Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ремонт резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений.
Детали горных машин, имеющие изношенную, забитую или со-Ьванную резьбу (более 2 ниток), применять нельзя. Резьбу с ■опустимьгми повреждениями исправляют резьбонарезным ин-грументом. Резьбу в отверстии можно восстановить одним из редующих способов. В торцах валов, крышек, стаканов и других подобных деталей можно сверлить и нарезать другие резьбовые отверстия, смещенные по отношению к существующим, при условии сохранения взаимозаменяемости узлов и детален. При этом поврежденные резьбовые отверстия необходимо заглушить. Поврежденные резьбовые отверстия при необходимости заваривают электросваркой, после чего сверлят новое отверстие р нарезают резьбу. В местах, где нагрев детали при заварке отверстий может;ызвать нарушение посадочных размеров или снижение твердо-ти детали, резьбовые отверстия восстанавливают путем \ста-;овки резьбовых заглушек и сверления отверстия меньшего иаметра или-же посредством увеличения диаметра резьбового тверстия. Неисправности в шпоночных и шлицевых соединениях воз-Ёикагот в тех случаях, когда узлы собирают из деталей с неисправными шпоночными канавками и шлицами (имеются износы токовых поверхностей, забоины и заусенцы). Изношенные по ширине до 5% шпоночные пазы можно применять-для сборки пш условии исправления их формы и изготовления переходной Тпонки с соблюдением характера посадки, указанного на чер-_еже машины. Разработанные шпоночные пазы с износом свыше р% можно исправлять сваркой с последующим фрезерованием дали же путем фрезерования паза на новом месте. Изношенные шлицы валов и ступиц необходимо восстановить. Допустимая к сборке величина износа шлицев не должна #ыть выше предусмотренной браковочными картами. Шлицы с большим износом по ширине восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой. Во избежание перегрева и появления коробления детали Ваплавку шлицев ведут в определенном порядке. Вначале за-Илавляют впадины шлицев поочередно по одной с диаметрально противоположных сторон, а затем накладывают таким же спо- собом слой металла на поверхности выступов. Перед наплавкой каждого последующего слоя с валиков удаляют шлак. Восстановление подшипниковых узлов. Ремонт подшипников качения производят только на специализированных заводач, оснащенных соответствующим оборудованием. Все предприятия горной промышленности обязаны собирать изношенные подшипники качения и передавать соответствующим заводам для восстановления.
. Необходимость ремонта подшипника скольжения устанавливают путем замера зазоров с помощью щупов или свинцовом проволоки. Свинцовую проволоку укладывают на цапфу вала и в разъемы вкладышей. После обжатия вкладышей крышкой подшипника замеряют микрометром полученные свинцовые оттиски. Разница межд) толщиной оттиска, полученною между цапфой вала и крышкой подшипника, и полусуммой оттисков п разъемах вкладышей указывает на величину диаметральною зазора. После этого подшипник разбирают и осматривают поверхности скольжения и масляные канавки. Восстановление зазора между цапфой и чугунной или бронзовой втулкой подшипника производят чаще всего посредством металлизации напылением. Иногда износ чугунных втулок устраняют путем их расточки н запрессовки дополнительной втулки, а износ бронзовых втулок на 1 % нормального их диаметра компенсируют путем равномерной осадки между верхней и нижней обжимками под прессом вокруг стержня необходимого диаметра. При обнаружении в баббитовой заливке вкладыша или втулки коротких трещин, отслаиваний (до 10% площади скольжения) или при наличии негл\боких раковин поврежденные участки зачищают, смазывают соляной кислотой и глубоко пропаивают баббитом той же марки. Если в баббитовой заливке величина повреждений превышает указанную или толщина остав-шетъея ело% ЪъЪЪулъ гослаълзкл: www, 40% гофъоиачаяъкото размера, а также если зазор между цапфой и вкладышами Превышает установленную величину, то заливку втулок или вкладышей баббитом производят вновь. Перед заливкой подшипники полностью освобождают от старого баббита путем выплавления при нагревании вкладышей со стороны спинки пламенем паяльной лампы или опусканием в ванну с расплавленным баббитом. Затем очищают поверхность вкладыша от грязи и масла стальной щеткой с последующим травлением его в 10—15%-ном растворе серной или соляной кислоты в течение 5—10 мин, промывают горячей водой и обезжиривают в течение 5—10 мин в кипящем 10%-ном растворе кальцинированной соды и вновь промывают в горячей воде при температуре 75—90° С и просушивают.
