Отношение к воспитательным мероприятиям как критерий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение к воспитательным мероприятиям как критерий



Исправления осужденного

Следующим критерием исправления осужденного является его положительное отношение к воспитательным мероприятиям и активное в них участие. В соответствии с ч. 1 ст. 110 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных. Воспитательная работа оказывает духовное влияние на осужденного, совершенствует его личностные черты путем целенаправленного идеологического воздействия, восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии социальных ценностей.

Указанная работа включает широкий спектр форм и методов воздействия на осужденных с учетом индивидуальных особенностей личности и характера несовершеннолетних, обстоятельств совершенных ими преступлений, а также поведения во время отбывания наказания. Она ведется с момента начала отбывания осужденным наказания и продолжается до его освобождения из исправительного учреждения. В соответствии с п. 1.6, 1.7 Инструкции «Об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 28 февраля 2000 г. (в ред. приказа Министерства юстиции от 22 июля 2003 г.), методическое обеспечение воспитательной работы возлагается на методический кабинет, которым изучается и обобщается положительный опыт колонии и создается необходимая информационно-методическая база для всех служб учреждения по проведению воспитательной и профилактической работы. Высшим методическим постоянно действующим коллегиальным органом в колонии является учебно-воспитательный совет[11].

Воспитательная работа с осужденными организуется в групповых (массовых) и индивидуальных формах на основе психолого-педагогических методов. Индивидуальная воспитательная работа ведется психологами колонии с учетом особенностей личности каждого осужденного с ориентацией на его успешную адаптацию к жизни на свободе. Групповые и массовые формы воспитательной работы (лекции, собрания, конкурсы, смотры художественной самодеятельности, спортивно-зрелищные мероприятия, кружковая работа, участие в деятельности самодеятельных организаций) предполагают проведение воспитательной работы с различными по величине группами несовершеннолетних и направлены на обучение подростков общению и взаимопомощи, укрепление правопорядка и дисциплины в воспитательной колонии.

Работа по нравственному воспитанию нацелена на формирование морально-этических установок, а также на то, чтобы осужденный познакомился с основами этики, психологии общения, приобщился к общечеловеческим ценностям. Огромную роль при этом играет повышение образовательного уровня осужденных, проведение культурно-массовых мероприятий, приобщение их к чтению научно-популярной и художественной литературы, периодической печати.

Важное значение в нравственном воспитании осужденных имеет и реализация несовершеннолетними свободы вероисповедания. С целью проведения среди верующих осужденных индивидуальной работы по их нравственному воспитанию воспитательную колонию могут посещать представители зарегистрированных в установленном законом порядке религиозных организаций. Администрация воспитательных колоний ориентирует священнослужителей на формирование ими нравственно-психологического климата в среде осужденных, а также на работу с теми несовершеннолетними, воспитательное воздействие на которых затруднено.

О целесообразности привлечения к участию в воспитательном процессе священнослужителей сказано в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, разработанной управлением по воспитательной работе с осужденными ГУИН Минюста России, Научно-исследовательским институтом УИС Минюста России и Рязанским институтом права и экономики Минюста России. В документе, в частности, указывается на необходимость создания условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов (п. 3.2 Концепции).

Надо сказать, что вопрос о введении в штат учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, должности священника, уже неоднократно становился предметом дискуссии на страницах юридической печати. Священнослужители, полагает В.П. Сидоров, несомненно, будут способствовать духовному возрождению и нравственному исправлению осужденных. Д.И. Ивашин предлагает включить в УИК РФ норму, обязывающую администрацию исправительного учреждения при наличии финансовых и организационных возможностей обеспечить осужденным по их желанию получение религиозного образования, право на которое вытекает из ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.(в ред. ФЗ от 29 июня 2004 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях».

Результаты проведенного исследования позволяют выявить достаточно широкое распространение практики привлечения представителей религиозных организаций к участию в работе по нравственному воспитанию осужденных. На территории воспитательных колоний создаются и функционируют специально оборудованные комнаты для отправления религиозных обрядов.

