Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ремонт узлов и деталей механизмов управления

Поиск

Характерные неисправности передних осей — изгиб и скручивание, износ отверстий под пальцы (шкворни), под стопор шкворня, износ опорных торцовых поверхностей бобышек и площадок крепления рессор.

Устранение неисправностей. Передние оси, имеющие трещины, выбраковывают.

Изгиб и скручивание передних осей проверяют при помощи стендов и специальных приспособлений. Балки правят в холодном состоянии, не нарушая термическую обработку.

Изношенные отверстия под шкворень развертывают до ремонтного размера или запрессовывают в них втулки. При развертывании необходимо обращать особое внимание на соблюдение углов наклона отверстий, так как от правильного расположения углов наклона в значительной мере зависят легкость управления машиной и износ покрышек. Для сохранения нормальных углов наклона при развертывании отверстий используют кондуктор или специальное приспособление.

Изношенное отверстие под стопор шкворня развертывают до ремонтного размера и в него вставляют увеличенный стопор.

Изношенные опорные торцовые поверхности бобышек наплавляют до номинального размера электродуговой сваркой.

Наплавленные поверхности обрабатывают на сверлильном или фрезерном станке. В некоторых случаях при износе бобышек используют стальные шайбы, компенсирующие износ.

Изношенные опорные поверхности площадок крепления рессор наплавляют и затем шлифуют абразивными кругами.

Восстановление поворотных кулаков. Эти детали в зависимости от характера дефекта ремонтируют или выбраковывают. Основные дефекты: износ посадочных мест под подшипники и отверстий под втулки шкворней, износ или срыв резьбы, износ шпоночных канавок, обломы, трещины и поломки.

Устранение неисправностей. На изношенные посадочные шейки под кольца подшипников переднего колеса наносят слой металла хромированием, осталиванием, твердым никелированием.

Поврежденную резьбу под гайку перерезают на резьбу ремонтного размера или наплавляют слой металла и нарезают резьбу нормального размера.

 

Поворотные кулаки выбраковывают при обломах и трещинах на цапфе, значительном износе конусных отверстий под поворотные рычаги, проушины, под балку передней оси и шпоночных канавок.

Восстановление шкворней поворотных кулаков. У шкворней изнашиваются наружные поверхности, сопрягаемые со втулками.

Изношенные шкворни восстанавливают хромированием или осталиванием. Толщина слоя хрома не должна превышать 0,3 мм на диаметр.

Шкворни можно перешлифовывать до ремонтного размера. В этом случае отверстие оси растачивают и в него запрессовывают втулку, а втулки поворотного кулака заменяют новыми с уменьшенным отверстием.

Восстановление червяков и роликов рулевого управления. Червяки и ролики с раковинами и трещинами, обломами, ступенчатым износом и отслоенным металлом на рабочих поверхностях выбраковывают.

Ролики с изношенными торцовыми поверхностями шлифуют, а при сборке применяют упорные шайбы увеличенной толщины.

В весьма редких случаях червяки с мелкими раковинами и выработкой на конических опорных поверхностях шлифуют или протачивают резцом с пластинкой из твердого сплава, а при сборке между картером и подшипниками помещают дополнительные шайбы.

Ремонт рессор. В зависимости от характера дефекта рессорные листы либо восстанавливают, либо заменяют новыми.

Характерные дефекты. У рессор уменьшается стрела прогиба из-за потери упругости, появляются трещины и ломаются отдельные листы. Кроме того, у них изнашиваются отверстия под втулки, торцы ушков и сами листы по толщине.

Коренные листы работают в более тяжелых условиях и поэтому чаще ломаются. Кроме нагрузки от веса, на коренные листы некото­рых машин действуют добавочные усилия.

Устранение неисправностей. Листы, потерявшие нормальную форму и упругость, отжигают и выгибают по шаблону (в качестве шаблона можно использовать новый лист). После этого их закаливают и отпускают до требуемой твердости.

В случае износа отверстий под втулки подгибают ушки. Незначительное нарушение формы листов устраняют наклепом в холодном состоянии ударами молотка со стороны вогнутой поверхности листа.

Листы с трещинами заменяют новыми или изготовленными из рессорной стали. Для изготовления листов отрезают заготовки соответствующих размеров прессовыми ножницами или предварительно нагревают и отрубают. Затем размечают и сверлят отверстия под стяжные болты.

