Изделие: композиция «Русская печь». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изделие: композиция «Русская печь».



Задачи урока: познакомить учащихся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; закреплять приемы лепки; воспитывать чувство уважения к истории, к народной культуре.

Планируемые результаты: освоить приемы работы с глиной, закрепить навык самостоятельного составления композиции.

Основные термины и понятия: печник, истопник, убранство, шесток, лежанка, устье.

Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, изображение печи, материалы и инструменты, необходимые для создания изделия. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, глина, пластилин, стека, подкладной лист, основа-картон.

Ход урока

В начале урока целесообразно проверить выполненное учащимися задание в рабочей тетради. Можно использовать прием взаимопроверки. Также проводится выставка и оценивание рисунков учащихся.
Учимся новому. Учитель: «На прошлом уроке мы уже заглянули в дом, в избу крестьянина. Теперь на протяжении нескольких уроков мы будем изучать особенности внутреннего убранства (обстановки) крестьянской избы и работать над созданием целого проекта — комнаты крестьянина».
Знакомство с новым материалом можно начать с работы по учебнику — прочитать текст на с. 49 о роли печи в жизни человека. Учитель: «Самое главное место в доме отводилось русской печи. И находилась она обычно в центре избы. Как вы думаете, почему?» (Печь должна была отапливать всю комнату, да и весь дом. Она была источником тепла, а значит, и жизни, кормила людей.) Учитель предлагает детям рассмотреть части печи: лежанку, устье, шесток на с. 49 учебника. Учитель: «Лежанка — невысокий длинный каменный выступ у печи, на котором можно лежать, спать. Устье — отверстие в передней части печи. Устье перекрывается аркообразной кладкой. Через устье в печь закладывается топливо и ставятся чугунки и горшки. Устье печи закрывается заслоном (заслонкой) с одной или двумя ручками. Печная заслонка в русской печи — печной прибор, служащий для закрытия устья печи. Шесток — ровная площадка из кирпича перед устьем русской печи. Найдите на странице 49 учебника ответ на вопрос: „Как называется специалист по кладке, установке и ремонту печи?“ (Печник.) Можно рассказать учащимся о том, что хорошие печники всегда пользуются почетом и уважением среди населения, так как плохо сложенную печь иногда очень трудно починить (перебрать), плохая печь дымит и плохо хранит тепло (что требует перерасхода дров). Существует много вариантов конструкции русских печей: например, есть вариант с двумя очагами (один из очагов используется преимущественно для быстрого приготовления пищи, другой — в основном для обогрева в зимнее время.) Тот, кто топит печь, называется истопником. Учитель: «А знаете ли вы, как именно топят печь?» (Русская печь топится дровами, осиной топить русскую печь плохо, так как расход дров в два раза выше, чем при топке другими породами.) Продолжить беседу можно рассказом о том, что русская печь массивна и долго сохраняет тепло. В такой печи несколько (обычно две) заслонок для дыма. Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множество кирпичей. В ней можно мыться, т. е. внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. (Во время Великой Отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи.) При помощи разогрева тела внутри печи на Руси изгоняли хворь, например простудные заболевания. На такой печи можно спать. В ней можно готовить очень вкусную еду. Каша или блины, приготовленные в русской печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной однонаправленным подогреванием (на плите). Процесс приготовления пищи в русской печи можно назвать томлением — длительное время держится равномерное температурное поле. Поэтому некоторые блюда с той же вкусовой гаммой невозможно (или крайне трудно) приготовить в других условиях, например топленое молоко, перловую кашу с грибами, жаренные в сметане грибы или картошку и многое другое.
