Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Паттерн «шоколад леди Годивы»

Поиск

Апатия является чувством, с которым время от вре­мени вынуждено бороться большинство из нас. Допустим, вы вынуждены что-то сделать, но в настоящее вре­мя вам делать это не хочется. Вы вынуждены сделать это или чувствуете, что должны, но не даете себе сде­лать это конкретное задание из-за того, что не получа­ете при этом удовольствия. Для изменения чувства апа­тии на желание Ричард Бэндлер разработал паттерн изменения субмодальностей, названный им паттерном «Шоколад леди Годивы». Желание (хотение, принуж­дение) и нежелание (апатия) сделать нечто можно рас­сматривать как переживания основного уровня. Сдвиг этих переживаний легко осуществить при помощи перекрестного отображения субмодальностей.

1. «Б» начинает с размышления о чем-то, по отно­шению к чему он испытывает энтузиазм или принуждение. Этот метод получил свое название из-за способа, при помощи которого некоторые люди принуждают себя съедать чрезмерное количество шоколада. В своем образе используйте все три репрезентативные системы.

2. «Б» думает о чем-либо, что он должен или что ему нужно сделать и от чего мог бы при этом по­лучить удовольствие. Решение должно быть кон­груэнтным целой системе. «Б» выбирает то, что он не только вынужден, но и хочет сделать. «Б» де­лает экологическую проверку, спрашивая о том, не возражают ли какие-нибудь части, чтобы он полу­чил удовольствие в процессе увлеченного выпол­нения этого решения.

3. «А» направляет «Б» при формировании образа решения (№ 2) в своем разуме. Затем «А» про­сит «Б» сделать небольшое отверстие точно в се­редине образа.

4. «А» направляет «Б» на формирование образа № 1 позади образа № 2. «Б» будет видеть небольшую часть образа № 1 через отверстие в образе № 2.

5. Теперь «А» направляет «Б» на то, чтобы «Б» по­зволил отверстию раскрыться, но только с той скоростью, какая нужна ему для того, чтобы полнос­тью почувствовать реакцию на образ № 1. Затем «А» просит «Б» закрыть отверстие, но не быстрее той скорости, при которой «Б» может удерживать чувства, вызванные переживанием образа № 1.

6. «А» просит «Б» повторить описанный в пункте 5 процесс еще три или четыре раза. «Б» выполня­ет эти повторы быстро. Перед каждым повтором прерывайте состояние. Убедитесь в том, что чув­ства, вызываемые образом № 1, присоединились к чувствам, вызываемым образом № 2.

7. «А» просит «Б» одновременно представить об­раз № 2 и испытать чувства, вызываемые обра­зом № 1.

8. Поменяйтесь ролями.

VI. Паттерн «Взмах»

Паттерн «Взмах» позволяет изменять воспомина­ния или заменять визуальные компоненты стертых воспоминаний. В книге «Используйте свой мозг для изменений» Бэндлер описал метод, предназначен­ный для влияния на специфические формы поведе­ния, которыми клиент больше обладать не хочет. Паттерн доказал свою эффективность при удалении нежелательных привычек. Он также служит очень эффективным инструментом для удаления негатив­ных образов и замены их позитивными. Паттерн «Взмах» дает человеку, практикующему НЛП, эф­фективное средство создания новых ответов. Это приводит к позитивным изменениям поведения.

Данный метод создает новое направление работы мозга человека. Паттерн «Взмах» имеет два основных элемента:

1. Цепь, которая ведет от сигнала, вызывающего про­блемное состояние, к желаемому состоянию.

2. Мотивационная часть, использующая диссоцииро­ванный образ себя с привлекательными субмодальностями.

Здесь мы приводим краткое содержание общей модели «Паттерн «Взмах»».

1. Определите специфический вид поведения, кото­рый вы желаете изменить. Метод доказал свою эффективность в случае привычки грызть ногти, переедания и иногда курения. Лучше всего он ра­ботает при изменении второстепенных привычек. Хотели бы вы отвечать кому-нибудь иначе, не так, как вы отвечаете сейчас?

2. Определите точный сигнал, который запускает нежелательную реакцию. Как вы узнаете, когда нужно совершать нежелательные действия? Испы­тываете ли вы ощущение, звук или картину? Если бы вы должны были научить кого-нибудь, как де­лать это, что бы вы сказали ему? Если сигнал при­ходит снаружи, получите образ того, что именно вы видите. Ассоциируйтесь с переживанием. В случае привычки грызть ногти этим сигналом может быть образ руки, движущейся ко рту. Как и большинство методов НЛП, паттерн «Взмах» работает лучше с визуальными образами. Однако аудиальные и кинестетические сигналы также будут работать. Определите субмодальности сигнала.

Задавайте вопросы по следующей схеме:

A. «Когда у вас проявляется нежелательное пове­дение?» (Это помещает человека в соответству­ющий контекст и, таким образом, создает кон­текст для ответа на следующий вопрос.)

