Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ результатов первого этапа исследования
В процессе изучения анамнестических данных выяснилось, что на большинство детей экспериментальной группы в разные периоды развития оказывали влияние различные патогенные факторы, например: хронические и инфекционные болезни матери в период беременности (гипотония, нефрит, грипп) были отмечены у 32 человек, сильный токсикоз первой либо второй половины беременности, угроза выкидыша – в анамнезе у 19 обследуемых. В раннем периоде (до одного года) практически у всех детей отмечались частые респираторные заболевания. Патологическое влияние социальных факторов, таких как: двуязычие, неполные семьи, наличие в семье лиц с речевым дефектом, алкоголизм родителей, недостаточное внимание к проблемам ребенка отмечалось в 15 случаях. Задержку общего и речевого развития диагностировали в 8 случаях, что составляло почти 10% от общего числа испытуемых. Нарушения звукопроизношения носили вариативный характер в зависимости от тяжести речевого дефекта. При ФН произносительные расстройства в целом были обусловлены несовершенством моторного уровня реализации речи и носили фонетический характер. При ФФН и ОНР расстройство произношения звуков определялось, помимо трудностей моторного характера, влиянием недоразвитие фонематических процессов, которое входит в структуру данных речевых дефектов. Необходимо отметить, что дефекты звукопроизношения сенсорного характера в большей степени отмечали у дошкольников с ФФН – 17 наблюдений (58,6%), а при ОНР такие нарушения наблюдали у двоих (8,7%) испытуемых. Недостатки произношения звуков, имеющие смешанный, сенсомоторный характер, отмечали и при ФФН - 9 дошкольников (31%), и при ОНР – 18 детей (78,3%). У остальных испытуемых отмечали дефекты звукопроизношения, которые носили моторный характер и были обусловлены наличием у данных детей стертой дизартрии – 6 человек. Приведем несколько примеров. Пример №1 Катя С., возраст на момент обследования 6 лет. Посещает детский сад с 4-х летнего возраста. Девочка от первой беременности, осложненной токсикозом второй половины и угрозой выкидыша на 32 неделе. Роды срочные, закричала сразу, по шкале Апгар 7/8. До 6-ти месяцев находилась на грудном вскармливании. До года перенесла частые ОРВИ, краснуху.
Физический статус. Голову начала держать в 4 мес., сидеть в 8 мес., ходить в 1 г.2 мес. Соматически ослаблена. Неврологический статус. До 1,5 лет состояла на учете невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Наблюдается сглаженность носогубных складок, легкая асимметрия лица. Отмечаются нарушения артикуляционной моторики. Движения языка имеют недостаточный объем и амплитуду движений. При выполнении артикуляционных упражнений проявляются синкинезии. Присутствуют нарушения общей моторики, девочка моторно неловкая. Быстро утомляется при повышенной физической нагрузке. Психолого-педагогический статус. В контакт вступает легко. Общительна. Отношения со сверстниками ровные, девочка доброжелательна, не обидчива. Не осознает полностью свой дефект, но к занятиям относится положительно. Девочка активно включается в работу, но быстро утомляется, отмечается невозможность долгого сосредоточения на каком-либо виде деятельности. Имеет достаточный запас общих сведений. Сформированы представления о цвете, форме, величине. Счетные операции осуществляет в пределах 10, словарь обобщений сформирован в соответствии с возрастом. Легко складывает разрезные картинки из 2-6 частей. Речевое развитие. Со слов мамы лепет появился в 5 мес., первые слова к 1 году, фразовая речь к 3-м годам. Объем активного словаря соответствует возрасту. Нарушения грамматического строя не наблюдаются. Страдает фонетическая сторона речи. Нарушено звукопроизношение: замены свистящих звуков на шипящие, соноры Р и Л заменяет на В. В речевом потоке наблюдаются смешения звуков, сходных по акустическим признакам. Затрудняется при произношении слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. Состояние просодической стороны речи. Речь быстрая, торопливая, захлебывающаяся, что затрудняет ее разборчивость. Голос тихий, имеет незначительный назальный оттенок. Произвольная речь отличается слабой модулированностью. Однако, при общении со сверстниками, в игре, на эмоциональном подъеме, Катя демонстрирует достаточное интонирование и выразительность. При чтении стихотворений наблюдаются перестановки слов, несоблюдение паузирования.
На основании анамнеза и логопедического обследования было сделано заключение о наличии ФФН и стертой дизартрии.