Учитель: «Вспомните сказки, в которых печь является главным персонажем. Положительные герои сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля ездил на печи и очень не хотел покидать уютную лежанку. Такую же любовь к печи испытывала и Баба-яга. Печка иногда наделяется в сказках человеческими чертами, способностью разговаривать. Например, в сказке „Гуси-лебеди“ девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, которая стоит в чистом поле, и спрашивает у нее совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а потом, на обратном пути, прячет девочку от погони». Следующий этап урока — работа с учебником (с. 50). Учащиеся отвечают на вопросы учебника: чугунки с супом или молоком достают при помощи ухвата — металлической полукруглой рогатки на длинной рукоятке; для перемешивания углей в печи служит кочерга; лопаты служат для выпечки хлеба.
Делаем сами. Учитель: «Почувствуем себя в роли печника и вылепим печь». Сначала учащимися проводится анализ изделия, демонстрируемого учителем: необходимые материалы и инструменты (глина или пластилин, стека, подкладная доска), свойства материалов (цвет глины: красная, белая, голубая, желтая, серая; становится пластичной при смешивании с водой; в составе имеет природные материалы; ее можно отрезать, размять, сплющить, раскатать, слепить, вдавить, прилепить, перекрутить, прищипнуть, вытянуть; из нее делают игрушки, посуду, строят, лепят (рельеф) на архитектурных сооружениях), правила работы с материалом, способ оформления (роспись), варианты применения.
Учитель: «Составьте план работы». (1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Лепка печи. 3. Лепка дополнительных элементов: чугунки, кочерга. 4. Сушка. 5. Оформление.) Необходимо прокомментировать каждый пункт плана, после чего учащиеся смогут приступить к практической работе.
Лепка печи. Размять глину в миске, смешивая с водой. Лепить на подкладном листе. Вылепить кубик, затем чуть вытянуть его. (Учитель должен показать, как это правильно сделать.) Стекой вырезать несколько ровных кусочков глины из основы, чтобы получились такие части печи, как шесток, устье, лежанка и т. д. (Учитель рекомендует детям рассмотреть иллюстрацию с изображением печи на с. 51 учебника и еще раз обратить внимание на поделку, которую они анализировали раньше.)
Лепка дополнительных элементов. Вылепить те элементы, которые могли бы стоять на шестке: чугунки, горшочки (для этого вспомнить работу над проектом «Праздничный стол»), — и те, которые помогают хозяйке растапливать печь: кочергу, ухваты (с помощью учителя, который показывает, как это сделать).
Сушка. После того как все необходимые детали вылеплены, высушить изделие, чтобы глина застыла и не меняла форму при дальнейшей работе.
Оформление. Когда изделие высохнет, побелить его и украсить орнаментом, используя краски и стеку. Поместить изделие на основу-картон и закончить композицию. Важно развивать у учащихся чувство цвета, отрабатывать навык составления композиции, чему и способствует данная деятельность.
Подведем итоги. В конце урока учащиеся пробуют самостоятельно организовать выставку своих работ, провести презентацию поделки своего друга или просто соседа по парте и оценивают работы друг друга. Учитель контролирует эту деятельность, проводит анализ выставки и оценивает работу учащихся.