 

У коренных листов делают ушки, предварительно нагревая эти места до температуры 950—1000°С. После этого лист вновь нагревают в печи до температуры 950—1000°С, укладывают на специальный шаблон и изгибают до получения соответствующего радиуса кри-визны. Затем закаливают листы. При этом их нагревают до температуры 870—900° С и опускают в масло, нагретое до температуры 60° С. Отпускают листы при температуре 400—500° С.

Перед сборкой листы зачищают, промывают и смазывают графитной смазкой или смесью из 70—80% солидола и 20—30% графита. Собранные рессоры испытывают на прессе для проверки стрелы прогиба или расстояния, на которое она удлиняется при прогибе.

При определенной нагрузке стрела прогиба должна равняться нулю. После снятия нагрузки рессора должна иметь первоначальную стрелу прогиба.

Восстановление крестовин вилок карданных валов. У крестовин карданных валов изнашиваются шипы и резьба, у вилок — отверстия под подшипники и шлицы, а также повреждается резьба.

Изношенные крестовины восстанавливают хромированием, наплавкой, напрессовкой втулок и способом пластической деформации.

Твердость наплавленных шипов должна быть не менее НРС 45.

Шипы крестовин при восстановлении напрессовкой втулок предварительно шлифуют. Стальные втулки напрессовывают с натягом 0,03—0,06 мм.

Вилки восстанавливают следующими способами: протягиванием шлицев до ремонтного размера и электродуговой наплавкой поверхностей отверстий под подшипники; заменой шлицевой части и запрессовкой втулок в отверстия под подшипники или вибродуговой наплавкой поверхностей отверстий под подшипники; обжатием вилок на прессе.

Во время обжатия в вилку вставляют стержень, чтобы избежать последующей механической обработки шлицев.

Восстановление шаровых опор поворотных кулаков передних ведущих колес. У кулаков шарниров передних ведущих мостов изнашиваются беговые дорожки шариков, шлицы и другие поверхности.

Беговые дорожки восстанавливают следующим образом. Нагревают головку кулака в печи до температуры 550—600° С, а затем наплавляют при помощи газовой горелки № 3 или № 4. В качестве присадочного материала применяют прутки из сормайта № 2 диаметром 2—3 мм. При наплавке перекрывают изношенный участок на 2—3 мм. Выступаиие наплавленного слоя допускается не более 0,5 мм. По окончании наплавки головку еще раз нагревают в печи до температуры 800—820° С и закаливают в масле на длине 60 мм. Затем шарнир отпускают, нагрев до температуры 400—450° С. Твердость на участке наплавки должна находиться в пределах НЯС 58—65. После отпуска деталь шлифуют абразивными наконечниками.

Предварительно качество обработки проверяют прокатыванием шарика нормального размера, покрытого тонким слоем краски.

Окончательно форму восстановленных беговых дорожек проверяют при сборке с шариками. Шарики не должны отличаться по диаметру более чем на 0,04 мм. Собранный шарнир должен поворачиваться на угол 10—15° от прямолинейною положения после приложения уси­лия 150 Н на плече 450 мм.

Восстановление тормозных барабанов. В результате неоднократных торможений изнашивается внутренняя поверхность тормозных барабанов. Изношенные поверхности протачивают до ремонтного размера при помощи специального приспособления на токарном станке или непосредственно на автомобиле.

Барабаны растачивают при износе поверхности более чем на 0,6 мм и выбраковывают при увеличении диаметра на 4—6 мм. Барабаны с трещинами и обломами выбраковывают.

Восстановление дисков колес и ступиц. У ступиц изнашиваются гнезда под подшипники колес и резьбовые отверстия под шпильки крепления фланца полуоси заднего колеса. Изношенные посадочные места под подшипники в ступицах растачивают и в них запрессовывают втулки, изготовленные из полосовой стали, трубы или стальной заготовки. Втулки запрессовывают с натягом 0,05—0,15 мм и растачивают до номинального размера.

Изношенную резьбу в отверстиях под шпильки крепления фланца полуоси заднего колеса пере нарезают на резьбу ремонтного размера или сверлят отверстия в новом месте и в них нарезают резьбу нормального размера. При нарезании рекомендуется пользоваться кондуктором, чтобы не нарушить взаимозаменяемость и избежать дальнейшей подгонки.

В дисках колес изнашиваются конусные отверстия. Их раззенковывают и приваривают конусные шайбы (втулки).

