Анализ результатов первого этапа исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов первого этапа исследования



В процессе изучения анамнестических данных выяснилось, что на большинство детей экспериментальной группы в разные периоды развития оказывали влияние различные патогенные факторы, например: хронические и инфекционные болезни матери в период беременности (гипотония, нефрит, грипп) были отмечены у 32 человек, сильный токсикоз первой либо второй половины беременности, угроза выкидыша – в анамнезе у 19 обследуемых.

В раннем периоде (до одного года) практически у всех детей отмечались частые респираторные заболевания.

Патологическое влияние социальных факторов, таких как: двуязычие, неполные семьи, наличие в семье лиц с речевым дефектом, алкоголизм родителей, недостаточное внимание к проблемам ребенка отмечалось в 15 случаях.

Задержку общего и речевого развития диагностировали в 8 случаях, что составляло почти 10% от общего числа испытуемых.

Нарушения звукопроизношения носили вариативный характер в зависимости от тяжести речевого дефекта. При ФН произносительные расстройства в целом были обусловлены несовершенством моторного уровня реализации речи и носили фонетический характер. При ФФН и ОНР расстройство произношения звуков определялось, помимо трудностей моторного характера, влиянием недоразвитие фонематических процессов, которое входит в структуру данных речевых дефектов. Необходимо отметить, что дефекты звукопроизношения сенсорного характера в большей степени отмечали у дошкольников с ФФН – 17 наблюдений (58,6%), а при ОНР такие нарушения наблюдали у двоих (8,7%) испытуемых. Недостатки произношения звуков, имеющие смешанный, сенсомоторный характер, отмечали и при ФФН - 9 дошкольников (31%), и при ОНР – 18 детей (78,3%). У остальных испытуемых отмечали дефекты звукопроизношения, которые носили моторный характер и были обусловлены наличием у данных детей стертой дизартрии – 6 человек.

Приведем несколько примеров.

Пример №1

Катя С., возраст на момент обследования 6 лет. Посещает детский сад с 4-х летнего возраста. Девочка от первой беременности, осложненной токсикозом второй половины и угрозой выкидыша на 32 неделе. Роды срочные, закричала сразу, по шкале Апгар 7/8. До 6-ти месяцев находилась на грудном вскармливании. До года перенесла частые ОРВИ, краснуху.

Физический статус. Голову начала держать в 4 мес., сидеть в 8 мес., ходить в 1 г.2 мес. Соматически ослаблена.

Неврологический статус. До 1,5 лет состояла на учете невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Наблюдается сглаженность носогубных складок, легкая асимметрия лица. Отмечаются нарушения артикуляционной моторики. Движения языка имеют недостаточный объем и амплитуду движений. При выполнении артикуляционных упражнений проявляются синкинезии.

Присутствуют нарушения общей моторики, девочка моторно неловкая. Быстро утомляется при повышенной физической нагрузке.

Психолого-педагогический статус. В контакт вступает легко. Общительна. Отношения со сверстниками ровные, девочка доброжелательна, не обидчива.

Не осознает полностью свой дефект, но к занятиям относится положительно. Девочка активно включается в работу, но быстро утомляется, отмечается невозможность долгого сосредоточения на каком-либо виде деятельности.

Имеет достаточный запас общих сведений. Сформированы представления о цвете, форме, величине. Счетные операции осуществляет в пределах 10, словарь обобщений сформирован в соответствии с возрастом. Легко складывает разрезные картинки из 2-6 частей.

Речевое развитие. Со слов мамы лепет появился в 5 мес., первые слова к 1 году, фразовая речь к 3-м годам. Объем активного словаря соответствует возрасту. Нарушения грамматического строя не наблюдаются.

Страдает фонетическая сторона речи. Нарушено звукопроизношение: замены свистящих звуков на шипящие, соноры Р и Л заменяет на В. В речевом потоке наблюдаются смешения звуков, сходных по акустическим признакам. Затрудняется при произношении слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Состояние просодической стороны речи. Речь быстрая, торопливая, захлебывающаяся, что затрудняет ее разборчивость. Голос тихий, имеет незначительный назальный оттенок. Произвольная речь отличается слабой модулированностью. Однако, при общении со сверстниками, в игре, на эмоциональном подъеме, Катя демонстрирует достаточное интонирование и выразительность. При чтении стихотворений наблюдаются перестановки слов, несоблюдение паузирования.

На основании анамнеза и логопедического обследования было сделано заключение о наличии ФФН и стертой дизартрии.

 

Пример №2

Анар А., возраст на момент обследования 6,5 лет. Посещает детский сад с 3-х летнего возраста. Ребенок от 4-й беременности, 4-х срочных родов. Беременность протекала на фоне повышенного артериального давления. Роды без особенностей, по шкале Апгар 7/8.

