Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть III — диссоциативный фрейм лечения фобий и травм

Поиск

Так как развитие нашей личности во многом яв­ляется продуктом наших воспоминаний, рефрейминг негативных воспоминаний посредством «быстрого лечения фобий» помогает нам создать более позитивную и обладающую ресурсами личность. Ричард Бэндлер описывает «быстрое лечение фобий» в книге «Используйте свой мозг для изменений».** Ассоци­ация с нашими воспоминаниями приводит к тому, что мы заново испытываем эмоции. С другой сторо­ны, диссоциация с воспоминаниями обычно избавля­ет нас от связанных с этими воспоминаниями эмо­ций. Используя силу диссоциации, модель «быстро­го лечения фобий» позволяет нам стереть негативное эмоциональное влияние нежелательных воспомина­ний. В результате этого стирания мы заново кодиру­ем визуальные и кинестетические аспекты воспоми­нания. Разве может этот метод не быть полезным?

Вы можете испытать модель «быстрого лечения фобий» на себе. Однако вы, вероятно, получите луч­шие результаты, если кто-нибудь проведет вас через все этапы. Описанная ниже методика будет работать у большинства людей. Те люди, которые испытыва­ют сложности при визуализации, могут столкнуться с трудностями. «Быстрое лечение фобий» во многом обусловило популярность НЛП. Этот метод предла­гает работающую модель удаления не только эффек­тов фобии, но также и любых нежелательных воспо­минаний. Я активно использовал его для удаления у моих клиентов визуальных компонентов образов сексуального, физического и эмоционального наси­лия.

Удаление визуального компонента часто резко снижает отрицательные эмоции, вызываемые воспо­минаниями о насилии.

1. Установите ресурсный якорь. Если вы имеете дело с болезненными воспоминаниями, всегда есть ве­роятность, что клиент осуществит ассоциацию с очень мучительными воспоминаниями. Чтобы предотвратить это, мы начинаем с установления ресурсного якоря, который сможем использовать для «вытаскивания» клиента из неприятного пе­реживания. Пусть клиент ассоциируется с тем временем, когда он чувствовал себя в безопасно­сти и был спокоен. Проведите кинестетическое якорение этого состояния. Затем проверьте ваш якорь. При якорении выполните все надлежащие действия.

В своей работе, связанной с НЛП, я раньше уста­навливал ресурсные якоря. Теперь я делаю это редко. Когда клиент ассоциируется с неприятным воспоминанием, я прошу его встать и походить по комнате и этим изменяю его состояние. Я прошу его при ходьбе дышать животом. Вы также може­те крикнуть или сделать что-нибудь, что прервет стратегию эмоционального переживания человека. Однако установите якорь ресурсов для тре­нировки и для комфорта ваших клиентов. Воз­можно, позднее вы решите прекратить это делать. (Мы опишем якорение в главе 13).

2. Подтвердите вашу способность к научению с од­ной попытки. Фобия - это удивительное достижение! Подумать только, человек никогда не за­бывает испытать фобическую реакцию. Страда­ния, вызванные сильными эмоциональными переживаниями, протекают похожим образом. Когда инициируется соответствующий пусковой механизм, человек немедленно испытывает страдание. Скажите клиенту: «Как удивительно, что вы всегда помните, что вы должны испугаться или ощутить страдание при болезненном воспо­минании! Я вот забываю даже выбросить мусор. Вы помните, что вам нужно испытать страх (или страдание) каждый раз, когда вы вспоминаете это. Как удивительно! Если вы на основе одно­кратного опыта смогли научиться испытывать фобию или страдание, то вы можете разучиться это делать также с одной попытки, верно?»

3. Пусть клиент представит пустой экран (рис. 6.2). Приведите клиента в воображаемый кинотеатр, пусть он сядет напротив пустого экрана и смотрит на него. Как только человек представит экран, пусть он поместит на него свою черно-белую фо­тографию. Попросите человека «сфотографиро­вать» себя непосредственно перед началом непри­ятного воспоминания, то есть когда он еще чув­ствует себя в безопасности.

4. Затем пусть клиент еще раз диссоциируется от своего тела и переместится в воображаемую про­екционную будку. Побудите клиента посмотреть из проекционной будки на себя, сидящего в кресле и смотрящего на свою черно-белую фотографию на экране. Клиент будет видеть спину теперешнего себя, смотрящего на более молодого себя на экра­не. Сделайте небольшую паузу, чтобы этот опыт двойной диссоциации закрепился.