Вмятины и изгибы устраняют правкой в холодном состоянии или после нагрева поврежденного места пламенем газовой горелки.

 

Ремонт автомобильных шин

1. Определение объема ремонта покрышек и камер

В отличие от других агрегатов автомобиля объем ремонта покрышек и камер определяется количеством так называемых ремонтных единиц, и их ремонт не подразделяется на капитальный, средний, текущий. Чем более сложный ремонт, требующий большего количества затрат времени и материалов, тем большим количеством ремонтных единиц он оценивается.

По ремонтным единицам определяются стоимость ремонта,, потребное количество ремонтных материалов и трудоемкость наполнения ремонта. При этом различаются ремонтные единицы по ремонту покрышек и камер.

Для практического определения в каждом отдельном случае, какому количеству ремонтных единиц соответствует тот или иной ремонт, служат специальные таблицы для камер. Количество ремонтных единиц зависит от вида повреждения, размера повреждения и размера ремонтируемой покрышки. Количество ремонтных единиц тем больше, чем сложнее повреждение, чем больше его размер и размер самой покрышки, т. е. чем больше трудности выполнения ремонта и чем больше.затрачивается ремонтных материалов.

Для ремонта сквозного повреждения, расположенного по протектору, у покрышки 12,00—20 автомобиля МАЗ-205 размером 100 мм потребуется больше материалов и времени, чем для такого же ремонта покрышки автомобиля «Москвич» 5,00—16. Поэтому в таблице для первого случая указано 12 ремонтных единиц, а для второго — всего лишь 3 ремонтные единицы. Для определения величины повреждения замеряется его длина в миллиметрах в наибольшем направлении. Если ремонтируемые покрышка или камера имеют несколько повреждений, то объем ремонта определяется как сумма объемов отдельных повреждений.

Допустим, покрышка 6,50—20 имеет два сквозных повреждения по протектору, одно из которых размером до 100 мм и второе — до 200 мм.

В соответствии с приведенной выше таблицей объем ремонта первого повреждения оценивается в 3 ремонтные единицы, второго — в 5 единиц. Общий объем ремонта составит 8 ремонтных единиц.

2. Ремонт покрышек

Технологический процесс ремонта покрышек состоит из подготовки поврежденных участков для наложения починочных материалов, наложения починочных материалов на поврежденные участки и вулканизации ремонтируемых мест.

Мойка является первой подготовительной операцией при ремонте покрышек. Эта трудоемкая операция цол.ностью механизируется при помощи специальных моечных машин. При небольшом объеме работ мойка может выполняться вручную в ванне с помощью шланга и жесткой щетки.

Сушка необходима для избежания при вулканизации пористости наложенных починочных материалов и ухудшения их сцепления с покрышкой вследствие наличия влаги. У непросушенных покрышек с обнаженными нитями корда влага всегда находится в известных количествах, так как нити корда впитывают ее подобно фитилям.

Для сушки в отделении подготовки имеется сушильная камера, в которой поддерживается температура 40—60°, создаваемая радиаторами, обогреваемыми паром или горячей водой. Покрышки располагаются на стеллажах не ближе 1 м от отопительных приборов и находятся в камере в течение 24 часов. Камера оборудуется естественной или принудительной вентиляцией.

В случае отсутствия сушильной камеры покрышки можно сушить над вулканизационным оборудованием на вешалках. Время сушки в этом случае увеличивается до 2—3 суток.

Вырезка служит для удаления отслоенных и поврежденных участков резины. Вырезкой создается необходимая площадь контакта ремонтируемого участка покрышки с починочными материалами и заплатами. Применяются следующие способы вырезки резины и корда вокруг повреждения: внутренним конусом, наружным конусом, встречным конусом и в рамку.

Границы вырезки определяются из расчета удаления всех поврежденных и отслоенных участков резины и корда, а также с учетом достаточно отлогого угла среза.

Для вырезки внутренним конусом покрышку устанавливают на мостике расширителя и ее борты раздвигают. Поврежденные участки покрышки вырезают с внутренней ее стороны, скашивая края к центру на всю глубину прорыва. Угол скоса, в зависимости от характера прорыва, допускается от 30 до 90°.

Для вырезки наружным конусом покрышку надевают на болванку или устанавливают на верстак. Ножом, смоченным водой, вырезают резину от краев к центру под углом 30—40°, не увеличивая при этом окна прорыва.

