Санкт-петербургский имени В. Б. Бобкова филиал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-петербургский имени В. Б. Бобкова филиал



Санкт-петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Краткий курс лекций

Автор-составитель: А.Ю. Соломеин

 

 

Санкт-Петербург


 

Соломеин А.Ю. Краткий курс лекций. – СПб: РИО СПб филиала РТА, 2006. – 113 с.

Ответственный за выпуск: профессор кафедры гуманитарных дисциплин– заведующий кафедрой профессор, доктор исторических наук В.Г.Качалова

Резензент: заведующий кафедрой истории СПбГУП доктор исторических наук профессор А.А.Михайлов

В данном издании представлен краткий курс лекций по дисциплине «История таможенного дела и таможенной политики России» для студентов всех факультетов. Курс рассчитан на один учебный семестр. Данный курс лекций выполнен в соответствии с образовательным стандартом по указанной дисциплине.

Издание имеет целью дать краткий очерк содержания лекционного курса, в первую очередь фактологической его части. Сюда включена информация об основных событиях, важнейших законодательных актах и тарифных установлениях в истории таможенного дела и таможенной политики; основных таможенных реформах и реформаторах национальной таможенной политики; данных исторической географии; характере и условиях внутренней и внешней торговли; таможенных платежах, их размерах и способах начисления; организации таможенной службы.Лекции дополнены материалами из учебника Ю.Г. Кисловского «История таможенного дела и таможенной политики России» (М., 2004), а также монографии М.М. Шумилова «История торговли и таможенного дела в России IX – XVII вв.» (СПб., 1999).

 

 

Утверждено Учебно-методическим советом Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала РТА «20» апреля 2006 г., протокол № 3.

©Санкт-Петербургский

имени В.Б. Бобкова

филиал Российской

таможенной академии, 2006

 

© А.Ю.Соломеин, 2006

содержание

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ «ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

Лекция 1.

Тема 2. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX – НАЧАЛО XII вв.)

Лекция 2.

Лекция 3.

Тема 3. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РУСИ В «УДЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ» (XIII – XV вв.)

Лекция 4.

Лекция 5.

Тема 4. РУССКОЕ ТОРГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО в XIII – первой половине XVII вв.

Лекция 6.

Тема 5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ в XIII – первой половине XVII вв.

Лекция 7.

Тема 6. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ В XVI – первой половине XVII вв.

Лекция 8.

Лекция 9.

Тема 7. ТАМОЖЕННАЯ РЕФОРМА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА И РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА во второй половине XVII в.

Лекция 10.

Тема 8. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в первой половине XVIII в.

Лекция 11.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ во второй половине XVIII в.

Лекция 12.

Тема 10. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в первой половине XIX в.

Лекция 13.

Тема 11. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в 50-70-х гг. XIX в.

Лекция 14.

Тема 12. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в 1877 - 1917 гг.

Лекция 15.

Тема 13. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

Лекция 16.

Тема 14. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД (1991 – 2000-е гг.)

Лекция 17.

Тема 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Лекция 18.

ЛИТЕРАТУРА


Содержание

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ «ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

Лекция 1.

 

План

1.Предмет, метод и задачи курса.

2.Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики.

3.История изучения предмета.

 

История изучения предмета.

Дореволюционный этап.

Активное изучение истории таможенного дела и таможенной политики начинается в России с середины XIX века. В этот период выходят как специализированные работы, посвященные данной тематике, так и работы – по проблематике смежной. В числе первых следует отметить книги Е. Осокина «Внутренние таможенные пошлины в России» (Казань, 1850 г.), К. Лодыженского «История русского таможенного тарифа» (СПб., 1886 г.) и др. Ко вторым относятся – Ю.А. Гагенмейстер «О финансах древней России» (СПб, 1833 г.), И. Козловский «Краткий очерк истории русской торговли» (Киев, 1898 г.), А. Семенов «Изучение исторических сведений о российской внешней торговле с половины XVII по 1858 г.» (СПб., 1859 г.) и др.

