Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль и испытание машин после ремонта↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе сборки машину подвергают тщательному контролю, а после окончания ремонта испытывают. Контроль осуществляют двумя способами: наружным осмотром с применением измерительных инструментов и приспособлений и опробованием с регулированием узлов. При наружном осмотре устанавливают комплектность машины, отсутствие на поверхностях деталей рисок, царапин, забоин, коррозии и других повреждений, а также утечки смазки, наличие шплинтов, степень затяжки крепежных деталей и т.д. Плотность сопряжения трущихся деталей проверяют качанием, а правильность зацепления зубчатых и червячных передач -на равномерность вращения колес. При помощи измерительных инструментов и приспособлений проверяют зазоры в сопряжениях, биение деталей, параллельность и перпендикулярность- осей и валов. Опробованию подлежит каждый узел машины. Его можно вести последовательно в процессе сборки машины или после окончания сборки. Первый способ более удобен, так как создаст лучшие условия для наблюдения за работой узлов из-за доступности к ним и поэтому легче делать исправления и регулировку. Опробование ведут путем прокручивания узла, включения и выключения управления, создания рабочего давления в гидравлической и пневматической системах, приведением в движение рабочих органов, проверкой действия элементов регулировки и т. д. Машины, собранные после ремонта, подлежат испытаниям, целью которых является проверка качества деталей, правильности сборки и работы машины в целом. Испытание узлов до сборки машины проводят в тех случаях, когда в собранной машине затруднено наблюдение за их работой, а также если нет необходимости в проведении испытаний всей машины. Например, испытания редукторов и двигателей производят до сборки машины, а исполнительных органов (бары, конвейеры) — после сборки. Испытания обычно проводят в две стадии: вхолостую и под нагрузкой. Обкатку вхолостую производят для проверки правильности взаимодействия частей и приработки трущихся поверхностей деталей. Для этого узлы машин устанавливают на испытательные стенды или фундаменты. Испытание проводят до тех пор, пока убедятся, что все узлы машины работают нормально. В процессе испытаний ведут наблюдение за состоянием трущихся поверхностей {подшипников, втулок, зубчатых зацеплений и т. п.), за согласованностью действия узлов и механизмов. Показателями окончания приработки могут быть: наличие продуктов износа в масле; достижение оптимальной степени прилегания контактирующих поверхностей; переход на прямолинейный участок кривой износа; достижение минимальной потребляемой машиной мощности. После обкатки машины вскрывают подшипники и проверяют ■отсутствие следов трения. После устранения дефектов машину испытывают под нагрузкой. Центробежные насосы после сборки подвергают испытанию на полуторное рабочее давление, а затем обкатываютв течение 2 ч на специальных стендах. При этом работающий насос должен издавать равномерный гул без заметных вибраций. При испытании механизмов на стендах измеряют частоту вращения, мощность, расход топлива, масла, давление в системе смазки, температуру охлаждающей воды и масла, а также ведут наблюдение за работой механизмов и прослушивание их для выявления постороннего шума. Испытания под нагрузкой проводят на том режиме и в тех условиях, которые соответствуют эксплуатационным. Начинают испытания при минимальной нагрузке, постепенно увеличи- 15$ вая ее до номинальной В результате испытания устанавливают степень пригодности машины к эксплуатации. Крупные стационарные установки (вентиляторы главного проветривания, мощные компрессоры, подъемные машины) не пытывагот после ремонта и сборки на месте их постоянной рц боты Перед испытанием тщательно осматривают и проверяют все сопряжения, подшипники и шарниры обильно смазывают набивают и подтягивают сальниковые уплотнения, проверяют систему охлаждения и т д. Затем машину подвергают обкат ке, во время которой наблюдают за величиной вибрации, тем пературой подшипников, характером шл,ма В процессе испытаний машины целесообразно применять маловязкие маета, которые хорошо проникают через узкие щели, смывая продукты износа, и быстро отводят тепло Результаты испытаний вписывают в ремонтную книгу и оформляют в виде акта По результатам испытаний судят о ка честве отремонтированной машины и возможности сдачи ее в эксплуатацию Контрольные вопросы 1 Что собой представляет технологический процесс ремонта? Какие с\ шествуют видн потготовки машины к ремонту и чем они характеризую!