Тема 5. Человек как субъект и объект общественных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Человек как субъект и объект общественных отношений



Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

В обыденном сознании чаще всего такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», отождествляются. В социологии же, при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» - это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. В этом смысле человек - продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность – это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии. Значительное место среди этих подходов и моделей занимает ролевая теория личности. Эта теория описывает социальное поведение личности через такие понятия, как социальный статус и социальная роль, выступающие в качестве поведенческой стороны социального статуса. В ней человек предстает как совокупность социальных ролей.

Социальная роль предполагает совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим социальным статусом, а именно вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. То есть социальная роль – это динамическая сторона статуса, модель поведения, ориентированная на конкретный статус.

Каждый человек одновременно обладает различными социальными характеристиками, формирующими его совокупный статус. Совокупность ролей, вытекающих из совокупного статуса, называется ролевым набором. Каждая роль из ролевого набора требует определенного поведения. Как и социальные статусы, социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе), а могут носить и неформальный характер (например, моральные нормы поведения).

Каждый человек в различной степени отождествляет себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда отождествление с одним из статусов становится настолько сильным, что человек буквально сливается с соответствующей ему ролью, перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Например, учитель, поучающий всех подряд. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией. Минимальное же слияние с ролью называется дистанцированием от роли.

Обладая большим или меньшим ролевым набором, соответствующим статусному набору, человек не со всеми ролями идентифицирует себя в равной степени. Некоторые роли для человека становятся личностно значимыми. Как правило, это те роли, которые соответствуют главному статусу. Их утрата воспринимается человеком как личностная драма (например, мужчина, кормилец семьи, теряет работу, становится безработным). Большинство же ролей не являются личностно значимыми, их наличие или отсутствие не переживается (например, роль покупателя, пешехода, читателя и т.д.).

Социальная роль, понимаемая как ожидаемое поведение, формируется на основе следующих компонентов: а) описание типа поведения, соответствующего данной роли; б) предписания (требования), связанные с данным поведением; в) оценка выполнения предписанной роли; г) санкция, т.е. социальные последствия того или иного поведения. Следует отметить, что социальные санкции являются одним из главных элементов социального регулирования, поскольку именно они побуждают человека к определенному типу поведения. Если кто-то нарушает требования, предписанные данной социальной роли, то следует негативная оценка и соответствующие социальные санкции. Исполнение социальной роли в соответствии с ожиданиями будет иметь следствием позитивные социальные санкции в виде одобрения, восхищения и т.д.

В целях побуждения индивидов к адекватному исполнению социальной роли в обществе существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая ей система социальных санкций. Социальные санкции бывают двух видов. Санкции, реализуемые непосредственно социальной группой через её поведение (осуждение, презрение, одобрение и т.д.), называются моральными. Помимо этого, санкции могут быть юридическими, политическими и т.д. Они реализуются конкретными социальными институтами и имеют правовые последствия.

Социальная роль не является чистой моделью поведения. Необходимо выделять ролевое ожидание – поведение, которое ожидают от человека окружающие в соответствии с его социальным статусом, и ролевое исполнение – собственно поведение конкретного индивида. Полного совпадения между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает. Требования социальной роли каждым конкретным человеком интерпретируются по-своему, результатом чего является различная картина поведения индивидов, обладающих одинаковым статусом. Связующим звеном между ролевым ожиданием и ролевым исполнением выступает характер человека. Таким образом, социальный статус подчеркивает сходство людей, а социальная роль – их различие.

Существующие границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку неадекватное исполнение социальных ролей носителями соответствующих социальных статусов может привести к нарушению равновесия общества как социальной системы, но не абсолютные. Пределы, в рамках которых варьируется допустимое поведение, называется статусным диапазоном.

Обладая различными статусными характеристиками, человек во множестве ситуаций должен одновременно исполнять несколько ролей. Как правило, эти роли не противоречат друг другу и их исполнение не создает дискомфорта для человека. Однако в некоторых ситуациях индивид сталкивается с необходимостью удовлетворения требований двух или более несовместимых или трудно совместимых ролей (например, роль матери, хозяйки и роль работницы, сотрудницы). В этом случае возникает ролевой конфликт, создающий стрессовую ситуацию. Для того чтобы преодолеть ролевой конфликт, человек должен сделать выбор между противоречивыми ролями, определить для себя, какая из ролей является более важной.

