Оценка состояния акустических характеристик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка состояния акустических характеристик



в баллах по всем группам обследуемых (в %)

  Балл   Оцениваемый показатель Группа обследуемых
Норма ФН ФФН ОНР
                       
Тембр 96,0 4,0 -- 76,7 23,3 -- 55,2 31,0 13,8 65,3 26,0 8,7
Частота тона 86,3 13,7 -- 70,0 30,0 -- 62,0 27,6 10,4 65,3 21,7 13,0
Интенсивность 80,4 15,7 3,9 73,3 26,7 -- 65,5 24,1 10,4 56,5 26,0 17,4
Темп 78,4 21,6 -- 70,0 30,0 -- 62,1 31,0 6,9 65,3 26,0 8,7

 

В таблице 7 приведена оценка состояния акустических характеристик в баллах по всем группам обследуемых. В указанной таблице не представлены оцениваемые в 4 и 5 баллов тяжелые нарушения акустических компонентов, поскольку они не были отмечены ни у одного из дошкольников, принимавших участие в эксперименте.

Выявленные нарушения компонентов голоса легкой степени у детей с нормальным речевым развитием свидетельствуют о том, что немаловажную роль играют возрастные особенности строения голосового аппарата.

Баллы, полученные на этом этапе, в дальнейшем суммировались, и по результатам комплексного обследования оценивался уровень развития мелодико-интонационных компонентов речи у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Таким образом, в ходе настоящего блока исследований были выявлены различные расстройства голосовой функции у детей дошкольного возраста как при нормальном, так и при нарушенном речевом развитии, обусловленные различными причинами. На наш взгляд, основными из них являются: отклонения в формировании различных сторон речевой функции, нарушения речевого слуха, влияние психологических факторов, а также возрастных особенностей голосовой функции.

Особо следует выделить результаты исследования:

1) способности управлять ударением;

2) способности управлять интонацией;

3) обследование голоса с помощью инструментальных методов;

4) сформированности слухового самоконтроля.

1. Способность управлять ударением

В ходе выполнения заданий, направленных на изучение особенностей воспроизведения слоговых рядов и фраз с перемещением ударения, у дошкольников всех групп были отмечены трудности различного характера. Нами были получены идентичные результаты выполнения заданий детьми с нормальным речевым развитием и с ФН как на материале слоговых рядов, так и на материале фраз, поскольку нарушения звукопроизношения не оказывают негативного влияния на восприятие и воспроизведение ритмической и слоговой структуры речи. Показатели, полученные в группах детей с ФФН и ОНР, значительно отличались от показателей предыдущих двух групп, однако, оказались сопоставимы между собой на материале слоговых рядов.

Усложнение слоговых конструкций приводило к снижению процента успешного выполнения заданий в равной степени (в 1,3 раза) как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР. Подобные результаты, по нашему мнению, объясняются фонетико-фонематическим недоразвитием у испытуемых обеих групп, поскольку правильность воспроизведения ряда из нескольких слогов обеспечивается не только организацией моторной программы, но и полноценным развитием слухового восприятия. Трудности при выполнении данной серии заданий, вероятно, связаны с несформированностью фонематических процессов, поскольку недостаточное различение слоговых рядов приводят к ошибкам при их воспроизведении. Нарушения звукопроизношения у дошкольников не должны были оказывать влияние на правильность выполнения задания, поскольку слоговые ряды, предлагаемые для воспроизведения, исключали дефектно произносимые звуки.

Предъявление фраз привело к резкому снижению качества выполнения задания в группе ОНР, что, на наш взгляд, обусловлено наличием лексико-грамматического недоразвития в структуре дефекта данной категории детей. Правильное воспроизведение логического ударения во фразе требовало одновременного выполнения нескольких операций. Во-первых, необходимо было при восприятии на слух определить место акцентируемого слова, что не всегда удавалось вследствие недоразвития слухового восприятия. Во-вторых, удержать в памяти фразу из трех и четырех слов и затем воспроизвести ее, соблюдая правильность логического ударения. Трудности выполнения данных операций у детей с ОНР были отмечены как на уровне запоминания, так и на уровне моторной реализации.

На наш взгляд, особый интерес представляет сопоставительный анализ результатов выполнения предложенных заданий. Результаты, полученные в ходе выполнения заданий на перемещение ударений, представлены в таблицах 8 и 9.