Вкладыши под заливку баббитами на оловянной основе (Б-89, БН) предварительно лудят. Лужение осуществляют сле- [ующим образом. Очищенную поверхность вкладыша смачивав эт флюсом (насыщенный раствор цинковой стружки в соляной ислоте с 5%-ным нашатырем), нагревая пламенем паяльной ампы до 250° С, посыпают нашатырем и, набирая палочкой ретника (33% олова и 67% свинца), натирают им поверхность кладыша. Луженую поверхность необходимо предохранять от агрязнения пылью и маслом и не трогать руками. Чугунные вкладыши перед лужением обезуглероживают пу-* £м нагревания до 500—550° С в течение 5—6 ч в присутствии Числителей (перекиси марганца и красной окиси железа), за-[ем травят в кислоте, смачивают флюсом и лудят сплавом, состоящим из 4% сурьмы, 5% олова и 91% свинца. I Заливку вкладышей подшипников для валов диаметром г50 мм и более рекомендуется производить в горизонтальном положении по половинкам, а при меньших диаметрах — в вертикальном положении в собранном виде. Заливку производят Центробежным способом, а при наличии менее 20 одинаковых родшипников можно применять ручную заливку. При центробежном способе заливки луженый подшипник в юбранном виде закрепляют на шпинделе токарного или спсци-шьного заливного станка между двумя фланцами с выточками,, гагревают до 250° С (полуда начнет плавиться) и при непрсрыв-гом вращении заливают расплавленным баббитом. Если толщи-;а слоя баббита составляет меньше 10% внутреннего диаметра юдшипника, то частота его вращения (об/мин) п= к У* |де А-1400—1800 — для оловянистых баббитов и 1700—1900 — (1ля свинцовистых; г — внутренний радиус подшипника, см. При большей частоте вращения наступает расслоение спла-№а Вращение подшипника не прекращают до полного застыва-Ьия баббита. Чистый звонкий звук, издаваемый вкладышем при Ьдарс металлическим предметом, характеризует хорошую за-(пивку. Блестящая поверхность с цветами побежалости — признак недоброкачественной заливки. В этом случае вкладыш рледует залить вновь. Ремонт цилиндров и поршней. Искажение формы поверхнос-' ей цилиндров устраняют растачиванием или шлифованием на Пециальных станках. В шахтных мастерских цилиндры малых ваметров иногда шлифуют на сверлильных станках при помо-№ специальных приспособлений с карборундовыми брусками. £сли в результате исправления диаметр цилиндра увеличился олее чем на 2 мм, для него изготовляют новый поршень. Ре-Юнтный размер выполняют по третьему классу точности. Растачивание цилиндров можно производить много раз. 1осле нескольких расточек, когда диаметр увеличивается на значительную величину, цилиндры гильзуют. Гильзование., ключается в восстановлении их первоначальных внутренние диаметров за счет установки втулок — гильз. Окончательна растачивание гильзы производят после установки ее в цилиндре Наружную поверхность гильзы и расточку цилиндра под щ(1 выполняют ступенчатыми, чтобы они сопрягались по напрял^, ной посадке в двух-трех местах, что сокращает объем раб< (позволяет гильзе перемещаться в осевом направлении в рез\ т-
, тате теплового удлинения и достаточно хорошо сохраняет соосносц, обеих деталей. При отсутствии ириса запрессовку гильз производят гидравлическими приспособлениям м (рис. 26). Поршни чаще всего ремонтируют вследствие вырабо!кц кйнавок для колец. Разработанные канавки протачивают и ставят в ни\ новые кольца увеличенной ширины.-Контроль проточки производят тем же поршневым кольцом или шаб и- ном. При обнаружении на поршне \\- диров, рисок и т. п. его шлифуют, полученный несколько увеличенный зазор между поршнем и цилиндром компенсируют поршневыми кольц; ми. Однако большие зазоры (свычп 0,005 диаметра) не допускают, i.<\ как это приводит к поннжеш ^ к.П.д. машины. Поэтому поршни > глубокими задирами и трещинам i бракуют. Устранение неисправностей муфт. В горных машинах наибольшее р. <• ■ прострапение получили цепные, з^'-чатые, кулачковые и многодисковы фрикционные муфты. Цепные муфты применяют для соединения валов двигателе с редукторами комбайнов, скребковых конвейеров и других г< пых машин. Основными неисправностями их является нэп > зубьев, посадочных поверхностей и шпоночных пазов звездочч износ или разрыв цепей. Цепные м\фты ремонтнрчют теми > способами, которыми восстанавливают цепные передачи. В зубчатых муфтах, служащих для постоянного соединен! валов, неисправности такие же, как и в зубчатых колесах, п> этому ремонтируют их аналогично. В управляемых зубчат муфтах за счет трения сухариков изнашиваются канавки ci^ Ниц. Их восстанавливают путем проточки и установки сухарик.'» увеличенных размеров или наплавляют канавки электросваркой, ; загем растачивают до требуемых размеров. У кулачковых муфт изнашиваются рабочие поверхности ку- кчкоп и шлицовых пазов".