Для вырезки встречным конусом каркас изнутри покрышки до подушечного слоя вырезают внутренним конусом, а с наружной стороны протектор и подушечный слой — наружным конусом.

Для вырезки в рамку покрышка располагается на мостике расширителя или на верстаке со вставленными распорками между бортов. Вырезка заключается в последовательном ступенчатом снятии -слоев корда. Величина ступенек по направлению нитей 20 мм и поперек нитей корда 10 мм. Последний нижний слой корда не снимается. Расстояние от окна прорыва до границы снятия первого слоя корда для четырехслойных покрышек по направлению нитей 40 мм и поперек нитей 80 мм, для шестислой-ных — соответственно 70 и 110 мм.

Рис. 1. Схемы вырезки повреждений: А — внутренним конусом; Б — наружным конусом; В — встречным конусом; Г — в рамку; 1 — протектор покрышки; 2 — подушечный слой; 3 — каркас; 4 — внутренний конус; 5 — наружный конус; 6 — встречный конус

Рис. 2. Инструмент вырезчика:
1 — нож с длинным лезвием; 2 — изогнутый нож; 3, 4 — специальные ножи; 5 — крючок; 6 — клещи

Применяемый для вырезки инструмент показан на рис. 2. Шероховка необходима для увеличения прочности соединения заплаты с покрышкой за счет увеличения сцепления и более глубокого проникновения клея. Шероховке подвергаются

поверхности вырезанных повреждений и прилегающие к ним поверхности наружных резин или корда. В начале шерохуются повреждения с внутренней стороны покрышки, а затем с наружной.

Размеры шерохуемой внутренней поверхности покрышки зависят от размеров повреждения после вырезки и размеров самой покрышки и устанавливаются с таким расчетом, чтобы они были больше размеров накладываемых манжет и пластырей К

Участки каркаса и подушечного слоя шерохуются дисковой проволочной щеткой, а участки резиновой поверхности — дисковым рашпилем. Щетка перемещается по направлению нитей корда от краев к центру повреждения. Внутреннюю шероховку удобно выполнять, используя подвесной электродвигатель с хиб-ким валом. Зашерохованные участки должны иметь ровный ворс, матовую поверхность, без признаков подгорания и следов от среза ножом; разлохмаченные нити корда должны быть срезаны.

У каждого рабочего места по шероховке должны быть установлены местные пылеотсосы. Персонал, работающий на шеро-ховальных станках, обязан применять защитные очки. Шерохо-вальный инструмент должен быть огражден металлическим кожухом.

Подготовка поврежденных участков для наложения починочных материалов заканчивается контролем качества выполненных работ.

Для удобного осмотра внутри покрышки ее борты предварительно расширяют и между ними ставят распорки.

При контрольном осмотре проверяется, нет ли пропущенных повреждений или незашерохованных участков; проверяются качество зашерохованной поверхности и ее размеры; проверяется качество вырезки повреждений, после чего покрышка может быть подвергнута последующим операциям ремонта.

Клей на поврежденные участки наносят кистью из тонкой щетины равномерным тонким слоем, без подтеков и пропусков так, чтобы он хорошо проникал в зашерохованные поверхности.

Жидким клеем концентрации 1: 8 промазывают зашерохованные участки сначала на внутренней, а затем на наружной поверхности покрышки.

Промазанные покрышку, манжету или подманжетник помещают в сушилку с температурой 30—40° на 25—30 мин. или же производят их сушку в помещении цеха в течение не менее 60 мин. По истечении времени сушки производят вторую промазку клеем концентрации 1: 5 и таким же образом — сушку.

Резину, прорезиненные ткани и пластыри промазывают клеем концентрации 1: 8 в том случае, если они потеряли свою первоначальную клейкость, которая не может быть восстановлена освежением. При наличии клейкости они только освежаются.

Для освежения поверхность починочных материалов и пластырей протирается тампоном из миткаля, смоченным в бензине. После освежения починочные материалы помещаются под вытяжным зонтом до полного удаления запаха бензина.

Электрическое освещение помещения, где производится промазка и сушка, должно быть оборудовано закрытой проводкой и герметической арматурой, а электродвигатели должны быть взрывобезопасными. Во время сушки промазанных клеем покрышек и починочных материалов обязательно включение вытяжной вентиляции.

Заделка починочными материалами вырезанных, промазанных клеем и просушенных повреждений производится на отдельном рабочем месте с применением инструмента, показанного на рис. 3.

