Образец текста разговорного стиля речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образец текста разговорного стиля речи



Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

Ну, мы-то с тобой сегодня о-го-го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

Догадываюсь! И что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

Упражнение 1.

Возьмите интервью у вашего однокурсника (знакомого, товарища) на одну из тем: 1. Как вы провели отпуск? 2. Как прошло ваше путешествие? 3. Окончание школы (гимназии, лицея). 4. Поступление в вуз. 5. Как вам нравится студенческая жизнь? Можете предложить тему сами.

Упражнение 2.

Прочитайте в виде образца разговорного стиля речи два письма В. Я. Лакшину, писателю, публицисту, Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892—1975), писателя, рассказчика, очеркиста, отличающегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

I. 23 июня 1969. Карачарово Дорогой Владимир Яковлевич! Посылаю последнюю страничку «Вертушинки» с очень немногими добавлениями. Благодарю за доброту, дружеское письмецо. По-прежнему сижу в моей карачаровской норе, обрастаю барсучьей шерстью. На свет почти не выползаю. Ночами почти не сплю. Живу воспоминаниями. Но как тяжки подчас эти воспоминания! От Трифоныча получил недавно бодрое письмецо. Рад, что все кончилось благополучно. Радуюсь и тому, что Ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать наш привет друзьям-новомировцам. Дружески обнимаю. И. Соколов-Микитов Р.S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку «Нового мира», когда она появится на Божий свет.

II. 8 августа 1968. Карачарово Дорогой Владимир Яковлевич! Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье. Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли? Крепко жму руку И. Соколов-Микитов

Обратите внимание на основные компоненты письма

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);

б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);

в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).

Выделите признаки разговорного стиля: в лексике, словосочетаниях, устойчивых оборотах речи, структуре предложений.

Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, интимным, а какое к деловым и в то же время дружеским? Почему?

4. Попытайтесь передать отношения И. Соколова-Микитова и В. Лакшина на основе первого письма и второго. Какие стороны их отношений в большей мере раскрываются в первом письме, какиево втором? Подтвердите это фактами из писем.

Упражнение 3.

Напишите письмо близкому для вас человеку. Подумайте над формой и содержанием письма, какое оно будет. Нужно ли жаловаться или хвалиться? Выберите тон письма. Как закончить письмо?

Упражнение 4.

Запишите данные ниже слова по группам:

а) общеупотребительные;

б) разговорные;

в) просторечные.

Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, бе..порядок, беспр..дел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, замаскировать (в переносном значении), дом, навор..вать, стол, нахапать, приработок, большущий, скрыть, шабашка, заморозки, лесник, небосклон, горизонт, побережье.

Продолжите примерами все группы слов.

Упражнение 5.

Из данных ниже фразеологизмов выберите только относящиеся к двум стилям: а) к официально-деловому; б) к разговорному. При определении стилевой принадлежности фразеологизма вспомните характерные особенности лексики этих стилей. К каждому фразеологизму запишите (если это возможно) синонимичное ему слово или словосочетание.

Бросать слова на ветер, входящие и исходящие бумаги, взять под стражу, внести вклад, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятья, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, покрыто тайной, поставить на вид, прокладывать дорогу, протянуть ноги, раскинуть мозгами, сделать карьеру, стереть с лица земли, уйти из жизни, гражданский долг, хранить как зеницу ока, дамоклов меч, бить баклуши, прибавочная стоимость, узы дружбы, возыметь действие, особое мнение.

Упражнение 6.

Прочитайте слова и определите их стилистическую принадлежность. Выделите морфемы слова.

Водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенный, сестрица, ножик, толстенький, говорунья, нажарить, поговорить, билетерша, ночевка, кусачий, нарвать, лгунишка3, голосище, развеселый, премиленький, добряк, хвастун, вечерка, дворняга, старичье, сорвиголова, головушка, светелка, нисходить, передатчик, перелет, антисанитарный, договоренность.

Выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю речи.

Упражнение 7.

