Русская торговля в XVI – первой половине XVII вв. (начало). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская торговля в XVI – первой половине XVII вв. (начало).



Постоянно углублявшийся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства обусловил в XVI – первой половине XVII века рост и развитие городов. Города являлись центрами ремесленной, торговой и административной деятельности значительных по радиусу районов. Для 16 века выявлено 210 названий городских ремесел (в Новгороде - 293). В составе городских ремесленников преобладали те, кто занимался изготовлением съестных припасов (34 специальности), далее - приготовлявшие предметы домашнего обихода (25 специальностей) и затем - ремесленники всех других 119 специальностей. Среди последних важнейшими были профессии, связанные с металлообработкой.

Ремесленники Москвы и других крупных городских центров 16 века работали не только по заказу, но и на рынок, Они изготовляли свои произведения на дому, а затем приносили для продажи сидевшим в рядах торговцам. В городах торговля производилась местными жителями в лавках, а приезжими торговцами - в гостиных дворах, которые имелись во всяком более или менее значительном городе. Приезжавшие из ближайших сел, крестьяне торговали на площади, обычно один-два раза в неделю.

Лавки в подавляющей своей массе принадлежали постоянным жителям города и распределялись между посадскими, ратными людьми и людьми, зависимыми от детей боярских и духовенства, пропорционально числу представителей в городе каждой из этих категорий. В XVI в. одно лицо чаще всего владело тремя лавками, в Пскове и Казани отдельные лица имели по 10 и более лавок. Лавки были небольшими по размеру, располагались рядами.

В межобластной торговле большую роль играли привилегированные торговцы - гости, а также монастырские купчины из Соловецкого, Волоколамского, Троице-Сергиева монастырей, ведших крупную торговлю солью и хлебом. С ростом экономического влияния торгово-посадских кругов торговые привилегии монастырей постепенно начинают сужаться.

Крупные торговые люди, гости принимали большее участие во внешнеторговых операциях и меньшее - в торговле на местных рынках. Вместе с тем они были и своеобразными великокняжескими агентами по торговым делам. Многие из них становились крупными землевладельцами, занимали видное место в правительственном аппарате.

Одной из важных форм организации торговли в XVI-XVII веке были ярмарки. Ярмарки и торжки – наиболее древняя форма общения продавцов и покупателей; прежде они приурочивались к местам временного скопления массы народа, преимущественно на богомольях и во время храмовых праздников. Сюда привозили с собой собственную продукцию и обменивались ею с другими, так как местный сбыт всегда имел ограниченные размеры; он или обменивал свои произведения на другие, или продавал их за наличные деньги и спешил приобрести на эту сумму необходимые ему товары. С течением времени вследствие неудовлетворительности путей сообщения и разобщенности населенных пунктов некоторые ярмарки приняли характер важных торговых центров, куда к определенному сроку свозились из разных мест, иногда очень отдаленных, даже из других стран (например, из Персии и Бухары – на Макарьевскую ярмарку) весьма разнообразные товары, оттуда перераспределявшиеся по всей России. Товаром запасались обычно от ярмарки до ярмарки, и к тому же времени приурочивались расчеты торговцев между собой. Наиболее крупные размеры в силу сложившихся исторических обстоятельств приняли в России две ярмарки – Макарьевская и Ирбитская.

Среди особенностей экономической жизни России в XVII в. следует назвать создание областных рынков и начало их слияния в единый национальный российский рынок. На областных рынках, особенно после ликвидации в 1649 г. привилегий английских купцов, стали преобладать корпорации крупного российского торгового капитала. В процессе экономического развития государства в целом и его отдельных областей местные рынки постепенно приобретали специализированный характер.

Таким образом, ярмарки в XVII в. стали одной из важных форм организации торговли. Торговля в таких местах имела главным образом меновой характер: каждый посетитель ярмарки или Торжка одновременно был и продавцом и покупателем. Также создавались областные рынки, на которых во второй половине XVII в. стали преобладать корпорации крупного торгового капитала.

 

Лекция 9.

 

План

1. Русская торговля в XVI – первой половине XVII вв. (продолжение).

2. Таможенное дело и таможенная служба России в XVI – первой половине XVII вв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.021 с.)