Правовое воспитание направлено на то, чтобы осужденный получил представление о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, убедился в необходимости соблюдения правовых норм, научился давать оценку степени общественной опасности преступления. Кроме того, осужденному необходимо приобрести знания о своих правах и обязанностях в области гражданского, семейного и трудового законодательства, чтобы быть сориентированным в том, в какое учреждение он может обратиться при возникновении проблемной ситуации.

Значение правового воспитания в исправительных учреждениях возрастает в связи с тем, что значительная масса осужденных рассматривает свое пребывание в колонии односторонне, оценивает его только как кару за содеянное. Ранее проведенными исследованиями было установлено, что законопослушные граждане превосходят осужденных в знании и понимании исходных правовых положений общего характера. Осужденные же имеют более точные представления о тех преступлениях, за которые они привлекались к уголовной ответственности.

В практической деятельности исправительных учреждений сложились такие формы правового воспитания осужденных, как лекции и беседы юристов, вечера вопросов и ответов, организация приемов по личным вопросам работниками суда, прокуратуры и других правоохранительных органов.

Трудовое воспитание нацелено на развитие трудовых навыков, приобретение профессии для трудоустройства после освобождения, развитие собственной активности несовершеннолетнего, спектра его способностей. У осужденного должна возникнуть стойкая установка о необходимости занятия какой-либо трудовой деятельностью, отношения к ней как к средству социально полезного взаимоотношения между индивидом и другими людьми, личностью и государством.

Физическое воспитание призвано решать задачи поддержания физического и психического здоровья несовершеннолетнего в условиях малоподвижного образа жизни в местах лишения свободы и организации досуга осужденных. Для этого распорядком дня предусматривается ежедневная физическая зарядка, оборудуются спортивные площадки, проводятся спортивные мероприятия (игры в футбол, волейбол).

Следует согласиться с замечанием В.И. Зубковой, что с точки зрения обеспечения безопасности как самих осужденных, так и сотрудников воспитательной колонии нецелесообразно проводить спортивные занятия, например по борьбе (всех видов), боксу. Отметим, что также вряд ли обосновано проводить спортивные мероприятия, которые существуют в практике исправительных учреждений, между командами осужденных и персонала воспитательной колонии. Дух соперничества, присущий рассматриваемым мероприятиям, вкус победы над представителями исправительного учреждения, очевидно, может быть перенесен осужденными на другие сферы деятельности колонии и спровоцировать в дальнейшем различные акты неповиновения законным требованиям администрации.

К иным формам и методам воспитательной работы, способствующим исправлению осужденных, можно отнести идейно-политическое, эстетическое, экологическое и экономическое воспитание.

Идейно-политическое воспитание осужденных основывается на идеологии, заложенной в Конституции РФ, идеях гуманизма и демократии. В ходе идейно-политического воспитания у осужденных формируются навыки политической культуры, участия в политической жизни.

Эстетическое воспитание направлено на эмоциональное развитие подростков, развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры. Перед персоналом исправительных учреждений, таким образом, «стоит задача формирования у осужденных способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, эстетических взглядов, вкусов, потребностей и способностей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни».

Экологическое воспитание основывается на необходимости бережного отношения к природе. Несовершеннолетним разъясняются: деятельность государства и общественных формирований по организации охраны окружающей среды; нормы поведения, призванные сохранить экологически приемлемые условия человеческой жизни, прививаются навыки соблюдения этих норм.

Целью экономического воспитания является ознакомление осужденных с основными направлениями функционирования рыночной экономики.

В литературе высказывается мнение о необходимости дополнения перечня форм воспитательной работы. В частности, О.В. Старков считает целесообразным закрепить в уголовно-исполнительном законодательстве такую форму воспитательной работы с осужденными, как сексуальное воспитание. Полагаем, подобные рекомендации далеко не беспочвенны. Как показывает практика, осужденные остро переживают ограничение половых потребностей, вызванное изоляцией от общества, следствием которого выступают различного рода эксцессы в сексуальной сфере. Повышение уровня сексуального образования будет способствовать профилактике половых расстройств и венерических заболеваний.

