Способы перекачки высоковязких и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы перекачки высоковязких и



Высокозастывающих нефтей

 

Трубопроводный транспорт высоковязких и высокозастывающих нефтей и нефтепродуктов затруднен из-за их повышенной вязкости, высокой температуры застывания и других реологических особенностей. Высокая величина коэффициента гидравлического сопротивления при температуре окружающей среды вызывает необходимость сооружения большого числа насосных станций, что экономически не всегда целесооб­разно. Поэтому наряду с обычной изотермической перекачкой применя­ют и другие методы транспорта таких нефтей:

1. Гидроперекачку.

2. Перекачку с предварительным улучшением реологических свойств
(путем механического воздействия, с помощью добавления жидких разбавителей, газонасыщения, присадок, термообработки).

3. Перекачку с подогревом.

Поясним причину уменьшения гидравлического сопротивления при их применении. Для жидкости, заполняющей трубопровод диаметром D длиной L, условие равномерного движения под действием перепада давления ΔР имеет вид

 

 

где τω - касательные напряжения на стенке.

Откуда

 

,

 

т.е. связь между ΔР и τо - прямопропорциональная.

Из уравнения кривой течения

 

 

видно, что касательные напряжения на стенке прямопропорциональны величине эффективной вязкости жидкости, контактирующей со стенкой трубопровода. В способе гидроперекачки вместо высоковязкой нефти сo стенкой контактирует вода. А в способах перекачки с предварительным улучшением реологических свойств и с подогревом эффективная вязкость высоковязких нефтей понижена.

 

2.2.1. Гидроперекачка

 

Гироперекачкой называют совместную перекачку высоковязких нефтей с водой. Известно несколько способов гидроперекачки:

1. Перекачка нефти внутри водяного кольца.

2. Перекачка водонефтяной смеси в виде эмульсии типа "нефть в воде" (н/в).

3. Перекачка нефти и воды без вмешательства в формирование структуры потока.

Первый способ заключается в том, что в трубопровод одновременно закачивают воду и вязкую нефть так, чтобы последняя двигалась внутри водяного кольца. Создание подобного кольца достигается различными путями - применением винтовой нарезки заводского изготовления (аналог: ствол нарезного оружия) или приваренных по спирали металлических полос (проволоки) необходимых размеров и с заданным шагом (рис.2.2, а) подачей воды через кольцевые муфты с тангенциальными отверстиями, расположенными перпендикулярно потоку нефти (рис. 2.2, б), прокладкой нефтепровода с перфорированными стенками внутри трубопровода большего диаметра и прокачкой воды между ними (рис. 2.2, в).

Некоторое распространение получили лишь первые два способа создания кольцевого слоя воды.

Еще в 1906 г. Т.Д. Исааке осуществил в США совместную перекачку тяжелой асфальто-смолистой калифорнийской нефти (ρ = 980 кг/м3; ν = 20 ·10-4... 30·10-4 м2/с) с водой по трубопроводу (D = 0,076 м, L = 804 м), к внутренней стенке которого была приварена спирально свернутая проволока, обеспечивающая винтовое движение потока. Возникающие при этом центробежные силы отбрасывают более тяжелую воду к стенкам трубы.

 


Вода

Вода

 

Рис. 2.2. Гидроперекачка нефти внутри водяного кольца

а- с применением винтовой нарезки; б- с применением кольцевых муфт;

в- с использованием перфорированного трубопровода

 

Максимальная производительность трубопровода с постоянным перепа­дом давления была достигнута при соотношении нефти и воды 9:1.

Результаты эксперимента впоследствии были использованы для строительства промышленного трубопровода D = 0,203 м и L = 50 км. Винто­вая дорожка в нем имела высоту 0,024 м и шаг 3,05 м.

