Глава II. Изучение особенностей просодической стороны речи и сформированности слухового самоконтроля у дошкольников 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Изучение особенностей просодической стороны речи и сформированности слухового самоконтроля у дошкольников



Изучение состояния просодических компонентов речи у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием

Изучение состояния просодических компонентов и слухового самоконтроля у детей проводилось на основе общедидактических принципов, а также принципов специальной педагогики, таких как комплексность, системность, изучение развития просодических характеристик в процессе онтогенеза, рассмотрение нарушения просодических компонентов во взаимосвязи с другими сторонами психофизического и эмоционального развития ребенка.

Целью нашего исследования явилось изучение состояния просодических компонентов речи у дошкольников с различной речевой патологией, а также выявление зависимости интонационных возможностей обследуемых детей от уровня сформированности слухового самоконтроля.

В соответствии с целью исследования были поставлены основополагающие задачи.

1. Провести комплексное логопедическое обследование детей.

2. Изучить и сравнить степень сформированности просодических компонентов у детей с нормальным речевым развитием и с различной речевой патологией.

3. Определить уровень развития слухового самоконтроля у дошкольников с нарушением речи.

4. Выявить взаимосвязь между степенью сформированности мелодико-интонационной стороны речи и уровнем слухового самоконтроля у дошкольников с речевым недоразвитием.

В соответствии с задачами исследования было проведено экспериментальное обследование. В констатирующем эксперименте участвовало 2 группы детей-дошкольников 4-6 лет.

В 1- группу вошли 53 дошкольника, имеющих нормальное речевое развитие, посещающие ДОУ №1236 г. Москвы и обучающиеся по «Программе обучения и воспитания в детском саду».

Экспериментальную группу составили 82 дошкольника с различными речевыми нарушениями. Из них – 23 человека, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня речевого развития, 29 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и 30 - с фонетическим недоразвитием (ФН). В экспериментальном обследовании приняли участие дошкольники, обучающиеся в ГОУ №1174 компенсирующего вида, ДОУ №232 комбинированного вида, ДОУ №107 г. Москвы. Всего было обследовано 135 человек, из них мальчиков – 67 (49,6%), девочек – 68 (50,4%). Распределение обследуемых по полу представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Распределение испытуемых по половой принадлежности (в %)

Все дети имели заключения специалистов о нормальном состоянии физического слуха и интеллектуальном развитии в соответствии с возрастными нормами.

Методика констатирующего эксперимента была разработана на основе анализа литературных источников, посвященных проблеме исследования, адаптирована с учетом возрастных особенностей дошкольников. При ее создании были использованы существующие методические приемы, описанные в работах Е.С. Алмазовой, Л.И. Вансовской, Д.К. Вильсона, И.И. Ермаковой, А. Митринович-Моджеевской, Й. Паана и др.

Констатирующий эксперимент проводился в три этапа и носил сопоставительный характер.

Первый этап – ориентировочный.

Цель выявление особенностей речевого развития детей.

Этот этап включал в себя два направления: сбор анамнеза и комплексное логопедическое обследование дошкольников. Нами был проведен анализ анамнестических данных с целью выявления особенностей раннего речевого развития детей. Для того чтобы определить состояние компонентов речевой системы, проводилось комплексное логопедическое обследование дошкольников с использованием методических приемов, описанных в работах Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Второй этап – основной.

Цель – исследование особенностей воспроизведения и восприятия мелодико-интонационной окраски речи. Названный этап состоял из двух блоков исследований. Целью первого блока являлось определение степени сформированности просодических компонентов, обеспечивающих интонационную выразительность речи, с помощью слуховой аудиторской оценки и с применением инструментальных методов обследования (измерение максимального времени фонации, определение коэффициента «С/З» и голосового поля). Затем оценивалась способность детей выделять ошибки в собственной речи и речи окружающих при передаче различных мелодико-ритмико-интонационных рисунков с целью определения уровня сформированности слухового контроля.

Третий этап – уточняющий.

Цели: - выявление взаимосвязи между степенью сформированности мелодико-интонационных компонентов речи и уровнем слухового самоконтроля;

- прогнозирование эффективности коррекционных мероприятий, на основании учета уровня сформированности слухового контроля;

- выбор оптимальных путей коррекционной работы, в зависимости от уровня слухового самоконтроля и характера просодических расстройств.

Структура констатирующего эксперимента представлена на схеме 1.

На каждом этапе констатирующего эксперимента использовались различные методы и приемы обследования.

Первый этап.

Названный этап включал два блока исследований. Первый блок – изучение анамнестических данных. С целью выявления особенностей раннего развития детей были проанализированы медицинские карты дошкольников, проведены опросы родителей. В речевых картах фиксировалось наличие патологических факторов, которые могли отразиться на формировании различных компонентов речевой системы. Особо обращалось внимание на особенности протекания беременности, родов, выяснялось, как протекало раннее речевое и физическое развитие детей.

Во втором блоке осуществлялось комплексное логопедическое обследование, в ходе которого выявлялись уровень сформированности лексического и грамматического строя речи, состояние связной речи. Особое внимание обращалось на состояние артикуляционной моторики, звукопроизношения и звуконаполняемости, на уровень развития фонематического слуха, поскольку именно эти компоненты являются значимыми для формирования полноценного просодического строя речи. При обследовании фонематического слуха лексический материал для обследуемого ребенка подбирался индивидуально, чтобы он не содержал дефектно произносимые звуки с целью исключить влияние трудностей артикуляторного характера.

Схема 1

Констатирующий эксперимент

Второй этап.

В первом блоке настоящего этапа с целью выявления особенностей мелодико-интонационной окраски речи использовался метод слуховой аудиторской оценки. В своих исследованиях Ю.С. Василенко, Д.К. Вильсон, О.С. Орлова и др. отмечают, что метод слуховой аудиторской оценки не может являться объективным в силу того, что в большей степени зависит от опыта аудитора и тренированности его слуха, но при этом его использование позволяет оценить функциональное состояние голоса. Для проведения этого этапа эксперимента была подготовлена бригада аудиторов из числа студентов, обучающихся на дефектологическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова по специальности «Логопедия», которая оценивала мелодико-интонационное оформления речи обследуемых дошкольников в ходе естественного эксперимента и при выполнении специальных заданий. Результаты обследования фиксировались в «Голосовой карте» (приложение 1), которая была разработана на основе системы карт «Баффало III», применяемых для изучения состояния голосовой функции, и адаптирована с учетом возраста и особенностей речевого развития детей исследуемой группы. В ней по пятибалльной шкале оценивалось состояние таких акустических параметров голоса как тембр, высота (частота основного тона), громкость (интенсивность), темп.

За особенностями мелодико-интонационной стороны речи дошкольников наблюдали в учебной деятельности на логопедических (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных), общеобразовательных и музыкальных занятиях, в процессе непосредственной беседы, а также в момент общения со сверстниками и в игре.

При обследовании тембра голоса отмечалось наличие осиплости, охриплости, назального оттенка. Высоту основного тона оценивали по следующим критериям: нормальная, повышенная или сниженная. Для оценки темпа речи использовались принятые в логопедии критерии: нормальный (средний, естественный для говорящего), быстрый (превышающий средний) и медленный (ниже среднего). Для оценки интенсивности голоса использовали следующие критерии: сильный голос, нормальный, слабый, иссякающий. Критерии количественно-качественной оценки состояния акустических характеристик голоса представлены в таблице 1.

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.005 с.)