Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Работа с ткаными материалами. Шитье
Изделие: кошелек.
Задачи урока: научить детей выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; отработать навыки разметки ткани, изготовления выкройки, с помощью обучения использованию в работе ножниц и иглы воспитывать аккуратность; развивать чувство прекрасного.
Планируемые результаты: научиться создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу.
Основные термины и понятия: виды швов, нитки.
Ресурсы и оборудование. У учителя: виды ниток, образец шва «через край», готовый кошелек, вышивка, вязаные изделия, кусочки ткани для выполнения учащимися шва «через край» с разметкой точек для проколов. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, плотная ткань, нитки, иголка, наперсток, ножницы, пуговица, мыло или мягкий карандаш.
Ход урока
Начать урок можно с повторения пройденного материала при проверке домашнего задания. Дети выступают с подготовленными дома сообщениями об особенностях национальных костюмов разных народов, учитель задает им вопросы на повторение изученного материала. Учимся новому. Учитель: «На прошлых уроках мы с вами рассмотрели народный костюм и его особенности. Мы говорили, что все костюмы раньше шили вручную. Детали одежды сшивали с помощью швов. Шов — это линия соединения деталей из ткани, кожи, бумаги нитками. Швы бывают стачными и украшающими, ручными и машинными. В прошлом году мы с вами уже знакомились с разными видами швов». Проверим себя. Чтобы повторить материал о видах швов, изученный в 1 классе, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради на с. 47. Проверка выполнения задания проводится в виде фронтального опроса. После этого можно продолжить повторение изученного в ходе беседы по вопросам: «Какие материалы и инструменты необходимы для выполнения шва? (Ткань, нитки, игла.) Что такое нитки? (Пряжа, скрученная в 2, 3, 4, 6, 9 или 12 прядей.) Какие виды ниток вы знаете?» (Швейные, вышивальные, вязальные, штопальные.) Учимся новому. Учитель: «Швейные нитки используются для соединения, сшивания деталей из ткани. Они выпускаются под номерами (учитель демонстрирует катушки) 10, 20, 30, 40, 50, 60, 80, 100 и 120. Торговый номер определяет толщину нитки: чем больше номер, тем тоньше нитки. Вышивальные нитки поступают в продажу в мотках. (Учитель показывает образец.) К вышивальным ниткам относят мулине. Эти нитки применяются для вышивания различных узоров (демонстрация образцов изделий). Вязальные нитки — это нитки, которыми вяжут. Для вязания применяются шерстяные, полушерстяные, шелковые нитки, а также ирис (показ образцов ниток и изделий). Штопальные нитки применяются для штопки, починки чулок, носков (демонстрация заштопанных изделий). Выпускают их в клубках». Делаем сами. Перед тем как приступить к работе над поделкой «Кошелек», необходимо научиться выполнять шов «через край». Учитель показывает и рассказывает, как выполняется данный вид шва: «Шов „через край“ используется для обработки края ткани вручную. Подготовьте нитку с иголкой, отмерьте длину нитки через локоток, возьмите кусок ткани. Шов выполняется косыми стежками. Ткань прокалывают все время с лицевой стороны слева направо, постоянно откидывая свободную часть нитки направо. Можно прошить шов второй раз в обратную сторону, получив декоративные уголки». Затем учащиеся читают план работы в учебнике (с. 65) и под руководством учителя тренируются выполнять шов. После того как подготовительная тренировочная работа выполнена, можно приступать к анализу основного изделия: название изделия (кошелек), необходимые материалы и инструменты (ткань, нитки, пуговица, мыло или мягкий карандаш, ножницы, игла, наперсток), правила работы с материалами и инструментами, способ разметки (разметка ткани по шаблонам), способ сборки (шов «через край»), варианты использования. Затем учащиеся составляют план работы с учетом плана в учебнике (с. 66): 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. По данному плану учащиеся выполняют работу над изделием с помощью учителя. Разметка. Вырезать шаблоны деталей из рабочей тетради (с. 46). Сделать разметку деталей для кошелька на плотной ткани приемом обведения шаблонов мылом или мягким карандашом. Раскрой. Вырезать размеченные детали из ткани. Сборка. Швом «через край» соединить детали изделия и обметать их. Для этого положить основные детали кошелька — два полукруга друг на друга, скрепить их и, следя за тем, чтобы края были совмещены, пришить детали друг к другу швом «через край» по округлому краю так, чтобы получился кошелек. Пришить к кошельку пуговицу на ножке (в нижней части) и сделать петельку, чтобы можно было закрывать крышку кошелька. Пуговицу пришить, пользуясь инструкцией учебника (с. 66). Для изготовления петельки выполнить обычный шов, только не затягивать нитку до конца, а оставить петельку. Отделка. Оформить изделие. Можно выполнить на кошельке вышивку, аппликацию из ткани. Подведем итоги. В конце урока, когда работа над поделкой под руководством учителя будет закончена, целесообразно провести выставку работ учащихся или попросить их проанализировать и оценить поделки друг друга.
