Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взгляды казахских просветителей
И ФИЛОСОФОВ
Методические указания для студентов всех специальностей
Караганда 2009 УДК 378.147.34:32 (078)
Матвеенкова Л.Г., Аманжолова М.К., Володина Е.Г. Социально-политические взгляды казахских просветителей и философов. Методические указания для студентов всех специальностей. Караганда: КарГТУ, 2009. 32с.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» и «Социология» и содержат все необходимые сведения для изучения данных дисциплин в рамках СРСП.
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, обучающихся по кредитной технологии
Рецензент – член Редакционно-издательского совета КарГТУ, доцент кафедры ЭТ Колесникова Л.И.
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
© Карагандинский государственный технический университет, 2009 Введение Зарождение социально-политической мысли на территории Казахстана восходит к временам седой древности. История ее развития в полной мере еще не изучена, но некоторые политические идеи мыслителей, общественных деятелей прошлого дошли до наших дней. Так, в работе Юсуфа (Жусупа) Баласагунского (Баласагуни) «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), который жил в XI в., большое место отводится вопросам, способам и методам управления государством, нормам и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми. Идея многоступенчатой системы подчинения, где власть принадлежит хану, задача и цель которой состоит в подчинении бедняков середнякам, последних - богатым, а также в управлении народом, нашла яркое отражение в труде Баласагуни. По мнению философа, главное внимание бека должно быть направлено на умение управлять и руководить разными категориями людей, учитывая их социальное и имущественное положение, а также интересы и потребности. В сфере внимания мыслителя находились не только правовые нормы, но и нравственные, направленные на создание единой этической основы идеального государства. Главная роль в утверждении этих норм принадлежит беку, который должен знать добродетели и пороки, влияющие на поведение граждан. Хан также должен создавать условия для упрочения законности и бдительности, от которых зависит процветание государства.
Другим философом периода расцвета Караханидского каганата является Махмут Кашгари (XI в.), который в своем труде «Дивану лугат аттатюрк» (Словарь тюркских наречий) дает не только описание языка, обычаев тюркских народов, но и рисует картину истории и политической жизни тюрков. Большое внимание он придает роли нравственного начала, таких его черт, как патриотизм, преданность родине, храбрость, которые должны способствовать укреплению государственности. В ХII в. Ахмет Иугинаки в своем дастане «Акикат сыйы» (Подарок истины) также уделяет большое внимание роли нравственного начала в построении взаимоотношений между людьми и государствами, считая, что адаб (совершенный человек) является основой создания современного государства. В своих трудах Мухаммед Дости и Ибн Рузбихана дают картину политической жизни Казахстана в более позднее время, а именно в XIV-XVI в.в. Они описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли. Дальнейшее развитие социально-политической мысли в Казахстане тесно связано с деятельностью крупных представителей Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, а также Тауке-хан, являющегося одним из первых законодателей и реформаторов традиционного казахского общества. Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичная система политических отношений, базировавшаяся на номадном способе производства, важным показателем которой был институт выборности ханов. Таким образом, социально-политическая мысль на территории Казахстана в описываемый период была представлена в форме философских концепций, отражающих особенности становления и развития государственности и представляла собой своеобразную предысторию социально-политических концепций, получивших развитие в последующие эпохи.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.004 с.) |