Тема 3. Общество как социальная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Общество как социальная система



 

На протяжении всей истории развития социологии одной из важнейших ее проблем был вопрос о том, что такое общество, как возможно его существование и развитие. Признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи прошлого и настоящего расходятся в определении того, что является первоосновой этого объединения. Так, Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер понимал общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. У К. Маркса общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. С точки зрения Т. Парсонса и Р. Мертона, первоосновой общества являются фундаментальные нормы и ценности, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности.

При всем своем различии многочисленные социологические теории объединяет понимание общества как сложной, многогранной, неоднородной и, в то же время, целостной социальной системы, которая функционирует и развивается по своим собственным законам, имеет внутреннюю упорядоченность и устойчивость.

Как социальная система общество состоит из различных элементов, связанных между собой определенным образом. Основным элементом общества являются люди, а также их социальные связи и действия, в результате которых отдельные разнородные индивиды объединяются в социальные группы и общности. Т.е. общество – это совокупность не только людей, но и социальных общностей (социальных групп) этих людей, также выступающих в качестве субъектов социальной жизни. Социальная группа представляет собой своеобразного посредника между человеком и обществом в целом. Социальные группы вступают между собой в социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальное взаимодействие – это система взаимно обусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Одной из форм проявления социальных взаимодействий являются социальные отношения, отличающиеся длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью социальных взаимодействий.

В качестве элементов общества выступают также социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение), являющиеся исторически сложившимися, устойчивыми формами организации совместной деятельности людей. К ним относятся, например, институт семьи, институт образования, институт здравоохранения, институт государства и другие социальные организации и учреждения, образованные людьми в процессе их жизнедеятельности.

Важным элементом общества выступают социальные нормы и ценности. Социальные ценности представляют собой разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, стоящих перед обществом, а также по поводу средств и путей их достижения. Производными от социальных ценностей являются социальные нормы, понимаемые как стандарты поведения людей, исходящие из принятой обществом системы ценностей. Социальные нормы могут быть правовыми и моральными. Правовые нормы проявляются в форме закона или иного государственного или административного нормативного акта. Их соблюдение обеспечивается соответствующими органами

Каждый элемент общества находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими элементами, занимает специальное место и играет определенную роль. То есть общество как система имеет упорядоченную структуру. Благодаря этому оно отличается от хаотичного, произвольного скопления людей устойчивостью и стабильностью.

Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Важнейшими характеристиками общества являются устойчивость и целостность, самовоспроизводство и самодостаточность, саморегулируемость и саморазвитие.

Многообразие существовавших и ныне существующих обществ не позволяет создать их единую классификацию. Все существовавшие и существующие сейчас общества социологи разделяют на определенные типы. При этом основой классификации является сходный признак или критерий, принимаемый за сравнение.

Достаточно распространенной в социологии является классификация обществ на простые и сложные. В ее основе лежит такой критерий, как степень социальной дифференциации и число уровней управления. Для простого общества характерно отсутствие богатых и бедных, руководителей и подчиненных. Оно возникло около 40 тыс. лет назад. Возраст сложного общества значительно меньше - 6-10 тыс. лет. Оно характеризуется наличием государства, социальной и экономической дифференциацией, сложной системой руководства и подчинения.

Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски предложили классификацию по основному способу добывания средств к существованию, выделив: а) общество охотников и собирателей – самый древний и самый продолжительный тип общества; б) общество скотоводов и огородников, характеризуемое переходом от присваивающего хозяйства к производящему; в) промышленное общество, характеризуемое заменой ручного труда машинным.

Марксистская социология в основу классификации обществ положила способ производства, характеризующийся особой формой собственности. Это позволило все общества разделить на пять общественно-экономических формаций, последовательно сменявших друг друга: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. Общественно-экономическая формация, таким образом, представляет собой общество, характеризуемое определенным способом производства, создающим его экономический базис, и соответствующую базису социально-политическую и духовную надстройку (государство, культура, семья, быт и т.д.). При этом общества, различные по уровню и образу жизни, политическому строю и культуре объединялись в одну формацию только при условии общности способа производства.

В современной социологии популярной является предложенная в 60-70-х годах XX столетия Д.Беллом классификация обществ по уровню и характеру технологий. Принимая во внимание указанный критерий, Д.Белл выделяет три типа обществ: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. При этом переход от одной стадии развития общества к другой в этой модели сопровождается не только изменением технологии, но и изменением способа производства, господствующей формы собственности, социальных институтов, культуры, образа жизни, социальной структуры, ценностей и целей общества.

Доиндустриальное (или традиционное) общество - это закрытое, несвободное общество с сильной церковью и армией как главными институтами, с жесткой регламентацией социальных норм, социальных институтов, социальной структуры. Всякое проявление свободы личности подавляется и властными структурами, и социальными институтами. Его основой является аграрное производство, а главной целью - власть.

