Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксперимент № 2 Обнаружение замешательства

Поиск

Что вызывает у вас замешательство? Представьте что-либо, что вы находите запутанным... Когда вы вспомните это переживание, обратите внимание на его репрезентацию: на картины, звуки, ощущения, слова и т. д. Просто позвольте наступить замешатель­ству и сполна его испытайте... на короткое время.

Наверное, у вас возникла соответствующая карти­на. Итак, обратите внимание на картину и останови­тесь на ее субмодальных особенностях:

• Цвет: картина цветная или черно-белая?

• Число измерений: трехмерная или плоская?

• Зритель/участник: ассоциированная или диссоци­ированная?

• Движение: фильм или неподвижная картина?

• Расстояние: насколько далеко она располагается?

• Яркость: яркая или тусклая?

• Фокус: в фокусе или не в фокусе?

• Расположение: где расположена картина?

Вы можете дать себе время на определение ка­честв аудиальной и кинестетической систем. После этого сделайте перерыв... Подумайте о свежем горя­чем хлебе в печи. Хорошо.

Теперь подумайте о том, что вы по-настоящему хорошо знаете. Что вы знаете без всяких вопросов? В чем вы не сомневаетесь? Думайте о том, в чем вы чувствуете себя уверенным. Чувствуете ли вы уве­ренность в том, что завтра взойдет солнце? Чувству­ете ли вы уверенность, что политики будут вести предвыборную борьбу в Вашингтоне? Уверены ли вы в том, что будете завтра обедать?

Когда вы будете думать о том, в чем вы чувствуе­те себя уверенным, подвергните картины, звуки и ощущения, в которых вы уверены, тому же анализу, что и ранее. Полностью установите субмодальности этой картины уверенности, как вы делали в случае замешательства. Когда вы проделаете это, вы обна­ружите некоторые различия. Составьте список этих различий.

Как вы думаете, что мы сейчас сделали? Мы до­словно процитировали традиционный для НЛП под­ход, используя «паттерн "от замешательства к пони­манию"». Но если вы узнали об отличительных осо­бенностях многих уровней сознания и о том, что субмодальности работают на метауровне, для вас, возможно, этот паттерн не вполне удобен. Мы обна­ружили, что никто из тех, кого мы знаем, не исполь­зует этот прием для перехода от замешательства к пониманию.

Почему нет? Из-за того, что понимание (как и убеждение) функционирует на метауровне. Для того чтобы понимать, мы должны обладать паттер­ном, структурой или моделью, которые упорядочивают и организуют предметы. Простое увеличе­ние яркости картин, приближение звуков и обостре­ние кинестетических ощущений не приводит к «по­ниманию».

Теперь, когда вы знаете, что метауровень управля­ет различиями, которые имеют значение, и создает их, вы обладаете по-настоящему мощной трансфор­мационной энергией на кончиках ваших пальцев, или на «острие вашего ума». Когда вы переходите на метауровень и заставляете новое качество влиять на репрезентацию (качество, которое имеет значение), вы можете изменять переживание.

В случае убеждения мы заставляем качество под­тверждения влиять на мысль. В случае разубеждения мы влияем на мысль свойством разубеждения. В случае понимания мы влияем на сбивающие с тол­ку мысли качеством порядка. Субмодальное свой­ство может иметь значение, но это происходит под влиянием метауровня. Как неоднократно утверждал Бейтсон, более высокие уровни всегда организуют более низкие уровни.

 

Возьмите образ замешательства, наделите его теми субмодальностями, которые вы использовали для кодирования уверенности, и вы не превратите его в «понимание». Если ваша картина замешательства черно-белая, а уверенности - цветная, сделайте кар­тину замешательства цветной. Теперь вы имеете цветное замешательство, не так ли? Простая замена субмодальностей замешательства на субмодальности уверенности не приведет к изменению того, как вы ощущаете это конкретное состояние замешательства. И состояние замешательства также не даст вам по­чувствовать большую уверенность. Все-таки бли­зость и цвет не дают вам никакого способа управле­ния замешательством.