Реализация указанного предложения особенно актуальна, учитывая высокий процент ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних осужденных (28,8%) и воспитанников с различными венерическими заболеваниями (15,9%)[12].

В целях оказания осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии, а также позитивного влияния на их исправление в исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации. В настоящее время их деятельность регламентируется уголовно-исполнительным законодательством (ст. 111 УИК РФ)[13].

В соответствии с ч. 2 ст. 111 УИК РФ участие осужденных в работе самодеятельных организациях поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Результаты исследования свидетельствуют о высоком уровне участия несовершеннолетних осужденных в работе самодеятельных организаций (96%).

Отметим, что подобного рода участие осужденных в общественной жизни колонии грозит им разладом отношений с несовершеннолетними, отрицательно относящимися к правоохранительным органам и режиму содержания. Как отмечает А.С. Михлин, некоторые осужденные просто отказываются принимать участие в самодеятельных организациях из-за опасения возмездия со стороны негативно настроенных несовершеннолетних. При этом в практике работы воспитательных колоний встречаются и противоположные ситуации, включающие случаи различных злоупотреблений со стороны «актива» по отношению к отрицательно характеризующимся осужденным. Кроме того, несовершеннолетний в силу своих психофизиологических качеств может быть не заинтересован в работе рассматриваемых организаций и не желать в них участвовать.

В психологии одной из классификаций личностных черт человека выступают такие категории, как «интроверсия» и «экстраверсия». Если экстраверты – это люди открытые для всего нового, не боящиеся новых мировоззрений, ориентированные прежде всего на внешние объекты, то интроверты более рационалистичны, консервативны и критично настроены, чье внимание направлено на внутренний мир, на собственные переживания. Несовершеннолетний, таким образом, может не принимать участия в работе самодеятельных организаций в силу психологических свойств своей натуры и давать ему на основании этого отрицательную оценку, думается, было бы не совсем правильным.

Сказанное, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о необходимости взвешенного подхода к участию осужденных в деятельности самодеятельных организаций при определении степени их исправления с учетом психофизиологических особенностей несовершеннолетних и взаимоотношений между положительно и отрицательно характеризующимися воспитанниками.

В числе прочих задач, стоящих перед самодеятельными организациями осужденных, выделяется содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка (ч. 3 ст. 111 УИК РФ). Однако в юридической литературе данная задача трактуется неоднозначно. По мнению Р.А. Дьяченко, указанная функция самодеятельных организаций противоречит ст. 28 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в которой отмечено, что осужденные не должны использоваться администрацией исправительного учреждения в качестве лиц, поддерживающих дисциплину. Следует согласиться с позицией А.А. Палия, в соответствии с которой речь должна идти не об осуществлении надзора одних осужденных над другими, а об их участии в самодеятельных организациях и в поддержании порядка и дисциплины. К тому же, в уголовно-исполнительном законодательстве поддержание дисциплины и порядка закреплено в качестве единой задачи самодеятельных организаций, наряду с формированием здоровых отношений между осужденными (ч. 3 ст. 111 УИК РФ).

Ранее упоминалось, что воспитательная работа организуется на основе психолого-педагогических методов. Психологическая лаборатория является структурным звеном воспитательной колонии[14]. Это означает, что психологическая лаборатория относится к службам, равным по значению таким, как режимная, воспитательная, производственная. Психологическая служба выполняет функцию базовой для деятельности других служб, т.к. обеспечивает их необходимыми знаниями об осужденных: психологических и психических особенностях; механизмах поведения при определенных условиях для оптимальной организации и проведения учебно-воспитательного процесса, профилактической работы, социально-психологической реабилитации, подготовки к освобождению, в том числе и условно-досрочному.