Обращение со стороны научной общественности к вопросам истории таможенного дела и таможенной политики не только с точки зрения нарративно-описательной, но обогащенное специальными теоретическими подходами, относится к концу XIX века. Связано это с переходом страны к протекционизму, принятием целой серии мер для развития и защиты отечественного капитала, вершиной которых стали протекционистский таможенный тариф 1891 г. и новый таможенный Устав 1892 г. Авторами первых публикаций по теории и истории таможенного дела и таможенной политики были известные ученые-экономисты М.Н. Соболев, И.М. Кулишер, Н.Н. Шапошников, П.Б. Струве. Их обращение к данной проблематике было обусловлено борьбой мнений вокруг принципов формирования таможенной политики. Сами указанные исследователи довольно критически относились к тенденции абсолютизации протекционизма в то время.

Кроме того, нельзя обойти вниманием деятельность на этом поприще выдающегося русского ученого Д.И. Менделеева. Много занимаясь теорией таможенного тарифа, он обращался к истории для объяснения проблем современности. Вторая глава его фундаментального научного труда «Толковый тариф», или исследование о развитии русской промышленности в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г.» (СПб., 1891 г.) посвящена историческим особенностям русского таможенного тарифа и выполнена на основе сравнительно-исторического метода. По сути, Д.И. Менделеев показал значение исторического подхода к изучению таможенного дела и таможенной политики. Одно из важных мест в главе занимала систематизация протекционизма. Д.И. Менделеев считал, что протекционизм воплощался в конкретно-исторических формах, каждая из которых соответствовала определенному этапу развития национального производства и предлагала адекватные ему средства защиты национального рынка. Эволюция протекционизма, в русле господствующей тогда в научном мышлении прогрессисткой парадигмы, представлялась Д.И. Менделееву как закономерный исторический процесс восхождения от низших форм к высшим.

Крупными специализированными исследованиями по истории таможенного дела и таможенной политики стала монография В. Витчевского «Торговля, таможенная и промышленная политика России от Петра Великого до наших дней», изданная в 1909 г. Применяя сравнительно-исторический метод для анализа торговой, таможенной и промышленной политики России на протяжении указанного периода, он соотносил ее с политикой других европейских государств.

Другим важнейшим исследованием дореволюционной историографии следует считать книгу профессора М.Н. Соболева «Таможенная политика России во второй половине XIX в.», изданную в 1911 г. Томским императорским университетом. Работа имела историко-экономический ракурс. М.Н. Соболев доказывал, на примере эволюции таможенной политики России протяжении второй половине XIX в., что основным принципом ее был скорее не протекционизм, а «фискализм». Протекционистское же влияние на развитие промышленности, по мнению ученого, было побочным результатом высоких фискальных пошлин.

Советский этап.

В связи с переходом к государственной монополии внешней торговли функции таможенной системы были значительно упрощены, а изучение истории таможенного дела и таможенной политики фактически свернуты. Специальные исследования в данной области были сравнительно редким явлением. В их числе отметим классическое исследование С.А. Покровского «Внешняя торговля и внешняя торговая политика России» (М., 1947 г.), затрагивающая проблемы таможенной политики. Однако отечественной исторической наукой советского периода был наработан впечатляющий материал по истории внутренней и внешней торговли, промышленности, государственного и частного права и т.д., который существенно способствует прояснению картины отечественного истории таможенного дела и таможенной политики России.

Постсоветский период.