Прислушайтесь к речи других людей – дома, на улице, в магазине, в транспорте – и запишите 10 –12 оборотов, характерных для устной разговорной речи.

Упражнение 8.

Составьте микротексты (по 2–3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы:

а) да и;

б) а не то;

в) не то.., не то;

г) не так чтобы;

д) нет бы;

е) не так чтобы..., а (но).

Упражнение 9.

Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста):

1) встреча друзей после летнего отдыха;

2) впечатления от просмотренного кино-, телефильма, спектакля;

3) о своих музыкальных интересах;

4) о любимом певце, актере.

Упражнение 10.

Постарайтесь, используя выразительные средства языка, написать в разговорном стиле сочинение, в котором были бы разные типы речи. Сочинение может быть грустным, а может быть и веселым, юмористическим. Придумайте несколько заглавий, сопоставьте их, выберите наиболее удачное. Согласуйте начало текста с темой, идеей, стилем, жанром сочинения. Обратите особое внимание на окончание текста, имея в виду, что начало и конец в наибольшей мере зависят от цели высказывания и стиля.

Упражнение 11.

Составьте план, который помог бы связно, полно, но в то же время немногословно рассказать о разговорной речи на основе данного текста. Трудные для вас части сообщения включите в план в виде тезисов.

Разговорная разновидность литературного русского языка предстаёт в речи его носителей при их непосредственном и непринуждённом, неофициальном общении друг с другом. Эта монологическая, диалогическая или пол и логическая речьнеподготовленная, специально никем не обрабатываемаяотличается своими собственными синтаксическими конструкциями, особенностями фонетики и интонации, своими тенденциями отбора слов и их форм, словообразовательных средств, фразеологизмов. <...> При этом разговорные варианты очень часто экспрессивно окрашены, обладают разнообразными выразительными и оценочными возможностями, отличными от экспрессивных возможностей письменной речи. Норма существует как в письменной, так и в разговорной речи. Нормы письменной речи зафиксированы в грамматиках, учебных пособиях, словарях и специальных справочниках. Грамматические нормы разговорной речи фиксируются несистематически и случайноглавным образом в связи с фиксацией норм письменных и путём противопоставления им. Поэтому разговорная речь часто определяется как некодифицированная.

(В. В. Виноградов.)

Упражнение 12.

Проведите риторическую игру «Знакомство». Представьте, что вы едете на автобусную экскурсию, а с вами рядом сидит незнакомый человек. Вам хочется с ним поговорить. Продумайте, как вы построите диалог, с чего начнете, какие темы будете развивать.

Упражнение 13.

Составьте и запишите телефонный разговор, который может состояться у вас с возможным адресатом: родителями, другом, старшими родственниками, сестрой или братом.

Упражнение 14.

Напишите письма возможным адресатам: директору фирмы, в которую вы хотите устроиться на работу, подруге или другу, которого вы не видели много лет, близкому человеку из-за границы, где вы находитесь в турпоездке или долгосрочной командировке. Постарайтесь использовать в тексте разные типы речи. Следите за композицией вашего письма! В каких стилях будут написаны тексты? В чем разница?

Упражнение 15.

Проанализируйте, если это возможно, переписку в ЧАТе. Подумайте, как проявляют себя люди, общаясь в Интернете.

Упражнение 16.

Проведите риторическую игру «История». Все участники игры садятся в круг и по очереди рассказывают какую-либо историю. Рассказчик должен стараться не злоупотреблять вниманием слушателей, а слушатели должны помогать рассказчику, поддерживая его различными способами.

Упражнение 17.

Проведите риторическую игру «Давайте говорить друг другу комплименты». Суть игры заключается в следующем: все участники садятся в круг, обязательно замкнутый. Каждый «изобретает» комплимент соседу или соседке, а тот (или та) должен непременно найти долженствующий ответ, выразить благодарность за сказанный комплимент. Далее он (она) также произносит следующему игроку комплимент, а тот отвечает благодарностью. Таким образом круг замыкается. Далее происходит обсуждение выраженных комплиментов и ответов на них. Отмечаются лучшие авторы комплиментов.