^ 2 Правила разборки машины Особенности демонтажа подшипников и разборки гидравлических узлов По каким критериям сортируют детаи разобранных >злов? 3 Способы мойки деталей Охарактеризуйте их 4 В чем сущность восстановления деталей механической обработкой^ 5 Как и какие детали восстанавливают сваркой и наплавкой? Какие особенности технологического процесса сварки различных материалов» 6 В чем сущность процессов метаплизации напылением и *лектролн тнческих покрытий3 7 Как осуществляют ремонт з} бчатых, резьбовых и подшипниковых узлов? 8 Каким образом осуществляют балансировку деталей после ремонта1 9 Рассказать, как правильно собирать машину после ремонта 11 Как проверяют качество отремонтированной машины'* ГЛАВА 4. РЕМОНТ ГОРНОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ § 23. Общие вопросы ремонта электрических машин и аппаратов t Практика показывает, что до 25% всех отказов горных машин происходит из-за неисправности электрической части. Поэтому ремонт электрооборудования имеет весьма важное значение и является неотъемлемой частью общего ремонта машин. Отказ электрических машин может быть вызван внешними и внутренними причинами. К числу внешних причин относится перегрузка, изменение напряжения в сети, обрыв питающих проводов, неисправность аппаратуры управления и пуска, влияние окружающей среды (температура, влага, запыленность и т. п.), внешнее механическое воздействие. Внутренние причины обычно являются следствием указанных выше ненормальных условий работы или результатом некачественного ремонта. Реже встречаются случаи отказа вследствие некачественных материалов (например, изоляции), несовершенной конструкции или технологии изготовления. Наиболее важными мероприятиями, обеспечивающими бесперебойную работу электрических машин и аппаратов, являются правильная эксплуатация, тщательный уход за ними, своевременный и качественный ремонт. Снижения аварийности добиваются внедрением системы планово-предупредительных ремонтов. Графики ремонтов и осмотров составляют с учетом условий работы машин, но не реже, чем предусмотрено Правилами технической эксплуатации. Периодический осмотр влсктрического оборудования производят во время остановки горных машин, на которых оно установлено. При осмотре машину очищают, заменяют изношенные щетки, проверяют состояние щеткодержателей и подшипников, сопротивление изоляции, измеряют разбег вала и зазор между статором и ротором. При наличии износа или повреждений, в зависимости от их степени и характера, планируют текущий или капитальный ремонт машины. Текущий ремонт электрических машин и аппаратов выполняют на месте их постоянной установки, а капитальный — в стационарных мастерских, оснащенных соответствующим ремонтным оборудованием, испытательными стендами и измерительными приборами. Поступившее в мастерские для ремонта оборудование тщательно осматривают с целью определения ею состояния, а затем направляют в соответствующий цех для ремонта. § 24. Ремонт пусковой и регулирующей аппаратуры Пусковая и регулирующая аппаратура предназначена для управления работой электрических машин, сетей. По способу управления она делится на аппараты ручного и автоматического управления. К аппаратуре ручного управления относятся рубильники и переключатели, контроллеры, контакторы и ручные пускатели; к аппаратуре автоматического управления — магнитные пускатели и фидерные автоматы. Проверку аппаратуры управления забойными машинами производят не реже 2 раз в год. При этом полностью разбирают и чистят силовые автоматы и аппараты схемы, проверяют уставки автоматов и реле, снимают характеристики, проверяют работу схемы вхолостую и под нагрузкой. В рубильниках проверяют степень касания ножей к контактной стойке Ножи двухполюсных и трехполюсных рубильников регулируют так, чтобы они включались одновременно. Контакты рубильников и контакторов чистят бархатным напильником. Чистка наждачной бумагой не разрешается, так как частицы наждака врезаются в материал, чем снижают надежность контактнро вания. Не допускается