В последнее десятилетие XX века история таможенного дела и таможенной политики начали оформляться в отдельную предметную область исторической науки. Этот процесс во многом обусловлен ростом значения таможенной системы и той ролью, которую она начала играть в новой российской государственности. Помимо большого массива статей, рассматривающих частные аспекты истории таможенного дела и таможенной политики России, выходят серьезные фундаментальные исследования как посвященные отдельным периодам и проблемам, так и обобщающего характера. Среди них – Н.М. Блинов «Таможенная политика России X – XX вв.» (М., 1997 г.); Ю.Г. Кисловский «История таможни государства Российского» (М., 1995 г.); С.А. Козлов, З.В. Дмитриева «Налоги в России до XIX в.» (СПб., 1999 г.); коллективный труд «Таможенное дело в России X – начала XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы.)» (СПб., 1995 г.); П.В. Дзюбенко, Ю.Г. Кисловский «Таможенная политика в России» (М., 2000 г.), П.В. Дзюбенко «Д.И. Менделеев и таможенный тариф: уроки для России» (М., 2003 г.); М.М. Шумилов «История торговли и таможенного дела в России IX – XVII вв.» (СПб., 1999 г.) и др. К числу несомненных заслуг таможенной историографии последнего десятилетия следует отнести расширение понятийного аппарата исторических исследований через внесение использование профессиональной терминологии в историческом контексте. Однако в силу относительной молодости направления имеются определенные недостатки, в частности, – проблемы методики и методологии исследований не разрабатываются, источниковая база слаба. Эти проблемы еще только предстоит разработать научному сообществу.

 


Тема 2. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ
В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX – НАЧАЛО XII вв.)

Лекция 2.

План

1.Проблемы социально-политической истории Древней Руси и развитие торговли и таможенного дела.

2.Торговля в Древней Руси.

Торговля в Древней Руси.

Важнейшие торговые артерии Древней Руси проходили по следующим маршрутам. Классический маршрут великого пути из варяг в греки проходил из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее по Ловати к волокам в днепровскую речную систему и по Днепру в Черное море к Константинополю и другим византийским городам.

Однако следует заметить, что до IX века путь из варяг в греки в основном проходил по другому маршруту. Начало его совпадает с классическим вариантом, приводимым в «Повести временных лет»: из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее же из озера Ильмень суда шли по реке Поле и ее притоку реке Шеберихе до волоков в верховья Волги и озера Селигер. Или же по реке Свири в Онежское озеро и реку Вытегру, откуда, преодолев волок длиной около 8 км, суда попадали в реку Ковжу и далее через Белое озеро по Шексне выходили на Волгу. По Волге суда торговцев шли до устья Оки, свернув в Оку, двигались до ее истоков, после чего суда перетаскивались к верховьям Дона, по которому шли в Азовское море, а оттуда в Черное.

Великий Волжский путь проходил следующим образом – из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее вышеописанными маршрутами к волокам в волжскую речную систему и по Волге в Каспийское море. Вообще варианты путей с Балтики на Волгу довольно разнообразны, так один из самых коротких путей проходил из Ладоги вверх по реке Сяси, далее рекой Воложбой путешественники подходили к волокам к реке Чагоде, принадлежащей уже волжскому речному бассейну. Далее по рекам Чагодоще и Мологе они спускались в Волгу.

Помимо данных торговых путей, связывавших мусульманский восток, Византию, с одной стороны, и западно-европейские земли – с другой, существовали и иные торговые связи Древней Руси. На запад от Киева путь вел к Кракову, Праге и германскому городу Регенсбургу на Дунае. Главными поставщиками утвари в русские земли были Нижняя Лотарингия, Рейнская область, Вестфалия и Нижняя Саксония. Художественные металлические изделия шли на Русь с Нижнего Рейна; серебро, богемское стекло, мрамор – из Чехии; скакунов-иноходцев – из Венгрии. Из Руси в соседние страны поставлялись три основные группы товаров – меха, воск и мед. Также большую роль играла работорговля. Также из русских земель, правда, в значительно меньших объемах вывозились лен и льняные ткани, украшения и ювелирные изделия, икра, моржовая кость, литейная продукция, кожи.

Разумеется наиболее важная роль принадлежала русско-византийской торговле. Торговля Руси и Византии носила государственный характер. На рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попыт­ки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к воен­ным столкновениям. Особенностью русско-византийских отношений было и то, что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о пребывании греков по своим делам на Руси нет.

