Характеристика просодических компонентов в лингвистическом аспекте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика просодических компонентов в лингвистическом аспекте



Термин «просодия» (просодика) впервые упоминается в трудах древнегреческих грамматистов и обозначает дополнительные особенности речи, независимые от основной артикуляции звука [120]. Современные лингвисты рассматривают просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает разнообразие информации и свое эмоциональное состояние.

В лингвистике в качестве ведущих характеристик просодики выделяют частоту основного тона (ЧОТ), интенсивность (громкость) и длительность [28; 146]. Однако, полноценное просодическое оформление речи невозможно без участия таких его компонентов, как: тембр, мелодика, пауза, ударение и др.

Частота основного тона представляет собой частоту самой низкой составляющей в спектре звука, величину, обратную периоду колебания голосовых складок. Для нормальной речи характерно постоянное изменение ЧОТ при говорении, а диапазон этих изменений является отражением индивидуальных особенностей речи говорящего, его эмоционального и психического состояния [147]. Средние типичные значения ЧОТ составляют: для мужчин 132 Гц, для женщин 223 Гц и для детей 264 Гц. С частотой основного тона акустически соотносится мелодика, которая характеризуется движением основного тона голоса, его повышением или понижением. Различие звуков по высоте определяется различной скоростью колебаний голосовых складок. В свою очередь, частота колебаний складок зависит от ряда параметров: скорости воздушного потока, проходящего через голосовую щель; степени упругости голосовых складок; ширины голосовой щели; массы вибрирующей части складок, т.е. частотой самой низкой составляющей в спектре голоса. Постоянное изменение частоты основного тона при говорении превращает мелодику в тональный контур речи, который выполняет функцию элемента, связывающего отдельные части речевого потока, и, в то же время, выступает в роли средства членения речи [77]. Мелодика связана с тембром, индивидуальной своеобразной характеристикой, позволяющей отличить данный голос от других голосов.

Понятие тембра рассматривается исследователями неоднозначно. С одной стороны - это особая, качественная окраска звучания, создаваемая специфическим соотношением силы основного тона и обертонов, зависящая от формы резонатора. В этом случае, в понятие тембр вкладывают значение звонкости, звучности голоса, «чистоту и яркость его звучания» [77. С.278]. Тембр – это такое качество голоса, которое отличает его от других голосов. И если для многих людей основной тон голоса может быть общим, то тембр – характеристика индивидуальная [40].

С другой стороны, в лингвистике (фонологии) тембр рассматривают как дополнительную окраску звучания, придающую голосу различные эмоциональные оттенки [84]. И хотя по мнению исследователей тембровые различия не несут основную коммуникативную нагрузку, они проявляются при выражении различных эмоций через изменение окраски голоса и способны передавать субъективное отношение говорящего к высказыванию [29; 57; 147; 177].

Другим важнейшим просодическим компонентом является ударение, в основе которого лежит интенсивность, т.е. сила звука. Для речевого интонирования значимы словесное и смысловое ударение (синтагматическое, фразовое и логическое) [178].

Основу словесного ударения составляет выделение одного из слогов в слове с помощью более громкого и длительного произнесения. По мнению О.А. Токаревой [157], ударение характеризуется следующими отличительными свойствами:

· длительностью ударного гласного, которая длиннее первого предударного в полтора раза;

· силой звука, с которой выделяется ударный слог;

· особым тембровым качеством ударного гласного, который произносится четко, ясно, с более четким артикулированием;

· высотой тона, выделяющей ударный слог.

С одной стороны, словесное ударение объединяет звуки, из которого складывается облик слова, и выполняет словоопознавательную функцию [77], с другой стороны, выступает как «смыслоразличитель» [57. C.105], т.е. разграничивает разные слова или сочетания слов, состоящие из одинаковых фонем.

С помощью фразового и синтагматического ударения выделяют в составе предложения или синтагмы какую-либо часть высказывания, наиболее важную, информативную для коммуникации [57; 77; 177].

