Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, признаки и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта; ст. Ст. 263-271 УК РФСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В УК РФ преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта. В уголовном праве существует общее требование, согласно которому преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл. 27 УК РФ соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям не следовало относить деяния, предусмотренные ст.ст. 270 и 271 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов). Первое из них, по мнению А.И. Чучаева, представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе - скорее посягает на порядок управления[305]. Помимо этого, ранее ст. 265 УК РФ (оставление места дорожно-транспортного происшествия) воспринималась как частный случай оставления в опасности, что в общей форме предусмотрено ст. 125 УК РФ (оставление в опасности), но Федеральным законом от 08.12.2003 г. N 162-ФЗ ст. 265 УК РФ признана утратившей силу. Основным непосредственным объектом различных преступлений, входящих в гл. 27 УК РФ, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта. Дополнительным объектом большинства преступлений являются здоровье и жизнь человека. Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт. Как и диспозиции всех норм о преступлениях, сопряженных с нарушением определенных правил, рассматриваемые диспозиции носят бланкетный характер. Чтобы вменить в вину нарушение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены лицом, а потому следует помимо УК РФ обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила. К ним относятся Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 г., Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г. с изм. на 01.01.2011 г. и ряд других нормативных актов. Составы двух преступлений следует отнести к формальным. Это неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ). Большинство преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по характеристике объективной стороны представляет собой материальный состав, поэтому помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие предусмотренных в законе последствия и причинной связи между деянием и последствием. Установление причинной связи в неосторожных преступлениях, особенно если они связаны с использованием техники, на практике вызывает серьезные трудности. Еще в 70-х гг. ХХ в. на эту проблему пристальное внимание обратил П.С. Дагель, который при анализе признаков состава таких преступлений выделял несколько этапов в развитии причинной связи: 1) возможность причинения вреда, когда правила уже нарушены; 2) возникновение аварийной ситуации, когда техника еще находится под контролем лица, нарушившего правила, и оно может избежать причинения вреда; 3) выход техники из-под контроля субъекта и полная утрата им возможности предотвращения последствий; 4) реальное наступление последствий[306]. При изучении особенностей причинной связи в рассматриваемых преступлениях специалисты в области уголовного права обратили также внимание на множественность факторов, способных оказать воздействие на развитие причинной связи (нарушение правил предосторожности выступает лишь как один из них)[307]. Так, серьезное влияние на развитие ситуации могут оказать поведение самого потерпевшего, например переход улицы в неустановленном месте при интенсивном движении транспорта, дефекты дорожного покрытия и т.п. Не исключены и случаи вынужденного причинения вреда, когда лицо в силу внешних факторов оказалось в ситуации крайней необходимости. По общему правилу вред, причиненный при крайней необходимости, не является преступлением. Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 162-ФЗ внес существенные изменения в характеристику последствий преступлений, предусмотренных ст.ст. 263, 264, 266, 267, 268 и 269 УК РФ, исключив указание на причинение средней тяжести вреда здоровью, а в некоторых - и на причинение крупного ущерба. В качестве последствия в основных составах преступлений в настоящее время предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека. Только в ч. 1 ст. 267 УК РФ осталось указание также и на причинение крупного ущерба. Если предусмотренное УК РФ последствие отсутствует, лицо может быть привлечено к административной, дисциплинарной или материальной ответственности. В качестве квалифицирующего признака (за исключением ст.ст. 270 и 271 УК РФ) предусмотрено причинение человеку смерти по неосторожности, а в качестве особо квалифицирующего - смерть двух или более лиц. Субъективная сторона рассматриваемых преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст.ст. 270 и 271 УК РФ, характеризуется неосторожностью. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов совершаются умышленно. В тех составах, в которых субъект наделен специальными признаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст - не менее 18 лет. В остальных составах субъект - лицо, достигшее 16 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ, является лицо, достигшее возраста 14 лет. Вопрос о классификации преступлений, включенных в гл. 27 УК РФ, в литературе решается неоднозначно. Иногда подразделение преступлений на виды отсутствует, но чаще всего рассматриваемые преступления делятся на две группы. Так, И.М. Тяжкова выделяет преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации в процессе движения транспорта (ст.ст. 263, 264, 265, 271 УК РФ), и иные преступления в сфере функционирования транспорта[308]. Согласно группировке составов, предложенной А.И. Чучаевым, к деяниям, посягающим на безопасность движения и эксплуатации транспорта, отнесены преступления, предусмотренные ст.ст. 263, 264, 266 - 269 УК РФ, а к иным преступлениям в сфере функционирования транспорта - деяния, предусмотренные ст.ст. 265 (утратила силу), 270 и 271 УК РФ[309]. Таким образом, по данной классификации, представляющейся наиболее логичной, преступления, которые не совсем четко вписываются в гл. 27 УК РФ по признаку видового объекта, выделены в самостоятельную группу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.006 с.) |