Таблица 8

Правильность воспроизведения слоговых последовательностей (в %)

Задание   Группа Перемещение ударения в слоговых рядах
Из двух слогов Из трех слогов Их четырех слогов
Попытка Попытка Попытка
                 
Норма 83,0 92,5 100,0 66,0 85,0 96,0 62,0 87,0 92,5
ФН 90,0 93,0 96,6 63,3 86,6 100,0 66,6 90,0 93,3
ФФН 72,4 96,5 93,1 55,7 75,8 75.8 37,9 62,0 68,9
ОНР 73,9 78,2 91,31 56,5 65,2 59,5 39,1 47,8 69,5
                     

Таблица 9

Правильность воспроизведения логического ударения (в %)

Задание   Группа Перемещение ударения во фразах
Из трех слов Их четырех слов
Попытка Попытка
           
Норма 94,3 96,2 98,1 88,7 98,1 98,1
ФН 93,3 100,0 100,0 80,0 100,0 100,0
ФФН 79,3 93,1 96,5 68,9 86,2 89,6
ОНР 69,5 91,3 86,9 47.8 82,6 82,6

Следует отметить, что во всех группах были дети, которые безошибочно выполняли все типы заданий, предложенные экспериментатором. При воспроизведении слоговых рядов в группах дошкольников, имеющих нормальное речевое развитие и ФН, таких детей оказалась практически половина в каждой группе (45,3% и 43,3%). У дошкольников с ФФН и ОНР значение этого показателя составило 24,1% и 30,4%. Наиболее низкий результат был получен в группе ФФН, что обусловлено недостаточной сформированностью тонких слуховых дифференцировок. При воспроизведении фраз практически в два раза возросло число детей, выполнивших задания без ошибок, в группах детей без патологии и детей с ФН (в 1,8 раза и в 1,7 раза соответственно). У детей с ФФН этот показатель вырос в 2,4 раза. Причина заключается в том, что при слуховой дифференциации фраз, а точнее слов, из которых состоят фразы, ребенок в большей степени опирается не на звуковое оформление, а на смысловую сторону воспринятых слов. Менее всего, по сравнению с другими группами обследуемых, выросло значение данного показателя в группе дошкольников с ОНР – в 1,3 раза. Это подтверждает наши ранее высказанные предположения о том, что трудности в воспроизведении фраз с перемещением акцентного слова вызваны целым комплексом причин как перцептивного, так и моторного характера, обусловленным сложной структурой данного речевого дефекта.

Поскольку для выполнения задания предлагали три попытки, интересно проследить в динамике изменение показателя успешности. Данные, представленные в таблицах 8 и 9, наглядно демонстрируют тот факт, что независимо от уровня сложности задания, в группах детей с нормальным речевым развитием и с ФН, к третьей попытке возрастает количество правильных воспроизведений. Таким образом, увеличение числа попыток в данных группах оказывало положительное влияние на результативность выполнения заданий. Однако, в группах ФФН и ОНР не выявлена прямая зависимость увеличения положительного результата от количества попыток. Так, в группе ФФН отмечалось уменьшение числа правильных ответов при воспроизведении двухсложных рядов. В группе ОНР тоже явление наблюдалось при воспроизведении фраз из трех слов.

Следует отметить, что при выполнении заданий дети с ОНР испытывали значительные трудности, об этом свидетельствуют достаточно низкие показатели успешности. Характерным для этой группы был немотивированный отказ от дальнейшего выполнения задания, это можно связать с особенностями эмоционально-волевой сферы, недостаточностью произвольной деятельности.

В процессе проведения данной серии эксперимента, наблюдались различные типы поведения детей при выполнении заданий. Оценивая характер выполнения заданий, можно условно выделить несколько групп.

1-я группа – дети с хорошим чувством ритма, с развитым фонематическим слухом. Они были уверены в правильности выполненного задания, поэтому результат не зависел от числа попыток.

2-я группа – дети, у которых количество ошибок уменьшалось с увеличением числа попыток, и с третьей попытки они воспроизводили правильный ритмический рисунок в слоговых конструкциях и логическое ударение во фразах различной сложности. Для данной группы увеличение числа попыток являлось облегчающим моментом при выполнении задания, поскольку выполняло обучающую функцию.

3 группа – дети, не уверенные в правильности своих ответов, поэтому предложение экспериментатора еще раз воспроизвести слоговой ряд или фразу они воспринимали как сигнал о том, что задание выполнено не верно и при повторных попытках предлагали другой, не всегда правильный вариант, что не могло не сказаться на результатах.

4 группа – дети, для которых увеличение числа попыток не только не улучшало результат выполнения заданий, а, напротив, имело отрицательное влияние. Снижение работоспособности, истощение внимания, слабость произвольной деятельности приводили либо к увеличению числа ошибок, либо к отказам от выполнения заданий.

Таким образом, необходимо отметить, что на качество выполнения заданий влияют не только физиологические особенности, уровень речевого развития ребенка, но и его личностные особенности.

Применение балльной оценки позволило нам качественно определить способность дошкольников воспроизводить слоговые конструкции и фразы различной сложности с перемещением ударения. Данные, представленные в таблицах 10, 11, 12, 13, позволяют проследить, как менялась успешность выполнения заданий по мере усложнения слоговых и фразовых конструкций.

Таблица 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.008 с.)