Логическое ударение, в свою очередь, никак не связано с синтаксической структурой языка, поскольку позволяет выделить любое слово в соответствии с задачей высказывания [30; 84; 143], а также широко используется в разговорной речи при противопоставлении или в ответных предложениях. Логическое ударение связано с актуальным членением предложения, обладает особой семантикой и максимально выделяется интонационно, по сравнению с обычным словесным ударением [83].

Существует еще одна разновидность ударения – эмфатическое. Оно служит для эмоционально-экспрессивного выделения слова. В настоящее время в лингвистике эмфатическое ударение недостаточно изучено. Фонетические признаки эмфатического ударения обладают зависимостью от характера эмоций. Например, при выражении положительных эмоций удлиняется и усиливается обычный ударный гласный в выделяемом слове. Выражение отрицательных эмоций, напротив, укорачивает гласный и удлиняет первый согласный в слове [178].

Положение ударений внутри слов, входящих в синтагму, определяет характер ритмической структуры речи, чередование ударных и безударных слогов является основным свойством ритма [143]. Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [178. С.40)]. Ритмическая организация речевого потока тесно связана с темпом.

Темп как длительность представляет собой скорость произнесения определенных отрезков речи и взаимосвязан с содержанием высказывания эмоциональным состоянием говорящего, зависит от стиля произношения.

Темп речи как индивидуальная характеристика обусловлен также ситуацией общения. В таком случае его рассматривают как скорость артикуляции и измеряют числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Однако, при решении вопросов измерения темпа нет единого мнения среди исследователей о единицах измерения (звук, слог, слово), об учете идеального или реального фонемного состава и др., поэтому различные способы подсчетов приводят к весьма различающимся результатам [27; 143; 147].

В диагностике состояния просодических компонентов отсутствуют объективные показатели, поэтому в практической логопедии и в лингвистике выделяют три основных темпа речи: быстрый, нормальный и медленный. Оптимальный темп речи, в зависимости от условий, может быть медленным, быстрым и умеренным [113].

Темп речи не является постоянной характеристикой. У одного и того же человека он может быть как постоянным, так и меняющимся - в зависимости от условий и ситуаций общения. Скорость речи зависит от темперамента говорящего, его подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи. Нормой в темпе русской разговорной речи принято считать 120 слов в минуту [98].

Н.Д. Светозарова отмечает существование определенной связи между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: более быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный – для восклицательного предложения [147]. В настоящее время в лингвистике разработаны и используются несколько классификаций интонации: А.Н. Гвоздева (1949) [57], Е.А. Брызгуновой (1977) [34], Л.В. Бондарко (1977) [29] и др.

Нельзя не согласиться с утверждением Н. В. Черемисиной-Ениколоповой о том, что интонация является «важнейшей приметой звучащей устной речи, средством оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков» [178. С.9]. Другие лингвисты также отмечают связь между интонацией и смыслом предложения и рассматривают интонацию как один из важнейших факторов коммуникации [30; 34; 84; 143; 147; 173].

При оформлении речевого высказывания большое значение имеет пауза. В лингвистике пауза определяется как перерыв в звучании или прекращение фонации. Акустически это выражается в падении интенсивности голоса до нуля, а физиологически – перерывом в работе артикуляционных органов.

Характер паузирования определяется местом возникновения пауз и их продолжительностью. В зависимости от характера высказывания пауза может выполнять различные функции. Физиологическая функция паузы заключается в создании перерыва для вдоха в процессе речи. Ее лингвистическая функция выражается в том, что она разграничивает речевые образования, «являясь универсальным средством членения речи» на фразы и синтагмы [147], обладая смыслоразличительной способностью (Казнить/нельзя/помиловать) [84]. При этом паузы, разделяющие законченные предложения, более длительные, чем те, что разделяют синтагмы внутри фразы. На важность смыслоразличительной роли интонационного членения в связи с задачами обучения чтению и культуре речи указывает в своей работе Г.Н. Иванова-Лукьянова. По мнению автора, умение правильно членить речевой поток на фразы не только влияет на технику чтения, но и является условием правильного понимания текста [84].

Таким образом, многообразие просодических компонентов определяет выразительность речи, ее эмоциональность и влияет на эффективность коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.008 с.)