Домашнее задание. Найдите информацию о том, какие предметы мебели обычно наполняли древнерусскую избу, чем ее украшали. Заполните таблицу на с. 31 рабочей тетради. При желании посетите этнографический музей или музей родного края и составьте список предметов древнерусского быта

Урок 18
Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение

Изделие: коврик.

Задачи урока: познакомить учащихся со структурой ткани, с новым видом работы — переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке; воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, необходимые при переплетении полосок бумаги.

Планируемые результаты: научиться создавать коврик переплетением полосок бумаги; уметь размечать по линейке.

Основные термины и понятия: переплетение, основа, уток.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, схема переплетения продольных и поперечных нитей (основы и утка), изображения ковров разных стран, образцы изделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ножницы, цветная бумага, линейка, карандаш.

Ход урока

Полезно посетить с учащимися этнографический музей перед проведением данного урока. Начать урок целесообразно с работы по изученному материалу, попросив учащихся осуществить взаимопроверку задания «Наш дом» в рабочей тетради (с. 31), выполненного дома. После этого учащиеся выступают с сообщениями об убранстве древнерусской избы.
Учимся новому. Учитель: «Наши дома мы тоже стараемся украсить разными способами. В старину неотъемлемой частью внутреннего убранства дома были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах стали появляться ковры. На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками. Чем больше узелков, тем дороже ковер. Вообще ковры плетут в разных странах, существуют персидские, молдавские, иранские ковры и т. д. Кстати, ковры часто встречаются в сказках. Помните ли вы, что это за ковры? (Волшебные ковры-самолеты.) Какие сказки вы можете вспомнить, где герои летают на таких коврах? («Тысяча и одна ночь».) Прочитайте в учебнике на странице 51, из чего состоит любая ткань». После того как текст прочитан, дети смотрят определения слов «уток» и «основа» в словарике юного технолога, а учитель демонстрирует схему переплетения продольных и поперечных нитей.
Делаем сами. Учитель: «Мы сегодня продолжим работу над нашим проектом и украсим комнату крестьянина самостоятельно сплетенным ковром».
Сначала, как обычно, проводится совместный анализ готового изделия: необходимые для работы материалы и инструменты (цветная бумага, карандаш, ножницы, скрепки, линейка), форма изделия (прямоугольник), использованные цвета (в зависимости от того, какие цвета использованы в образце, подготовленном учителем), варианты применения поделки.
Следующий этап — планирование работы. Учащиеся осуществляют его с помощью учителя, так как необходимо изучить новый вид работы — это разметка по линейке: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Оформление. Подробную беседу проводит с детьми учитель.
Разметка. Учитель: «Какие детали нам необходимы для изготовления поделки? (Основа и уток.) Для основы нам понадобится шаблон из рабочей тетради, а чтобы создать нити утка, необходимо разметить лист бумаги так, чтобы получились ровные полоски. Для этого нужно сначала выбрать бумагу тех цветов, которые вам понадобятся для работы». (Учащиеся могут выбрать цвета по собственному желанию, что будет способствовать развитию у них чувства цвета.) Далее следует инструкция учителя, по которой учащиеся параллельно с объяснением выполняют необходимые действия: «Положите перед собой лист цветной бумаги вертикально цветной стороной вниз. Приложите линейку к верхнему краю листа так, чтобы деление „0“ совпадало с левым верхним углом листа. Через каждый сантиметр поставьте карандашом засечку на листе. Напротив каких цифр нужно поставить засечку? Теперь ту же операцию проделаем с нижним краем листа. Сначала опустите линейку к нижнему краю. Как надо расположить линейку? (Чтобы деление «0» совпадало с левым нижним углом листа.) Какую операцию необходимо проделать дальше? Как вы думаете, что надо сделать теперь? (Соединить верхние и нижние засечки между собой.) Для этого поверните лист, чтобы он лежал перед вами горизонтально, и проведите карандашом соединительные линии между засечками, находящимися на одном уровне. Проделайте эту операцию с листами тех цветов, которые вы выбрали для работы».
Раскрой. Учитель: «Следующий этап работы — раскрой. Необходимо воспользоваться ножницами, чтобы вырезать шаблон и сделать основу и нити утка. Вспомним правила работы ножницами. (Дети повторяют правила работы.) Вырежите из рабочей тетради на странице 32 шаблон, возьмите белый альбомный лист и сложите его пополам, положите на него шаблон так, чтобы линия сгиба листа совпадала с прямой линией шаблона, и прикрепите в нижней части шаблон к листу скрепками. Обрежьте лишнюю часть листа по внешней линии шаблона. Сделайте надрезы по размеченным на шаблоне линиям, снимите скрепки с шаблоном и разверните лист. Получится основа коврика. Теперь по разметке разрежьте цветные листы, чтобы получились нити утка».
Сборка. Учитель: «Переплетайте утки в основе, вставляя цветную полоску в одну прорезь листа основы и вытягивая ее из следующей прорези от края к краю основы. Не забудьте о сочетании выбранных вами цветов, попробуйте получить интересный орнамент или узор. Для этого чередуйте полоски через разное количество надрезов в основе».
Оформление. Учитель: «Закончите свой коврик: обрежьте лишние концы нитей утка. Поместите готовый коврик на основу вместе с вылепленной на предыдущем уроке печью так, чтобы получилась композиция; можно закрепить коврик на основе при помощи клея».
Подведем итоги. В конце урока учитель просит детей составить короткий рассказ о своей поделке и проводит анализ работ учащихся.

Домашнее задание. Выполните задание на с. 33 рабочей тетради.

Урок 19
Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование

Изделие: стол и скамья.

Задачи урока: закреплять умение конструирования из бумаги; соблюдать последовательность технологических операций; развивать техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью практической работы.

Планируемые результаты: уметь планировать свою работу, конструировать из бумаги, оценивать работы товарищей и свою собственную.

Основные термины и понятия: конструирование.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, образцы изделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, копировальная бумага, картон, ножницы, цветная бумага, клей.