Оценивая роль торговли в Древней Руси, следует указать на следующую ее особенность, характерную для традиционного общества в целом. В условиях господства натурального хозяйства основными предметами торговли становились, как правило, предметы престижного потребления, очень значительная часть населения, сосредоточенная в селах (в условиях редконаселенности русских земель, часто удаленных и изолированных) была выключена из товарно-денежных отношений. Соответственно, в таких условиях торговля имела для жизни общества не столько хозяйственное, сколько социальное значение, захватывая сравнительно небольшую, но социально-политически значимую прослойку общества.

Внешняя торговля была тесно связано со сложившейся в древнерусском государстве системой данничества. Дань взималась деньгами (бель и щеляги – серебряные монеты или гривны – серебряные слитки), а также мехами пушных зверей. Очевидно, также, что небольшую ее часть составлял скот и продуты питания. Практически вся внешняя торговля сводилась к, во-первых, вывозу дани (т.е. русский экспорт оказывался тождественным собираемой и вывозимой дани), а, во-вторых, находилась в исключительном ведении киевского князя, его приближенных и небольшой части горожан. При такой системе именно дружинный коллектив оказывался главным участником внешней торговли. Это соответствовало и сложившейся торговой практике раннего европейского средневековья, когда в силу постоянной политической нестабильности, по преимуществу только военные дружины могли обеспечить безопасную перевозку товаров. Именно они и составляли первоначально слой профессионального купечества. Вольные дружины (в первую очередь из варягов) в течение одной экспедиции нередко выступали попеременно в качестве грабителей, торговцев и воинов-наемников. Эти дружины на Руси получили наименование гостей, впоследствии термин гость стал обозначать купца-оптовика ездившего торговать на сторону.

Наряду с внешней торговлей активно развивалась торговля внутренняя. Население крупных городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел. Важнейшими среди них были столярничество, кузнечество, скорнячество, гончарство. Было развито железоделательное, металлургическое, ювелирное и керамическое производство. Уже в те времена кузнецы владели «ковкой злата и серебра», сваркой железа и стали, калкой металла, инкрустацией цветных металлов. Ремесленники изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключ, браслеты и перстни из золота и серебра. Ремесленничество развивалось, как в структуре хозяйства князя и феодала, так и на свободной посадской основе. С возникновением городов развиваются две формы ремесел – городское и деревенское. Основная часть ремесленников сосредотачивается в городах, где концентрировалась и преобладающая часть торговли. Города оказали большое влияние на развитие ремесла; в свою очередь выделение ремесла в немалой степени способствовало превращению некоторых поселений в города. Развитие городов как ремесленного и торгового центра есть, прежде всего, показатель роста внутреннего рынка. Период Киевской Руси – это время сравнительно интенсивного развития ремесла. Ремесленники представляли собой уже особую группу населения. Городское ремесло на протяжении IX – XI веков было весьма развито. Можно отметить следующие профессии ремесленников этого периода: кузнецы и оружейники, ювелиры, литейщики, ковали, копьевщики, плотники, столяры, резчики по кости, чеканщики, ткачи, гончары и др. О росте ремесленного производства в IX – XI веках свидетельствует увеличение числа городов. Если в IX – X веках было известно лишь 26 городов, то в 11 веке – 62 города. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за ее пределами.

Лекция 3.

План

1.Зарождение таможенного дела и таможенной политики.

Исторические источники свидетельствуют о том, что, уже начиная с X века сбыт товаров сопровождался, сбором таможенных пошлин. Так в договоре Олега с византийцами встречается слово «мыт», из чего видно, что древним русским был уже тогда известен сбор. Появляется таможенная терминология: мыт – проезжая пошлина, пошлина за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям и т. д., мытнина (мытница) – место взимания мыта, мытник (мытчик) – сборщик пошлин. Кроме того, существовали еще весче, торговое. Существование остальных пошлин в домонгольский период остается спорным. Русская Правда регламентировала сбор таможенных пошлин. Согласно ей мыто полагалось уплачивать с каждой сделки купли-продажи, совершаемой на городском рынке. Мытник наделялся полномочиями законного свидетеля в случаях спора по поводу сделок купли-продажи. Следует сказать, что таможенное дело в Киевской Руси первоначально осуществлялось от случая к случаю, эпизодически, являя собой дополнительный, побочный результат внешней и внутренней политики государства. Его отличал преимущественно частноправовой характер.