Рис. 3. Инструмент заделыцика:
1 — нож; 2, 3, 6 — прикаточпые ролики; 4 — ножницы; 5 — шило

Перед заделкой между бортами покрышки устанавливаются распорки и промазанная клеем поверхность освежается бензином. Распорки не должны искажать профиль покрышки вследствие чрезмерного расширения бортов. Покрышка ремонтируется сперва с внутренней стороны, а затем с наружной. Манжеты, пластыри и подманжетники изготовляются с различным количеством слоев корда в них и разных размеров, что позволяет подбирать их в зависимости от величины повреждения и размера ремонтируемой покрышки.

Так, например, для ремонта сквозного повреждения размером 80 мм у покрышки 6,50—20 необходимо наложить у места прорыва шестислойный пластырь размером 330 X 330 мм. Если у такой покрышки ремонтируется сквозное повреждение, например, 170 мм, то в этом случае необходимо наложить шестислой-ную манжету размером 450 мм. Наконец, если ремонтируется покрышка с таким же сквозным повреждением, но сама покрышка большего размера, 7,50—20, то в данном случае необходимо наложить не только шестислойную манжету размером 550 мм, а до нее должны быть наложены четырехслойный подманжетник размером 400 мм и поверх него манжета. Одна манжета в этом случае не обеспечивает требуемой прочности. Для подбора манжет, пластырей и подманжетников существуют таблицы, в которых они предусматриваются для всех возможных случаев ремонта.

Заделка сквозных повреждений начинается с обкладки их стенок прослоечной резиной толщиной 0,7 мм. Этой резиной должны быть покрыты выпуклая сторона манжеты, обе стороны подманжетника и ступенчатая сторона пластыря. Это необходимо для обеспечения надежного соединения накладываемых починочных материалов с покрышкой.

После этого вырезанные участки протектора и подушечного слоя заполняются протекторной резиной, а вырезанные участки каркаса — прослоечной резиной толщиной 2 мм.

Наложение пластырей, подманжетников или манжет производится таким образом, чтобы центры их совпадали с центром повреждений и направление нити наружного слоя покрышки соответствовало направлению нитей наружного слоя пластыря или манжеты. Наложенные пластыри и манжеты прикатываются роликом, а их края перекрываются сверху лентой прослоечной резины толщиной 0,7 мм.

Чтобы исключить образование пузырей воздуха, наложение починочного материала производят не всей поверхностью, а постепенно с одного конца с легким натяжением материала и при-каткой роликом. Образовавшиеся пузыри воздуха прокалывают шилом.

При заделке участков каркаса, вырезанных в рамку, на всю ступенчатую рамку накладывается ленточка прослоечной резины толщиной 0,7 мм, шириной 15—20 мм и прикатывается роликом. Затем в соответствии с размерами удаленных слоев корда вставляются новые, заранее вырезанные из корда заплаты. Поверх вставленных в рамку слоев корда накладывается последний слой, перекрывающий кромки рамки на 35—50 мм с каждой стороны.

При заделке наружных повреждений покрышки весь ремонтируемый участок оклеивается прослоечной резиной толщиной 0, 7 мм, а углубления по каркасу заполняются прослоечной резиной толщиной 2 мм. Вырезанный участок протектора заполняется кусками протекторной резины размером соответственно величине и форме повреждений. При заделке несквозных повреждений грузовых покрышек все операции выполняются так же, как и при заделке сквозных повреждений.

Перед тем как покрышки подвергнуть вулканизации, устанавливается доброкачественность выполнения заделки.

Покрышка не должна иметь незаделанных повреждений; все наложенные починочные материалы должны быть плотно прикатаны и перекрывать повреждения на необходимую величину; наружные участки наложенной починочной резины должны быть выше поверхности покрышки на 2—3 мм, а по краям срезаны под уровень покрышки; борты и боковины покрышки после ремонта не должны быть утолщены за счет излишне наложенного починочного материала.

Вулканизация ремонтируемых мест является одной из самых важных операций при ремонте покрышек.

Сущность вулканизации заключается в том, что при нагреве до известной температуры в невулканизованной резине протекает физико-химический процесс, в результате которого резина приобретает эластичность, прочность, упругость и другие необходимые качества.

При вулканизации двух кусков резины, склеенных резиновым клеем, они превращаются в монолитную конструкцию и прочность их соединения не отличается от прочности сцепления основного материала внутри каждого куска. При этом для обеспечения необходимой прочности куски резины должны быть прижаты — опрессованы 1под давлением 5 кг/см2.

