Понятие, признаки и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта; ст. Ст. 263-271 УК РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта; ст. Ст. 263-271 УК РФ



В УК РФ преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.

В уголовном праве существует общее требование, согласно которому преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл. 27 УК РФ соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям не следовало относить деяния, предусмотренные ст.ст. 270 и 271 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов). Первое из них, по мнению А.И. Чучаева, представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе - скорее посягает на порядок управления[305].

Помимо этого, ранее ст. 265 УК РФ (оставление места дорожно-транспортного происшествия) воспринималась как частный случай оставления в опасности, что в общей форме предусмотрено ст. 125 УК РФ (оставление в опасности), но Федеральным законом от 08.12.2003 г. N 162-ФЗ ст. 265 УК РФ признана утратившей силу.

Основным непосредственным объектом различных преступлений, входящих в гл. 27 УК РФ, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта. Дополнительным объектом большинства преступлений являются здоровье и жизнь человека.

Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт.

Как и диспозиции всех норм о преступлениях, сопряженных с нарушением определенных правил, рассматриваемые диспозиции носят бланкетный характер. Чтобы вменить в вину нарушение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены лицом, а потому следует помимо УК РФ обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила. К ним относятся Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 г., Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г. с изм. на 01.01.2011 г. и ряд других нормативных актов.

Составы двух преступлений следует отнести к формальным. Это неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ). Большинство преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по характеристике объективной стороны представляет собой материальный состав, поэтому помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие предусмотренных в законе последствия и причинной связи между деянием и последствием.

Установление причинной связи в неосторожных преступлениях, особенно если они связаны с использованием техники, на практике вызывает серьезные трудности. Еще в 70-х гг. ХХ в. на эту проблему пристальное внимание обратил П.С. Дагель, который при анализе признаков состава таких преступлений выделял несколько этапов в развитии причинной связи:

1) возможность причинения вреда, когда правила уже нарушены;

2) возникновение аварийной ситуации, когда техника еще находится под контролем лица, нарушившего правила, и оно может избежать причинения вреда;

3) выход техники из-под контроля субъекта и полная утрата им возможности предотвращения последствий;

4) реальное наступление последствий[306].

При изучении особенностей причинной связи в рассматриваемых преступлениях специалисты в области уголовного права обратили также внимание на множественность факторов, способных оказать воздействие на развитие причинной связи (нарушение правил предосторожности выступает лишь как один из них)[307].

Так, серьезное влияние на развитие ситуации могут оказать поведение самого потерпевшего, например переход улицы в неустановленном месте при интенсивном движении транспорта, дефекты дорожного покрытия и т.п. Не исключены и случаи вынужденного причинения вреда, когда лицо в силу внешних факторов оказалось в ситуации крайней необходимости. По общему правилу вред, причиненный при крайней необходимости, не является преступлением.

Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 162-ФЗ внес существенные изменения в характеристику последствий преступлений, предусмотренных ст.ст. 263, 264, 266, 267, 268 и 269 УК РФ, исключив указание на причинение средней тяжести вреда здоровью, а в некоторых - и на причинение крупного ущерба. В качестве последствия в основных составах преступлений в настоящее время предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека. Только в ч. 1 ст. 267 УК РФ осталось указание также и на причинение крупного ущерба. Если предусмотренное УК РФ последствие отсутствует, лицо может быть привлечено к административной, дисциплинарной или материальной ответственности.

В качестве квалифицирующего признака (за исключением ст.ст. 270 и 271 УК РФ) предусмотрено причинение человеку смерти по неосторожности, а в качестве особо квалифицирующего - смерть двух или более лиц.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст.ст. 270 и 271 УК РФ, характеризуется неосторожностью. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов совершаются умышленно.

В тех составах, в которых субъект наделен специальными признаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст - не менее 18 лет. В остальных составах субъект - лицо, достигшее 16 лет.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ, является лицо, достигшее возраста 14 лет.

Вопрос о классификации преступлений, включенных в гл. 27 УК РФ, в литературе решается неоднозначно. Иногда подразделение преступлений на виды отсутствует, но чаще всего рассматриваемые преступления делятся на две группы. Так, И.М. Тяжкова выделяет преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации в процессе движения транспорта (ст.ст. 263, 264, 265, 271 УК РФ), и иные преступления в сфере функционирования транспорта[308].

Согласно группировке составов, предложенной А.И. Чучаевым, к деяниям, посягающим на безопасность движения и эксплуатации транспорта, отнесены преступления, предусмотренные ст.ст. 263, 264, 266 - 269 УК РФ, а к иным преступлениям в сфере функционирования транспорта - деяния, предусмотренные ст.ст. 265 (утратила силу), 270 и 271 УК РФ[309].

Таким образом, по данной классификации, представляющейся наиболее логичной, преступления, которые не совсем четко вписываются в гл. 27 УК РФ по признаку видового объекта, выделены в самостоятельную группу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.006 с.)