Упражнение 18.

1) На основе данного диалога, составьте свой диалог «У врача»:

– Медсестра: Доброе утро! Вы записывались к доктору Филатову?

– Пациент: Здравствуйте! Да, я записывался два дня тому назад. Меня зовут Сергей Лаптев.

– Медсестра: Понятно. Да, я нашла Вашу историю болезни. Вам назначено на 10 утра. Сейчас без четверти 10. Не могли бы вы подождать 10-15 минут, пожалуйста? Доктор Филатову еще немного занят.

– Пациент: Да, конечно. Я буду ждать в холле.

(Спустя 10 минут)

– Медсестра: Вы можете заходить. Доктор ожидает Вас.

– Пациент: Спасибо.

– Доктор: Доброе утро! Чем я могу Вам помочь?

– Пациент: Доброе утро, доктор! Я не очень хорошо себя чувствую в последнее время.

– Доктор: Каковы основные симптомы, которыми Вы страдаете?

– Пациент: У меня частые головные боли и лихорадка. Кроме того, я часто чихаю и кашляю в эти дни.

– Доктор: Ясно. Мне нужно посмотреть Ваше горло и послушать легкие. Подойдите ближе, пожалуйста.

– Пациент: Хорошо.

– Доктор: Откройте рот. А теперь снимите рубашку. Судя по тому, что я вижу, у Вас сильная простуда. Предпочтительно взять больничный на неделю или две, и соблюдать постельный режим. Также необходимо пить много горячего чая или других жидкостей.

– Пациент: Я уже отпросился с работы и буду дома с завтрашнего дня. Я начну пить больше горячего чая или молока. Это обычно помогает мне. Есть ли другие рецепты для улучшения моего состояния?

– Врач: Да, есть. Вам также нужно будет купить лекарства, которые я назначу. У нас есть аптека внизу, так что Вы можете купить лекарства там, если хотите.

– Пациент: Спасибо, доктор. Это очень кстати.

– Доктор: Да, чуть не забыл. Наряду с горячим чаем и некоторыми таблетками, Вам обязательно нужно купить сироп от кашля. Он с различными вкусами и весьма полезен. Принимайте его по 15 мл 4 раза в сутки.

– Пациент: Спасибо. Я так и сделаю.

– Доктор: Жду Вас у себя через 4 дня. Если Вы будет следовать всем моим рекомендациям, то непременно поправитесь.

– Пациент: Огромное спасибо. До свидания.

– Доктор: До свидания.

2) На основе данного диалога, составьте свой диалог «В аптеке»:

– Добрый день! Что вы можете предложить от расстройства желудка?

– Какое лекарство вы принимали до этого?

– Чёрный уголь.

– У нас есть чёрный уголь. Но я бы хотела посоветовать Вам чёрный уголь и мезим. Мезим – это дорогостоящий лекарственный препарат, но он достаточно эффективный.

– Когда мне следует его применять? И сколько он стоит?

– Взрослым назначают по 1-3 таблетки 3-4 раза в сутки. Препарат Мезим обычно принимают внутрь сразу перед едой, во время еды или сразу после еды. Он не навредит вам. Его цена – 250 рублей.

– Как долго мне следует принимать его?

– Вы можете его принимать постоянно. Благодаря «Мезим» ваше самочувствие вскоре улучшится.

– Скажите пожалуйста, а есть ли у него побочные эффекты?

– К наиболее распространенным побочным эффектам при использовании препарата Мезим относятся: легкая тошнота, рвота.

– Хорошо. Дайте мне пожалуйста одну упаковку.

– Возьмите.

– Спасибо!

– До свидания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи / Под. ред. В.Д. Черняк - М.: Высшая школа, 2012.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. / Е.Н. Зарецкая - М.: Дело, 2013.

3. Максимова В.И. Русский язык и культура речи / Под редакцией проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2009.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи./ А.Н. Васильева - М., 2010.

5. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов./ А.Н. Введенская - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 3959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.036 с.)