Согласно данным, отраженным в Обзоре «О состоянии психологического обеспечения работы в воспитательных колониях за 2003 г. и первое полугодие 2004 г.», подготовленном ГУИН Минюста РФ, в первом полугодии 2003 г. в воспитательных колониях с участием психологов было разрешено 805 конфликтов, из которых 750 относятся к категории межличностных и 55 к групповым, а также предотвращено 92 попытки самоубийства[15] (см.: Архив ФСИН по Ульяновской области).

В деятельности психологической службы помимо приемов релаксации, аутогенной тренировки, сказкотерапии, довольно широкое применение находят социально-психологические тренинги, цель которых заключается в привитии навыков поведения в различных жизненных ситуациях, кажущихся трудноразрешимыми, в изменении ценностных ориентаций и системы мотиваций отдельных поступков.

Поведенческие тренинги проводятся в форме ситуационно-ролевых игр на темы: «По дороге из колонии домой», «Первый день дома», «Отказ в приеме на работу». На занятиях происходит имитация возможных ситуаций, обсуждение, выбор и закрепление разумных вариантов поведения. Каждому осужденному, готовящемуся к освобождению, предлагается сыграть роль человека, только что оказавшегося на свободе. Эту роль поочередно исполняют все лица, готовящиеся к освобождению. Роли остальных участников ситуации (друзей, родителей, коллег по работе) исполняют другие осужденные, а также руководители занятий.

Проведенные исследования показывают, что, к примеру, аутотренинг способствует не только стимулированию психической деятельности, но и за счет функционирования мысленной речи, развитию образного мышления и снижению реактивной тревожности у несовершеннолетних. Динамика реактивной тревожности несовершеннолетних в процессе курса педагогического аутотренинга приведена в таблице 4.

Таблица 4

Показатели динамики реактивной тревожности у

несовершеннолетних осужденных в процессе курса

педагогического аутотренинга по методу Ч. Спилберга (60 чел.)

 

Тема сеанса Показатели тревожности, в баллах
До сеанса После сеанса
«Схватка»    
«Отчий край»    
«Метель»    
«Гори, звезда»    
«Катастрофы»    

 

 

Повышение эффективности работы психологической службы особенно важно в условиях высокого процента осужденных, имеющих различные психические аномалии. В воспитательной колонии, указывает В.Г. Козюля, выявляется, как правило, от 45 до 65% таких несовершеннолетних. По другим данным, доля исследуемой категории осужденных составляет 68,5%. В результате проведенного нами исследования установлено, что почти половина несовершеннолетних осужденных имеют те или иные психические отклонения (49%)[16].

Таким образом, от правильной организации воспитательной работы во многом зависит решение основной задачи, стоящей перед воспитательными колониями – исправление несовершеннолетних осужденных. Несмотря на это, Р.А. Дьяченко указывает, что участие в воспитательной работе не закреплено в качестве обязанности осужденных. Следовательно, принуждение осужденных к участию в воспитательной работе под страхом неприменения условно-досрочного освобождения ведет к нарушению принципа справедливости.

Однако в ст. 11 УИК РФ наряду с другими обязанностями отдельно выделено, что осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. На наш взгляд, данной обязанностью осужденных полностью охватывается и их участие в воспитательных мероприятиях. К тому же, положения ч. 3 ст. 109 УИК РФ закрепляют возможность включения в распорядок дня исправительного учреждения таких воспитательных мероприятий, участие в которых является для осужденных обязательным.

Поэтому отказ в освобождении несовершеннолетнего условно-досрочно, негативно относившегося к воспитательной работе, не может свидетельствовать о нарушении принципа справедливости, поскольку стремление осужденного к получению данной меры полностью зависит от его желания.При рассмотрении дела по данной категории дел суд обосновывает свой вывод, основываясь на фактах, указанных в ходатайстве осужденного и характеристике на него. При наличии критериев исправления осужденный освобождается условно-досрочно. В противном случае суд отказывает ему в этом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.026 с.)