Криминогенные обстоятельства, влияющие на формирование личности несовершеннолетних и на мотивацию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминогенные обстоятельства, влияющие на формирование личности несовершеннолетних и на мотивацию



Совершения ими преступлений

1. Влияние семьи и ближайшего окружения.В современном российском обществе существует серьезный дефицит активного воздействия на несовершеннолетних. Это состоит в том, что глобальные изменения макросреды сопровождаются качественными изменениями в ячейке общества - семье. По выборочным данным, примерно каждая десятая семья, воспитывающая детей, оказалась криминогенно неблагополучной. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено прямое отрицательное влияние со стороны родителей и других старших членов семьи (например, злоупотребления алкоголем, грубость и жестокость, образ жизни, заведомо не соответствующий легальным доходам, и бравирование своей «ловкостью», безнаказанностью и т.д.). В ряде семей имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе и физических. В других семьях существует полное отсутствие интереса к потребностям ребенка.

Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от семейных условий внастоящем или в прошлом. Необходимо также сказать, что нездоровый микроклимат в семье ведет к отчуждаемости, грубости, стремлению делать все назло, вопреки воле окружающих, а это создает объективные предпосылки для неповиновения и совершения противоправных действий.

Следует согласиться с мнением Д. Зиядовой о том, что основы характера, исходные жизненные установки, ценности закрепляются в семье. Именно в раннем возрасте в семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. И в связи с этим весь дальнейший процесс воспитания (в школе, на производстве, в общественных организациях и т.п.)уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей. Поэтому дефекты воспитания – одна из основных детерминант преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.

К ближайшему окружению несовершеннолетних следует отнести малые социальные группы. Малые социальные группы делятся на официальные и неофициальные. Первые соответствуют официальной структуре общества, то есть имеют официально зафиксированный статус, четкую структуру построения, иерархию, права и обязанности в них определяются официальными правилами, а взаимодействие их членов обусловлено должностным положением. По-другому, это формальные группы. К ним относятся: учебные и трудовые коллективы, семья, малые социально-политические группы (первичные партийные, общественные, профсоюзные организации), территориально-бытовые группы (домовые комитеты, спортивные секции, кружки), любительские самодеятельные малые социальные группы (клубы по интересам, спортивные коллективы).

Однако в настоящие время влияние формальных социальных групп на воспитание несовершеннолетних значительно ослабло. Этому положению во многом способствует политика, которая направлена на коммерциализацию досуга. Из-за высоких цен несовершеннолетним недоступно большинство его форм. Заметно уменьшилось количество спортивных секций, оздоровительных лагерей, музыкальных школ, клубов по интересам.

Есть случаи, когда формальные малые социальные группы имеют преступную направленность. Например, па Сахалине летом 1998 г. зарегистрировали ассоциацию подростков, желающих испытать себя в экстремальных условиях. Была развернута сеть хорошо оборудованных палаточных лагерей. Для детей и их родителей все услуги предоставлялись бесплатно. Казалось, что плохого - днем ребята учились самообороне, ходили в походы, вечером - костры, романтика. И все бы ничего, но оказалось, что эти лагеря созданы на средства воровского общака. Инструктаж там проводился соответствующий. Дети за время каникул научились влезать в окна, вскрывать квартиры и т.д.

В результате указанных негативных процессов досуг начинают заполнять малые неформальные (неофициальные) социальные группы. Неформальные группы возникают и функционируют на основе общности интересов, стремлений, влечений и не всегда имеют определенную цель. Эти группы характеризуются уединенностью, в них во многом проявляется интимная сторона отношений между людьми, имеющими определенные симпатии друг к другу, влечения и взаимные влияния. И.С. Кон по характеру социальной направленности классифицирует их на просоциальные (социально положительные), асоциальные (стоящие в стороне от основных социальных проблем) и антисоциальные. Асоциальные группы могут перерасти в антисоциальные от совместных выпивок – к пьянству, от озорства – к правонарушению. В связи с этим в плане организации предупреждения преступлений несовершеннолетних неофициальные малые социальные группы заслуживают пристального внимания со стороны официальных учреждений и организаций.