5. Теперь пусть клиент прокрутит черно-белый фильм неприятного воспоминания или фобии до конца со­бытия, до сцены комфорта/безопасности. Клиент испытывает двойную диссоциацию от воспоминания. Он сейчас смотрит на себя, смотрящего кино­фильм. Это позволяет удалить эмоциональное со­держание события и уменьшить его при взгляде с другой позиции восприятия. Если клиент все-таки будет испытывать сильные эмоции при просмотре фильма, пусть он отодвинет экран от себя.

Рис. 6.2. Паттерн визуально-кинестетической диссоциации (быстрого лечения фобий)

В одном случае перед просмотром фильма я по­просил клиентку представить себя без нижней части тела. Отец изнасиловал ее в десятилетнем воз­расте. Итак, я предложил ей удалить подвергшу­юся жестокому обращению часть ее тела из образа. После применения модели лечения фобии только к верхней части тела она приделала к ней нижнюю часть и запустила фильм. Это прекрасно сработа­ло. Тэд Джеймс рассказывал, что он должен был посадить одну даму продавать билеты, прежде чем она смогла прокрутить фильм. Поэтому делайте все, что потребуется.

6. Когда клиент прокрутит фильм до сцены ком­форта/безопасности, попросите его остановить кадр и либо «побелить», либо «зачернить» кар­тину. Клиент, вероятно, будет видеть просто пу­стой экран.

7. Подведите клиента к ассоциации с фильмом в тот момент, когда он очистил экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, находя­щееся в кресле кинотеатра. Затем подтолкните его к ассоциации со своим образом, который появился на экране в конце фильма, то есть в сцене комфор­та/безопасности. Направляйте его осторожно и тактично. Тщательно подбирайте выражения, что­бы клиент в точности выполнял ваши указания. Регулярно осуществляйте проверку, чтобы убе­диться, делает ли он то, что вы хотите. «Сейчас, в конце фильма, полностью ли вы вновь ассоцииро­вались с самим собой? Вы смотрите своими глаза­ми и видите то, что вы видели тогда, не так ли? Вы слышите те же звуки, которые слышали тогда?» Отдавайте указания в доступной и четкой форме.

8. Запустите фильм в обратном направлении, в цве­те и ассоциированно. «Вы видели фильмы, запу­щенные в обратном направлении, не так ли?» По­лучив утвердительный ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом и видит все в цве­те. «Теперь запустите этот же фильм в обратном направлении и прокрутите его действительно бы­стро. Сделайте это за одну - две секунды». Вы мо­жете осуществить якорение клиента к звуку, ска­зав «Р-а-а-а-з-з-з». Наблюдая за глазами клиента, вы сможете определить, когда он прокручивает фильм в обратном направлении и как быстро он это делает.

9. Повторите процесс. Попросите человека повто­рить этапы 7 и 8 от трех до пяти раз. Каждый разубеждайтесь в том, что он прерывает состо­яние, очищает экран и начинает с конца фильма. Делайте это, пока не исчезнет кинестетика не­приятного воспоминания. Если вы захотите, вы можете повторять этот процесс, пока не исчезнет и его образ. Полное удаление образа удалит и всю кинестетику. Человек сможет вспоминать со­бытие, однако он будет получать только какой-ни­будь образ или слова. При просмотре фильма в об­ратном направлении пусть клиент в конце филь­ма снова увидит себя ассоциированно. Убедитесь в том, что клиент не был ассоциирован при про­смотре фильма, так как это восстановит фобию или травму. Когда он прокрутит фильм в обратном направлении, скажите: «Теперь очистите экран. Поместите себя в конец фильма. Перейдите пря­мо к концу фильма. Просто представьте себя в конце фильма, когда вы испытывали комфорт/бе­зопасность. Представьте то, что вы видели и слы­шали. Теперь прокрутите этот же фильм в обрат­ном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока воспоминание не исчезнет».

10. Проверка и подстройка к будущему для того, что­бы определить, может ли клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответ­ствует ли невербальная реакция клиента прежне­му состоянию фобии или травмы. Вы можете ска­зать: «Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации». Или, если вы знаете содержание фо­бии, вызовите стимул более явно. В случае фобии воды скажите: «Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже». Если вы получите какую-нибудь фобическую реакцию, проверьте, насколько точно клиент следовал инструкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том, что клиент точно выполняет указания.

