Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя торговля как экономический процессСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сутью торговли являются хозяйственные блага, которые были приобретены для получения прибыли после их перепродажи. В системе общественного разделения труда торговля обладает самостоятельным местом. Торговля это неотъемлемое звено в цепи хозяйственных отношений общества, которые построены на принципах разделения труда и товарного обмена. Определение экономической сущности торговли - это, во-первых, передача продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую, и, во-вторых, передача этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства [10]. Понятие Внешнеторговая деятельность (ВТД) было первоначально сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью» [2]. Основными объектами (предметами) внешнеторговой деятельности в № 164-ФЗ являются: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность. Этот состав объектов торговли применим и к внешней торговле и к внутренней торговле. 1 Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Товар как предмет внешнеторговой деятельности это движимое имущество, недвижимым имуществом являются суда - воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также относят электрическую энергию и другие виды энергии. Однако транспортные средства, которые используются по договорам международных перевозок, не рассматриваются как товар. Товар - это овеществленные объекты внешнеторгового обмена, так называемые «видимые товары». Товары, которые являются продуктами материального производства, как для национальной внешней торговли, так и для международной торговли играют важную роль. Все их можно подразделить на несколько крупных групп: - минеральное сырье и топливо (электроэнергия и другие виды энергии); - сельскохозяйственные, продовольственные и лесные товары (включая рыбные и морские продукты); - непродовольственные потребительские товары (ткани, одежда, обувь, мебель, посуда и другие предметы домашнего обихода, лекарственные средства, парфюмерно-косметические изделия и т.д.); - машины и оборудование (разрозненное и комплектное, причем в этой группе нередко обособляются транспортные средства, электронное оборудование, бытовая техника и некоторые другие виды машинно-технических изделий); - другие готовые изделия и полуфабрикаты. При заполнении внешнеторговые документы необходимо учитывать нормы ТН ВЭД, указывая каждую конкретную товарную позицию. 2 Внешняя торговля услугами - оказание услуг (в том числе выполнение работ) по производству, распределению, маркетингу и доставке услуг. Оказание услуг осуществляется следующими способами: - с территории РФ на территорию страны-контрагента; - с территории страны-контрагента на территорию РФ; - на территории РФ заказчику услуг страны-контрагента; - на территории страны-контрагента российскому заказчику услуг; - российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства; - иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ; - российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства; - иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ. Согласно определению, содержащемуся в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), торговля услугами определена как их трансграничное перемещение, а также производство и потребление иностранными юридическими и физическими лицами на таможенной территории страны-участницы. Из этого определения вытекает три основных способа оказания услуг: - трансграничные поставки услуг с территории одного государства на территорию другого государства, причем поставщик и потребитель конкретной услуги (юридическое или физическое лицо) находятся по разные стороны таможенной границы (например, с помощью современных средств связи передается нужная информация заказчику, находящемуся в другой стране); - предоставление услуг (медицинских, туристских и др.) на территории одной страны потребителям из других стран; - предоставление услуг (консультационных, банковских и др.) поставщиком одного государства, постоянно или временно находящимся на территории другого государства. Как производители, так и потребители услуг могут перемещаться с территории одного государства на территорию другого государства, так же как и услуги в международной торговле. Следовательно, экспортом услуг считается не только оказание услуг производителем в стране, где эти услуги требуются, но и потребление услуг иностранными лицами в той стране, где они производятся. 3 Внешняя торговля информацией осуществляется с двух сторон: как самостоятельный объект внешнеторговой деятельности, либо как неотъемлемое дополнение других объектов внешнеторговой деятельности. Объединение внешней торговли информацией с иными объектами внешнеторговой деятельности отмечено в следующих случаях: - если информацию считают как составную часть реализуемых товаров, это считается внешней торговлей товарами; - если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, это является внешней торговлей интеллектуальной собственностью; - в других случаях считается внешней торговлей услугами. Если при поставке товара к нему прилагается информация, которая необходима для использования, ее обычно называют сопутствующей информацией. 4 Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права использовать объекты интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу. Право собственника распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности и является понятием интеллектуальной собственности. Иначе результаты интеллектуальной деятельности называют товарами духовного производства. К ним относятся результаты научно-технических изобретений и открытий, создание новых технологий, «ноу-хау», программных продуктов, произведений литературы и искусства, реализуемых в виде лицензий, патентов, авторских прав. Купля-продажа указанных объектов интеллектуальной собственности могут осуществляться на условиях простого соглашения (без предоставления покупателю исключительного права на использование объекта интеллектуальной собственности) или при предоставлении покупателю исключительного права на использование такой объект на договорной территории [15]. Внешнеторговая деятельность каждого государства нуждается в регулировании и поэтому каждое государство определяет свою внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика - государственная экономическая политика, которая оказывает влияние на внешнюю торговлю путем введения налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. От экспортных и импортных операций зависит общее состояние экономики и нормальное функционирование любой из стран, поэтому правила внешней торговли устанавливаются государством в законодательном порядке. Внешнеторговая политика является относительно самостоятельным направлением внешнеторговой политики, которое связано с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики оказывают влияние ряд происходящих в мировой экономике