Физический статус. Голову стал держать в 3 мес., сидеть в 8 мес., ходить в 1 год 3 мес. Раннее развитие протекало без особенностей. Отмечается моторная неловкость.

Неврологический статус. До 1,5 лет находился под наблюдением невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия (ПЭП), минимальная мозговая дисфункция (ММД). Лицо амимично, объем движений артикуляционных органов снижен. При произвольной речевой деятельности наблюдаются сопутствующие движения, гримасы.

Психолого-педагогический статус. В контакт вступает осторожно, стеснителен, замкнут. При выполнении заданий быстро утомляется, внимание рассеянное. Работоспособность снижена.

Критично относится к своему дефекту, стесняется его. Из-за этого неохотно общается со сверстниками в группе.

В окружающей обстановке ориентирован, знает времена года, но путает временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Сформированы представления о форме, величине, цветах и оттенках. Все виды работ, не требующие оречевления, выполняет с удовольствием.

Речевое развитие. Позднее начало речевого развития. Первые слова к 2-м годам, фразовая речь к 4-м годам. Словарь наращивался медленно. Возможно, негативным фактором, задерживающим речевое развитие, является двуязычие. Родители мальчика говорят между собой на родном языке, а с детьми по-русски, с акцентом. Однако три старшие сестры Анара учатся в московской средней общеобразовательной школе и не имеют отклонений в речевом развитии.

Объем активного словаря не соответствует возрастной норме. В собственной речи в основном использует простые нераспространенные предложения. Ограничен словарь признаков и глаголов. Обобщающие понятия формируются медленно.

Наблюдаются нарушения грамматического строя речи. Трудности в согласовании различных частей речи, словообразовании. Затрудняется при произношении слов сложной слоговой структуры.

У мальчика грубо нарушено звукопроизношение всех групп звуков. Затрудняется в дифференциации на слух звуков по признаку глухости-звонкости. Испытывает трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Состояние просодической стороны речи. Голосовые возможности слабые. Голос тихий, истощающийся, хриплый, не модулированный. В эмоционально значимые моменты наблюдается прекращение фонации, переход на шепотную речь. В собственной речи не может передать эмоциональное содержание рассказа. Речь монотонная и невыразительная. Темп замедленный

На основании логопедического и медико-педагогического исследования сделано заключение о наличии у Анара А. ОНР(III), стертой формы дизартрии.

Пример №3

Олеся Ю. Возраст на момент обследования 5 лет. Посещает массовый детский сад с 4 лет. Ребенок от 1-й беременности, 1-х срочных родов. Беременность протекала на фоне пониженного артериального давления. Роды без особенностей, по шкале Апгар 7/8.

Физический статус. Голову стала держать в 2 мес., сидеть в 7 мес., ходить в 11 мес. Раннее моторное развитие протекало без особенностей.

Неврологический статус. Без особенностей.

Психолого-педагогический статус. Ребенок общительный, хорошо вступает в контакт. Полностью осознает свой дефект, к занятиям относится с интересом, заинтересована в устранении дефекта. Девочка активно включается в работу, внимание устойчивое, усидчива.

Имеет широкий запас общих сведений. Сформированы представления о цвете, форме, величине. Словарь обобщений сформирован в соответствии с возрастом. Легко складывает разрезные картинки из 2-6 частей.

Речевое развитие. Со слов мамы, лепет появился в 5 мес., первые слова к 1 году, фразовая речь к 3-м годам. Объем пассивного и активного словаря соответствует возрасту. Нарушения грамматического строя не отмечаются.

Страдает фонетическая сторона речи. Нарушено звукопроизношение: замены шипящих звуков на свистящие, Р – увулярный.

Состояние просодической стороны речи. Речь несколько ускоренная. Голос звонкий, чистый. Произвольная речь отличается достаточным интонированием и выразительностью.

На основании анамнеза и логопедического обследования было сделано заключение – фонетическое недоразвитие речи.

Анализ анамнестических данных у дошкольников, обучающихся в массовых группах детского сада, не выявил грубых отклонений в раннем физическом и речевом развитии.

Результаты логопедического обследования позволили выявить особенности речевых нарушений у дошкольников, а именно:

· дефекты звукопроизношения у детей обследуемых групп носили разный характер (сенсорный, моторный, смешанный), который обусловлен недоразвитием фонематического слуха и расстройством артикуляционной моторики;

· комплексное обследование позволило подтвердить заключения ПМПК об уровне развития компонентов речи и состоянии психического статуса дошкольников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.009 с.)