-Ремонт их заключается в наплавке ^ношенных поверхностей и обработке до номинальных разменов При этом должны строго выдерживаться размеры кулачков и расстояние между ними, а также параллельность рабочих Плоскостей. i Мноюдисковые фрикционные муфты выходят из строя глав-ым образом из-за задиров, заеданий и чрезмерно больших из-осов дисков. Во всех перечисленных случаях на неисправных исках заменяют фрикционные накладки. Деформированные рижимные и упорные диски протачивают или заменяют но-ыми. Ремонт пружин и рессор. Основными неисправностями пру-
;HH и рессор являются поломка и потеря упругости, а также зное в рессорах втулок коренных листов. Спиральную цилиндрическую пружину, утратившую упру-
ocTb, растягивают в холодном состоянии до первоначальной лины и нагревом снимают внутренние напряжения. После осты-1вания испытывают, устанавливая соответствие между полученной и требуемой ее характеристикой. Рессоры, подлежащие ремонту, разбирают, очищают от [грязи, смазки и сортируют по годности. Листы, не имеющие повреждений, но утратившие форму, отжигают, гнут по шаблону,.а затем подвергают закалке и отпуску. Твердость восстановленных листов должна быть такой же, как и новых. Поломанные листы чаще всего заменяют новыми, а в отдельных случаях их можно соединять контактной сваркой. Сваренный лист подвергают отжигу, изгибают до требуемой формы, подвергают закалке и отпуску. Температура нагрева для закал-си различных сталей изменяется в пределах 830—860° С, охлаж-1ают в масле. Детали, изготовленные из стали марки 65Г и >5ГС, при закалке охлаждают на воздухе. После закалки про-деводят отпуск при температуре 380—510°С и- охлаждают в Ъоде. Изношенные втулки коренных листов рессор заменяют. Ремонт деталей гидравлических устройств. В связи с высокой чистотой обработки деталей гидроаппаратуры ремонтировать и разбирать ее в шахтных или карьерных условиях недопустимо. Ремонт производят обычно на заводах или в хорошо оборудованных мастерских. Ремонт насосов и гидромоторов в шахтных мастерских сводится к замене износившихся деталей запасными, так как в связи с высокой точностью и чистотой рабочих поверхностей эти детали не восстанавливают. Отверстия в роторе, имеющие выработку, исправляют притиркой до нового ремонтного размера; овальность и конусность отверстия допускается не более 0,01 мм. Поршни шлифуют ц притирают но фактическому размеру отверстия с зазором 0,015—0,020 мм. Овальность и конусность поршней должна быть не более 0,005 мм При ремонте силовых гидроцилиндров наиболее трудоемкой операцией является ремонт гильзы. Его осуществляют чернопоц и чистовой расточкой и доводкой внутренней поверхности шлифованием, хонингованием или раскаткой. Самым совершенным способом доводки является раскатка, которая позволяет пол\. чать поверхности правильной геометрической формы, и исправлять отклонения, полученные при предварительной механической обработке. Чистота поверхности после раскатки достигает /?в0,1б Детали контрольно-регулирующей и распределительной аппаратуры подвергают замене. Золотники с небольшим износом по наружной поверхности сначала шлифуют до выведения следов износа, затем хромируют и снова шлифуют до необходимою размера. Малоизношенную конусную поверхность клапана восстанавливают также шлифовкой. Чистота поверхности должна соответствовать Ra0,32, а биение должно быть не более 0,01 мм Ремонт корпусных деталей чаще всего сводится к восстановлению отверстий под золотники. При задирах поверхностей отверстий на глубину более 0,5 мм корпуса выбраковывают, а при износе на глубину 0,2—0,3 мм их растачивают, шлифуют или развертывают. Точности геометрической формы и шероховатости порядка /?а0,16 добиваются притиркой.