Б. «Что из того, что вы видите/слышите/ощущаете, вызывает у вас желание осуществить нежелатель­ное поведение?» Если человек не знает этого, и вы не можете это обнаружить, вы можете найти сиг­нал, который должен существовать перед запус­ком поведения, например, приближение руки к лицу в случае привычки грызть ногти.

B. «Создайте большой, яркий, ассоциированный образ того, что вы видите непосредственно перед началом нежелательного поведения». Откалибруйте внешнее невербальное поведение клиента.

Г. «Теперь отложите эту картину в сторону на ко­роткое время».

3. Создайте образ обладания желаемым результатом.

Задайте следующие вопросы:

A. «Как вы видите себя с желаемым изменением?»

Б. «На кого бы вы были похожи, если бы не осу­ществляли нежелательное поведение?»

B. «Как бы вы выглядели, если бы осуществляли желаемое поведение?»

Г. «Создайте диссоциированную картину». Помни­те, что в НЛП вы ассоциируетесь с текущим и

* Richard Bandler, Using Your Brain For a Change, p. 131-152.

диссоциируетесь с желаемым состоянием. В ас­социированной картине вы уже имеете ощуще­ние полученного желаемого результата. Таким образом, ассоциированная картина не будет мо­тивировать вас. Картина должна представлять собой привлекательный и желаемый образ. Чем более желанным кажется состояние, тем выше вероятность, что паттерн «Взмах» сработает.

4. Создали ли вы экологичное желаемое состояние?

Проверьте желаемое состояние при помощи моде­ли хорошо сформулированного результата.

A. Сформулировали ли вы его позитивно?

Б. Опишите его сенсорным языком.

B. Ваше желаемое состояние инициируется и кон­тролируется вами?

Г. Ваше желаемое состояние соответствует всем контекстам вашей жизни?

Д. Учли ли вы соответствующие вторичные выгоды?

Е. Какие ресурсы вам понадобятся?

Ж. Экологично ли ваше желаемое состояние для всей вашей системы? Есть ли какая-нибудь ваша часть, не согласная с тем, чтобы вы обла­дали этим состоянием?

Задайте следующие вопросы:

A. «Сформулировали ли вы свой результат пози­тивным образом?»

Б. «Что вы будете видеть, слышать и ощущать, когда будете обладать своим результатом?»

B. «Зависит ли ваше желаемое состояние от вас и только от вас?»

Г. «Где, когда, как и с кем я хочу обладать этим ре­зультатом? Хотите ли вы обладать этим резуль­татом всегда и везде безо всяких ограничений?»

Д. «Что вы потеряете, если получите свой резуль­тат?»

Е. «Что вы уже имеете и в чем нуждаетесь для по­лучения своего результата?»

Ж. «Как обладание этим результатом повлияет на жизнь окружающих вас людей?»

5. Примените к образам паттерн «Взмах», исполь­зуя их размер и яркость. Возьмите картину и сде­лайте ее яркой и большой. Убедитесь в том, что вы ассоциированы с картиной. Скажите клиенту: «Закройте глаза и увидьте перед собой большой яркий ассоциированный образ себя в текущем со­стоянии (в котором вы находитесь сейчас). В ле­вом нижнем углу картины поместите маленькую,

Рис. 14. 2. Паттерн «Взмах» I - использование размера/яркости

тусклую и диссоциированную картину образа желаемого состояния (рис. 14.2.). Теперь возьмите большую яркую картину и быстро сделайте ее ма­ленькой и тусклой. В это же время сделайте ма­ленький тусклый образ желаемого состояния большим и ярким. Сделайте это очень быстро. По­мните, что мозг обучается быстро. Когда клиент выполняет эту процедуру, скажите «Ра-з-з-з!» для того, чтобы помочь вызвать изменения. Очистите экран. Повторите эту процедуру по меньшей мере пять раз.

6. Подстройтесь к будущему, проверив результаты.

Попросите клиента подумать о сигнале, запуска­ющем нежелательное поведение. Если он приво­дит к получению нового образа, процесс завершен. Если нет, перейдите к следующему этапу.

7. Применение к образам паттерна «Взмах» с ис­пользованием расстояния. Если размер и яркость не работают, драйвером может стать расстояние. Возможно, вы захотите проверить это. Следуйте вышеописанной методике, только вместо использования маленькой тусклой картины, расположен­ной в углу, вы применяете паттерн «Взмах» с ис­пользованием расстояния. Попросите клиента представить картину, вызывающую нежелательное и отдалять ее к горизонту до тех пор, пока она не станет черной точкой.

Паттерн взмаха

Положение/размер/расстояние поведение,

Рис. 14.3. Паттерн «Взмах» II – использование положения/размера/расстояния.

Поместите на горизонте маленькую, тусклую и диссоцииро­ванную картину желаемого результата. Затем по­просите клиента приблизить с горизонта картину желаемого поведения. Попросите клиента сделать это по-настоящему быстро. Повторите это пять или шесть раз и выполните проверку (рис. 14. 3.).