объективных процессов, таких как растущая интернационализация производства и капитала, усиливающая экономическую зависимость государств друг перед другом, обостренная конкурентная борьба на мировом рынке. Роль внешней торговли для государства очень велика, развиваясь, она положительно влияет на состояние экономики государства, но ее зависимость от мирового рынка может отрицательно сказаться на социально-экономическом развитии страны. Из-за неконкурентоспособности иностранным товарам может ухудшиться состояние некоторых отраслей экономики, а так же усиливается риск экономических потерь из-за колебания курса валют и цен на мировом рынке. Для поддержания национальной экономики и укрепления внешнеторгового равновесия, стимулирования положительных результатов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранных инвестиций, государство осуществляет регулирование внешнеторговой деятельности, представляя собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на это государственными учреждениями. Существуют тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой политики. Каждое государство устанавливает свои правила и порядки регулирования внешней торговли, так как от эффективности экспорта и импорта зависит состояние национальной экономики в целом. Внешнеторговая политика является основополагающим звеном в регулировании торговых отношений страны с другими государствами. Основные цели внешнеторговой политики: - изменение уровня и способа включения данной страны в мировое разделение труда; - изменение объема внешнеторгового оборота (экспорта и импорта); - изменение структуры внешней торговли; - обеспечение государства необходимыми ресурсами (сырьем, энергией); - изменение соотношения экспортных и импортных цен [13]. Существует два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля. Внешнеторговая политика зависит от того является ли государство членом какого либо интеграционного экономического образования и может быть: Автономной (самостоятельной, односторонней); Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств); Автономно-конвенционной.
Таблица 1 - Направления современной торговой политики
Конвенционная внешнеторговая политика применяется обычно в зонах свободной торговли, но во взаимоотношениях с третьими странами она может быть и другой. От того на сколько каждое государство оказывает влияние на внешнеторговую политику различают протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях. Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Не происходит взимания импортных и экспортных пошлин, не устанавливаются какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели уверены в конкурентоспособности своего товара и не боятся выпускать свои товары на мировой рынок. Для большинства стран свойственна гибкая внешнеторговая политика. Они совмещают методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли, обеспечивая при этом приемлемые условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики. Сторонники этой политики убеждены в том, что свобода торговли гораздо эффективнее, чем ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей. Политика свободной торговли существенно выгодней для более развитых стран, хотя в чистом виде она нигде не применяется. Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. При протекционизме происходит резкое снижение импорта путем начисления высоких таможенных пошлин, запрета ввоза определенных продуктов, других мер, препятствующих конкуренции иностранных изделий с местными. Поощряется отечественный производитель способный заменить импортные товары. Существует закрытый, жесткий, нежесткий и либеральный протекционизм. В отличие от того какое количество тарифных и нетарифных ограничений было применено определяется показатель жесткости. Если уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, а количественные ограничения товара не превышает 25% импорта, то режим страны признается относительно открытым. Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается. Средний уровень нетарифных ограничений рассчитывается как стоимостная доля импорта / экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения. Выделяют несколько форм протекционизма: - селективный протекционизм - направлен против определенных государств или определенных товаров; - отраслевой протекционизм - защищает отдельные отрасли, в первую очередь сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; - коллективный протекционизм - проводится ассоциациями стран в отношении государств, не входящих в них; - скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики. Оценка внешнеторговой политики проводится в соответствии с критериями, предложенными в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): - Рост экономических показателей для отрасли или фирмы в виде прироста объема производства, прибыли или создания дополнительных рабочих мест. - Направления и объемы изменения бюджета страны при применении определенного метода внешнеторговой политики. Изменение внутренних цен или потребления товара в государстве, где применяется данная мера. - Изменение структуры рынка данного товара и конкуренции на нем. - Поспособствовала ли конкретная мера структурной перестройке отрасли и способствовала ли она повышению ее конкурентоспособности или консервирует ее технологическую отсталость. - Как влияет на соседние отрасли производства. Какова может быть реакция другого государства на данную меру. - Соответствует ли данная мера обязательствам государства перед партнерами по многосторонним и двусторонним соглашениям. Считается, что идет постепенная либерализация, ослабление протекционизма, в мировой торговле [12]. Если государство, развитое в большей степени применяет меры протекционизма к государству развитому в меньшей степени, либо эти меры применяют монополии, имеющие более развитое производство, такой протекционизм называется агрессивным. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике. Если же его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, при защите менее развитых и младенческих отраслей, он является прогрессивным. Каждое государство самостоятельно формирует методы регулирования и развития внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов. В ведении государства находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; установление политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. В рамках международно-экономических отношении на внешнеторговую политику влияют: - геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства; - колебания курсов валют, в особенности по отношению к мировым валютам доллару и евро; - различие уровня жизни стран, особенно приграничных; - миграция населения и кризисы в мировой экономике: циклические, структурные, финансовые. Внешнеторговая политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран-партнеров и, следовательно, мировой экономики в целом [6].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.011 с.) |