К начальному периоду существования древнерусской государственности относятся и первые шаги в осуществлении таможенной политики, выразившейся в отстаивании интересов русского купечества перед лицом наиважнейшего торгового партнера Древней Руси – Византии. Уже один из первых успешных походов руси на Константинополь (860 г.), по свидетельству константинопольского патриарха Фотия, был предпринят с целью отмщения за обиду русским купцам. Результатом стало восстановление торговых отношений греков и Руси. Следующий походы 907 г. и 911 г. увенчались договором Олега с византийскими императорами. Согласно им греки выплачивали контрибуцию, освобождали русских купцов от уплаты мыта (до 10 % от цены привозного товара), брали на себя содержание каждого русского купца в течение полугода (общее число купцов не должно было превышать 50 человек) и т.д. Для их проживания было выделено определенное место в предместье го­рода, торговля была по преимуществу меновой.

Неудачные походы Игоря привели к заключению нового договора 944 г. Многие положения прежних договоров сохранялись. Так русские гости по-прежнему находились на полном содержании византийского правительства и получали «месячину» - хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты. Кроме того, они также могли бесплатно пользоваться банями и требовать на обратный путь якорей, канатов, парусов и другого корабельного снаряжения.

Вместе с тем по договору 945 года русским запрещалось зимовать не только в Царьграде, но также и в устье Днепра. Они были стеснены в приобретении ценных парчовых материй, производимых в императорских мастерских – каждый мог вывезти их не более, чем на 50 золотых. Русские послы и купцы должны были предъявлять в Византии доказательства своего официального положения: первые – золотые печати, вторые – серебряные. Только при этом условии византийское правительство брало на себя ответственность за их жизнь. Кроме того, договором не обусловливалось право русских купцов вести в Византии беспошлинный торг. Русские купцы теряли право зимовки в Царьграде и устье Днепра, ограничивались в вывозе паволок – дорогих тканей, также требовались княжеские грамоты, подтверждающие официальное положение купца с указанием числа отправленных в Византию судов.

Русско-византийский договор 971г. был заключен Святославом в осажденном Доростоле по результатам военной кампании против Византии и его текст сохранился в наших летописях в неполном виде, перечисляя лишь обязательства русской стороны. Более полный текст договора приводит придворный византийский историк Лев Диакон. По его свидетельству, Святослав предложил византийцам мир на следующих условиях: русы освобождают Доростол и пленных, уходят из Мизии (Болгарии), взамен византийцы не препятствуют отплытию руссов, снабжают продовольствием и продолжают считать своими друзьями прибывших в Византию по торговым делам, как было установлено прежде

Русско-византийский договор 1043 г. был заключен в результате похода 1043 г. Мы не знаем точно, затрагивал ли договор непосредственно вопросы торгово-таможенного регулирования; вероятно, эти вопросы были оставлены без изменений, так как стороны стремились к сохранению и развитию сложившихся торговых и политических отношений. Более того, связи были насколько крепкими, что во время событий 1069 г. в Киеве русские купцы, торговавшие с Византией, даже пригрозили князьям уходом в «Греческую землю».

Отношения с другими соседями Древней Руси носили следующий характер. Говоря об отношениях Руси с Хазарским каганатом арабский географ Ибн-Хаукаля (976-977г.г.) в своей «Книге путей и государств» указывает: «Склад для торговли Руси – всегда Хазаран. Здесь товары, привозимые ими, облагаются десятинной податью, (взимаемой хазарами)». О включенности Руси в систему торгово-таможенных связей может свидетельствовать наличие особого района или улицы в раннесредневековом Киеве – «Козаре» (т.е. «Хазары»), а также наличие рядом с ним района или улицы под названием «Пасынча беседа». Одна из возможных этимологий данного названия выводится от тюркского «bas-inc» - «сборщик налогов», и, таким образом, название «Пасынча беседа» может означать «резиденция сборщика налогов или таможенного чиновника». Ареал распространения дирхемов, имевших хождение в Хазарии, в 883-900г.г. доходит до восточной границы Русской земли, т.е. северяне находились в сфере влияния Хазарии. После 900г. дирхемы появляются в кладах Русской земли, что указывает на включение ее в экономическую систему Хазарии. Ко времени образования древнерусского государства Хазария уже утратила былое могущество, но пошлины, шедшие в ее казну от русской транзитной торговли с Кавказом и Багдадским Халифатом, в немалой степени способствовали ее обогащению, являясь одной из составляющих экономической базы каганата.