Элементы фильтра промывают в горячем растворе ОМП-51, а затем в дизельном топливе или керосине и продувают сжатым воздухом. Поврежденные места сетки восстанавливают пайкой Во время снятия и установки деталей соблюдают меры пре досторожности от загрязнения гидросистем. Отремонтированные узлы гидравлических устройств обязательна подвергают испытаниям. Ремонт металлоконструкций. Основными повреждениями металлических конструкций (рам электровозов, вагонегок, конвейеров и др.) являются изгибы или скручивание элементов, изломы и трещины в деталях, ослабление заклепочных и болтовых соединений, понижение жесткости из-за коррозии. Изгибы рам исправляют правкой с подогревом. Правка производится под прессом или наложением груза па нагретое место при соответствующем расположении опор. Скручивание устраняют при помощи вилочных рычагов. Места трещин и излома очищают и разделывают фаски под сварку. Перед началом сварки проверяют оси симметрии рамы и расстояние между осями подшипников Сварку производят последовательными участками, обеспечивающими более равномерный прогрев металла. Стык усиливают накладками. Ослабленные заклепочные соединения переклепывают. Ка- [рество клепки проверяют щупом, остукиванием головок молотком и внешним осмотром. Элементы металлоконструкций, жесткость которых сильно понижена из-за коррозии, обязательно заменяют. Для ответственных металлоконструкций обязателен расчет прочности сты-koi; вновь привариваемых элементов. § 19. Балансировка деталей и узлов после ремонта В результате ремонта вращающихся деталей и узлов центр
яжести их может быть смещен относительно оси вращения. [ этому может привести эксцентричность вновь установленной узел детали, несимметричная наплавка металла при сварке, аличие в одной стороне детали раковин или шлаковых вклю-ений, а также изгиб вала, неравномерный износ деталей во ремя работы или смещение недостаточно жестко закрепленных ращагощихся частей и т. п. При вращении эксцентричных масс Появляются центробежные силы. Различают три случая неуравновешенности вращающихся элементов машин. 1. Неуравновешенные массы можно привести к одной массе, а появляющиеся при вращении тела центробежные силы — к одной центробежной силе. Такая неуравновешенность может быть в деталях, имеющих сравнительно большой диаметр и незначительную длину, например маховики, шкивы и т. п. Ее можно обнаружить, не приводя деталь во вращение, а поэтому она называется статической неуравновешенностью. 2. Центробежные силы можно привести к паре сил, создающих изгибающий момент. Такое явление наблюдается в том случае, если в плоскости, проходящей через ось вращения, возникли две противоположно направленные центробежные силы, приложенные в различных точках по длине оси. 3. Неуравновешенные массы создают во вращающейся детали перекрещивающиеся силы, лежащие в произвольно выбранных осевых плоскостях (так называемый силовой крест). Последние два случая встречаются при вращении только длинных деталей. Они обнаруживаются только в процессе вращения и поэтому относятся к динамической неуравновешенности. Неуравновешенность узла приводит к перегрузке подшипников, что вызывает их нагревание и ускоренный износ. Кроме того, динамическая неуравновешенность может привести к изгибу вращающейся детали, вызывает колебания всей машины и фундамента, расшатывает соединения, что может вызвать аварию. О величине и вредном влиянии неуравновешенных сил можно судить по тому, что центробежная сила, вызываемая массой 20 г, помешенной на расстоянии 0,5 м от оси вращения* при частоте вращения 3000 об/мин вызывает в детали неуравновешенную центробежную силу, равную 100 кгс, а при 8000 об/мин — 700 кгс. Совокупность мероприятий по уменьшению вредного влпя-ния неуравновешенных сил до допустимого предела называют балансировкой. Балансировку различают статическую, при которой ликвидируют неуравновешенность масс относительно оси Рис. 27. Устройство для статической балансировки деталей: а — призмы; б — ролики; в — весы; / — подшипники; 2 — деталь, 3 — стрелка. 