Социально-политические взгляды казахских просветителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политические взгляды казахских просветителей



XVII-XVIII в.в. в истории Казахстана связаны с распадом Казахского ханства, борьбой против джунгар, принятием российского подданства Младшим и Средним жузами, а в 60-е гг. XIX в. – присоединением к России и Старшего жуза. Колониальная политика царизма в Казахстане привела к развитию национально-освободительной борьбы казахского народа за независи­мость и свободу. Среди наиболее ярких движений конца XVIII - начала XX столетия следует назвать движения под руководством Срыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Амангельды Иманова.

Следует отметить, что вторая половина ХIХ века в истории развития социально-политической, правовой и духовной культуры казахского народа была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура Просвещения. Ее главными, классическими представителями стали Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, а также самородок казахской культуры Абай Кунанбаев.

Историю данного периода развития казахской государственности нельзя рисовать черно-белыми красками. Поэтому она предстает в осмыслении блестящих просветителей казахского Просвещения неоднозначной, противоречивой, со своими достижениями и трудностями.

Просвещение в Казахстане возникло в силу действия общих закономерностей развития духовной жизни человечества, однако их проявление приобрело ряд особенностей. Возникновение Просвещения в Казахстане было предопределено не только процессом исторического развития казахского общества на определенном этапе его становления, но, прежде всего, теми политическими событиями, которые коренным образом изменили судьбу казахского народа, на долгие годы вперед предначертали содержание его политической жизни и по сей день продолжают оказывать на него свое заметное влияние.

Завершение присоединения Казахстана к России привело к четкому размежеванию политических сил внутри казахского общества на сторонников и противников этого присоединения. Активно включились в политическую борьбу и казахские просветители. При этом они исходили не из стремления аристократических слоев казахского общества использовать присоединение или отторжение Казахстана от России в корыстных целях, а из горячего желания поставить сложившуюся ситуацию на службу целям скорейшего достижения казахским народом исторического прогресса и выхода его из-под пут средневекового оцепенения в наиболее короткие сроки. И в этом, полагали они, Казахстан должен опираться на помощь России, стоящей на более высокой ступени социально-экономического и культурного развития.

Именно поэтому типичное вообще для просветительства отражение потребностей буржуазного обновления социально-политического строя, казахское просвещение выразило в своеобразной форме призыва к прочному союзу Казахстана с Россией и восприятию ее прогрессивной культуры казахским народом. Просветители в Казахстане подготавливали почву для проникновения европейской и, в особенности, русской цивилизации в казахскую народную среду. Их борьба против невежества за распространение знаний в обществе, против угнетения масс за утверждение справедливости, против деспотизма за торжество демократии преследовала несколько иные цели и привела к несколько иным результатам, чем борьба просветителей на Западе. Тот совершенный общественный строй, за который боролись просветители в Казахстане, не стал да и не мог стать идеализировавшимся строем буржуазии. При этом опыт буржуазного развития Европы и России, который был просветителям хорошо известен, дал им возможность подняться, хотя и стихийно, выше буржуазных идеалов и приблизиться к идеалам трудящихся масс.

В своей последовательной борьбе за окончательный переход казахов в российское подданство просветители исходили из интересов народа, отражая его вековые мечты и чаяния о свободе и счастье. Невежество и забитость народа, крайняя разрозненность его сил, его неорганизованность и пассивность вынудили просветителей аппелировать к «верхам», к российскому правительству. И это было обусловлено не их либеральными иллюзиями, а оценкой сложившейся обстановки, их трезвым подходом к решению далеко не легких политических проблем.

В условиях Казахстана середины ХIХ века, когда не было общественных сил, способных осуществить коренное преобразование политической системы общества и освободить народ от вековых пут феодальной эксплуатации, стремление просветителей добиться облегчения участи масс с помощью России было исторически оправдано. Таким образом, стремление любыми средствами добиться освобождения угнетенных масс от средневековых форм эксплуатации было основным мотивом, которым руководствовались просветители в своей борьбе за присоединение Казахстана к России.

Борясь за приобщение казахского народа к культуре России, просветители в то же время не были склонны к идеализации русской общественной жизни вообще. Они хорошо знали, что отрицательные стороны царского самодержавия получили воплощение в его национальной политике, в грабительской деятельности реакционных представителей царской администрации на местах. Осуществляя проникновение в глубь Казахстана и закрепляя на его территории свои границы, царизм вовсе не был озабочен поднятием благосостояния казахского народа, достижением им общественного прогресса. Напротив, он стремился воспользоваться переходом казахов в русское подданство в своих интересах, в целях колониального грабежа и утверждения своего политического престижа на Востоке.

Мужественная, остроумная и боевая критика просветителями грабительской деятельности чиновников царской колониальной администрации имела важное историческое значение. Она помогла передовым слоям казахского и русского общества глубже понять реакционную сущность царизма, способствовала росту сил лагеря борцов против колониализма и самодержавия.

Итак, отличительные особенности казахского Просвещения в самых общих чертах состояли в том, что оно возникло в Казахстане как идейное отражение последствий присоединения степного края к России, а не как продукт естественно возникшего кризиса феодального строя как такового.

В отличие от европейского и российского просвещения по своему идейному содержанию оно развивалось вокруг теоретической разработки проблемы преодоления вековой отсталости, а также роли и значения более развитых стран в этом процессе. Не совпадали с представителями просветителей западных стран и идеалы казахских мыслителей периода Просвещения по проблемам будущего общественного устройства. Если просветители Запада объективно идеализировали буржуазный строй как отвечающий интересам общества, то казахские просветители боролись за установление демократических порядков, основанных на знаниях, просвещении всего общества.

И, наконец, казахских просветителей отличала от западных острая критика ими самого угнетения. В этом отношении просветители Казахстана, несомненно, внесли неоценимый вклад в развитие мировой просветительской мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.028 с.)