориентированных на процессы.

Концепция «вне бюджетирования» или управления «за рамками бюджетов» (BBRT) зародилась в 1998 году как результат научно-практических исследований международной рабочей группы по прогрессивным технологиям, направленных на разработку новой модели менеджмента для перехода от промышленной эры к информационной. При этом были учтены следующие особенности информационной экономики:

1. акционеры требуют «лучшей в своем классе» эффективности;
2. нематериальные активы имеют решающее значение;
3. инновационный процесс протекает бурно;
4. глобализация приводит к снижению цен;
5. клиенты не отличаются постоянством;
6. инвесторы и надзорные органы требуют строгого соблюдения этических норм.

Приведение внутрифирменного планирования в соответствие с особенностями информационной экономики потребовало решения следующих задач:

1. повышения гибкости и адаптивности планов,
2. снижения затрат на планирование;
3. создания механизмов планирования, ориентирующих работников на создание устойчивых конкурентных преимуществ;
4. разработки инструментов планирования, стимулирующих предпринимательство, творческую активность и соблюдение этических норм.

Существуют публикации об использовании концепции «внебюджетирования» на зарубежных предприятиях автомобильной, химической, пищевой промышленности, в транспортных, торговых, страховых, банковских, телекоммуникационных, туристических организациях, а так же в IT- компаниях.

Особенности планирования при управлении «за рамками бюджетов» в сравнении с традиционным бюджетным планированием.

Итак, концепция «внебюджетирования» предлагает отказаться от бюджетов (как инструментов контроля) и вместо них использовать такие инструменты как скользящие финансовые прогнозы, система сбалансированных показателей, расчет финансовых показателей с ориентацией на процессы, бенчмаркинг, непрерывное планирование.

К основным преимуществам, которые получает предприятие, отказавшись от бюджетов можно отнести:

1. снижение затрат на планирование;
2. сокращение длительности процесса установления целей и планирования ресурсов (некоторые руководители проектов определили, что они сэкономили 95% от времени, которое они раньше тратили на подготовку бюджетов и прогнозирование);
3. стимулирование непрекращающегося поиска более высоких уровней эффективности, так как бюджет больше не служит в качестве ограничения затрат снизу;
4. повышение гибкости и адаптивности планов, сокращение времени на корректировки плановых показателей (цели, выраженные относительными показателями, требуют меньшего количества корректировок, чем абсолютные);

Особенности финансового планирования при управлении «за рамками бюджетов» в сравнении с традиционным бюджетным планированием:

1. действия менеджеров согласуются со стратегическими задачами, а не узкими интересами подразделения;
2. повышается достоверность плановой и отчетной информации (когда не нужно стремиться к достижению фиксированной цели, у менеджеров среднего звена нет необходимости манипулировать показателями или предоставлять их в такой манере, которая может ввести в заблуждение и исказить картину).

Однако, управление «за рамками бюджетов» может быть эффективно только при наличии следующих условий:

• радикальная децентрализация управления;
• наличие квалифицированных кадров на всех уровнях управления;
• стимулирование не за выполнение планового задания, а за достижение лучших результатов;
• финансовая прозрачность; информационная открытость (без этого невозможно осуществлять сравнение эффективности деятельности подразделений и предприятиятий-конкурентов);
• корпоративная культура, поддерживающая соблюдение этических норм; наличие предприятий или подразделений – аналогов для проведения сравнений и организации соревнований;
• доступность финансовых ресурсов.

Если перечисленные выше условия не выполняются, отказ от разработки бюджетов может достаточно быстро привести предприятие к потере управляемости и финансовому кризису.

Развитие финансовой системы

Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, форм организации и методов использования финансов.

Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для ее осуществления применяется совокупность бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Содержание финансовой политики определяется:

1. соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, определяющей роль государства в области финансов;
2. разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
3. осуществлением практических мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.

Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», – достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечивать функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и др.).

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.

Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу, В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов первоначальное их содержание может претерпевать значительные изменения. Правительство должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями, либо уйти в отставку. Возможен и роспуск Государственной Думы в случае отказа от принятия федерального закона о бюджете. Для 1992—1999 гг. было характерно значительное противостояние Государственной Думы законодательным инициативам правительства в области реализации экономической и финансовой политики. Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2001 г. (рост ВВП составил более 5%, инвестиций – 8,5%) создали благоприятные условия для выработки стратегических тактических направлений финансовой политики в начале XXI в. Например, общей стратегической задачей развития является модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые и более высокие темпы экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурных преобразований, соответствующих мировым тенденциям. При этом приоритетными задачами экономической политики являются:

1. формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства (в частности, малого);
2. существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности действия налоговой и таможенной системы;
3. создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности;
4. достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;
5. реформирование естественных монополий;
6. создание условий для интеграции России в мировом сообществе.

Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, с помощью которой реализуются следующие основные функции:

1. финансовое обеспечение в результате выполнения государством своих функций;
2. поддержание финансовой стабильности в стране;
3. обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
4. создание условий для социально-экономического развития,

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Основные фундаментальные проблемы, связанные с текущим состоянием бюджетной системы, заключаются в следующем:

1. несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
2. недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;
3. избыточности долгового бремени;
4. неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
5. незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.

Отсюда определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики.

При этом ближайшими стратегическими целями являются:

1. обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;
2. устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики и, прежде всего в рамках реформирования налоговой системы;
3. существенное снижение относительных издержек функционирования государства;
4. значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;
5. создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам;
6. приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;
7. обеспечение бездефицитности федерального бюджета;
8. оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач;
9. урегулирование кредиторской задолженности государства;
10. постепенный отказ от практики предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам;
11. четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;
12. максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета;
13. завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства;
14. обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и определяет на ближайшие годы, следующие основные приоритетные задачи:

1. сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение ставок процента с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
2. продолжение работы Центрального банка РФ по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, и развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;
3. сохранение контроля за денежным предложением за счет установления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке, и решаться проблемы стерилизации свободной наличности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.

Правительство РФ намерено погашать задолженность Центральному банку РФ, переоформлять часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму для доследующих возможных операций на открытом рынке.

В реализации финансовой политики России в ХХ в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка для активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в систему валютного регулирования.

Таким образом, в начале XXI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной. Ее реализация осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.014 с.)