4,— ось; 5 — гари, 6 — коромысло вращения детали, и динамическую, при которой выравнивают неправильное расположение масс вдоль оси детали. Статическая балансировка применяется для уравновешивания узких дисков, зубчатых колес, шкивов, рабочих колес центробежных насосов и других "тел, у которых диаметр в несколько раз больше ширины детали. При этом опытным путем определяют наиболее тяжелую часть детали или узла и искусственно облегчают эту часть путем снятия части металла или Добавления его на противоположной части. Статическую балансировку осуществляют на призмах, роликах или на весах. При балансировке на призмах деталь насаживают на точно изготовленную оправку или вал, на котором (на будет установлена в узле, и устанавливают на горизонтально расположенные стальные призмы (рис. 27,а). Длина призм [олжна позволять балансируемому узлу при перекатывании по шм сделать полтора-два оборота. Ширина призмы зависит о г 1ассы балансируемого узла: при массе до 1 т — 3—5 мм, при «ассе от 1 до 3 т — 5—6 мм, при массе 3—5 т — 6—8 мм. 1ризмы устанавливают по уровню с точностью 0,02 мм на 1 м *лины. Нспараллельность допускается не более 1 мм на 1000. мм цлины. Из-за наличия трения, инерции и невозможности балансировки детали с различными диаметрами цапф в ряде случаев более удобно производить балансировку на роликах (рис. 27 6). Балансировочные весы являются более совершенным устройством для статической балансировки, так как они указывают не только положение неуравновешенности, но и количество смещенной массы. В открытые подшипники коромысла весов (рис. 27, в) устанавливают деталь, закрепленную на своем валу или оправке, и уравновешивают гирями. Если центр тяжести детали совпадает с осью вращения, то при проворачивании ее стрелка весов отклоняться.не будет. В том случае, если центр тяжести детали смещен, то лрн удалении его от реи коромысла в результате вращения (с точки Si или 53 в точку S2) стрелка весов будет отклоняться вправо, указывая на величину дебаланса, а при приближении (в точку Si) — влево. Динамическая балансировка. Неуравновешенные массы длинных деталей, расположенных в разных точках по длине, в неподвижном состоянии могут уравновешивать друг друга, поэтому обнаружить динамическую неуравновешенность статической балансировкой, как правило, не удается. Если же.такое неуравновешенное тело привести во вращение, то в плоскостях, перпендикулярных к оси вращения и проходящих через точки расположения неуравновешенных масс, возникнут неуравновешенные центробежные силы. Для уравновешивания таких 137 ' сил применяют специальные установки для динамической балансировки. В большинстве балансировочных установок для регистрации и установления места расположения центробежных сил используется колебание гибких опор. Для этого опору / (рис. 28) уравновешиваемого тела делают подвижной, а противоположную опор\ 2 закрепляют. Колебание вращающегося тела в таких условиях вызывает только сила Р, действие же силы Q нейтрализуется. Балансировка свободной стороны тела заключается в уравновешивании силы Р путем приложения уравновешивающего груза. После уравновешивания одной стороны детали закрепляют опору /, а опору 2 освобождают и находят для другой стороны величину и место приложения уравновешивающего груза. Балансирование производят каждого узла отдельно или машины в целом. Второй метод более простой и менее трудоемкий: при нем неуравновешенность отдельных узлов после их соединения через муфты взаимно исключается. Однако при замене одного узла вся балансировка машины нарушается, что является крупным его недостатком. Качество балансировки определяется величиной вибрации п шума работающей машины. Сборка машин Одно из основных мест в процессе ремонта машин занимают работы по сборке и выверке ее узлов. Технологическим процессом сборки называют комплекс слесарных работ, которые приводят к получению готовой машины из отдельных узлов и деталей. Сборочным работам уделяют особенно большое внимание, так как при недостаточно точном соединении деталей машина не будет надежно работать. Перед сборкой машины производят комплектование се деталями. Оно заключается в подборе деталей по наименованиям, количеству, а особенно ответственные детали, кроме того, подбирают по размерам и массе. Например, поршни, подбирают по размерам и массе, шатуны — по массе. Подбор, деталей начинают с основной базовой детали, после чего подбирают другие сопрягаемые с ней детали. Различают три вида сборки: по принципу полной взаимозаменяемости, частичной взаимозаменяемости и индивидуальной ' пригонки детали по месту. Выбор вида сборки зависит от количества