Включение индивида в общество называется социализацией. В процессе социализации индивид приобретает социальную природу, превращаясь из биологического существа в социальное. Т.е. главное содержание социализации – формирование личности, становление социального «Я».

Понятие «социализация» шире, чем понятия «образование», «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, социально спланированных действий, целью которых является формирование у ребенка определенных навыков, качеств характера. Социализация включает и образование, и воспитание, и, сверх того, совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы. Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус, овладевает социальными ролями.

Таким образом, социализация представляет собой процесс усвоения образцов социального поведения, социальных норм и ценностей и освоения социальных ролей. Следует обратить внимание на то, что в ходе этого процесса социальные нормы как предписания, требования, пожелания определенного типа поведения усваиваются, а социальные роли именно осваиваются в результате каких-то практических действий. Так, девочка, играя в куклы, имитирует поведение своей матери, осваивая, тем самым, соответствующую социальную роль.

Социализация - это длительный, многоактный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся на протяжении всей жизни индивида. Связано это с тем, что на протяжении его жизни меняется не только он сам, его привычки, вкусы, пристрастия, но и меняется общество. Социализация позволяет индивиду адаптироваться к этим изменениям.

Механизм процесса социализации заключается в постоянном, непрерывном, интенсивном взаимодействии человека с окружающей его социальной средой. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны – объект социализации и субъект социализации. Объект социализации – это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации – это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) – как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация осуществляется через прямое воздействие на человека его непосредственного окружения: семьи, друзей, родственников и др., выступающих в качестве ее агентов. Вторичная социализация осуществляется через опосредованное воздействие на индивида. Ее агенты – представители государства, руководители предприятий, вузов, средства массовой информации и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивно осуществляется в первой половине жизни, хотя в определенной степени сохраняется и во второй. Вторичная социализация приходится на вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, если между учителем и учеником отношения носят доверительный характер, то учитель будет выступать в качестве агента первичной социализации. Если же роль учителя исполняется формально, то он становится агентом вторичной социализации. Следовательно, первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений, а вторичная социализация – в сфере социальных отношений.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности. Поэтому процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Количество и продолжительность стадий социализации в различных обществах неодинаковы. Например, чем дольше длится процесс обучения, тем больше времени уходит на такую стадию социализации, как юность.

Сложность и многообразие социальной жизни проявляются в том, что она включает в себя не только спокойное, стабильное, правильное течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от социальных норм (девиантном) поведении.

Существуют различные объяснения девиации. Так, Ч. Ломброзо считает, что люди предрасположены к определенному типу поведения по своему биологическому складу. Х. Шелдон связывает девиантное поведение с особенностью строения тела, З. Фрейд - с «умственными дефектами», «дегенеративностью», «психопатией». Социологическое объяснение девиации в первую очередь учитывает социальные и культурные факторы. Так, с точки зрения Э. Дюркгейма и Р. Мертона, причина девиации кроется в «социальной дезорганизации» общества, когда культурные ценности, нормы и остальные взаимосвязи ослабевают или противоречат друг другу. Т.е. причиной девиации «является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения».

В марксистской концепции акцент делался на классовых корнях девиации. В соответствии с этой концепцией главной причиной такой, например, девиации, как преступность, является сам уклад общественных отношений, основанных на частной собственности и антагонизме классов. Отсюда делался вывод о том, что социализм, ликвидировав частную собственность, полностью устраняет социальные причины преступности.

Современные исследователи проблемы девиации в целом склоняются к тому, что, поскольку человек является существом биосоциальным, постольку причины девиации следует искать как в социальных факторах, так и в особенностях биологической структуры личности.

В широком смысле девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие принятым в обществе нормам, причем как положительные (героизм, альтруизм, самопожертвование, высочайшая преданность), так и отрицательные (пьянство, наркомания, предательство, вандализм, хулиганство и др.). Социологические исследования показывают, что на каждую из этих групп приходится 10-15% населения, в то время как 70% составляют те, кто практически не имеет отклонений от нормы.

