Анализ результатов второго этапа обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов второго этапа обследования



При анализе состояния акустических компонентов методом слуховой аудиторской оценки обращает на себя внимание тот факт, что их нарушения отмечались во всех группах обследуемых, в том числе и у детей, не имеющих речевой патологии. Указанные нарушения носили вариативный характер и имели различную степень выраженности.

Нарушения тембра наиболее сильно проявились в группе детей с ФФН: назальный оттенок голоса отмечался у 25%, охриплость – у 17,8% дошкольников. Это обусловлено наличием большого числа детей, имеющих логопедическое заключение стертая дизартрия, поскольку расстройство иннервации как артикуляционного, так и голосового аппарата определяет нарушение звучности голоса.

У детей с нормальным речевым развитием назальный оттенок был отмечен у двух человек (4%), у остальных голос был чистым, звучным. Причиной назальности в данном случае были аденоидные разращения, отмеченные в медицинских картах. У детей с ФН нарушения тембра (23,2%) носили временный характер и были обусловлены воспалительными процессами ЛОР органов.

В группе детей с ОНР были отмечены все нарушения тембра – назальность (13%), осиплость (4,3%) и охриплость (21,7%). Такие разнообразные нарушения звучности голоса можно объяснить влиянием различных факторов: наличием хронических заболеваний носоглотки, использованием нерационального способа голосоведения. Безусловно, нельзя не учитывать влияние клинических проявлений стертой дизартрии, которое выражается ограничением подвижности артикуляционных органов, и, вследствие этого, недостаточным резонированием звуков в полости рта.

Наиболее наглядно нарушения тембра голоса у детей в норме и в случае различной патологии представлены на диаграмме 2.

1 – нормальный тембр; 2 – назальность; 3 – осиплость; 4 – охриплость.

Диаграмма 2. Состояние тембра голоса у дошкольников

Помимо нарушений тембра у обследуемых отмечались различные недостатки интенсивности голоса. Наиболее часто эти нарушения проявлялись недостаточной силой голоса. Например, в группе детей с ОНР тихий, слабый голос отмечался у трети от числа всей группы. В некоторых случаях это было связано с психологическими проблемами - дети, осознающие собственный речевой дефект, стесняясь его, старались говорить тихим голосом. В группе ФФН нарушения интенсивности были отмечены практически у трети дошкольников, причем отклонения от нормы в сторону уменьшения или увеличения интенсивности проявлялись в равной степени (17,8% от числа детей выделенной группы). У дошкольников с нормальным речевым развитием и с ФН изменение интенсивности носило временный характер, в большей степени это было связано с особенностями личности. Дети, обладающие явными признаками лидеров, старались усилить громкость, часто совершенно неоправданно форсировали голос, при чтении стихотворений переходили на крик. Напротив, дети неуверенные в себе, замкнутые, чувствующие себя неловко в непривычной ситуации, старались говорить очень тихо.

Особенности интенсивности голоса у детей всех групп наглядно представлены на диаграмме 3.

 

1 – нормальная интенсивность; 2 – чрезмерная интенсивность;

3 – недостаточная интенсивность

Диаграмма 3. Состояние интенсивности голоса у дошкольников

Изменения частоты основного тона выявлены также во всех группах (диаграмма 4), так у детей с нормальным речевым развитием нормальная высота голоса отмечалась у 46 (84%) обследуемых; нарушения высотных характеристик отмечались в среднем у трети от числа дошкольников с речевой патологией. Отклонения в большей степени в сторону повышения наблюдались у детей с ФН (20%), в сторону понижения – у 31% дошкольников с ФФН.

1 - нормальный тон, 2 - повышенный тон, 3 - пониженный тон

Диаграмма 4. Особенности высоты голоса у дошкольников

Поскольку нарушения высоты голоса отмечаются во всех группах дошкольников, в том числе и у детей без речевой патологии, в качестве причин недостаточно рассматривать только расстройства речевого слуха, входящие в структуру речевых дефектов, а также наличие клинических проявлений стертой дизартрии. По нашему мнению, нарушения высоты голоса могут быть обусловлены, помимо вышеперечисленного, физиологическими особенностями, незрелостью голосового аппарата у детей дошкольного возраста.

Нарушения темпа имели наиболее выраженный характер в группе детей с ФФН: ускоренный темп отмечался у 25%, а замедленный – у 14.3% обследуемых. Причина расстройства темпа определяется, прежде всего, наличием клинических проявлений стертой дизартрии, причем отклонения темпа от нормального в сторону ускорения или замедления связаны с преобладанием процессов возбуждения или торможения. Количественные показатели особенностей темпа речи у детей всех групп представлены на диаграмме 5.

Для детей с ОНР наиболее часто подобные расстройства проявлялись замедленным темпом высказываний (21,8%). Это обстоятельство можно объяснить, с одной стороны, наличием клинической симптоматики стертой дизартрии, проявляющейся расстройством подвижности органов артикуляционного аппарата, обусловленное нарушением иннервации, а с другой – трудностями в лексико-грамматическом оформлении речевого потока.

1-нормальный темп, 2-ускоренный темп, 3-замедленный темп

Диаграмма 5. Особенности темпа речи у дошкольников

Замедленный темп речи у дошкольников с ОНР обусловлен затруднениями при поиске языковых единиц, которые проявляются увеличением длительности пауз, остановками.

Следует особо отметить наличие большого числа детей с ускоренным темпом речи в группах нормально говорящих дошкольников и с ФН. Причиной нарушения темпа в данном случае, по всей видимости, является психологический фактор – особенности личности, темперамента. По мнению некоторых авторов (Т.Н. Иванова-Лукьянова, М.Р. Львов, Н.Д. Светозарова), в настоящее время наблюдается тенденция роста темпа разговорной речи под влиянием теле- и радиопередач, и значение этого фактора тоже нельзя не учитывать.

Обобщенные данные о состоянии акустических компонентов голоса дошкольников, как в норме, так и при речевой патологии, представленные в таблице 6, позволяют составить представление о состоянии отдельных компонентов (тембр, темп, интенсивность, высота), которые и обеспечивают качество голоса в целом. Эти данные свидетельствуют о том, что на качество голоса влияют не только различные расстройства, обусловленные структурой речевого дефекта, например – снижение фонематического слуха, трудности с лексико-грамматическим оформлением высказываний, но и недостатки функционирования голосообразующего аппарата.

Таблица 6

Качество акустических компонентов голоса (в %)

Группа обследуемых Акустический компонент
Тембр Интенсивность Высота Темп
число детей % число детей % число детей % число детей %
Норма   96,2   81,1   84,9   79,2
ФН   76,8   73,3   70,0   70,0
ФФН   57,2   64,4   65,2   60,7
ОНР   61,0   56,6   61,0   65,2

 

При оценке результатов данного этапа констатирующего эксперимента была использована балльная оценка состояния акустических характеристик голоса, которая позволила не только выявить степень нарушений каждого акустического компонента в отдельности и голосовой функции в целом, но и впоследствии определить эффективность коррекционного воздействия.

Таблица 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.247.213 (0.006 с.)