ремонтируемых однотипных машин, принятой системы ремонта, технологической оснасткн процесса и квалификации ремонтных рабочих. При полной взаимозаменяемости готовые детали подают на сборочные конвейеры и устанавливают на свои места без какои-либо пригонки. Для обеспечения полной взаимозаменяемости необходимы совершенные методы обработки деталей, наличие большого числа точных приспособлений, инструментов и контрольно-измерительных приборов, что в условиях ремонтных Мастерских не всегда может быть обеспечено. В процессе сборки по принципу частичной взаимозаменяемости допускается применение регулируемых компенсаторов (прокладок, шайб, стяжек и т. п.) и частичный подбор сопрягаемых кеталей. Сборка с применением пригонки деталей по месту заключатся в изменении посадочных размеров одной из деталей. Необ-одимую точность сборки при этом получают путем снятия с юверхности одной из деталей дополнительного слоя материала. Наиболее распространенные приемы пригонки — опиливание, рачистка, шабрение, притирка и полирование. Опиливанию подвергают корпуса редукторов и подшипников, разъемные поверхности крышек, заглушек, шпонок и других деталей. При этом не только устраняют неровности поверхностей, но и добиваются необходимой посадки или плотности соединения. Различают грубое и тонкое опиливание. Грубое опиливание осуществляют драчёвыми напильниками, тонное — личными и бархатными напильниками либо надфилями. Для обработки мягких металлов (баббита, свинца и т. п.) применяют напиль-* ннки с простой (одинарной) насечкой, для остальных металлов — с перекрестной. Поперечное сечение напильника (круглое, квадратное, треугольное и др.) выбирают в зависимости от формы изделия, подлежащего опиловке. При опиливании нескольких плоскостей детали сначала опиливают одну плоскость, затем, прикладывая к ней угольник для проверки угла, опиливают вторую и третью плоскости. Для получения ровной поверхности перекрещивают направление движения напильника и периодически проверяют пропиливаемую поверхность линейкой, прикладывая се в разных направлениях. Толщина снимаемого металла при опиливании составляет обычно 0,05—0.5 мм, но не более 3 мм, точность обработки должна выть ± (0,02ч-0,05) мм. Для механизации работ по ^пилива-рнию применяют стационарные и передвижные установки с абра-зивными кругами. Для обеспечения чистоты обработки опиленную деталь зачищают личными напильниками с мелом, шкуркой, шлифовальными кругами различных марок. Поверхности рКладышей подшипников, гнезда и поверхности клапанов, поверхности станин и некоторые плоскости разъема подвергают ■Шабрению. Шабрение заключается в снятии тонкого слоя металла с участков, которые при пробе на краску соприкоснулись с поверхностью "подгоняемой детали. Инструменты для шабрения (шаберы) изготовляют из использованных напильников или в виде резцов со вставными пластинками твердых сплавов. Для Обработки плоских поверхностей применяют плоские шаберы, а для внутренних цилиндрических поверхностей — треугольны^ Краска для шабрения приготовляется в виде смеси машинпо.о масла с порошком глазури или сажи. ДЛЯ ПОЛучеНИЯ ВЫСОКОМ ТОЧНОСТИ И ЧИСТОТЫ nOBCpXHGCi.t применяют притирку. Она применяется для пригонки дета.к t кранов, клапанов, золотников, пробок и др. Процесс притирки заключается в механическом или химико-механическом удалении с обрабатываемых поверхностей частиц металла с помош.1.о смеси притирочных порошков и смазочно-охлаждающих жил-костей. В качестве порошков применяют естественный и искусственный карборунд, мелкий наждак, толченое стекло и другие абразивные материалы. Для получения особенно высокой чистоты применяют пасту ГОИ. В качестве смазывающе-охлажла ющих жидкостей для стальных и медносилавных деталей прг-менягот машинное масло, для чугунных — керосин. Для окончательной декоративной отделки втулок, рукояти маховичков и других деталей, а также для повышения чистоты поверхности шеек валов применяют полирование. Его вел\ г быстро вращающимися кругами из войлока, фетра, полотна или бязи с нанесенной на их поверхность мастикой из вяжущего существа (смесь парафина, вазелина и керосина) и полировал1»-. ного порошка (окиси алюминия,- железа и хрома). В труднодоступных местах сначала полируют грубыми, затем тонкими сортами наждачной бумаги. Отполированную поверхность протирают сукном, обмывают чистым