Индустриальное общество начинает формироваться в ХVIII веке вследствие промышленной революции. Его отличает гибкость социальной структуры, прозрачность границ социальных слоев, социальная мобильность, открытость к инновациям. Определяющим фактором развития общества выступает промышленность с корпорацией и фирмой как главными социальными институтами. Целью этого общества становятся деньги.

Следствием научно-технической революции, начавшейся в середине ХХ века, становится переход наиболее развитых стран на уровень постиндустриального общества, главным фактором развития которого являются наука, информатизация. Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается переходом от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей. В результате этого в обществе происходят существенные изменения в социальной структуре. Классовое деление уступает место профессиональному, собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Целью и главной ценностью общества становятся знания.

Перечисленные теории не исчерпывают многообразия оснований для классификации общества. Например, по типу господствующей в обществе религии выделяется христианский и мусульманский мир. В свою очередь, внутри христианского мира можно выделить православный, католический и протестантский мир. Если за главный признак сравнения берется письменность как средство сохранения и передачи знания, то можно выделить дописьменные и письменные общества и т.д.

Существующие классификации неравнозначны. При этом нельзя ни одну из них ни отвергать, ни считать единственно правильной. В зависимости от того, какая сторона общества изучается, с такой целью и принимается необходимая классификация. Так, например, если изучается степень открытости общества, то за основу берутся различные политические критерии: форма правления, политический режим; если исследуются этнические отношения, то общества классифицируются на мононациональные и полинациональные.

Общество не мертвый, застывший, а живой, подвижный социальный организм, неизменно подвергающийся более или менее существенным переменам. Поэтому одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизм и направленность. Социальное изменение - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием «развитие».

Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

Доминирующее положение в социологии занимает концепция социального эволюционизма, рассматривающая процесс развития общества как часть общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли. Сущность социальной эволюции - постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машиной технологией и т.д. Таким образом, переход от одной стадии исторического развития человеческого общества на другую происходит в результате длительного процесса накопления, количественных изменений.

Наряду с концепцией социального эволюционизма достаточно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. В соответствии с марксистской концепцией переход от одной общественно-экономической формации, понимаемой как ступень развития общества, к другой осуществляется в результате социальной резолюции. Социальная революция - это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое. Рассматривая развитие общества как естественно-исторический, закономерный процесс, К. Маркс большое значение придавал революциям, называя их «локомотивами истории». Именно социальные революции, по мнению К. Маркса, устраняют преграды с пути общественного развития, служат стимулом ускорения общественного прогресса.

Следует отметить, что и сторонники эволюционной теории, и сторонники революционной теории основываются на идее общественного прогресса, т.е. утверждают возможность развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, который может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, не носит, по их мнению, глобального характера.

Признавая сам факт общественного прогресса, исследователи общества расходятся в его критерии. Так, у О. Конта критерием общественного прогресса выступает развитие знания, у Г. Спенсера - усложнение социальной организации общества, переход от однородности к неоднородности, дифференциация и интеграция. В марксизме критерием развития общества выступает рост производительных сил, требующий изменений производственных отношений. В современной социологии (Д. Белл, Л. Арон, У. Ростоу) в качестве критерия прогресса общества принимается уровень и характер производства и потребления.

Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из них является концепция культурно-исторических типов развития общества. Она сформировалась в противовес линейной, европоцентристской модели развития общества, в соответствии с которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой цивилизации и представляет собой однонаправленный, однолинейный процесс перехода от низших ступеней к высшим. С точки зрения ее авторов (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин), нельзя говорить о цивилизации вообще, поскольку, например, невозможно объяснить развитие Востока, России и других регионов с точки зрения европоцентристской концепции развития общества.

В теории культурно-исторических типов исторический процесс рассматривается как многолинейное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, акцент делается на их своеобразии, выдвигается идея замкнутости и локальности некоторых культур и цивилизаций.

В современной социологии достаточно большое распространение получили идеи глобализма. С позиций глобализма современное человечество рассматривается не как простая сумма более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, как принципиально новая социальная суперсистема, все структурные элементы которой находятся в тесной, неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация обусловлена возрастающей интеграцией экономических, политических, культурных отношений и процессов и имеет своим следствием не только появление так называемых глобальных проблем современности, но и то, что достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается в прямой зависимости от состояния и изменения мира в целом.

 

Ключевые понятия темы: общество, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные ценности, социальные нормы, простое общество, сложное общество, общественно-экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное общество постиндустриальное общество, социальная эволюция, социальная революция, теория культурно-исторических типов, глобализм.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.015 с.)