Примечание: когда лечение фобии не при­водит к желаемому результату, для усиления воздействия я использую паттерн «Взмах».

Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант)

1. Установите ресурсный якорь. Вы можете устано­вить ресурсный якорь для того, чтобы вывести клиента из травмирующего события, если он ассо­циирован с ним. Я больше не использую якорение, так как понял, что когда клиент ассоциирован с травмирующим событием, он должен просто по-настоящему быстро встать и некоторое время глу­боко дышать животом. Это диссоциирует клиента от его травматического состояния.

2. Подтвердите способность клиента к научению с одной попытки. «Как удивительно, что вы никогда не забываете испытать страх или страдание, когда раздумываете о неприятном воспоминании. Вы помните, что вам нужно испытать фобию (или страдание) каждый раз, когда вы вспоминаете это. Как удивительно!»

3. Пусть клиент представит пустой экран. Приве­дите клиента в воображаемый кинотеатр, пусть он сядет напротив пустого экрана и смотрит на него. Как только человек представит экран, пусть он по­местит на экран свою черно-белую фотографию. Пусть на фотографии будет изображен этот чело­век в более молодом возрасте, до возникновения неприятного воспоминания, то есть когда он еще чувствует себя в безопасности и ощущает спокой­ствие.

4. Затем пусть клиент еще раз диссоциируется от своего тела и переместится в воображаемую про­екционную будку. Клиент должен теперь посмот­реть из проекционной будки на себя, сидящего в кресле и смотрящего на свою черно-белую фото­графию на экране.

5. Теперь пусть клиент прокрутит черно-белый фильм неприятного воспоминания или фобии до конца события, до сцены комфорта/безопасности. Клиент смотрит на себя, смотрящего кинофильм, и испытывает при этом двойную диссоциацию от воспоминания. Он смотрит на себя, смотрящего фильм.

6. Когда клиент прокрутит фильм до сцены комфор­та/безопасности, попросите его остановить кадр и либо «побелить», либо «зачернить» картину. Он будет видеть просто пустой экран.

7. Подведите клиента к ассоциации с фильмом в тот момент, когда он очистил экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, нахо­дящееся в кресле кинотеатра. Пусть он затем вой­дет в фильм и ассоциируется с образом, который появился на экране. Пусть он ассоциируется со своим образом в конце фильма, после того как он пережил травму. Направляйте его осторожно и тактично. Тщательно подбирайте выражения.

8. Попросите его прокрутить этот же фильм в об­ратном направлении, в цвете и ассоциированно.

«Вы видели фильмы, запущенные в обратном на­правлении, не так ли?» Получив утвердительный ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом, и попросите его увидеть все в цвете. «Те­перь прокрутите этот же фильм в обратном на­правлении по-настоящему быстро. Сделайте это за одну -две секунды». Вы можете осуществить якорение клиента к звуку, сказав: «Р-а-а-а-з-з-з». На­блюдая за глазами клиента, вы определите, когда он прокручивает фильм в обратном направлении, и как быстро он это делает.

9. Повторите процесс. Клиент повторяет этапы 7 и 8, пока не исчезнет кинестетика неприятного вос­поминания. Если вы хотите, то можете повторять этот процесс, пока не исчезнет и образ. Убедитесь в том, что клиент не остается в конце филь­ма ассоциированным с воспоминанием, так как это восстановит фобию или травму. После того как он прокрутит фильм в обратном направлении, скажи­те: «Теперь очистите экран. Поместите себя в ко­нец фильма. Перейдите прямо к концу фильма. Просто представьте себя в конце фильма, когда с вами все было в порядке. Увидьте то, что вы виде­ли, и услышьте то, что вы слышали. Теперь про­крутите этот же фильм в обратном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока воспоминание не исчезнет».

10. Проверка и подстройка к будущему для того, что­бы определить, может ли клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответ­ствует ли невербальная реакция клиента прежне­му состоянию фобии или травмы. Вы можете ска­зать: «Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации». Или, если вы знаете содержание фо­бии, вызовите это воспоминание более явно. В случае фобии воды скажите: «Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже». Если обнаружится какая-нибудь фобическая реакция, проверьте, насколько точно клиент следовал ин­струкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том, что клиент точно выполняет указания.