Следует отметить, что девиация носит относительный характер: то, что для одного человека или группы является отклонением, для другого человека или группы - нормой. Т.е. критерием нормы или отклонения считаются принятые в данном обществе, в социальной группе социальные нормы – исторически сложившиеся правила допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации в соответствии с ценностями определенной культуры.

Серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправного действия (т.е. нарушения общепринятых норм, преступления), называются делинквентным поведением. Они носят абсолютный характер и наказуемы в соответствии с законом.

В социальной жизни может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие социальные слои, охватывает социальные институты, принятые обществом нормы и ценности. Такое состояние называется социальной аномией и означает полную разрегулированность общества, иными словами, деформацию всех структур общества, в том числе и социальной. Это чаще всего бывает в период глубоких кризисов, радикальных реформ, войн, революций, стихийных бедствий, носящих глобальный характер и т.д. Девиация, приобретающая всеобщий характер, разрушает социальные институты, нормы, ценности и угрожает, тем самым, не только обществу вообще, но и лишает уверенности и защищенности каждого его члена в отдельности.

 

Ключевые понятия темы: человек, индивид, личность, ролевая теория личности, социальная роль, социальные нормы, социальные санкции, ролевое ожидание, ролевое исполнение, ролевая идентификация, дистанцирование от роли, ролевой конфликт, социализация, агенты социализации, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальная аномия.

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

 

Проблема социальных конфликтов занимает видное место в социологической науке. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия «конфликт», природы конфликта как общественного явления, причин его возникновения, а также возможностей его разрешения. В прошлом большой вклад в научную разработку этой проблематики внесли К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, Л. Гумплович, Г. Зиммель. В середине XX века в социологии оформилось и особенное конфликтологическое направление, основы которого были заложены Р. Дарендорфом.

Сложность и неоднородность общества имеют своим следствием противоречивость потребностей и интересов больших социальных групп и слоев. Противоречия охватывают все сферы жизни общества - социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис общества, социальную напряженность. В свою очередь, социальное напряжение может перерасти в конфликт. Таким образом, причина социального конфликта кроется в несовпадении интересов и целей соответствующих социальных групп.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, интересов. Цель конфликта заключается в реализации собственного интереса за счет интересов других. Исходной точкой конфликта является социальная напряженность, в основе которой лежит чувство социальной неудовлетворенности, ощущение ущемления своих интересов. Потенциальной стороне конфликта кажется, что она имеет меньше, чем заслуживает, что она способна на большее, чем ей позволяют. Следует отметить, что социальный конфликт - это всегда столкновение общественных, групповых, а не индивидуальных интересов.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Основными субъектами конфликтов являются большие социальные группы людей, противостоящие друг другу в силу несовместимости и противоречивости интересов и целей. Р. Дарендорф выделяет три вида социальных групп как субъектов конфликта. Это, во-первых, непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. Во-вторых, те, кто стремится быть незамешанным непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание. В-третьих, силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Социальный конфликт редко принимает форму собственно конфликта больших социальных групп, проявляющегося в массовых выступлениях, акциях и т.д. Как правило, социальный конфликт выливается в противостояние и борьбу лидеров социальных групп. Непосредственными субъектами конфликтов выступают также организации больших социальных групп - партии, парламентские фракции, «группы давления» и др. Они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов.

Одной из важных проблем социологии является вопрос о природе конфликта, а значит, и о том, возможно ли общество без конфликтов. Истоки исследования этой проблемы восходят к древности. Так, например, еще древнекитайские философы в борьбе противоположностей видели источник развития природы и общества, а античные философы создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. В целом же, все концепции, объясняющие природу конфликта, можно разделить на две группы: теория возможности бесконфликтного развития общества и теория конфликтной модели развития общества.

Последовательными сторонниками теории возможности бесконфликтного развития общества являются марксисты, считающие, что основным противоречием общества является противоречие по поводу собственности, выступающее в качестве движущей силы социальных изменений, основой социального конфликта является борьба за собственность, а главными участниками - антагонистические классы. Ликвидация частной собственности, по мнению теоретиков марксизма, снимает антагонистические классовые противоречия и создает условия для бесконфликтного развития общества. Следовательно, исходя из марксистской и неомарксистской концепции, конфликт есть временное состояние общества и возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.

