Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-политические взгляды казахских либеральных демократовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начинается в начале ХХ века. В результате произошедших в этот период революционных событий в России, в корне изменивших судьбы многих народов на всем пространстве бывшей Российской империи, казахский народ оказался на экстремальном отрезке своего развития. Колониальная политика Российского государства в Казахстане, изъятие земель у казахов и изгнание их в пустынные, отдаленные районы, массовое переселение российских крестьян на «свободные» земли, дискриминация казахов в отношении гражданских прав и свобод, политика насильственной христианизации и русификации стали основной причиной «пробуждения» казахского населения, роста освободительного движения. Следует отметить, что русская революция 1905 г. была не только всплеском народного самосознания в России, но и послужила толчком к зарождению и широкому распространению идей свободомыслия, демократии, и национального самооопределения в периферийных областях империи. Под ее воздействием заявила о себе и демократическая казахская интеллигенция, получившая образование в передовых на тот период времени учебных заведениях России и, следовательно, «зараженная» вирусом свободного мышления, национальная интеллектуальная элита все решительнее выражала народные чаяния и интересы. Тот интеллектуальный прорыв, который произошел под давлением роста национального самосознания и самоидентификации в Казахстане, выразился в появлении первых казахских периодических изданий – газет «Дала уалаялы» и «Казах», журнала «Айкап». Февральская буржуазная революция 1917 года окончательно легитимизировала демократические процессы. Именно в тот период появляются первые ростки оформленного демократического сознания – на основе западнического либерально-демократического движения в июле 1917 года на первом Всеказахском съезде будет создана самая влиятельная в казахской степи политическая партия «Алаш». Пантюркизм станет теоретической основой Киргизской социалистической партии «Уш жуз», возникшей в северо-восточных районах Казахстана в ноябре 1918 года, позже эта партия «полевеет», перейдет на платформу русской социал-демократии и примет сторону Советской власти. На основе панисламистского движения весной-летом 1917 года в южных районах Казахстана и Средней Азии возникнут партии «Шура-и-исламие», «Шура-и-Улемия», «Джамилят». Идейно-политическое размежевание казахской интеллигенции того периода диктовалось их отношением к религии, особенно к исламу, к политике царской и советской власти, к проблеме оседания кочевников и развития оседлого хозяйства, вопросам развития образования, науки и культуры, участия казахского народа в первой мировой войне, политического будущего страны и т.д. Так, по вопросу отношения к исламу одним из направлений идеологии, представлявшей интересы аристократической феодальной знати, стала открытая защита ислама и его священнослужителей. Господствующие силы казахского общества вместе с царизмом усиленно старались насаждать ислам среди широких слоев казахского народа, так как ортодоксальный ислам со своей религиозной догматикой полностью отвечал интересам феодально-байской верхушки Казахстана. Другое направление было представлено умеренными сторонниками ислама. К ним относилась вся либерально настроенная интеллигенция и часть прогрессивных деятелей Казахстана, не сумевших окончательно определить свою идейно-политическую платформу. Представители этого направления сгруппировались в основном вокруг журнала «Айкап», позиция которого была не всегда последовательной и не отличалась достаточной ясностью. Однако основное содержание ее деятельности определял ее авторский актив, объединенный известной степенью общности. В этот актив, кроме редактора журнала М. Сералина, входили Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, Ш. Алжанов, М. Дулатов, А. Байтурсынов, А. Букейханов, Х. Бекхожин, С. Габбасов. В 1914 году с журналом сотрудничал С. Торайгыров. Несмотря на то, что некоторые айкаповцы занимали подчас противоположные позиции по ряду идейно-политических вопросов, в целом, как считают многие современные исследователи, они выступали как продолжатели традиций казахского Просвещения и рассматривали мусульманскую религию как средство приобщения народа к знаниям и борьбы против невежества. Еще одно направление было представлено откровенными противниками ислама и всякой религии вообще. Именно благодаря деятельности представителей этого направления трактовка традиции свободомыслия через атеизм, заложенная классиками казахского Просвещения, и прежде всего Ч. Валихановым, стала вновь укореняться в казахском обществе. Радикальный характер этому направлению придали С.Торайгыров и его последователи. По вопросу будущего обустройства казахской государственности, надежды на создание которой были рождены революционными потрясениями начала ХХ века, наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции западнического толка в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др. высказывались за утверждение национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии. А. Букейханов, характеризуя своих единомышленников, подразумевал «интеллигенцию, воспитанную на русской культуре, верующую в европейскую культуру, видящую счастье родины в здравом претворении западной культуры и считавшую религиозные вопросы второстепенными». За образец это политическое направление «возьмет оппозиционные русские (партии), в частности партию народной свободы». Эти идеи в начале ХХ века не получили широкого распространения в казахском обществе, так как «благодаря обрусительной политике, до сих пор царящей в киргизской степи, последняя с подозрением относится к западному просвещению и культуре» (Букейханов А. Киргизы. Избранное. Алматы, 1995, с.76-77). Однако впоследствии именно это течение станет ведущим среди всех политических направлений и общественно-политических движений. И именно оно явится эпицентром всех крупных политических процессов и явлений. Консолидация «западников» вокруг А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др., а с 1913 года вокруг газеты «Казах» приведет к становлению политического либерально-демократического движения в казахском обществе. Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма. Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердившегося в стране советского режима. В 30-х годах ХХ века были расстреляны все лидеры национальной партии «Алаш». Но слова А. Букейханова о том, что «силою штыков легко захватить власть, но погубить дух народа, отнять у него идею, которой он живет, оказалось невозможным», стали пророческими. Спустя 71 год в декабре 1991 г. появилось суверенное государство – Республика Казахстан, воплотившая многие демократические идеи и начинания национальной интеллигенции, уничтоженной в период политических репрессий 1937-1938 годов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.007 с.) |