Теоретически такой способ гидротранспорта высоковязких и парафинистых нефтей был изучен В.И. Черникнным и его учениками. В ре­зультате расчетов было показано, что производительность трубопровода по нефти увеличивается при гидроперекачке в 14...16 раз по сравнению с изотермической перекачкой одной нефти. Однако широкого распростра­нения данный способ гидротранспорта не получил из-за сложности изго­товления винтовых нарезок на внутренней поверхности труб, их засоре­ния. При отсутствии же нарезки вследствие разности плотностей нефти и воды последняя занимает положение у нижней образующей трубы и эф­фект от гидроперекачки резко снижается.

Перекачку высоковязкой нефти по схеме, приведенной на рис. 2.2,б применяет компания Shell Oil Co.: по трубопроводу диаметром 150 мм и длиной 39 км транспортируют нефть вязкостью 50000 мм2/с при 38°С.

Поток содержит 70% нефти и 30% воды. Производительность перекачки 4300 м3/сутки. Установлено, что структура потока, в котором вязкая нефть движется внутри воды сохраняется при скорости потока не более 0,92 м/с.

С увеличением дальности перекачки неизбежно произойдет гравитационное расслоение нефти и воды, что приведет к резкому увеличению перепада давления в трубопроводе.

Сущность другого способа гидротранспорта состоит в том, что высоковязкая нефть и вода смешиваются перед перекачкой в такой пропорциональности, чтобы образовалась эмульсия типа "нефть в воде". Частицы нефти окружены водяной пленкой и поэтому контакта нефти с внутренней поверхностью трубы не происходит (рис. 2.3, а).

Для стабилизации эмульсий и придания стенкам трубопровода гидрофильных свойств, т.е. способности удерживать на своей поверхности воду, в них добавляют поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Устойчивость эмульсии типа "нефть в воде" зависит от характеристики и концентрации ПАВ, температуры, режима течения, соотношения воды и нефти в потоке.

Уменьшение объема воды в смеси ухудшает устойчивость эмульсии. При увеличении объема транспортируемой воды устойчивость эмульсии повышается, но возрастают энергозатраты на перекачку балласта (воды). В результате экспериментов было установлено, что минимальное количество воды должно составлять около 30 % от общего объема транспортируемой смеси.

Недостатком данного способа гидроперекачки является опасность инверсии фаз, т.е. превращения эмульсии типа "нефть в воде" в эмульсию типа "вода в нефти"(рис. 2.3 б), при изменении скорости или температуры перекачки.

 

 

Рис. 2.3. Гидроперекачка в виде эмульсии:

а - типа "нефть в воде"; б - типа "вода в нефти"

 

Транспортирование водонефтяных эмульсий по трубопровод дам с промежуточными насосными станциями также нежелательно, по­скольку в насосах происходит диспергирование фаз и такие эмульсии за­тем трудно разрушить.

Эмульсии типа "н/в" транспортируются только по промысловым трубопроводам: от скважины до установок подготовки нефти. В учебниках, как пример такого способа гидроперекачки, приводится магистральный нефтепровод Танджунг-Баликпапан в Индонезии (D = 500 мм, L = 238 км годовая производительность 3,7 млн.т, число перекачивающих станций 3). Однако нефть и вода смешиваются в смесителе перед закачкой в трубопровод при температуре грунта (301...302 К), которая значительна ниже температуры застывания нефти (318,8 К). В результате в смесителе образуется не эмульсия, а суспензия, т.к. частицы такой нефти при температуре смешения представляют собой твердые гранулы. Видимо этим объясняется длительная успешная работа данного магистрального нефтепровода.

Наконец, третий способ гидроперекачки - это перекачка нефти воды без вмешательства в формирование структуры потока (рис. 2.4).

Обычно его иллюстрируют так: нефть и вода, движущиеся в трубе проводе, имеют плоскую границу раздела. За счет того, что часть периметра трубы контактируется с менее вязкой водой увеличивается производительность трубопровода или при том же расходе нефти уменьшается перепад давления.

 

Рис. 2.4. Структурные формы водонефтяного потока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.009 с.)