Тема 2. История развития социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. История развития социологии



 

Как указывалось, социология является сравнительно молодой научной дисциплиной. Она заявила о своем появлении в середине XIX века и проделала с тех пор значительную эволюцию в решении задач самопознания и саморегулирования общества. История развития социологии показывает, как постепенно сводятся воедино знания о реальных процессах, происходящих в обществе, как эти знания превращаются в средство регулирования общественной жизнью, какую роль в этом процессе играет реальный человек.

Изучать историю развития социологической мысли необходимо, т.к. это позволяет проследить путь развития общества от незнания к знанию своей собственной природы на базе плюрализма, не отдающего предпочтение ни одной отдельной теории как единственно правильной, ибо такой теории просто не существует. Кроме того, следует иметь в виду, что социологическая мысль в своем развитии не только объясняет нам то, что происходит в обществе, но и сама творит социальную реальность, помогает прогнозировать будущее.

Трудно установить ту точку в истории науки, которая бы обозначала появление социологии, так как определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Поэтому условно временем оформления социологии в качестве самостоятельной науки, признанной ученым сообществом, считают опубликование Огюстом Контом (1798-1857) его важнейшего труда «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Обоснование этой задачи осуществляется О. Контом на базе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях развития человечества: теологической, метафизической и позитивной. На первой стадии, теологической, человек объясняет все явления, исходя из религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от идеи божественного установления и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и философских туманностей. Критически переосмыслив представления первой стадии, человеческая мысль этого этапа подготавливает наступление третьей стадии - позитивной, на которой и создается собственно социальная теория общества, лишенная теологичности и метафизичности и обладающая чертами оперативности, доступности для непрофессионалов, практической действенности. На позитивной стадии человек получает свои знания как бы «снизу», с самого общества, с реальных явлений и фактов, наблюдая их и фиксируя постоянные связи, которые могут устанавливаться между ними.

Таким образом, использование социологией «позитивного метода» означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдения и эксперименте, данных проверенных, надежных, не вызывающих сомнения.

В соответствии со своими теоретическими представлениями Конт делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает существующие структуры общества (государство, религию, семью и т.д.) с точки зрения их общественных функций в как бы застывшем состоянии. В социальной динамике происходит изучение социальных изменений, определяются направления общественного прогресса. «Позитивистская» социология Конта делает упор в осмыслении путей развития общества не на радикальную революционность и низвержение существующих структур, а на их «позитивную» перестройку. Главную роль в осуществлении общественного прогресса играет, по Конту, духовное, умственное развитие человечества, возникающее на базе чувства солидарности и согласия между людьми, утвердить которое, преодолев отрицательные последствия действия закона разделения и кооперации труда, призвана социология.

Позитивистская социология получила дальнейшее развитие в трудах англичанина Герберта Спенсера (1820-1903), положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюции природы и общества, функционирующего на базе законов биологии, и создавшего «органическую теорию общества». Спенсер уподоблял сословно-кастовое строение общества и присущие ему различные функции разделению функций между организмами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, нежели биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем инструментов регуляции.

Идея изменчивости и «плавного» эволюционизма в социологии Спенсера позволяла применить в ней естественно-научные методы, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к обществознанию. Спенсер считал, что общество имеет два полюса эволюции - военный и промышленный тип устройства. Причем эволюция идет от первого типа ко второму. По мере того как закон выживания наиболее приспособленного реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характеризующемуся дифференциацией, основанной на личной свободе. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство - как противное органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленного и одаренного.

Таким образом, Спенсер, как и Конт, считал, что новая наука - социология - должна противопоставить радикальным теориям революции теорию, позволяющую проводить изменения в обществе эволюционным путем, учитывая все общественные факторы и интересы всех социальных групп.

К классическому типу научной социологии относятся взгляды выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма (I858-I9I7). Согласно его убеждению в основе общества лежит некая «особая реальность», которая соединяет людей в нечто единое, устанавливает между ними солидарность особого рода и потому имеет свои общие и частные законы. Эти законы - предмет чисто социологического изучения, ибо раскрывают суть и характер всех общественных явлений и носят объективный характер, что и является высшим критерием научности.

Указанная особая социальная реальность (то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого) безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий» требований принципов морали и т.д. Вот это соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным (т.к. только деятельность отдельных людей может наполнять общее его содержанием), Дюркгейм назвал «социальным фактом». Социальный факт специфичен, он порожден объединенными действиями индивидов, но отличается от индивидуального сознания потому, что у него другое основание - коллективное сознание.

По Дюркгейму, главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, т.е. профессиональная специализация. Дюркгейм выделяет механическую солидарность, которая доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность, с его точки зрения, характерна для современных обществ и основана на разделении труда.

Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического учения Дюркгейма, предметом социологии, а сама социология, с его точки зрения, помогает проникнуть в эту «общую» реальность через обобщение частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Т.е. методы конкретных социологических исследований, статистические данные не просто рисуют картину некоторых процессов в обществе, но и поднимают исследователя на уровень новой реальности.

Итак, классический тип научности, представленный такими видными социологами, как Конт, Спенсер, Дюркгейм, характеризуется следующими принципами методологии: 1) социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности; 2) социология должна строиться по образу естественных позитивных наук; 3) методы социального исследования должны быть точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно; 4) важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Социологическое знание должно быть свободным от субъективных впечатлений и показать, что источник социальных фактов лежит не в мышлении индивидов, а в обществе. Само же общество является автономной системой, управляемой своими собственными законами.