Пример №2 Анар А., возраст на момент обследования 6,5 лет. Посещает детский сад с 3-х летнего возраста. Ребенок от 4-й беременности, 4-х срочных родов. Беременность протекала на фоне повышенного артериального давления. Роды без особенностей, по шкале Апгар 7/8. Физический статус. Голову стал держать в 3 мес., сидеть в 8 мес., ходить в 1 год 3 мес. Раннее развитие протекало без особенностей. Отмечается моторная неловкость. Неврологический статус. До 1,5 лет находился под наблюдением невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия (ПЭП), минимальная мозговая дисфункция (ММД). Лицо амимично, объем движений артикуляционных органов снижен. При произвольной речевой деятельности наблюдаются сопутствующие движения, гримасы. Психолого-педагогический статус. В контакт вступает осторожно, стеснителен, замкнут. При выполнении заданий быстро утомляется, внимание рассеянное. Работоспособность снижена. Критично относится к своему дефекту, стесняется его. Из-за этого неохотно общается со сверстниками в группе. В окружающей обстановке ориентирован, знает времена года, но путает временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Сформированы представления о форме, величине, цветах и оттенках. Все виды работ, не требующие оречевления, выполняет с удовольствием. Речевое развитие. Позднее начало речевого развития. Первые слова к 2-м годам, фразовая речь к 4-м годам. Словарь наращивался медленно. Возможно, негативным фактором, задерживающим речевое развитие, является двуязычие. Родители мальчика говорят между собой на родном языке, а с детьми по-русски, с акцентом. Однако три старшие сестры Анара учатся в московской средней общеобразовательной школе и не имеют отклонений в речевом развитии. Объем активного словаря не соответствует возрастной норме. В собственной речи в основном использует простые нераспространенные предложения. Ограничен словарь признаков и глаголов. Обобщающие понятия формируются медленно. Наблюдаются нарушения грамматического строя речи. Трудности в согласовании различных частей речи, словообразовании. Затрудняется при произношении слов сложной слоговой структуры. У мальчика грубо нарушено звукопроизношение всех групп звуков. Затрудняется в дифференциации на слух звуков по признаку глухости-звонкости. Испытывает трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Состояние просодической стороны речи. Голосовые возможности слабые. Голос тихий, истощающийся, хриплый, не модулированный. В эмоционально значимые моменты наблюдается прекращение фонации, переход на шепотную речь. В собственной речи не может передать эмоциональное содержание рассказа. Речь монотонная и невыразительная. Темп замедленный На основании логопедического и медико-педагогического исследования сделано заключение о наличии у Анара А. ОНР(III), стертой формы дизартрии. Пример №3 Олеся Ю. Возраст на момент обследования 5 лет. Посещает массовый детский сад с 4 лет. Ребенок от 1-й беременности, 1-х срочных родов. Беременность протекала на фоне пониженного артериального давления. Роды без особенностей, по шкале Апгар 7/8.
Физический статус. Голову стала держать в 2 мес., сидеть в 7 мес., ходить в 11 мес. Раннее моторное развитие протекало без особенностей. Неврологический статус. Без особенностей. Психолого-педагогический статус. Ребенок общительный, хорошо вступает в контакт. Полностью осознает свой дефект, к занятиям относится с интересом, заинтересована в устранении дефекта. Девочка активно включается в работу, внимание устойчивое, усидчива. Имеет широкий запас общих сведений. Сформированы представления о цвете, форме, величине. Словарь обобщений сформирован в соответствии с возрастом. Легко складывает разрезные картинки из 2-6 частей. Речевое развитие. Со слов мамы, лепет появился в 5 мес., первые слова к 1 году, фразовая речь к 3-м годам. Объем пассивного и активного словаря соответствует возрасту. Нарушения грамматического строя не отмечаются. Страдает фонетическая сторона речи. Нарушено звукопроизношение: замены шипящих звуков на свистящие, Р – увулярный. Состояние просодической стороны речи. Речь несколько ускоренная. Голос звонкий, чистый. Произвольная речь отличается достаточным интонированием и выразительностью. На основании анамнеза и логопедического обследования было сделано заключение – фонетическое недоразвитие речи. Анализ анамнестических данных у дошкольников, обучающихся в массовых группах детского сада, не выявил грубых отклонений в раннем физическом и речевом развитии. Результаты логопедического обследования позволили выявить особенности речевых нарушений у дошкольников, а именно: · дефекты звукопроизношения у детей обследуемых групп носили разный характер (сенсорный, моторный, смешанный), который обусловлен недоразвитием фонематического слуха и расстройством артикуляционной моторики; · комплексное обследование позволило подтвердить заключения ПМПК об уровне развития компонентов речи и состоянии психического статуса дошкольников.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.009 с.) |