Итак, указанные выше известия восточных авторов говорят о том, что и в Хазарии, и в Византии в IX - Х в.в. русские купцы облагались торговой пошлиной по единой ставке – 10% (от стоимости товаров). Приведенные сообщения позволяют сделать вывод о том, что в вышеперечисленных государствах сложилась единообразная практика применения такого инструмента таможенно-торгового регулирования, как взимание таможенной пошлины, с применением единой ставки таможенных платежей.

Несколько по-другому сложилась практика применения мер торгово-таможенного регулирования в Европе. Так, мытный устав г. Раффельштеттена, составленный в 903-906г.г. на совещании при маркграфе Восточной марки Арибо (876-906г.г.), свидетельствует о русской торговле времени Олега на Верхнем Дунае. В уставе, отражающем отношения, сложившиеся к IX в., содержится следующее постановление, регламентирующее сбор пошлин: «Что касается славян, которые приходят из Ругов (т.е. из Руси) или из Богемов ради торговли, то они могут торговать везде подле дунайского берега, а также везде в Ретеле (Ретель впадает в Дунай у Линца) и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка 2 меры воска, ценностью каждая в один скоти, с ноши одного человека – одну меру той же цены. Если они привозят рабов или лошадей, то платят с одной рабыни по тремиссе (треть золотого солида, равна 2 денариям), с одного жеребца – столько же; с каждого раба – по сайге (четверть тремиссы) и столько же – с каждой кобылицы». Данную информацию крайне сложно проанализировать в связи с отсутствием данных: не известны критерии определения «ноши одного человека», «вьюка» и т.д., а вес денежной единицы и соотношение с иными денежными единицами и, соответственно, реальная покупательная способность даже в рамках одной монетной системы варьировались. Кроме того, цены на одни и те же товары в Европе, Византии и на Востоке существенно различались. Во всяком случае, мы видим, что в данном случае разные категории товаров облагались таможенными пошлинами по разным ставкам, т.е. дифференцированно.


Тема 3. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА
РУСИ В «УДЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ»
(XIII – XV вв.)

Лекция 4.

План

1. Удельный порядок: политический и социально-экономический аспекты.

После смерти Владимира Мономаха в 1125 г. Киевская Русь как единое государство перестало существовать. Среди различных причин, обусловивших ее распад (общие закономерности эволюции средневекового государства, чья экономика основана на натуральном хозяйстве; увеличение рода Рюриковичей и запутанность лествичной системы; отсутствие после походов Мономаха на половцев серьезной внешней угрозы), следует выделить падение роли пути из варяг в греки. Торговый маршрут, ставший становым хребтом древнерусского государства, теряет свое значение для международной торговли в связи с успехами крестовых походов, предпринятых западноевропейским рыцарством. Средиземноморские торговые маршруты как более удобные и стабильные, значительная часть которых оказалась под контролем западного католического мира, притягивают к себе все большие объемы товаров. Соответственно Рюриковичи теряют один из важнейших стимулов сохранения единства своего государства – сохранение единства и прозрачности пути из варяг в греки.

Вместе с тем, время удельной раздробленности до монгольского нашествия было периодом интенсивного экономического и культурного расцвета русских княжеств, ростом городов и развития торговли. Русская торговля помимо традиционных внешней и транзитной, дополняется значимым объемом торговли внутренней между древнерусскими землями. Таможенные пошлины становятся важным источником пополнения княжеской казны.