Домашнее задание. Вспомните другие виды швов, которые вам известны, и выполните их дома с помощью родителей.
2. Работа с ткаными материалами. Вышивание
Изделие: салфетка.
Задачи урока: расширить представления учащихся о видах обработки ткани; совершенствовать умение работы с пяльцами; познакомить с технологией выполнения тамбурного шва; воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду и продуктам труда.
Планируемые результаты: научиться выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани.
Основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка.
Ресурсы и оборудование. У учителя: виды ниток, образец тамбурного шва, готовая вышивка и образцы вышивок, вязаные изделия, кусочки ткани для выполнения тамбурного шва с разметкой точек для проколов и основа для салфетки — ткань размером 20 × 30 см для каждого ребенка. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пяльцы, ткань, игла, нитки для вышивания, ножницы, мыло или мягкий карандаш, копировальная бумага.
Ход урока
Ход данного урока повторяет ход урока первого варианта «Работа с ткаными материалами. Шитье» до этапа «Делаем сами». Кроме того, можно дополнить теоретическую часть этого урока знакомством учащихся с вышивкой. Учитель: «Вышивкой, то есть изображением шитьем, люди занимались с давних времен. Произведения народного искусства создавались ручным способом. Двух одинаковых вещей не бывало, тайны мастерства передавались от одного поколения к другому. Прочитаем текст на странице 67 и выполним предложенные задания». Эта работа не только направлена на знакомство с новым материалом, но и способствует усвоению материала, изученного ранее. Дополнительный материал. Наша земля всегда славилась искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина населения русской деревни всегда пряла, ткала, вышивала, создавая прекрасные узоры всем на радость. Праздничные одежды, края покрывал, концы полотенец — все было украшено тканым или вышитым орнаментом. Начиная с восьми-девяти лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукомесла, готовили приданое. Одни виды орнаментов выглядели как нарядная рама, в которую была помещена самая драгоценная часть вышивки, другие же представляли собой разнообразные узоры. Делаем сами. Учитель: «Мы сейчас попробуем выполнить орнамент на ткани с помощью вышивки. Для этого нам надо сначала познакомиться с новым видом шва — тамбурным швом». Знакомство с новым видом шва можно провести, выполняя его под руководством учителя. Учитель показывает и рассказывает, как выполняется данный вид шва: «Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Для его выполнения надо подготовить нитку с иголкой, отмерить длину нитки через локоток, взять ткань. При выполнении шва иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на величину стежка. Рабочая нить в виде петли остается под иглой. Последующие стежки необходимо делать вкалыванием иголки в предыдущую петлю. Ход выполнения тамбурного шва: проколоть основу с изнаночной стороны и вытянуть иглу с ниткой на лицевую сторону. Проколоть основу с лицевой стороны (чуть ниже). Проколоть основу с изнаночной стороны, вытянуть иглу с ниткой на лицевую сторону — получится одно звено цепи. Проколоть основу с лицевой стороны внутри звена цепи. Проколоть основу с изнаночной стороны и вытянуть иглу с ниткой на лицевую сторону и т. д. Шов применять для вышивки контура рисунка или заполнения всего объема рисунка внутри контура в круговом направлении». После объяснения учитель демонстрирует образцы вышивок, выполненных тамбурным швом. Затем учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике (с. 68), выполняют этот шов с помощью учителя. Когда подготовительная тренировочная работа будет закончена, можно приступать к анализу готовой вышивки, которую показывает детям учитель. Учитель: «Перед тем как начать работу над поделкой „Салфетка“, проанализируйте готовую работу. Откройте учебник на странице 70, прочитайте стихотворение». Один из детей читает вслух стихотворение, после чего учитель читает его еще раз и проводит беседу: «Скажите, какие инструменты использовала девочка, чтобы вышить салфетку. Какую форму имеет салфетка? Какое изображение на ней вышито? Какой шов использован? Для выполнения более качественного шва мы воспользуемся специальным приспособлением — пяльцами. Что это за приспособление? Для чего оно необходимо? (Пяльцы — это рама для натягивания ткани для вышивания.) Как можно будет использовать нашу поделку?» Следующий этап — планирование работы с использованием плана работы в учебнике (с. 69): 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Выполнение шва. 4. Отделка. После составления плана и проведения беседы (возможен фронтальный опрос или монологическое высказывание учащихся) дети могут приступать к выполнению практической работы под руководством учителя. Подготовка материалов и инструментов. Подготовить к работе необходимые материалы и инструменты: ткань, нитки для вышивания, пяльцы, иголку, наперсток, копировальную бумагу, мыло или мягкий карандаш, булавки, ножницы — и вспомнить правила работы с ними. Разметка. Вырезать из рабочей тетради (с. 48) понравившийся шаблон рисунка для вышивки. Выполнить разметку рисунка на ткани через копировальную бумагу. Для этого на ткань положить копировальную бумагу яркой стороной вниз, на нее положить рисунок и обвести его контур карандашом. Выполнение шва. Для удобства натянуть салфетку на пяльцы. Выполнить вышивку рисунка тамбурным швом. Отделка. Закончить работу над салфеткой. Обработать ее края с помощью учителя. Подведем итоги. В конце урока учитель проводит анализ и оценку работ учащихся. После этого можно выполнить задание на с. 49 рабочей тетради.