Большинство социологов немарксистского направления считают, что существование общества без конфликтов невозможно. Так, например, еще в XIX веке А. Смит, М. Вебер, Л. Гумплович и другие рассматривали конфликт как реальность, неизбежность, с одной стороны, и стимул социального развития общества - с другой. Конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным фактором общественного развития. Поэтому конфликт – не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, дающий выход социальной напряженности.

Основоположник современной конфликтологии Р. Дарендорф рассматривал социальные конфликты как всепронизывающие компоненты общественной жизни, которые невозможно устранить только потому, что мы их не желаем. Основой социальных конфликтов Р. Дарендорф считал политический фактор, т.е. борьбу за власть, престиж, авторитет. Поэтому конфликт может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть отношения господства и подчинения, есть стремление к доминированию. Попытка простого подавления конфликта ведет к его обострению. Исходя из представления о том, что общество сохраняется как целое благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов, Р. Дарендорф считает, что главной задачей является управление конфликтами, умение контролировать их.

С проблемой удовлетворения потребностей людей связывал конфликт П. Сорокин. По его мнению, источник конфликта лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать: в пище, одежде, жилье, самосохранении, творчестве, самовыражении и др. При этом причина конфликта у П. Сорокина не в самих потребностях, а в средствах их удовлетворения, в их доступности.

Понимая социальный конфликт как столкновение групповых интересов, можно сделать вывод о том, что каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов. Это, например, политические, экономические, культурные, демографические и другие виды конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Он может возникать как между государствами, так и между политическими партиями.

Экономический конфликт - это конфликт между любыми по численности субъектами по поводу уровня заработной платы, уровня цен, по поводу доступа к реальным материальным благам.

Этнический конфликт - это конфликт между народами по поводу территориальных претензий, по поводу места конкретной этнической группы в обществе.

Профессиональный конфликт – это конфликт между профессиями или отраслями по поводу экономических или социальных ценностей.

В чистом виде эту классификацию применять нельзя, поскольку чаще всего реальные конфликты представляют собой смесь элементов различных конфликтов. Так, например, в полиэтническом государстве зачастую межнациональный конфликт имеет корни в экономических, духовных, религиозных и других претензиях. И, в то же время, экономический конфликт в подобном государстве может вынести на поверхность длительное время скрывавшиеся межэтнические противоречия.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в разных формах. Это могут быть как дискуссии, запросы, принятие деклараций, законов, так и массовые действия, которые реализуются в форме предъявления какого-либо требования к власти, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований. Активной формой конфликтного поведения является массовый протест, формами выражения которого являются митинги, демонстрации, пикетирование, забастовки, кампании гражданского неповиновения. Организаторами массовых действий могут выступать политические партии, группы давления, общественные и общественно-политические организации. Крайней формой проявления конфликта является революция, предполагающая насильственный, военный способ действия, вовлекающая в участие широкие массы людей. Ее целью является качественное изменение существующего порядка в обществе. К узкогрупповым (по своей социальной базе) и локальным (по масштабу) формам проявления коллективного протеста относятся бунт и мятеж как целенаправленное выражение коллективной активности в агрессивных формах. Массовый протест может быть организованным и стихийным, прямым или косвенным, насильственным и ненасильственным.

Понимая социальный конфликт как объективное явление развития общества, следует отметить, что он может выполнять как позитивные, так и негативные функции. К позитивным функциям относятся такие, как коммуникативно-связующая и консолидирующая. Благодаря этим функциям участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы и интересы, приспосабливаются друг к другу, что ведет к разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон и стимулирует положительные изменения в обществе. Следствием социального конфликта может быть и инновационное (обновленное) решение самых разных проблем, возникновение здоровой конкуренции. Негативная же функция проявляется в дестабилизации отношений в социальной системе, что может привести к аномии общества. Поэтому очень важной представляется задача своевременного выявления социальных противоречий, которые могут привести к деструктивным изменениям в обществе, и управление конфликтом.

Задача управления конфликтом заключается в том, чтобы не допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В целях решения этой задачи необходимо знать, как и с чего начинается социальный конфликт, каков механизм его протекания, каковы признаки разрешения конфликта.