Но перейдите на более высокий уровень по отно­шению к сбивающим с толку образам, звукам и ощу­щениям и заставьте организующую структуру оказы­вать на них влияние. Вы можете использовать мета­фору или рассказ, диаграмму, отрывок объяснения, но что бы вы ни использовали из того, что организу­ет части и наделяет их структурой, это позволит вам «понять» связи между частями - внезапно и полно­стью получить порядок из хаоса. Таким действием мы не изменили ничего, кроме относительной струк­туры внутренних репрезентаций.

Изменяя внутренние репрезентации посредством изменения качеств модальностей, вы обнаружите, что некоторые субмодальности играют при вызове таких изменений более важную роль, чем другие. Мы называем такие особенные субмодальности ведущи­ми субмодальностями. Они называются «ведущими», потому что создают новую систему отсчета для мыш­ления.

Если изменение субмодальности приводит к изменениям других субмодальностей, значит, вы обнаружили ведущую субмодальность.

Например, если при переводе связанных с замеша­тельством картин, звуков и ощущений в кодировку уверенности изменение расположения репрезента­ций одновременно приводит к изменению других субмодальностей и вносит порядок или структуру, то это качество задает новую систему отсчета.

Изменение субмодальностей одного образа в суб­модальности другого образа мы называем субмодаль­ным отображением. При этом обычно две или три субмодальности приводят к изменениям других суб­модальностей. Если это происходит, значит, вы на­шли критическую, или ведущую, субмодальность. Когда субмодальность, которая управляет другими особенностями и вызывает значительные изменения, отображается в другой образ, она является ключевым механизмом вызова изменений в личности человека. При изменении переживания с использованием суб­модального отображения использование управляю­щих субмодальностей дает ключ к пониманию того, как помочь человеку.

Хотя мы не можем изменить факты (например, сделать так, чтобы они никогда не происходили), мы можем изменить наши внутренние репрезентации этих событий. Когда мы изменяем внутренние ре­презентации, мы подаем мозгу и телу различные сиг­налы о том, как они должны это чувствовать. Изме­няя свои чувства, мы изменяем свои реакции. Это -суть того, как работают НЛП и его паттерны обнов­ления сознания. Репрезентативные системы, ключи глазного доступа, субмодальности, метасостояния и т. д. являются некоторыми из ключевых элементов способа, каким мы структурируем наш субъектив­ный опыт. Позднее в этой книге вы встретите не­сколько моделей, описывающих работу непосред­ственно над субмодальными сдвигами.

Другой строительный блок, лежащий в основе субъективного опыта, - то, как мы упорядочиваем эти элементы. Упорядочивание функционирования наших репрезентативных систем при продуцирова­нии мыслей и поведения мы называем стратегиями.

Заключение

Описанная здесь модель субъективности челове­ка и того, как наша нервная система «работает» над созданием нашей уникальной модели мира, которая затем вводит нас в конкретное нейролингвистическое состояние осознания, является моделью пони­мания особенностей субъективности человека и ра­боты над ними. Более того, она дает нам специфи­ческие методы, которые мы можем использовать для того, чтобы налаживать контакт с людьми, ус­танавливать раппорт и понимать их реальность с их точки зрения.

Вопросы для размышления

1. Используя полученные знания о репрезентатив­ных системах и ключах глазного доступа, опреде­лите предпочитаемые репрезентативные системы пятерых близких друзей или членов семьи.

2. Что вы узнали из этой главы о том, как вы обра­батываете информацию?

3. Как вы будете использовать эти знания для улуч­шения ваших стратегий обучения?

4. Разыщите какие-нибудь старые письма, дневники или доклады, которые вы написали, и подчеркни­те или выделите цветом все предикаты и слова, описывающие процессы.

5. Посмотрите телевизионные ток-шоу, держа перед собой схему ключей глазного доступа и листы чи­стой бумаги. Следите одновременно за движения­ми глаз и за словами, используемыми людьми. Что вы можете сказать о «ведущей» репрезентативной системе и о системе, используемой для репрезен­тации информации?

6. Объясните своими словами, как более высокие лингвистические уровни организуют более низкие лингвистические уровни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.28.52 (0.007 с.)