Убеждения

То, что мы считаем истинным или не истинным, в значительной степени определяет наше поведение. В самом деле, убеждения – это очень важная сила, управляющая нашей жизнью. Если вы убеждены в том, что сможете выполнить что-то, вы, вероятно, на самом деле сможете. Если вы убеждены в том, что не сможете выполнить конкретное задание, ваши шан­сы не справиться с ним действительно велики.

Убеждение связано с обобщением связей между переживаниями.

Убеждение связано с обобщением переживаний, связей между ними и их значений. Предположим, вы не смогли выполнить какое-то задание. С этого мо­мента вы начинаете считать, что вы всегда будете тер­петь неудачу, пытаясь выполнить схожее задание. Итак, вы осуществили обобщение, связав первую неудачу при выполнении задания с неизбежными неудачами при выполнении схожих заданий.

Медицинское сообщество все лучше осознает роль убеждений в выздоровлении. В одном исследовании у ста пациентов был диагностирован рак в терми­нальной стадии. Однако затем исследователи обна­ружили, что эти люди еще живы, хотя прошло от десяти до двадцати лет. Они получали различное ле­чение. Некоторые подвергались стандартному меди­цинскому лечению: хирургическим операциям, хи­миотерапии и воздействию радиоактивного излуче­ния. Некоторые получали немедицинское лечение, вроде акупунктуры. Лечение некоторых людей за­ключалось в специальных диетах и особенном пита­нии. Еще одна группа обратилась к психологии и ре­лигии. Некоторые из них вообще не получали лече­ния. Репортер, который брал интервью у этих людей, обнаружил у всех них одну общую черту: все они были убеждены в том, что получаемое ими лечение сработает. В каждом случае пациент исходил из обобщения, что конкретный вид терапии приведет к излечению рака. И поскольку они были убеждены в этом, так и случилось. Используя субмодальности, посредством нейротрансмиттеров и иммунной систе­мы они осуществили обобщение от средства лечения к действительному физическому излечению. Наш мозг узнает, в чем мы убеждены, в чем мы сомнева­емся и во что не верим, из структуры наших внутренних репрезентаций, и это иногда связано с различиями субмодальностей. Более подробно мы рассмот­рим этот феномен в упражнении по изменению убеждений.

Наш мозг узнает, в чем мы убеждены, в чем мы сомневаемся и во что не верим, из струк­туры наших внутренних репрезентаций, и это иногда связано с различиями субмодально­стей.

Вы, наверное, слышали об эффекте плацебо. При этом экспериментатор дает испытуемому неактив­ный препарат, обычно таблетку глюкозы, но делает это так, что испытуемый убежден в том, что получил настоящее лекарство. Наблюдается интересный фе­номен. Примерно в трети случаев плацебо работает так же эффективно, как и настоящее лекарство. Не­которые исследования показывают, что в 54% случа­ев плацебо работает так же хорошо, как настоящий морфий. Этот феномен хорошо документирован, по­этому при испытании лекарств экспериментаторы, конечно же, всегда принимают во внимание эффект плацебо.

Роберт Дилтс пишет:

«Было проведено даже обратное исследова­ние; при этом как реагировавшим, так и не реа­гировавшим на плацебо людям давали настоя­щее лекарство. Им давали обезболивающие, такие как морфий, и оказалось, что люди, реаги­ровавшие на плацебо, более чем в 95% случаев эффективно реагировали и на морфий. Другая группа реагировала на морфий в 46% случаев. Разница примерно в 50% указывает на то, что в некоторых случаях убежденность требуется для эффективности даже настоящих лекарств.

Было показано, что плацебо дает эффект даже при лечении рака. В одном исследовании людей подвергали «химиотерапии плацебо», и у трети из них выпали все волосы.

Наиболее эффективным аппаратом электро­судорожной терапии в штате Калифорния был тот, который не работал три года. Перед тем как поместить пациентов в аппарат, им давали об­щий наркоз, так что эти душевнобольные люди думали, что они подвергаются воздействию электрошока, хотя на самом деле это было не так. И это давало лучший эффект, чем реальная электросудорожная терапия»

Убеждения действительно имеют очень важное значение для нашего поведения и здоровья. Боль­шинство глубинных убеждений, хотя, конечно же, не все, мы встраиваем в детстве. Родители, сверстники, учителя и окружение способствуют формированию наших убеждений даже до того, как мы достигнем зрелости достаточной, чтобы иметь возможность вы­бирать, какими убеждениями мы хотим обладать, а какими нет. Встраивание - процесс вкладывания в тело и разум новой ментальной стратегии (способа действий), в результате которого она становится автоматической; часто достигается применением якорения, метафор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.

Можем ли мы изменить убеждения, которыми ре­шили не обладать и которые каким-либо образом ограничивают нас? Да, НЛП предоставляет техники, необходимые для стирания или изменения старых нежелательных убеждений и создания новых. В этом практическом курсе мы изучим одну технику изменения нежелательных убеждений - перекрестное отображение субмодальностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.34.178 (0.011 с.)