Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 2. Организация как объект управления.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1.2. Организация как объект управления. Понятие организации. Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им. Специфику управления составляют: 1) предмет труда, которым является труд других людей; 2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи; 3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации; 4) продукт труда, которым является управленческое решение; 5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива. Организация—это автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т. п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение. Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач. Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов: 1) получение ресурсов из внешней среды; 2) преобразование ресурсов в готовый продукт; 3) передача произведенного продукта во внешнюю среду. Кадры управления и их роли Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами 10 ролей, которые играют руководители в разные периоды и в разной степени. Г. Минцберг сгруппировал эти роли в 3 концептуальные категории: 1. информационные (управление информацией); 2. межличностные (управление людьми) 3. связанные с принятием решений (управление действиями). Роль – это набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль). Информационные роли состоят в сборе информации о внутренней и внешней среде, распространении ее в виде фактов, нормативных установок и разъяснении политики и основных целей организации. Межличностные роли подразумевают взаимодействие менеджера с другими людьми как внутри организации, так и вне ее. Они формируют отношения внутри и вне организации, создают благоприятный морально-психологический климат в коллективе, мотивируют членов организации на достижение целей, координируют их деятельность и представляют организацию во внешней среде. Роли по принятию решений выражаются в том, что менеджер определяет стратегию развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, ведет переговоры с клиентами, осуществляет текущие корректировки. 4. Необходимые навыки и качества менеджера Менеджер должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями. Обычно они объединяются в три группы: концептуальные, коммуникативные, технические. Эффективный менеджер должен обладать всеми тремя видами навыков, но степень их необходимости зависит от положения менеджера на служебной лестнице. Менеджеры высшего звена в первую очередь должны обладать концептуальными навыками, менеджеры низшего звена – техническими. Коммуникативными навыками в равной мере должны обладать менеджеры любого уровня. Перечислив необходимые менеджеру навыки, отметим качества эффективного руководителя. Поскольку управление – это наука, профессия, поэтому, чтобы ею овладеть, надо пройти специальное обучение. Но, кроме того, управление – это искусство. Оно требует организаторских способностей, своеобразного таланта руководителя. Менеджер прежде всего должен быть хорошим организатором с трезвым, расчетливым умом, обладать даром предвидения, смелостью, решительностью, способностью пойти на риск, должен быть новатором, восприимчивым к новым идеям, иметь деловую хватку. Должен уметь строить и регулировать взаимоотношения и психологический климат в коллективе. Кроме того, он должен обладать и высокими моральными качествами: честностью, порядочностью, справедливостью, трудолюбием, добротой. Цель и задачи менеджмента Цель менеджмента – обеспечение прибыльности деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Главная задача менеджмента состоит в рациональной организации производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителя на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, обеспечении рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. Она решается при помощи: 1. обеспечения автоматизации производства и перехода к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; 2. стимулирования работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработанной платы; 3. постоянного контроля за эффективностью деятельности организации, координации работы всех ее подразделений; 4. постоянного поиска и освоения новых рынков. К другим задачам, решаемым в менеджменте, относят: 5. определение конкретных целей развития организации; 6. выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; 7. разработку стратегии развития организации – хозяйственных задач и путей их решения; 8. выработку системы мероприятий для решения намеченных задач на различные временные периоды; 9. определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; 10. установление контроля за выполнением поставленных перед организацией задач. Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др. Управленческий труд.
В любой организации существуют две внутренние формы разделения труда: - разделение труда на составляющие элементы, которые в своей совокупности представляют общую трудовую деятельность (горизонтальное разделение труда); - отделение деятельности по координированию действий от самих действий, т. е. отделение деятельности по координации работы других людей, участвующих непосредственно в трудовом процессе (вертикальное разделение труда). Эта часть общественного труда называется управленческим трудом. Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной координированной деятельности отдельных участников совместного трудового процесса и трудовых коллективов в целом. Особенности управленческого труда: 1. Умственный труд работников аппарата управления, разделяется на три вида деятельности: а) организационно-административную и воспитательную (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения); б) аналитическую и конструктивную (восприятие информации и подготовка соответствующих решений); в) информационно-техническую (документальные, учебные, вычислительные и формально-логические операции). 2. Участие в создании материальных благ не прямо, а косвенно, через труд других лиц. 3. Предмет труда – информация. 4. Средства труда – организационная и вычислительная техника. 5. Результат труда – управленческие решения. Организационная структура. Организационная структура управления (система управления) представляет собой совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности (иерархии) и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой подсистемами. Она направлена на четкую взаимосвязь между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности. Элементы структуры управления организацией: Звенья (отделы) управления – структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или часть их (менеджеры). Связи между отделами носят горизонтальный характер. Уровни (ступени) управления – совокупность звеньев, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по принципу иерархии.
В зависимости от характера связей между структурными подразделениями организации различают следующие основные (базовые) типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), матричная. Линейная организационная структура управления имеет как положительные стороны, так и недостатки. 1. единство и четкость распорядительства; 2. согласованность действий исполнителей; 3. простота управления (один канал связи); 4. четко выраженная ответственность; 5. оперативность в принятии решений; 6. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения. Недостатки: 1. высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления; 2. отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; 3. перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими структурами; 4. концентрация власти в управляющей верхушке.
Она характеризуется совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Специалисты одного профиля, как правило, объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.д. При этом общая задача управления делится по функциональному признаку, начиная со среднего звена.
Функциональная организационная структура имеет следующие положительные стороны и недостатки. Положительные стороны: 1. высокая компетенция специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; 2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; 3. стандартизация, формализация и программирование процессов; 4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций; 5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. Недостатки: 1. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений; 2. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; 3. появление тенденций чрезмерной централизации; 4. длительность процедур принятия решений; 5. относительно застывшая организационная форма, плохо реагирующая на изменения. Линейно-функциональная (штабная) организационная структура управления. Она предполагает, что всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, при котором функционирует ряд штабов в форме отделов или групп (финансовый отдел, плановый, маркетинга и др.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам.
Положительные стороны: более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатки: 1. отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделами; 2. недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; 3. хорошо развитая система взаимодействия по вертикали (подчинение по иерархии управления) приводит к чрезмерной централизации. Рассмотренные структуры – линейная, функциональная, линейно- функциональная и матричная – являются базовыми при проектировании конкретной структуры организации и могут быть детализированы и комбинированы применительно к конкретному объекту управления.
Контрольные вопросы 1. Что должен знать каждый работающий в организации? 2. Перечислите, что является признаками каждой организации. Самостоятельная работа обучающихся Тема 1.2. Организация как объект управления. Понятие организации. Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им. Специфику управления составляют: 1) предмет труда, которым является труд других людей; 2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи; 3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации; 4) продукт труда, которым является управленческое решение; 5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива. Организация—это автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т. п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение. Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач. Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов: 1) получение ресурсов из внешней среды; 2) преобразование ресурсов в готовый продукт; 3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.015 с.) |