Однако после монголо-татарского нашествия политическая и социально-экономическая ситуация начинает меняться. Покорив Русь, монголы не стали размещать в русских землях свои гарнизоны (по крайней мере значительные и повсеместно), не стали заменять знать покоренной страны на элиту, рекрутированную из завоевателей. Зависимость древнерусских земель выражалась в двух главных аспектах – выплате дани и верховном суверенитете ордынских ханов, выразившемся в системе выдачи русским князьям ярлыков на княжение. Монгольское нашествие нанесло огромный ущерб Древней Руси: пострадали города и ремесло, резко сократились международные контакты Древней Руси. Сбор дани первоначально контролировали специально назначенные чиновники – баскаки, наезжавшие большими отрядами воинов, счетчиков и весовщиков. Резиденция Великого баскака находилась во Владимире. Тогда же под покровительством хана в русские города стали приезжать для торговли мусульманские купцы (бесермены). Русские князья, постоянно нуждавшиеся в деньгах, для выплаты дани в Орду занимали их у мусульманских купцов, а расплачивались, вводя новые подати и отдавая бесерменам земли в откуп (к этой же системе прибегали и сами ордынские ханы). В исторических источниках сборщиков ордынских податей именовали даньщиками, поборщиками, поплужниками, таможенниками.

Однако, в период татаро-монгольского ига русские князья, для которых организация постоянного притока финансов была вопросом политического (а в личном плане, часто, и физического), имели весьма немного вариантов пополнения казны, один из которых – восстановление функционирования торговых путей через территории своих княжеств, и организация таможенных сборов. В данном случае забота русских князей о восстановлении торговли и ее развитии совпадала со стремлением ордынских князей, также покровительствовавшим торговле и купечеству. Таким образом, несмотря на все негативные факторы, связанные с татаро-монгольским игом (разрушение городов, истребление и увод в рабство ремесленников и купцов, постоянное вымывание денег из экономики Древней Руси), складывается ситуация, при которой развитие торговли и таможенного дела становится насущной необходимостью. И данный период характеризуется существенным приращениями в этой сфере.

Лекция 5.

План

1. Торговля в удельное время.

2. Торговля, таможенное дело и таможенная политика Новгорода.

Торговля в удельное время.

Важнейшей артерией, по которой осуществлялись торговые связи Руси с Востоком, являлся в той время Волжский путь. Наличие по всему Волжскому пути единого политического пространства (в том смысле, в каком данный феномен единого политического пространства вообще мог существовать в эпоху средневековья), в виде прямого или косвенного (через вассальную зависимость) владычества Золотой Орды, а также обострившиеся вопросы осуществления торговли между Западом и Востоком на фоне политических событий в Причерноморье, Восточном Средиземноморье и Малой Азии (возникновение и гибель Латинского королевства, рост экспансии со стороны турок-сельджуков, неудачи крестоносцев на Ближнем Востоке) способствовали тому, что в рассматриваемый период Волга становится основной торговой артерией региона. Волга играла важную роль сборного пункта льна, сала, которые пользовались устойчивым спросом в Новгороде и Устюге, а также места значительной меновой торговле мехами с русского севера и северо-востока. Из приволжских городов наиболее важными были Торжок, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород и Балахна. Русские купцы активно посещали и города Золотой Орды – Сарай-Бату и Сарай-Берке. После упадка, а затем и распада Золотой Орды восточная торговля начинает терпеть убыток: политическая нестабильность в Среднем и Нижнем Поволжье, речное пиратство новгородских ушкуйников – все это негативно сказывалось на функционировании Волжского торгового пути.