Анализ социального конфликта позволяет выделить в его течении четыре стадии: предконфликтную, конфликтную, стадию разрешения конфликта и послеконфликтную.

В предконфликтной стадии выделяются две фазы. Первая - скрытая (латентная) фаза развития конфликта. Она характеризуется формированием конфликтной ситуации, т.е. накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов. На этой фазе конфликт как таковой не проявляется, ощущается лишь напряженность в отношениях. Противоборствующие группировки находятся в состоянии конфронтации, т.е. потенциального, скрытого конфликта.

Вторая фаза начинается с инцидента или повода, каким может стать любое внешнее событие. Оно приводит в движение конфликтующие стороны. Причем повод отличается от причины и предмета конфликта. Если предмет конфликта лежит в противоречивости интересов и социальной неудовлетворенности, то поводом может стать любое незначительное происшествие. Так, поводом к началу первой мировой войны послужило убийство наследника австрийского престола, в то время как причина войны –территориальные претензии, желание переделить уже поделенный мир. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами противоположности их интересов, целей, ценностей и конфликт переходит из скрытой фазы в открытую. Если латентная фаза может продолжаться неопределенно долго - месяцы, годы, то вторая фаза достаточно коротка и служит ступенью для перехода ко второй стадии конфликта.

Конфликтное поведение - основное содержание второй стадии развития конфликта. Оно подразумевает действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее интересов. Формируется особый тип взаимодействия, так называемая негативная кооперация, т.е. объединение ради отрицания других.

Начавшийся конфликт в процессе своего развития проходит также две фазы. Это связано с тем, что отношения, складывающиеся в начале и в конце конфликта, существенно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий, дополнительные факторы разрастания конфликта.

Первая фаза конфликтного поведения характеризуется формированием установки на борьбу, психологической готовности к ней. Конфликт интересов приобретает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют. Нарастают агрессивность, враждебность, происходит формирование «образа врага». Конфликтные действия обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

На второй фазе конфликтного поведения ситуация может развиваться либо в сторону усиления конфликта, либо стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. На этой фазе происходит «переоценка ценностей»: конфликтная ситуация начинает оцениваться более трезво, реально, возможно изменение представлений сторон друг о друге и о себе. Это становится фактором выбора стратегии и тактики дальнейшего поведения.

На фазе «выбора» (или «переоценки ценностей») стороны могут выбрать различные модели дальнейшего поведения. Во-первых, достижение своих целей за счет другой группы и тем самым углубление конфликта. Во-вторых, снижение уровня напряженности при сохранении конфликтной ситуации за счет частичных уступок друг другу. В результате конфликт вновь переходит в латентную стадию. И, наконец, в-третьих, поиск способов полного разрешения конфликта. Если выбрана третья модель поведения, то конфликт переходит в третью стадию - стадию разрешения.

Признаком разрешения конфликта является завершение инцидента. Это означает, что между противоборствующими сторонами заканчивается конфликтное взаимодействие. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, вызвавшей конфликт, так и через изменение субъективного образа ситуации и трансформации «образа врага» в «образ партнера». Прекращение конфликта на объективном и субъективном уровнях означает его полное разрешение. Если же прекращается только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки на продолжение борьбы, сдерживаемые либо санкциями, либо волевыми решениями, то разрешение конфликта носит частичный характер. При этом возможно вновь возвращение конфликта в скрытую фазу, продолжающуюся до очередного повода.

Успешное разрешение конфликта предполагает наличие ряда условий, в том числе своевременную и точную диагностику его причин, обоюдную заинтересованность сторон в преодолении противоречий, совместные поиски путей разрешения конфликта.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. Ее основные задачи сводятся к окончательному устранению противоречий интересов, ликвидации социально-психологической напряженности и прекращению борьбы. В этих целях могут быть использованы различные методы, в том числе переговоры, использование посредничества. На стадиях разрешения конфликта и после конфликта важной становится способность сторон к компромиссу как способу разрешения конфликта, при котором конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем взаимных уступок.

 

Ключевые понятия темы: социальный конфликт, субъекты социального конфликта, стадии социального конфликта, латентная фаза, фаза «переоценки ценностей», полное разрешение конфликта, частичное разрешение конфликта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.064 с.)