Критерии количественно-качественной оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии количественно-качественной оценки



Акустических компонентов

Количественный показатель Критерий оценки
1 балл Отсутствие нарушений акустических компонентов.
2 балла Легкая степень нарушения. Отмечается непостоянное или незначительное отклонение от нормы.
3 балла Умеренно выраженная степень нарушения. Изменения голоса незаметны для случайного слушателя.
4 балла Тяжелое нарушение. Изменения голоса носят стойкий характер, заметные для самого ребенка и для окружающих.
5 баллов Очень тяжелая степень: сильное хроническое нарушение голоса.

 

Баллы, набранные при оценке отдельных акустических компонентов, затем суммировались и формировался предварительный вывод о состоянии голосовой функции. Было принято, что минимальное количество баллов – 4 – соответствовало нормальному состоянию акустических компонентов голоса, максимальное – 20 – свидетельствовало о тяжелом нарушении голосовой функции.

Дляоценки качества мелодико-ритмико-интонационного оформления речи детей использовались тестовые задания, содержащие лексический материал различной сложности, объединенные в три серии.

Первую серию составили задания, позволяющие оценить способность дошкольников отраженно воспроизводить слоговые ряды различной сложности (двух, трех и четырехсложные) с перемещением ударения.

Как нами указывалось выше, ритмическая организация речевого потока складывается из чередования ударных и безударных слогов, а ударение, в свою очередь, реализуется именно увеличением интенсивности голоса при произнесении ударного гласного. Таким образом, воспроизведение ритмических структур определяется, с одной стороны - способностью воспринимать на слух ритмический рисунок, а с другой – произвольно изменять интенсивность голоса, т.е. степенью развития голосовых возможностей.

Исходным материалом для первой серии заданий послужили прямые открытые слоги типа согласный-гласный (СГ), состоящие только из правильно произносимых звуков. Ребенку предлагали воспроизвести вслед за экспериментатором слоговые ряды, состоящие из двух, трех и четырех слогов с перемещением ударения.

Инструкция: «Послушай и повтори за мной слоги».

В качестве экспериментального материала использовались следующие ритмические комбинации:

Б`а -ба п`а -па-па д`а -да-да-да

ба- б `a па -п`а -па да -д`а -да-да

па-па- п`а да-да- д`а -да

да-да-да- д`а

Необходимо отметить, что данные слоговые ряды предлагались как в указанном порядке, так и в разнобой.

Вторая серия заданий была направлена на то, чтобы оценить возможности детей воспроизводить фразы, отличающиеся акцентируемым словом. При проведении данного исследования использовалась методика, описанная Л.А. Копачевской (2000). При исследовании способности воспроизводить логическоеударение ребенку предлагалось следующее задание: воспроизвести вслед за экспериментатором фразу, состоящую из трех, затем из четырех слов, интонационно выделяя ее центр.

Инструкция: «Я произнесу предложение и голосом выделю в нем «важное» слово. Послушай и повтори за мной, выделяя это же слово».

Примерный речевой материал:

Т`аня читает книгу.

Таня чит`ает книгу.

Танячитает кн`игу.

С целью выявление способности ребенка управлять интонацией (самостоятельно заменять один тип интонационной конструкции на другой), была разработана третья серия заданий, в которой использовались повествовательная и вопросительная интонации как наиболее употребляемые в речи детей дошкольного возраста.

Эту серию составили два типа заданий.

1 тип – выявление способности самостоятельно заменить повествовательную интонацию на вопросительную.

Ребенку предлагалась игровая ситуация.

Инструкция: «Представь себе, что ты старенькая бабушка (или дедушка, в зависимости от пола ребенка), которая плохо слышит, поэтому все переспрашивает. Я произнесу предложение. А ты переспросишь меня теми же словами».

Речевой материал:

М`ама пьет чай. М`ама пьет чай?

Маша гуляет в сад`у. Маша гуляет в сад`у?

2 тип - выявление способности самостоятельно заменить вопросительную интонацию на повествовательную.

Ребенку предлагалось прослушать вопрос экспериментатора и дать ответ, используя те же слова.

Инструкция: «Давай сыграем в «вопросы и ответы». Я задам тебе вопрос, а ты произнесешь те же слова, но как ответ».

Речевой материал:

Д`ождь идет? Д`ождь идет.

У нас г`ости? У нас г`ости.

При выполнении предлагаемых заданий отмечалась не только способность заменить один тип интонации на другой, но и правильно выделить голосом акцентное слово.

Для того чтобы объективно оценить качество выполнения заданий, результаты детей оценивались в трех попытках с использованием шкалы балльной оценки.

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.007 с.)