Ход урока

В начале урока организуется работа по заданию в рабочей тетради (с. 33), выполненному дома. Учащиеся проводят взаимоконтроль, после чего учитель оценивает работу.
Учимся новому. Учитель напоминает детям, что продолжается работа над проектом внутреннего убранства крестьянской избы. Можно задать вопрос: «Чего еще не хватает в нашей комнате?» (Мебели.) Учитель: «Сегодня мы с вами будем конструировать мебель для нашей комнаты. Что значит конструировать? (Создавать конструкцию, структуру чего-нибудь, строить, а также вообще создавать что-нибудь.) Мебель — неотъемлемая часть любого дома. На прошлом уроке мы говорили о том, какую мебель крестьяне размещали в своих домах. Посмотрите в своей папке достижений и вспомните, что это за предметы».
Дополнительный материал. Вдоль стен обычно устанавливали лавки и закрепляли их неподвижно. Скамья была основным видом опорной мебели в крестьянском жилище вплоть до XIX века, пока в избе не появились стулья. Часто можно встретить в избе скамью с перекидной спинкой.
Стол в избе имел весьма внушительные размеры, всегда был рассчитан на большую семью. Особенно тщательно обрабатывали крышку стола. Мастера выполняли ее из качественной древесины, не имеющей сучков, и добивались идеально гладкой поверхности, обычно ей придавали прямоугольную форму. Обеденный стол был не единственным в русской избе. Были и кухонные столы — поставцы, устанавливаемые около печи. Они служили для приготовления пищи. Высота их превышала высоту обеденных столов, и они часто имели выдвижные ящики для удобства или полки с закрывающимися дверцами. В деревенской избе можно было встретить и небольшие столики, функциональное предназначение которых было, скорее, декоративным. Обычно на них хранили ларец или книгу.
В деревенских избах были распространены сундуки. Чаще всего они не только использовались для хранения различных вещей (одежды и домашней утвари), но и имели декоративное назначение: их обивали со всех сторон металлическими деталями, получая оригинальные орнаменты, окрашивали в зеленый или красный цвет, обивали мехом с коротким ворсом.
В качестве основного цвета для покраски мебели использовался естественный цвет древесины. Однако широко применялась и золотисто-охристая гамма, дополняемая белым и красным цветами и их оттенками.
Делаем сами. Учитель: «Какие же предметы мебели являются основными в убранстве избы? (Стол и скамья.) Давайте сконструируем их для нашей крестьянской комнаты».
Проводится групповой или индивидуальный анализ изделия, в ходе которого следует выяснить, какие материалы и инструменты необходимы для работы (картон, цветная бумага, ножницы, клей, краски), какие надо вспомнить правила работы, какой будет техника работы (конструирование) и как будет применяться готовое изделие.
На следующем этапе нужно составить план работы, изучив сначала план работы в учебнике (с. 53): 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После этого можно приступить к практической деятельности.
Разметка. Помня о правилах работы ножницами, вырезать из рабочей тетради (с. 34) шаблоны деталей стола и скамьи. С помощью копировальной бумаги сделать разметку этих шаблонов на коричневом картоне, аккуратно прочертив все имеющиеся на шаблоне линии.
Раскрой. Вырезать размеченные детали по внешнему контуру.
Сборка. Пользуясь схемой в учебнике на с. 53, сконструировать, т. е. собрать, стол и скамью. Учитель должен провести с учащимися предварительную беседу о конструировании. Дети рассматривают иллюстрации в учебнике и подробно описывают каждую из них, после чего учитель объясняет, что в данном случае сконструировать — значит собрать из заготовленных деталей стол и скамью с помощью клея. Сначала надо разрезать заготовки из картона так, чтобы получились все необходимые для конструирования компоненты. Затем сложить детали по линиям сгиба для того, чтобы склеивать было удобнее; можно прогладить гладилкой линии сгиба. Собрать и склеить основание стола и приклеить к нему с помощью дополнительных кусочков бумаги крышку, после чего собрать и склеить ножки скамьи и приклеить их к детали, которая будет выполнять роль сиденья.
Отделка. Оформить изделия с помощью цветной бумаги и красок и дополнить ими комнату крестьянина, приклеив стол и скамью на общий шаблон. Завершить композицию.
Подведем итоги. Учитель: «Мы с вами закончили работу над проектом. У каждого из вас получился уменьшенный макет комнаты крестьянина. Давайте проведем выставку наших проектов и проанализируем их. Оцените свою работу. Придумайте рассказ о получившейся у вас комнате. Чтобы построить дом для такой чудесной комнаты, надо освоить специальную профессию. Откройте учебник на странице 54 и прочитайте стихотворения. Каких специалистов называют кровельщиком и каменщиком? (Это профессии строителей.) Какие еще профессии строителей вы можете назвать?»

Домашнее задание. Не хочется, чтобы такая красивая комната пустовала. Дома нарисуйте и вырежите из бумаги семью крестьянина, которую можно поселить в созданной вами комнате. Подумайте, что можно сделать, чтобы эти фигурки стояли или сидели на скамье, а может быть, вам удастся с помощью родителей сделать фигурки членов семьи объемными. На следующий урок принесите полое яйцо, которое вам могут помочь подготовить ваши родители.

Урок 20
Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.018 с.)