Для того чтобы совершился процесс вулканизации, недостаточно произвести только нагрев до необходимой температуры, т. е. до 143+2°; процесс вулканизации не совершается мгновенно, поэтому нагретые покрышки необходимо выдержать определенное время при температуре вулканизации.

Вулканизация может произойти и при более низкой температуре, чем 143°, но при этом требуется больше времени. Так, например, при снижении температуры против указанной всего лишь на 10° время вулканизации должно быть увеличено в два раза. С целью сокращения времени на предварительный прогрев при вулканизации применяют электроманжеты, позволяющие вести прогрев одновременно с двух сторон покрышки, сокращая при этом время вулканизации и улучшая качество ремонта. При одностороннем прогреве покрышек большой толщины происходит перевулканизация участков резин, соприкасающихся с вулкани-зационным оборудованием, и недовулканизация резин с противоположной стороны. Время вулканизации в зависимости от вида повреждения и размера покрышки колеблется от 30 до 180 минут — для покрышек и от 15 до 20 минут для камер

Для вулканизации в автохозяйствах применяется стационарный вулканизационный аппарат модели 601, выпускаемый трестом ГАРО.

В рабочий комплект вулканизационного аппарата входят корсеты для секторов, затяжки корсетов, протекторные и бортовые профильные ioдкладки, струбцины, прижимные накладки, песочные 1мешки, матрацы,.

При давлении пара в котле 4 кг/см2 обеспечивается необходимая температура поверхности вулканизационного оборудования 143’+2°. При давлении 4,0—4,1 кг!см2 предохранительный клапан должен открываться.

Вулканизационные аппараты перед пуском в эксплуатацию должны быть осмотрены инспектором котлонадзора.

Внутренние повреждения покрышек вулканизуются на секторах, наружные — на плитах с применением профильных подкладок. Сквозные повреждения (при наличии электроманжет вулканизуются на плите с профильной подкладкой, при отсутствии электроманжет раздельно: сначала с внутренней стороны на секторе, затем с наружной на плите с профильной накладкой.

Электроманжета состоит из нескольких слоев резины и наружного слоя прорезиненного чефера, в середине которых помещена спираль из нихромовой проволоки для нагрева и терморегулятор для поддержания постоянной температуры (150°).

Рис. 4. Стационарный вулканизационный аппарат ГАРО модели 601:
1 — сектор; 2 — бортовая плита; 3 — котел-парообразователь; 4 — малые струбцины для камер; 5 — кронштейн для камер; 6 — манометр; 7—струбцина для покрышек; 8 — топка; 9 — водомерное стекло; 10 — ручной плунжерный насос; 11 — всасывающая трубка

Перед вулканизацией отмечают границы ремонтируемого участка покрышки. Для устранения прилипания тальком опудри-вают его, а также песочный мешочек, электроманжету и вулка-низационное оборудование (секторы, профильные подкладки и др.), соприкасающиеся с покрышкой.

При вулканизации на секторе опрессовка достигается с помощью затяжки корсета, а при вулканизации на плите с помощью мешка с песком и струбцины.

Профильные подкладки (протекторные и бортовые) подбираются в соответствии с ремонтируемым местом покрышки и ее размером.

Электроманжета при вулканизации располагается между покрышкой и песочным мешком.

Время начала и конца вулканизации отмечается мелом на специальной доске, установленной у вулканизационного оборудования.

Отремонтированные покрышки должны отвечать следующим требованиям:
1) покрышки не должны иметь не-отремоитированных мест;
2) на внутренней стороне покрышки не должно быть вздутий и следов отслоений заплат, недовулканизации, складок и утолщений, ухудшающих работу камеры;
3) наложенные по протектору или боковине участки резины должны быть полностью свулканизованы до твердости по Шору 55—65;
4) восстановленные в процессе ремонта участки протектора размером более 200 мм должны иметь рисунок, одинаковый со всем протектором покрышки; рисунок типа «Вездеход» должен быть нанесен независимо от размера восстановленного участка протектора;
5) форма бортов покрышки не должна быть искажена;
6) утолщения и впадины, искажающие наружные габариты и поверхность покрышки, не допускаются;
7) отремонтированные участки не должны иметь отставаний; допускается наличие раковин или пор до 20 мм2 по площади и до 2 мм глубиной в количестве не более двух на квадратный дециметр;
8) качество ремонта покрышек должно обеспечивать гарантийный их пробег после ремонта.