смазка открытых контактов, так как смазочное вещество выгорает под действием дуги, а продукты сгорания загрязняют контактные поверхности. Ремонт аппаратуры заключается в замене или исправлении поврежденных и изношенных деталей. Изношенные контакты заменяют новыми, а обгоревшие или оплавленные зачищают При зачистке стремятся к сохранению первоначальной и\ формы. Серебряные контакты при появлении подгара не зачп щают, а протирают ветошью, смоченной в бензине. Некоторые детали могут быть изготовлены в шахтных мастерских. Контактные пластины изготовляют из электротехнической меди, так как обычная медь имеет пороки (раковины, трещины, слоистость), являющиеся причиной быстрого обгора-пия деталей. Легкость хода контактора проверяют сначала включением рукой, а затем от действия магнитной катушки при напряжении, равном 85% номинального. Механическая блокировка должна исключать возможность втягивания якоря одного и з - контакторов при втянутом якоре другого. Якорь включаемого контактора должен втягиваться полностью. Неполное втягива кие якоря контактора постоянного тока вызывает перегрев контактов, а переменного тока — еще и перегрев катушки. Сила прижатия контактов оказывает большое влияние на их надежность. При недостаточном прижатии между ними воз- «икает дуга и они свариваются, а при чрезмерном — возможно вибрирование, что повышает их механический износ. Усилие прижатия проверяют динамометром или полоской бумаги; вставленная между подвижным контактом и его упором полоска тонкой писчей бумаги должна сравнительно легко вытягиваться, не разрываясь. Сила прижатия контактов указывается в паспорте контактора. Регулирование контакторов производят вращением винта, изменяющего давление регулирующей пружины. Кроме этого проверяют одновременность и плотность касания контактов. Они должны касаться по всей своей ширине без просветов, а боковое смещение подвижного контакта по от-лошению к неподвижному должно быть не более 1 мм. В контакторах с катушкой переменного тока во включенном лоложении возможно сильное гудение или дребезжание. Причиной этого может быть ослабление крепления магнитной системы или контактов, повреждение включающей катушки, недостаточное напряжение в сети и т. п. Необходимо помнить, что при сильном гудении перегреваются катушки контактора и поэтому оно должно быть устранено. По окончании ремонта аппаратуры обязательно проверяют прочность изоляции повышенным напряжением, приложенным между фазами и корпусом. Испытание производят при помощи специального трансформатора, напряжение вторичной обмотки которого может регулироваться. При испытании изоляции один конец обмотки высокого напряжения трансформатора присоединяют к корпусу аппарата, а другой — к выводам испытуемой обмотки. Сопротивление изоляции должно быть в пределах, допустимых для данного типа аппарата. При ремонте контроллеров проверяют целость искрогаси-телышх камер, регулировку контактов, а в контроллерах кулачкового типа проверяют также плавность вращения роликов. Сухари и сегменты барабанных контроллеров для уменьшения износа трением покрывают тонким слоем технического вазелина. При осмотре пускателя проверяют исправность его крышки, блокировочного устройства, рукоятки разъединителя, состояние рабочих контактов и проверяют работу. При износе контактов их заменяют новыми и регулируют так, чтобы достигалась одновременность включения. При ремонте механизма включения пускателя следует обратить особое внимание на целость пружин. У вертикальных пружин, работающих на сжатие, опиливают нижний торец и надевают специальные колпачки, чтобы они были устойчивыми. Изношенные пружины, защелки, шплинты и т. д., а также детали из изоляционных материалов Заменяют новыми. После сборки пускателя измеряют сопротивление изоляции между разомкнутыми контактами, а также между токоведущими ча- стями и корпусом. Величина сопротивления должна быть но менее 690 кОм. При осмотре фидерных автоматов следует особенно тщательно ремонтировать щеточные контакты, состоящие из отдельных луженых пластинок меди. Вышедшие из строя отключающие катушки заменяют новыми. Магнитные пускатели для ремонта разбирают полностью, очищают от пыли и грязи. При обнар\жении ржавчины внутри корпуса его окрашивают. Подработанные контакты заменяют новыми. Застывшие капли серебра на контактах