С падением новгородской самостоятельности Москва окончательно превращается в средоточие торгово-экономической жизни Северо-Восточной Руси. Не только предметы внешней торговли, но и предметы торговли внутренней – жизненные припасы, начинают составлять значительную долю товаров в московской торговли, что указывает на развитие рыночных отношений. Организация московского купечества выглядела следующим образом. Высшую группу, привилегированный слой составляли участники крупной международной торговли – гости нарочитые, или купцы великие. Среди них особое место занимала корпорация шелкоторговцев гости-сурожане, торговавшие через города Сурож и Кафу с Византией, итальянскими городами и Турцией. Ступенью ниже стояли московские суконники, занимавшиеся скупкой и перепродажей западно-европейского сукна. К третьей группе от6носились обычные купцы, участвовавшие во внутреннем обмене. Параллельно шло становление центров ярмарочной торговли. Среди таковых следует указать города Белоозеро, Устюг, Холмогоры, Холопий городок, Дмитров; села – Кимры, Рогачев.

Говоря о торговых связях русских княжеств с Западом следует обратить внимание на торговое значение Смоленска, Витебска, Полоцка и Пскова. Первые три города, находясь на Западно-Двинском торговом пути в силу своего географического положения были важнейшими торговыми партнерами такого крупного центра балтийской торговли как Рига. Еще до основания Риги в XII веке рассматриваемые города сбывали свои товары в устье Западной Двины, на острове Готланд и в ряде немецких городов Балтийского побережья. После утверждения Риги (1201 г.) в качестве форпоста крестоносцев в Прибалтике, именно она становится главным посредником в торговле западных русских городов и Европы.

Смоленск, не располагаясь непосредственно на Двине, занимал стратегически важное положение для всего Западно-Двинского торгового пути. По сути, Смоленское княжество контролировало территорию, связывающую Западно-Двинский и Днепровский торговые пути. Немецкие купцы часто посещали Смоленск, имели в нем свой гостиный двор, со своей католической церковью. В 1229 г. между смоленским князем Мстиславом Давидовичем и целым рядом северогерманских, ливонских и фризских городов (среди них Рига, Любек, Сест, Мюнстер, Гронинген, Бремен и Дормунд) был подписан торговый договор. По его условиям предусматривалась свобода торговли (что предполагало освобождение в большинстве случаев от уплаты пошлин) в немецких городах для русских купцов и для немецких – в Смоленске, Витебске, Полоцке. Плавание по Западной Двине признавалось свободным для всех участников договора. Каждая из сторон обязалась защищать иностранных купцов, удовлетворяя их долговые претензии раньше, чем претензии соотечественников. Смоляне обязывались обеспечивать перемещение и сохранность немецких товаров на Волоке соединявшем Западную Двину и Днепр.

Как видно, данный договор призван был облегчить и обезопасить торговлю на Западно-Двинском торговом пути, однако торговая и политическая конкуренция между участниками договора приводила к его нарушениям. Полоцк, желая единолично извлекать выгоды из транзитной торговли, задерживал купцов, принудительно заставляя продавать товары в своих стенах (так называемое «штапельное право»). Ливонский орден препятствовал проходу судов, захватывал корабельщиков. Литовцы совершали нападения и грабежи купцов на Волоке. Следует добавить сюда стремление таких важных политических сил региона, как Золотая Орда и Великое княжество Литовское, установить свой контроль над данными территориями и определять маршруты перемещения товаров к своей собственной выгоде. Относительно провозимых по Западно-Двинскому торговому пути товаров то следует отметить, что из немецких городов доставлялись в основном товары ремесленного производства, а вывозились сырье и транзитные восточные товары.

Что касается Пскова, то свое важное торговое значение он приобретает в XIII веке. От него шли пути к Ивангороду, к Риге и в Литву. Псков являлся конкурентом Новгорода и старался добиться политической независимости от своего более сильного соседа, что и произошло в 1348 г.

После разгрома Константинополя в 1204 г. войсками крестоносцев и татаро-монгольского нашествия на Русь торговля между русскими землями и Византией около столетия находилась в состоянии упадка. Только с начала XIV века наметилось оживление торговых связей (с 1453 г. – с Турцией). Черноморская торговля производилась через Тану (Азов), Кафу (Феодосию) и Солдайю (Сурж, Судак). Важную роль в ней играли генуэзцы, которые укрепляются в Причерноморье (в частности, в упоминавшихся выше Тане и Кафе) с конца XIII века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.06 с.)