Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политические взгляды казахских либеральных демократов

Поиск

Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начинается в начале ХХ века. В результате произошедших в этот период революционных событий в России, в корне изменивших судьбы многих народов на всем пространстве бывшей Российской империи, казахский народ оказался на экстремальном отрезке своего развития.

Колониальная политика Российского государства в Казахстане, изъятие земель у казахов и изгнание их в пустынные, отдаленные районы, массовое переселение российских крестьян на «свободные» земли, дискриминация казахов в отношении гражданских прав и свобод, политика насильственной христианизации и русификации стали основной причиной «пробуждения» казахского населения, роста освободительного движения.

Следует отметить, что русская революция 1905 г. была не только всплеском народного самосознания в России, но и послужила толчком к зарождению и широкому распространению идей свободомыслия, демократии, и национального самооопределения в периферийных областях империи. Под ее воздействием заявила о себе и демократическая казахская интеллигенция, получившая образование в передовых на тот период времени учебных заведениях России и, следовательно, «зараженная» вирусом свободного мышления, национальная интеллектуальная элита все решительнее выражала народные чаяния и интересы.

Тот интеллектуальный прорыв, который произошел под давлением роста национального самосознания и самоидентификации в Казахстане, выразился в появлении первых казахских периодических изданий – газет «Дала уалаялы» и «Казах», журнала «Айкап». Февральская буржуазная революция 1917 года окончательно легитимизировала демократические процессы. Именно в тот период появляются первые ростки оформленного демократического сознания – на основе западнического либерально-демократического движения в июле 1917 года на первом Всеказахском съезде будет создана самая влиятельная в казахской степи политическая партия «Алаш».

Пантюркизм станет теоретической основой Киргизской социалистической партии «Уш жуз», возникшей в северо-восточных районах Казахстана в ноябре 1918 года, позже эта партия «полевеет», перейдет на платформу русской социал-демократии и примет сторону Советской власти.

На основе панисламистского движения весной-летом 1917 года в южных районах Казахстана и Средней Азии возникнут партии «Шура-и-исламие», «Шура-и-Улемия», «Джамилят».

Идейно-политическое размежевание казахской интеллигенции того периода диктовалось их отношением к религии, особенно к исламу, к политике царской и советской власти, к проблеме оседания кочевников и развития оседлого хозяйства, вопросам развития образования, науки и культуры, участия казахского народа в первой мировой войне, политического будущего страны и т.д.

Так, по вопросу отношения к исламу одним из направлений идеологии, представлявшей интересы аристократической феодальной знати, стала открытая защита ислама и его священнослужителей. Господствующие силы казахского общества вместе с царизмом усиленно старались насаждать ислам среди широких слоев казахского народа, так как ортодоксальный ислам со своей религиозной догматикой полностью отвечал интересам феодально-байской верхушки Казахстана.

Другое направление было представлено умеренными сторонниками ислама. К ним относилась вся либерально настроенная интеллигенция и часть прогрессивных деятелей Казахстана, не сумевших окончательно определить свою идейно-политическую платформу.

Представители этого направления сгруппировались в основном вокруг журнала «Айкап», позиция которого была не всегда последовательной и не отличалась достаточной ясностью. Однако основное содержание ее деятельности определял ее авторский актив, объединенный известной степенью общности. В этот актив, кроме редактора журнала М. Сералина, входили Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, Ш. Алжанов, М. Дулатов, А. Байтурсынов, А. Букейханов, Х. Бекхожин, С. Габбасов. В 1914 году с журналом сотрудничал С. Торайгыров.

Несмотря на то, что некоторые айкаповцы занимали подчас противоположные позиции по ряду идейно-политических вопросов, в целом, как считают многие современные исследователи, они выступали как продолжатели традиций казахского Просвещения и рассматривали мусульманскую религию как средство приобщения народа к знаниям и борьбы против невежества.

Еще одно направление было представлено откровенными противниками ислама и всякой религии вообще. Именно благодаря деятельности представителей этого направления трактовка традиции свободомыслия через атеизм, заложенная классиками казахского Просвещения, и прежде всего Ч. Валихановым, стала вновь укореняться в казахском обществе. Радикальный характер этому направлению придали С.Торайгыров и его последователи.

По вопросу будущего обустройства казахской государственности, надежды на создание которой были рождены революционными потрясениями начала ХХ века, наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции западнического толка в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др. высказывались за утверждение национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии.

А. Букейханов, характеризуя своих единомышленников, подразумевал «интеллигенцию, воспитанную на русской культуре, верующую в европейскую культуру, видящую счастье родины в здравом претворении западной культуры и считавшую религиозные вопросы второстепенными». За образец это политическое направление «возьмет оппозиционные русские (партии), в частности партию народной свободы». Эти идеи в начале ХХ века не получили широкого распространения в казахском обществе, так как «благодаря обрусительной политике, до сих пор царящей в киргизской степи, последняя с подозрением относится к западному просвещению и культуре» (Букейханов А. Киргизы. Избранное. Алматы, 1995, с.76-77). Однако впоследствии именно это течение станет ведущим среди всех политических направлений и общественно-политических движений. И именно оно явится эпицентром всех крупных политических процессов и явлений.

Консолидация «западников» вокруг А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др., а с 1913 года вокруг газеты «Казах» приведет к становлению политического либерально-демократического движения в казахском обществе.

Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма.

Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердив­шегося в стране советского режима. В 30-х годах ХХ века были расстреляны все лидеры национальной партии «Алаш». Но слова А. Букейханова о том, что «силою штыков легко захватить власть, но погубить дух народа, отнять у него идею, которой он живет, оказалось невозможным», стали пророческими. Спустя 71 год в декабре 1991 г. появилось суверенное государство – Республика Казахстан, воплотившая многие демократические идеи и начинания национальной интеллигенции, уничтоженной в период политических репрессий 1937-1938 годов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.007 с.)