осторожно снимают без опиливания контактов. Заменять серебряные контакты медными запрещено. При сборке магнитного пускателя особое внимание следует обратить на надежность контактных зажимов, крепление катушек и других элементов, а также на отсутствие заедания подвижной системы. После сборки пускателя производят измерение сопротивления изоляции катушек, монтажных проводов силовой цепи и цепи управления по отношению к корпусу. Если при ремонте будет обнаружено повреждение оболочки или взрывозащитны\ плоскостей пускателя, последний должен быть отправлен в специализированные ремонтные мастерские или на рудоремонтный завод. Намотку катушек производят на намоточном станке на каркас из картона. Обмотку укладывают слоями. Каждый слой покрывают изоляционным лаком и обматывают изоляцией из папиросной или конденсаторной, бумаги. После намотки катушек для придания им необходимой влагостойкости производят пропитку их изоляционным лаком. В остальном ремонт фидерных автоматов аналогичен ремонту пускателей. Катушки бескаркасного типа изготовляют наматыванием на тафтяную ленту, обернутую картонной прокладкой толщиной 0,2—0,3 мм. Каждый слой покрывают изоляционным лаком с папиросной бумагой. Когда останется навить два-три слоя витков, соединяют концы тафтяной ленты и продолжают намотку. Жесткие выводы концов катушек изготовляют из меди у виде уголков. На обмотку под уголок подкладывают миканп-товую прокладку толщиной 0,5 мм и закрепляют нитками. Готовую катушку сушат и пропитывают лаком. § 25. Ремонт электродвигателей постоянного тока Текущий ремонт генераторов и двигателей постоянного тока сводится к следующему: изношенные щетки заменяют новыми и притирают по месту; проверяют и регулируют траверсу щеткодержателя, устанавливая щетки в шахматном порядке; шлифуют и продороживают коллектор; проверяют изоляцию обмоток и восстанавливают ее в местах повреждения; подшипники разбирают, очищают, производят шабрение (подшипников скольжения) или заменяют (подшипники качения); подтягивают болты крепления деталей. Работы, выполняемые при капитальном ремонте электродвигателей: ремонт коллектора с заменой пластин; ремонт или замена щеточного механизма; замена подшипниковых щитов; перезаливка подшипников скольжения; ремонт контактных колец и изолирующих их от вала прокладок; рихтовка листов активного железа; ремонт вала и балансировка ротора; заварка трещин корпуса; частичная или полная смена обмоток; пропитка обмотки лаками и сушка; переделка машин на другое напряжение и частоту вращения. При периодических осмотрах и плановых ремонтах машин постоянного тока основное внимание обращают на состояние коллектора, щеток, щеткодержателя, подшипниковых узлов и изоляции обмоток. На поверхности коллектора может появиться шероховатость вследствие попадания твердых частиц под щетки, нагар от искрения или окись после длительного хранения машины во влажных местах. Шероховатость коллектора устраняют шлифовкой мелкой стеклянной бумагой марки 000, прижимаемой деревянной колодкой с вырезом по форме коллектора. Применение наждачной бумаги нежелательно, так как крупинки наждака проводят электрический ток и могут замкнуть пластины коллектора. Не рекомендуется опиливать коллекторные пластины напильником или прижатием стеклянной бумаги рукой, так как получается неровная поверхность. Неровную поверхность коллектора протачивают резцом, предварительно тщательно отцентрировав его. После проточки или длительной работы коллектор продороживают, так как миканитовы.е прокладки тверже медных пластин и при работе постепенно выступают над ними. Продо-роживание выполняют выпиливанием миканита специальной пилкой на глубину 0,5—1,0 мм вдоль приложенной к коллектору линейки без повреждения медных пластин. Можно продорожи-вать коллектор и на токарном станке при неподвижном шпинделе и продольном движении суппорта с отрезным резцом, повернутым на 90° относительно своего нормального положения. Ширина режущей части резца равна ширине канавки между пластинами, а угол заточки равен 40°. После продороживания все канавки между пластинами коллектора прочищают волосяной щеткой и шабером снимают фаски с краев коллекторных пластин, а затем коллектор шлифуют и продувают сжатым воздухом. * При выходе из строя подшипников качения или при большом износе подшипников скольжения ротор может