3. Ремонт камер

Подобно технологическому процессу ремонта покрышек технологический процесс ремонта камер состоит из подготовки поврежденных участков для наложения заплат, наложения заплат и вулканизации.

В объем работ по подготовке поврежденных участков для наложения заплат входят: выявление скрытых и видимых повоеж-дений, снятие старых невулканизованных заплат, закругление краев с острыми углами, шероховка резин вокруг повреждения, очистка камер от шероховальной пыли.

Рис. 5. Сектор для вулканизации покрышек:
1 — сектор; 2 — покрышка; 2 — корсет; 4 — затяжка

Рис. 6. Вулканизация бортовых повреждений покрышки на бортовой плите:
1 — покрышка; 2 — бортовая плита: 3 — бортовая подкладка; 4 — мешок с песком; 5 — металлическая накладка; 6 — струбцина

Видимые повреждения выявляются внешним осмотром при хорошем освещении и обводятся химическим карандашом.

Для выявления скрытых повреждений, т. е. небольших проколов, незаметных на глаз, камера в надутом состоянии погружается в ванну с водой, и по выходящим пузырькам воздуха определяется место прокола, которое также обводится химическим карандашом. Поврежденная поверхность камеры подвергается шероховке карборундовым камнем или проволочной щеткой на ширине 25—35 мм от границ повреждения, не допуская попадания шероховальной пыли во внутрь камеры. Зашерохованные места очищаются щеткой.

Починочными материалами для ремонта камер являются: не-вулканизованная камерная резина толщиной 2 мм, резина камер, негодных для ремонта, и прорезиненный чефер. Сырой, невулкани-зованной резиной заделываются все проколы и разрывы размером до 30 мм. Резиной для камер ремонтируются повреждения более 30 мм. Эта резина должна быть эластичной, без трещин и механических повреждений. Сырую резину освежают бензином, промазывают клеем концентрации 1: 8 и просушивают в течение 40—45 минут. Камеры шерохуют проволочной щеткой или карборундовым камнем на шероховальном станке, после чего их очищают от пыли, освежают бензином и просушивают в течение 25 минут, затем промазывают два раза клеем концентрации 1: 8 и просушивают после каждой намазки в течение 30—40 минут при температуре 20—30°. Чефер промазывают один раз клеем концентрации 1: 8, затем просушивают.

Заплату вырезают с таким расчетом, чтобы она со всех сторон перекрывала отверстие на 20—30 мм и была меньше границ зашерохованной поверхности на 2—3 мм. Накладывается она на ремонтируемый участок камеры одной стороной и постепенно прикатывается роликом по всей поверхности, так, чтобы между ней и камерой не осталось пузырьков воздуха. При наклейке заплат необходимо следить, чтобы склеиваемые поверхности были совершенно чистыми, свободными от влаги, пыли и жирных пятен.

В тех случаях, когда камера имеет разрыв свыше 500 мм, ее можно отремонтировать путем вырезки поврежденного куска и вставки на его место такого же куска из другой камеры того же размера. Этот метод ремонта получил название стыкования камер. Ширина стыка должна быть не менее 50 мм.

Поврежденная у корпусов вентилей наружная резьба восстанавливается с помощью плашек, а внутренняя — метчиками.

При необходимости замены вентиля его вырезают вместе с фланцем и привулканизовывают на новом месте другой вентиль. Место расположения старого вентиля ремонтируют, как обычное повреждение.

Вулканизация поврежденных мест производится на вулкани-зационном аппарате модели 601 или на вулканизационном аппарате ГАРО для вулканизации камер. Время вулканизации заплат—15 минут и фланцев — 20 минут при температуре 143+2°.

При вулканизации камера прижимаётся струбциной через деревянную накладку к поверхности плиты. Накладка должна быть больше заплаты на 10—15 мм.

Если ремонтируемый участок не помешается на плите, то вулканизуется он в две-три последовательные установки (ставки).

После вулканизации наплывы на незашерохованную поверхность срезают ножницами, а края заплат и заусенцы снимают на камне шероховального станка.