2. Материальный уровень жизни.Он, в первую очередь, связан с невозможностью родителей, обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Мотивы преступлений несовершеннолетних в своей массе связаны с плохим материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребности. Дети вынуждены сами искать любые источники существования. Например, в Томской области 13 % подростковых преступных групп пытались обеспечить себя денежными средствами и продуктами литания в связи с нищетой всемье. В Свердловской области почти четверть преступлений совершается детьми из-за хронического недоедания. Отмечается рост хищений продуктов питания малолетними детьми и подростками в магазинах, продовольственных складах и школьных столовых, с чужих огородов и погребов. Более 60 % участников групповых преступлений проживают в семьях с нищенским уровнем доходов. Здесь и причина усиления корыстной направленности детских преступных групп. Ю.В. Голик отмечает, что до трети всех преступлений, совершаемых детьми, - это «голодные преступления». Кроме того, «престижные» для несовершенно летних вещи становятся недоступными, в первую очередь для тех, кто проживает в неблагополучных семьях. А им необходимо самоутвердиться, и это выступает одним из стимулов для совершении преступления прежде всего в корыстных целях: чтобы получить необходимые для этого деньги.

Переход России к рыночном экономике привел к тому, что при возможности выбора между несовершеннолетним и взрослым работником предпочтение отдастся последнему. В учебных заведениях стараются избавиться от нерадивых учеников, что дополнительно обостряет проблему занятости несовершеннолетних. Не имея возможности устроиться на работу, многие несовершеннолетние становится на путь совершения преступлений.

3. Образование и воспитание.Здесь необходимо учитывать, что низкий уровень работы учебно-воспитательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм; отказ от индивидуального подхода и т.д.), в результате чего не формируется гражданская ответственность учащихся (или наоборот формируется отчужденность от официальных ценностей); учащиеся не получают навыков правильной самооценки и управления своим поведением, подавляется интерес к учебе, т.е. формируется низкий уровень потребностей и интересов личности, ослабляется самоконтроль и искажается самооценка.

Для неуспевающих несовершеннолетних в процессе обучения преобладает мотив принуждения. Отсюда подавляющее большинство подростков-правонарушителей составляют те, которые не нашли себя в школьном коллективе в связи с общим отрицательным отношением к ним со стороны как педагогическою коллектива, так и учеников.

Здесь необходимо отметить, что большинство несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет в основном находятся на иждивении родителей, их основной деятельностью является учеба. Поэтому социальный статус несовершеннолетнего не отличается от статуса малолетнего. Вместе с тем у несовершеннолетнего чувство взрослости вызывает новые притязания, которые занимают то положение, которое несовершеннолетний еще не достиг. И это вызывает повышенную конфликтность, сопровождающуюся социальной и личностной неопределенностью.

Следует признать, что за годы реформ организованная преступность заняла серьезные позиции в жизни общества. Она оказывает большое влияние и на воспитание подрастающего поколения. Как отмечает В.Т. Лисовский: «Выросло поколение, которое научилось смеяться над тем, что всегда истинно, свято и серьезно для честных и порядочных людей. Лапти недоросли не только смеются, но и жестоко расправляются с теми, кто пытается остановить их, призвать к порядку, ибо они не способны сопереживать чужой боли, чужой беде. Эмоциональная тупость делает молодого человека мстительным, злобным, жадным, наглым и хитрым «волком». Это уже, как правило, не набедокуривший подросток, а жестокий и равнодушный к людям «заморозок».

4. Здоровье детей. По данным Российской Академии образования, за тридцать последних лет количество абсолютно здоровых детей (не болевших ни разу в течение года) сократилось с 37% до 17%. Отмечается также рост хронических нервно-психических заболеваний среди несовершеннолетних. Так, у 79,6% несовершеннолетних 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4% обнаружены признаки умственной отсталости. Практически каждый третий обучающийся в общеобразовательной школе испытывает затруднения и учебе в связи с нервно-психическими заболеваниями.

Необходимо указать, риск того, что находясь под отрицательным влиянием, несовершеннолетний с аномалиями психики совершит преступление в 3-5 раз выше, чем у здоровых сверстников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.013 с.)