задевать за статор, что вызывает повреждение активной стали, а иногда и обмотки. Неисправнее подшипники качения заменяют новыми, а загрязненные — снимают, очищают от грязи, промывают в керосине, а затем набивают смазку и устанавливают на место. Перегрев подшипников скольжения приводит к расплавле-" нию заливки или задирам шейки вала. Он происходит из-за недостаточного поступления масла вследствие погнутости масляных колец, недостаточного уровня, загрязнения или уменьшения зазора между шейкой вала и вкладышем из-за перекоса вкладыша. При недостаточном количестве масла его добавляют, а при загрязнении или чрезмерной вязкости — сливают, тщательно промывают подшипник керосином и заливают свежее масло требуемого качества. Для подшипников качения применяют смазки типа УТ и солидолы, для подшипников скольжения — веретенное, машинное или турбинное масло. При перекосе вкладыша подшипник разбирают, устанавливают вкладыш правильно и фиксируют его для предупреждения повторного перекоса. В процессе эксплуатации не допускают загрязнения электродвигателей: это способствует перегреву обмоток и может привести к короткому их замыканию. Пыль систематически удаляют пылеотсасывающим устройством или продувкой сжатым воздухом. В процессе работы происходит стирание изоляции, что может привести к межвитковому замыканию или пробою на корпус. Это может произойти и вследствие механических повреждений или отсырения изоляции. Эти неисправности определяют внешним осмотром или измерением сопро тивления изоляции обмоток, которое должно быть не ниже 1,0 МОм на 1000 В рабочего напряжения, а магнитным или другим методом уточняют место пробоя изоляции. Приступая к частичной или полной перемотке якоря, маркируют пазы, составляют схему обмотки, эскизируют лобовые части обмотки, бандажи и другие узлы, а затем снимают старые бандажи, распаивают коллектор и снимают старые обмотки. Перед укладкой новой обмотки якорь тщательно очищают, па-^ы опиливают и красят их стенки. Коллектор проверяют на отсутствие замыканий между пластинами, обмоткодержатель изолируют. В зависимости от формы паза, напряжения тока и мощно- сти машины обмотки выполняют в виде жестких или мягких секций, а также протяжкой вручную обмоточного провода в закрытые или полузакрытые пазы. Большинство якорей имеет открытые пазы, в которые укладывают заранее отформованные секции. При закладке следят за длиной выступающих из паза прямолинейных участков секций, добиваясь равности их. В машинах мощностью до 5 кВт применен полузакрытый паз. В этом случае секции укладывают через прорез и обращают внимание на формовку лобовых частей, так как неправильная формовка приводит к невозможности укладки последних сторон секций. При* намотке жестких секций пользуются металлическим шаблоном. Катушки полюсов и стержни компенсационной обмотки наматывают на каркасах или деревянных разъемных оправках. Для малых машин применяют каркасы из электрокартона или бакализированной резины. При нанесении изоляции секций следует обращать внимание на отсутствие сгустков лака, так как они обычно долго не высыхают и при вращении якоря лак будет разбрызгиваться. После укладки всех секций проверяют соответствие их выводов коллекторным пластинам, испытывают на межвитковое замыкание и при положительных результатах производят запайку проводников в коллектор. § 26. Ремонт двигателей переменного тока К двигателям переменного тока, применяемым в шахтах, опасных по газу или пыли, предъявляют повышенные требо: вания в отношении надежности, прочности и взрывобезопасно-сти, поскольку возникшая электрическая искра или накаленный током проводник могут явиться источником взрыва. Взры-вобезопасность двигателя достигается за счет того, что оболочка имеет повышенную механическую прочность, рассчитанную на внутреннее давление до 8 кгс/см2. Кроме того, ширина фланцев и величина зазоров зависят от свободного объема корпуса или оболочки и определяются правилами безопасности. Во взрывобезопасном исполнении изготовляют трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, в которых применена теплостойкая кремнийорганическая изоляция, позволяющая при тех же размерах двигателя получить большую мощность. При ремонте электродвигателей следует не только устранить повреждения, но и выявить причины, снижающие их надежность. Для этого