Отремонтированные камеры должны отвечать следующим требованиям:
1) камера, наполненная воздухом, должна быть герметична как по телу камеры, так и в месте крепления вентиля;
2) заплаты должны быть плотно привулканизованы, не иметь пузырей и пористости, их твердость должна быть одинаковой с резиной камеры;
3) края заплат и фланцев не должны иметь утолщений и отслоений;
4) резьба вентиля должна быть исправной.

4. Ремонт покрышек и камер в дорожных условиях

Ремонт покрышек в пути заключается в наложении с внут-ренней стороны временных пластырей или манжет, приклеиваемых невулканизующимся резиновым клеем. Недостаток такого ремонта заключается в том, что наложенные заплаты плохо держатся при нагреве покрышки, поэтому он является временным ремонтом и служит для того, чтобы доехать до гаража, где покрышка должна быть отремонтирована с помощью вулканизации.

Место разрыва и прилегающие к нему участки тщательно очищаются от грязи, пыли (при наличии влаги просушиваются) и шерохуются металлической щеткой или рашпилем. Границы шероховки должны быть не ближе 100 мм от краев повреждения. В размер с зашерохованной площадью подбирают пластырь или манжету, поверхность которой шерохуют с выпуклой стороны. Покрышка промазывается два раза клеем концентрации 1: 8, а манжета или пластырь один раз.

Клей считается просушенным, когда исчезнет запах бензина. После наложения манжет или пластырей их края скашивают ножом для плавного перехода и сверху припудривают тальком.

Проколы покрышки могут быть качественно отремонтированы в дорожных и стационарных условиях с помощью так называемых резиновых грибков, по своей форме напоминающих гриб с конусной шляпкой и тонкой ножкой.

Грибок вводится ножкой в прокол до плотного прилегания его шляпки к внутренней поверхности покрышки. Шляпка прикатывается металлическим роликом и опудривается тальком, а выступающий наружу конец ножки срезается в уровень с поверхностью покрышки.

Камеры могут быть отремонтированы в пути с помощью не-вулканизующегося клея и резиновых заплат или с помощью вул-канизационных брикетов. В первом случае ремонт будет носить временный характер, во втором случае качество ремонта может быть таким, как и при ремонте в стационарных условиях.

При ремонте с применением невулканизующегося клея зачистка и шероховка поверхности камеры, промазка клеем, размеры заплат и их наложение производятся, как и в стационарных условиях.

При ремонте с помощью вулканизацион-ных брикетов поверхность камеры вокруг повреждения шерохуют рашпилем, наждачным полотном или металлической щеткой. Если размер повреждения более 5 мм, то края его обрезают ножом или ножницами и отверстию придают круглую или овальную форму; затем из утильной камеры вырезают заплату, так, чтобы она плотно разместилась в вырезанном отверстии. Одну сторону заплаты подвергают шероховке, после чего заплату из сырой резины прижимают к донышку металлической чашечки, так, чтобы ее края везде одинаково отстояли от краев чашечки. Прижимая заплату к донышку чашечки, нельзя прикасаться к ней руками,— надо пользоваться целлофаном, который затем снимают с заплаты. Зашерохованные места и заплаты из сырой резины должны охраняться от попадания на них пыли, грязи и влаги. Размер заплаты должен обеспечивать перекрытие повреждения камеры со всех сторон на 15 мм. Затем камеру укладывают на площадку струбцины зашерохованной поверхностью вверх. Вулканизационный брикет накладывают резиновой заплатой на камеру, после чего небольшой участок горючей массы разрыхляют и поджигают. Количество массы и скорость ее сгорания подобраны так, чтобы обеспечить необходимую температуру и время вулканизации. Струбцину следует снимать через 10—15 мин. после полного сгорания горючей массы; в течение этого времени завершается процесс вулканизации.

Для ремонта покрышек и камер в дорожных условиях выпускаются специальные аптечки (АР-4), в которых содержатся все необходимые материалы и инструменты, кроме струбцины.


Рис. 7. Струбцина ручная:
1 — корпус струбцины;
2 — прижимной винт;
3 — прижимная звездочка

Своевременный и высококачественный ремонт увеличивает пробег автомобильных шин и обеспечивает снижение затрат на их эксплуатацию. Необходимым условием для качественного ремонта шин является тщательность выполнения каждой ремонтной операции. Технологический процесс ремонта покрышек следующих операций: приема в ремонт, мойки и с СТО подготовки поврежденных участков к ремонту, 1-го осмотра, намазки клеем и сушки, 2-го контрольного троль заделки повреждений, 3-г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.25 (0.021 с.)