бензином и обдувают сжатым воздухом. Для тонкого полирования применяют колодки из дерева, меди или чугуна с нанесенной пастой. Окончательно от к-лывают поверхности вяжущим веществом без шлифовальную порошка. Шейки валов полируют деревянными жимками, в которые последовательно закладывают полосы кожи, сукна, замши и резины, покрытые мастикой в смеси с тонким полировальным порошком. В единичном и мелкосерийном производствах сборку машги производят из деталей или предварительно собранных узлов sui неподвижном рабочем месте. Сборка из деталей обходится дороже, так как требует высокой квалификации слесарей-сборников. Узловая сборка позволяет достигнуть некоторого повь:нянин производительности труда. В крупносерийном и массовом производствах применяют поточный метод подвижной или стационарной сборки. При подвижной поточной сборке изделия перемещаются конвейером непрерывно. Для сборки сложных машин применяют несколььо конвейеров, из которых один служит для общей сборки, а остальные — для узловой. Стационарную поточную сборку применяют при ремонте крупных машин, перемещение которых затруднительно. При этом изделие устанавливают на неподвижном стенде, а каждая бригада рабочих, выполнив определенную операцию, переходит к следующему стенду и выполняет ту же операцию с другим (изделием. Сборочные участки оборудуют стеллажами для установки обираемых изделий, слесарными верстаками с тисками, гидрав-[ическими и ручными прессами, ваннами для подогрева подшипников качения и подъемно-транспортными средствами. Сле-ареи-сборщиков снабжают полными комплектами слесарно-юнтажпого и специального инструмента (электрические гайковерты, динамометрические ключи, электрошпильковерты и др.). В вопросах повышения качества ремонтов особо важное значение имеет технический контроль. Летали на сборку иода-отся очищенными от загрязнений и коррозии и обязательно с клеймом ОТК. Изделия с других заводов также должны иметь документацию, подтверждающую их пригодность. Качество сборки контролируют работники ОТК- Они следят за соответствием порядка сборки утвержденному технологическому процессу, исправностью используемого инструмента и сборочных приспособлений. Они не допускают применения компенсирующих деталей, не предусмотренных чертежами или техническими условиями, наклепывания, подкерновывания и других способов поднятия поверхностен. В собранных узлах контролеры ОТК проверяют: характер посадок, полученных ири сборке деталей; качество взаимного прилегания уплотнений и фланцев; зазоры в зубчатых зацеплениях и пятна касания на зубьях сопряженных шестерен; правильность взаимодействия деталей и т. д. На узлах, не имеющих отклонении от заданных требований, контролер ставит клеймо, подтверждая их годность к установке на Машину. § 21. Особенности сборки узлов Сборка резьбовых Соединений. Подлежащие сборке резьбовые соединения очищают от грязи, устраняют заусенцы и смазывают солидолом. Болты, шпильки и гайки не должны иметь трещин, надломов и сорванных ниток резьбы. Установку болта в отверстие производят от рукТ! или при помощи легких ударов молотка. Плотность посадки шпильки должна быть достаточной, чтобы при свинчивании даже туго пощаженной гайки она не вывинчивалась. При этом выдерживают перпендикулярность шпильки к поверхности детали и заданную ее высоту. Контроль установки шпильки осуществляют прикладыванием угольника с миллиметровыми делениями. Для завертывания гаек и болтов применяют стандартные гаечные ключи. Навинчивание больших количеств гаек производят электрическими или пневматическими клгоч-ами. При сборке металлоконструкций затяжку болтов удобнее производить специальными сборочными ключами с удлиненной рукояткой,. Ml заканчивающейся конусной оправкой. С помощью этой оправки производят центровку отверстий для болтов При многоболтовом соединении необходимо обеспечить равномерность затяжки всех гаек. В противном случае при динамических нагрузках на более затянутых гайках может сорваться резьба и платность болтового соединения будет нарушена. Гайки следует затягивать крест на крест. Затягивание их подряд может привести к короблению детали. Все гайки сначала затягивают на половину затяжки, а затем в том же порядке на полную. Стержень болта должен выступать из затянутой гайки на две-три нитки резьбы. Зазор в замке пружинной шайбы должен быть