осматривают и проверяют как механическую, так и электрическую часть двигателя. Перед разборкой двигателя проверяют состояние корпуса, крепежных деталей, фланцев, выводных зажимов и концов. Особенно тщательно осматривают подшипниковые щиты для выявления малозаметных трещин. Машину сначала разбирают на основные части — статор, ротор и подшипниковые узлы, а затем, при необходимости, разбирают по деталям: -снимают подшипники, контактные кольца, короткозамыкающие устройства, вентилятор, полюса и выпрее-совывают вал. При разборке проверяют размеры, обеспечивающие возможность установки подшипниковых щитов на место с плотной посадкой. Подношенные детали заменяют новыми: кернение для повышения плотнбети посадки не допускается Контроль зазоров между валом, щитами и фланцами производят щупами. Допустимые величины этих зазоров находятся в пределах 0,6 мм. Зазор менее 0,6- мм нежелателен из-за возможности задевания втулки за вал. Если при осмотре обнаружится, что и длина зазоров, обеспечивающих взрывобезопас-ность двигателя, не соответствует нормам, то производят ремонт поверхностей прилегания наваркой, проточкой и опиливанием. После выемки ротора из статора проверяют прочность посадки, отсутствие осевого смещения пакета стали на валу и состояние шихтовки, измеряют радиальное биение его относительно вала, проверяют отсутствие следов перегрева стали, а также балансировку и состояние бандажей: отсутствие коррозии, ослабление, состояние скоб и паек. Проверяют состояние поверхности шеек вала, диаметры и геометрическую правильность его форм, отсутствие трещин, состояние шпоночны> пазов, резьбы и отсутствие прогиба. Для проверки состояния обмотки измеряют сопротивление ее изоляции по отношению к корпусу и между секциями. Особенно тщательно проверяют состояние обмоток. Для небольших трехфазных электродвигателей с двухслойной обмоткой бывает нецелесообразно производить частичный ремонт обмотки и приходится решать вопрос о необходимости их замены Ремонт и балансировка механической части электрнчесхил машин производятся способами, описанными в главе 3, а ремонт обмоток аналогичен ремонту их для машин постоянного тока. . Трещины в старых деталях и раковины во вновь изготовленных можно заварить. Каждая деталь, подвергшаяся заварке, перед установкой на двигатель взрывобезопасного исполнения должна быть испытана гидравлическим давлением, величина которого зависит от объема оболочки. Каждый отремонтированный электродвигатель в обязательном порядке подвергают испытаниям. Вначале замеряют сопротивление обмоток в холодном состоянии и результаты измерений приводят к температуре 15° С. Отклонения фактических сопротивлений от расчетных должны быть не более ±7,5%-а для отдельных фаз —не более ±5%. Затем проверяют ток холостого хода и короткого замыкания. Токи холостого хода в отдельных фазах не должны отличаться от их среднего значения более чем на ±5%- При большем отклонении устанавливают и устраняют дефекты, вызвавшие это отклонение. Этими дефектами могут быть: увеличенный зазор между ротором и статором, уменьшенное количество витков в статоре, непра-вильное соединение обмотки, неудовлетворительное качество активного железа и другие. Затем электродвигатель включают на длительную работу вхолостую и измеряют сопротивление изоляции нагретых обмоток: для взрывобезопасных электродвигателей с новой обмоткой сопротивление изоляции должно быть не менее 2—3 МОм, со старой обмоткой — не менее 1 МОм. После этого двигатели испытывают повышенным напряжением в соответствии с утвержденными нормами. В заключение электродвигатели испытывают в течение одного часа при полной нагрузке. В начале и конце испытаний измеряют температуру и сопротивление обмоток и температуру окружающей среды. Перегрев должен быть в пределах паспортных данных испытываемого электродвигателя. § 27. Основные требования, предъявляемые к электрооборудованию взрывобезопасного исполнения При работе электрооборудования возможно искрение и перегрев элементов, что может привести к взрыву шахтной атмосферы, содержащей метан и угольную пыль, или к возникновению пожара. Поэтому к рудничному электрооборудованию предъявляются особые требования. Электрооборудование для шахт выпускают рудничного нормального исполнения (РН), повышенной надежности (РП), взрывобезопасного (РВ) и искробезопасного (РИ) исполнения. Согласно правилам безопасности в шахтах, опасных по газу или пыли, применение оборудования в рудничном нормальном исполнении допускается только в околоствольных выработках, причем вблизи не должно быть суфлярного выделения метана. Рудничное электрооборудование повышенной надежности разрешается устанавливать в основных выработках, проветриваемых свежей струей воздуха. Во всех остальных выработках шахт, опасных по газу или пыли, должно применяться оборудование взрывобезопасного или взрыво- и искробезопасного исполнения. Электрооборудование рудничного нормального исполнения отличается от аналогичного оборудования, выпускаемого для других отраслей промышленности, повышенной прочностью. Оборудование повышенной надежности, кроме того,1 создаЬт таким, чтобы нагрев токопроводящих его элементов бйл^а 10° ниже, чем это допустимо для оборудования исполнений. РТЗ, а искрящие при нормальной работе узлы заключают в0 йзры- ,163 вобезопасные оболочки. Светильники повышенной надежности имеют устройства для автоматического отключения лампы при повреждении или снятии стеклянного колпака, чтобы в случае повреждения колбы лампы нить ее успела охладиться до соприкосновения с атмосферой. Электрооборудование исполнения РВ для достижения взры-вобезопасности, кроме всего изложенного, заключают во взры-вобезопасную оболочку, создают искробезопасные системы или возможность опережающего отключения. Взрывобезопасная оболочка должна отвечать следующим требованиям; 1. Она должна выдерживать давление взрыва внутри ее при объеме оболочки до 0,5 л........................................................ 3 при объеме оболочки от 0,5 до 2 л................................................ 6 при объеме оболочки свыше 2л..................................................... 8 2. Взрыв внутри оболочки не должен передаваться во внеш при объеме оболочки до 0,1 л............................................................... 5 нри объеме оболочки от 0,1 до 0,5 л.................................................... 8 при объеме оболочки от 0,5 до 2 л..................................................... 15 при объеме оболочки свыше 2 л......................................................... 25 Зазор между соприкасающимися поверхностями в стыках при болтовом соединении должен быть не более 0,2 мм, а при соединении крышек с корпусом штыковым или пенальным затвором — не более 0,5 мм. Прокладки укладывают в канавку, расположенную между отверстием для болта и внутренней кромкой фланца. При этом длина щели должна быть непрерывной, а расстояние от отверстия или внутренней кромки фланца до канавки должно быть не менее 3 мм. При наличии в аппарате оси для рукоятки управления зазор между осью й втулкой должен быть не более 0,3 мм (разность диаметров втулки и оси); эксцентриситет оси по втулке допускается. Длина втулки для прохода оси управления должна быть не менее-15 мм при объеме оболочки до 1 л и не менее 25 мм при объеме свыше 1 л. Разность диаметров вала двигателя и втулки, через которую пропущен вал, должна быть не более 0,6 мм; длина такой втулки — не менее 25 мм. Винты н шпильки не должны проходить сквозь стенку оболочки, а заканчиваться в глухих гнездах. В штепсельных разъединителях длина взрывонепроницаемо-го перекрытия между входящими одна в другую оболочками штепселя должна оставаться после размыкания токоведущих частей не менее 25 мм. Исходя из допустимых зазоров, принимают предельные из-носы взрывозащитных поверхностей. Кроме того, во всех случаях требуется определенная чистота обработки взрывобезо-пасного оборудования и требуемое качество взрывозащитных поверхностей. Поверхности неподвижных стыков, подвижных соединений типа вал — подшипник должны иметь чистоту не ниже #240. Наличие на взрывозащитных поверхностях царапин, забоин, вмятин, черноты и т. п. не допускается. Детали с такими повреждениями поверхности даже при допустимых из-носах для дальнейшей эксплуатации нельзя использовать без исправления. Повреждения поверхностей в расточках втулок для валиков управления или валов электродвигателей не подвергают исправлению. Поврежденные втулки заменяют новыми, изготовленными в соответствии с требованиями взрывобезопасности. Наиболее надежным с точки зрения безопасности рудничным электрооборудованием являются машины, аппараты и установки взрыво- и искробезопасного исполнения. Оно достигается выполнением всех требований, предъявляемых к взрывобезо-пасному оборудованию с применением специальных электрических схем, исключающих возможность появления искр при его включении или выключении. Контрольные вопросы 1. Основные причины возникновения неисправностей электрических машин и общие пути организации их ремонта. 