Другие инструменты редактирования

С позиции двойной диссоциации из проекционной будки вы можете делать не только перемотку, но и многое другое для изменения субмодальностей. Вы можете выбирать другие варианты. С этой позиции вы можете запрограммировать ваш мозг обрабаты­вать фильм так, чтобы у вас в результате появился широкий диапазон точек зрения и произошел рефрейминг воспоминаний.

1. Ассоциируйтесь с ресурсным воспоминанием.

Вспомните то время, когда вы чувствовали себя творческим, уверенным, могущественным и т. д. Представьте то, что вы тогда видели. Теперь уве­личьте яркость этого воспоминания. Когда вы пол­ностью ассоциируетесь с ресурсным состоянием, внесите в эту сцену отрицательный стимул (соба­ку, паука), которого вы боитесь, или травмирую­щее воспоминание. Затем соединяйте позитивное и негативное воспоминания, пока они не объеди­нятся и пока вы не увидите себя в данной ситуа­ции, обладающим необходимыми ресурсами.

2. Измените звук. Попытайтесь иначе услышать свою речь и речь других. Как бы вы захотели изменить свой голос? Или голос кого-нибудь другого? Ка­кие качества сделали бы воспоминание менее ин­тенсивным? Какой голос вам бы нравилось слы­шать? Добавьте в фильм тот внутренний голос, который поможет вам справиться с данной ситуа­цией.

3. Сделайте звуки более приятными. Возьмите не­приятное воспоминание и добавьте в него какую-нибудь громкую веселую цирковую музыку. Про­смотрите фильм воспоминания еще раз; как вы себя чувствуете? Поместите цирковую музыку в другие воспоминания, связанные с гневом и раз­дражением.

4. Используйте вашу веру. Если вы можете помес­тить в свою систему духовности Бога, то раздели­те ваш экран и представьте вашего ангела-храни­теля, парящего над земной сценой вашего воспо­минания. Представьте, как ваш ангел заботится о вас и любит вас. Возможно, вы услышите: «Я с то­бой», «Я помогу тебе». Вообразите, что Иисус ка­сается вас своей благословляющей рукой.

5. Кодируйте воспоминания символически. Напри­мер, вы можете захотеть сделать людей в ваших воспоминаниях прозрачными. Раскрасьте их в соответствии с вашими мыслями и чувствами о них. Обведите в вашем воспоминании вокруг трехмер­ного человека линию, сделайте его двухмерным и раскрасьте в соответствии с вашей оценкой.

6. Придайте своим воспоминаниям шутливый от­тенок. Так как смех дает нам прекрасный навык дистанцирования, используйте юмор так, чтобы вы могли превратить эмоциональную боль в шутку. Как далеко в будущее вы должны по­пасть, чтобы вы могли оглянуться на воспоми­нание и посмеяться над ним? В чем различие между воспоминаниями, над которыми вы мо­жете посмеяться и над которыми не можете? Возможно, в воспоминаниях одного типа вы

себя видите, а в воспоминаниях другого типа не видите. Одни воспоминания могут быть похожи на фотографии, а другие на фильмы. Как разли­чаются их цвет, размер, яркость? Представьте, что человек, причинивший вам боль, говорит как Дональд Дак. Превратите вашего оппонента в карикатурного мультипликационного персона­жа с непропорционально большими губами, глазами, головой, руками и т. д.

Вопросы для размышления

1. Как вы можете описать то, что в НЛП называют «фреймами» и «фреймингом»?

2. Приведите список всех фреймов, упомянутых в этой главе или о которых вы знаете.

3. Когда или где вы использовали бы фрейм возвра­щения?

4. Опишите случай, когда вы использовали фрейм «как если бы» творческим и продуктивным образом.

5. Насколько умело, на ваш взгляд, вы используете диссоциативный фрейм при ответе на критику, лечении фобий, преодолении отрицательных эмо­ций и травмирующих переживаний?

Если вы хотите больше узнать о фреймах, мы рекомендуем книги «Точность: новый подход к коммуникации» Джона Гриндера и Майкла Макмастера (Grinder & McMaster, 1983) и «Ли­нии разума: пути изменения разума» Боба Боденхамера и Майкла Холла (Bodenhamer & Hall, 1997).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.139 (0.008 с.)