Нетрадиционный, неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, как пограничная наука, должна заимствовать у естествознания приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, а у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям. Г. Зиммель и М. Вебер в качестве предмета своей «понимающей социологии» отвергали такие понятия, как «общество», «народ», «коллективное». Они считали, что предметом социологии может быть только индивид и поэтому все общественные институты, структуры, формы поведения фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Иначе говоря, наш субъективный смысл, приобретающий всеобщий, обязательный характер, как раз и составляет суть социального. Другое название для этого понятия - рациональность, то есть соответствие социальных действий некоему образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. Социология становится, по Веберу, наукой об идеальных типах (то есть идеальных моделях, образцах), которые регулируют социальные действия людей. «Идеальные типы» не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. Т.е. идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве эталона для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. Социология призвана в индивидуальных и групповых действиях видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам (образцам).

Цель социологии, по Веберу, - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан.

Крупнейшим социологом XIX века является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории.

Материалистическое понимание исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которого заключается в нем самом, а не находится вовне.

Согласно марксистской теории общества базисными в социальном развитии являются экономические отношения, которые определяются и регулируются отношениями собственности. При этом признается воздействие на ход истории и многих других факторов, таких как политические формы классовой борьбы и ее результаты: государственный строй, правовые, политические, философские теории, религиозные верования и т.д. Но главным образом развитие общества обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами, вместе с изменением которых меняется весь способ производства, его производственные отношения, а затем и вся надстройка.

Социологическая теория К.Маркса сочетает в себе понимание общества как системы (понятие формации, способ производства как основа социальной структуры, принцип детерминизма) с диалектико-историческим пониманием развития (развитие как борьба противоположностей, классовая борьба как способ разрешения конфликтов и движущая сила общественного развития и др.).

К. Маркс и Ф. Энгельс создали концепцию становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Социологический интерес представляет также и марксистское учение о классах и социальных группах современного им общества.

Среди различных школ социологии XX века чаще наибольший интерес представляют структурный функционализм, конфликтология и символический интеракционизм.

Так, социологи-функционалисты считают, что общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Иными словами, в обществе все теснейшим образом связано и увязано друг с другом.

Эта идея оформилась в теории структурного функционализма Т. Парсонса (1902-1979) как идея системного строения общества. По Т. Парсонсу, общество – это социальная система, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Он доказывал, что все социальные системы для выживания должны обладать набором из четырех основных функций:

Адаптация - любая социальная система, чтобы выжить, должна приспосабливаться или адаптироваться как к внутренней ситуации, так и к изменениям внешней среды. Данной функции соответствует такая подсистема, как экономика, которая поставляет и распределяет материальные продукты, удовлетворяя определенные физиологические потребности всех членов общества.

Целедостижение - система определения основных целей и поддержание процесса их достижения. Эта функция обеспечивается такой подсистемой общества, как политика.

Интеграция - система связывания и увязывания всех своих компонентов, обеспечения устойчивости, внутреннего единства и солидарности. Данная функция осуществляется институтами социального контроля, например, государственным аппаратом.

Удержание образца - любая социальная система создает, сохраняет, совершенствует, обновляет мотивацию индивидов, образцы их поведения, культурные принципы. Эта функция обеспечивается такими солидаризирующими институтами, как семья, школа, армия, церковь и т.д., которые согласовывают структуру личных мотиваций с целями и ценностями данного общества.

В противовес функционалистским подходам, всемерно подчеркивающим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в современной западной социологии существует как бы противоположное направление, которое видит в обществе не консенсус, не сбалансированность мотивов и взаимных интересов, а борьбу различных групп и идей, результирующая которой и формирует существующие социальные структуры и отношения.

Например, немецкий социолог Р. Дарендорф в своей «теории конфликта» исходил из того, что в каждом обществе существуют осевые линии социальных конфликтов. Конфликт, по его мнению, рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются «давлению» или господству противоположной им социальной силы. Причем конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он также неизбежен в обществе, как и интеграция социальных институтов. За внешним единством социальных структур находятся конфликтующие мотивы и интересы этих структур и их носителей. Задача общества, по мнению Р. Дарендорфа, заключается не в том, чтобы избежать или снять конфликты, а в том, чтобы направить их в определенное русло, не разрушающее всю систему и ведущее к ее плановой эволюции. Для этого надо сделать конфликты предметом открытых дискуссий, обсуждений в прессе и т.д. Само по себе наличие и демократическое разрешение конфликта является свидетельством жизнеспособности общества.

В 20-е годы ХХ века возникает еще одна социологическая теория - символического интеракционизма. Термин «символический» обозначает, что эта социологическая школа делает акцент на «смысле» («символе»), который вкладывают действующие в обществе лица («актеры»), когда они вступают во взаимодействие, то есть «интеракцию». Под социальным взаимодействием в данном случае понимается непосредственная межличностная коммуникация (обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению и, соответственно, интерпретировать и конструировать свои собственные действия. Отсюда следует, что развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. Таким образом, данная теория рассматривает общество с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты поведения, взаимодействия. Основатель символического интеракционизма Джордж Герберт Мид (1863-1931) считал, что общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей.

В современной западной социологии, кроме указанных выше, важное место занимают теории неомарксизма (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), концепция социокультурной динамики, социальной стратификации и социальной мобильности (П. Сорокин), этнометодология (З. Гарфинкель), постмодернизм (З. Гидденс), феноменологическая социология (А. Щюц), социология знания (К. Маннгейм) и ряд других учений.

 

Ключевые понятия темы: «позитивный метод», социальная статика, социальная динамика, «органическая теория общества», «социальный факт», «понимающая социология», «идеальный тип», метод «отнесения к ценностям», материалистическое понимание истории, структурный функционализм, символический интеракционизм, конфликтология.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.015 с.)