2 Наиболее частые отказы пусковой и регулирующей аппаратуры и способы их устранения. 3. Дать характеристику основным методам ремонта электрических машин постоянного тока 4. Особенности ремонта электрических двигателей переменного тока. 5. Перечислить основные требования, предъявляемые к взрывобезопас* ному оборудованию \ 165 ГЛАВА 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В РЕМОНТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ § 28. Общие вопросы техники безопасности и промышленной санитарии Каждый человек обязательно должен знать и строго соблюдать правила и безопасные приемы труда независимо от ха-рактера выполняемой им работы. В связи с этим поступающий на предприятие трудящийся обязательно проходит теоретическое обучение по технике безопасности, стажировку на рабочем месте и сдает экзамены по утвержденной на предприятии программе. Кроме основных правил безопасности в программу включается обучение по санитарии, гигиене, противопожарной безопасности и оказанию первой медицинской помощи. Рабочий должен приступать к работе только после получения письменного наряда и подробного инструктажа по безопасным методам выполнения работы с учетом конкретной обстановки. Все рабочие должны работать в установленной спецодежде, обуви, рукавицах и касках. Особое внимание уделяется организации рабочего места ремонтных рабочих. Запрещается выполнение ремонтов без соответствующего плана организации работ, предусматривающего меры, исключающие возможность травмирования трудящихся. С этой целью ремонтируемое в забое оборудование отгоняют на достаточно просторную площадку, удаленную от места ведения взрывных работ и от находящихся под напряжением электрических линий. Предусматриваются места для удобства подвоза и складирования запасных частей и материалов, работы грузоподъемных средств и отдыха рабочих. Ремонт громоздких машин, например карьерных экскаваторов и буровых станков, должен производиться при выключен-ном главном рубильнике машины. В этом случае не допускается одновременная работа на высоте, например на мачте карьерного бурового станка, и внизу. Рабочие, работающие на высоте, должны быть застрахованы от падения монтажным поясом и исключать возможность падения инструмента или других предметов. После окончания ремонта необходимо тщательно проверить, не осталось ли внутри механизмов каких-либо мелких деталей, инструмента или обрезков металла, которые могут быть источником несчастного случая или аварийной поломки станка. Санитарно-гигиенические условия работы заключаются в соблюдении санитарной чистоты рабочих мест, достаточной осве- щенносги, снраниченной величины шума, вибрации и запыленности, нормальных температурных условий и наличии бытовых помещений, медицинского обслуживания рабочих (профилактическое обследование, обеспечение аптечками и пр.). В шахтах, а в ночное время и на открытых разработках, предусматривают искусственное освещение, не только рабочих мест, но и лестниц, пешеходных дорожек и других мест, где по условиям производства возможно пребывание людей. Освещенность должна быть равномерной и соответствовать установленным нормам. Основные пути снижения влияния шума на организм человека сводятся к выбору режимов работы оборудования, исключающих сильную вибрацию; применению звукоизолирующих кожухов и облицовке стен звукопоглощающими материалами; применению шлемофонов и антифонных наушников и принятию чисто медицинских профилактических мер. Для снижения запыленности атмосферы на рабочих местах ремонтных рабочих горных предприятий принимается ряд мер организационно-технического характера. При работе в местах, где запыленность воздуха превышает санитарную норму (более 2 мг на 1 м3 воздуха), правилами техники безопасности предусмотрено пользование респираторами. Защита работающих от влияния температурных факторов сводится к ликвидации сквозняков <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.017 с.) |