не более 0,1 диаметра резьбы, а сама шайба должна прилегать к гайке и детали по всей окружности. Точеные болты, воспринимающие поперечные нагрузки, вставляют в отверстия с натягом до 0,03 мм. Гайки резьбовых соединений, подверженные вибрационным нагрузкам; снабжают стопорными устройствами от самопроизвольного отвинчивания. Стопореиие производят контргайками, пружинными и фигурными шайбами, шплинтами. Болты на корпусах машин и крышках часто стопорят мягкой проволокой, пропущенной через отверстия, просверленные в' головках болтов. Проволоку натягивают в том же направлении, в каком затягивались болты. Сборка шпоночных и шлицевых соединении. Детали, передающие крутящие моменты, соединяются шпонками (ременные шкивы, зубчатые колеса, приводные рычаги с валами и др.). Шпоночные соединения образуют с помощью призматических, клиновых, «сегментных или тангенциальных шпонок. Перед сборкой проверяют поверхности собираемых деталей и устраняют забоины, заусенцы, задиры и другие дефекты. При тугих соединениях применяют специальные приспособления для насадки на вал охватывающей детали, а в случае необходимости эту деталь перед насадкой н-агревают. При сборке соединений на призматических шпонках сначала закрепляют шпонку в пазу вала, а затем насаживают охватывающую деталь. Посадку шпонки производят легкими ударами медного молотка или с применением медной подкладки. Звонкий звук при ударе свидетельствует о качественной посадке. В призматических шпонках усилие от одной детали к другой передается за счет трения боковых граней, поэтому между широкой гранью и дном паза охватывающей детали должен быть зазор. Клиновая шпонка передает усилие за счет трепня по широким граням, поэтому зазоры должны быть между шпонкой и боковыми стенками пазов. Дно паза охватывающей детали и шпонку выполняют с уклоном 1: 100. При сборке сначала зачищают дно паза в отверстии, а потом опиливанием подгоняют шпонку для получения равенства уклонов. После этого надева- йот на вал охватывающую деталь и забивают шпонку. При тгосадке детали с нагревом шпонку забивают сразу же после восадки горячей детали медным или стальным молотком через лягкую прокладку. Головка шпонки в затянутом состоянии не юлжна доходить до ступицы детали на 0,8—1,0 высоты шпонки. Зборку соединений с тангенциальными шпонками выполняют аналогично клнковьш с обязательной пригонкой поверхностей ла краску. Шлицевые соединения подобны многошпоночиым соединениям, у которых шпонки составляют одно целое с валом. По сравнению со шпоночным соединением нагрузка на шлицы распределяется более равномерно и достигается большая точность посадки деталей на валу. Шлицевые соединения бывают подвижные и неподвижные. Подвижные собирают от руки, неподвижные — напрессовыванием или с предварительным подогревом охватывающей детали. После сборки подвижные соединения проверяют вручную: усилие для перемещения деталей относительно друг друга по всей длине шлицев должно быть одинаковым. При покачивании насаженной детали относительно вала не должно ощущаться никакого качания. Сборка заклепочных соединений. В качестве материала для изготовления заклепок используют катаную калиброванную сталь (Ст. 2, Ст. 3, 10 или 15). Заклепки применяют стандартные с полукруглой или потайной головкой. Перед клепкой проверяют соответствие размеров отверстий и заклепок. Диаметр заклепок принимают в зависимости от толщины соединяемых деталей, а толщину деталей принимают не больше 4,5 диаметра заклепки. При большей толщине склепываемых листов стержень заклепок выпучивается и плохо заполняет объем отверстия. Длину стержня, необходимую для образования полукруглой головки, принимают от 1,2 до 1,5 диаметра заклепки. Под клепку детали предварительно стягивают болтами. Для центровки отверстии применяют оправки, а отверстия, просверленные заведомо меньшим диаметром, развертывают. Чтобы в процессе клепки прочность соединения не нарушалась, одновременно можно снимать не более двух болтов. Различают клепку горячую — с нагревом заклепок, холодную — без нагреваг (при диаметре заклепок до 10 мм) и смешанную — с нагревом части стержня для образования головки. Нагрев производят в переносных горнах, контактными электронагревателями и токами высокой частоты. Температура нагрева 1050—1150° С.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.062 с.) |