Домашнее задание. Подготовьте сообщение о том, как можно использовать вышивку. Найденные материалы вложите в папку достижений. На следующий урок принесите коробку из-под обуви.
Раздел 3 ЧЕЛОВЕК И ВОДА
Урок 24
Мы предлагаем два варианта данного урока в зависимости от практической работы. Учитель может выбрать любой из них, а при наличии времени можно объединить оба варианта в один урок. Если же времени нет, то самостоятельная работа над проектом «Аквариум» дома может послужить отличной проверкой освоения универсальных учебных действий и изученного материала. 1. Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. 2. Рыболовство. Работа с природными материалами. Конструирование.
1. Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить
Изделие: композиция «Золотая рыбка».
Задачи урока: сформировать у учащихся представление о роли воды в жизни человека; познакомить их с различными приспособлениями для рыболовства, с новым видом орнамента — изонитью и техникой его создания; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, учить экономному расходованию воды.
Планируемые результаты: научиться создавать изделия, украшенные изонитью, различать приспособления для рыболовства.
Основные термины и понятия: рыболовство, изонить.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, украшенных рисунком изонить, схема «Использование воды». У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копировальная бумага, шило, нитки, игла, наперсток.
Ход урока
Урок можно начать с проверки домашнего задания, попросив учащихся выступить с сообщениями о вышивке. Учимся новому. Учитель: «Сегодня мы научимся выполнять еще один вид орнамента с использованием ниток. Но сначала откройте учебник на странице 71 и прочитайте, как называется новый раздел, который мы будем изучать. («Человек и вода».) Как вы думаете, какое значение имеет вода в жизни человека? (Вода — самый большой по объему потребления компонет в рационе человека. Это — универсальное вещество, без которого невозможна жизнь. Вода — непременная составляющая часть всего живого.) В растениях содержится до 90% воды, а в теле взрослого человека — около 70%. Как вы думаете, нужно ли беречь воду? Зачем это делать? Ведь, казалось бы, открыл кран водопровода — вот тебе и вода, а нет водопровода — сходил лишний раз к реке или колодцу. Недаром же говорят: „Воды на всех хватит“. Однако эта поговорка устарела даже для многоводных районов Земли, количество питьевой воды на нашей планете уменьшается с каждым днем. Много ли воды нужно человеку? (Примерно 3 л в день.) Но это не все. В городах счетчик отсчитывает до 200 л потребления воды на каждого жильца в сутки. Зачем нам столько воды? (Эта вода идет на хозяйственные нужды: приготовление пищи, стирку белья, принятие ванны, душа и т. д.) Но, кроме этого, человеку требуется вода и для домашнего скота, орошения полей и огородов, для получения электроэнергии, для изготовления тысячи предметов, без которых он не может обойтись. Вода сейчас не только источник жизни и средство для соблюдения чистоты. Она стала самым главным видом промышленного сырья, материалом, без которого никакое производство не может существовать. При этом даже там, где воды много, она совсем не такой уж дешевый материал. Прежде чем поступить по трубам в городские дома или на завод, вода подвергается очистке. В места, где воды недостаточно, ее приходится доставлять издалека. В Париже почти каждое лето жители страдают от недостатка воды. В России так быстро растет городское население и развивается промышленность, что в некоторых больших городах тоже ощущается временный недостаток воды. Знаете ли вы, каково количество воды на нашей планете? (Более двух третей поверхности земного шара занимает вода.) Какие виды водных поверхностей вы знаете? (Моря, океаны, реки, озера, болота, пруды и т. д.) В России всегда было много рек и озер, в которых водилась рыба разных пород. Как называется деятельность человека по добыче речной и морской рыбы? (Рыболовство.) Рыболовство — одна из древнейших форм хозяйственной деятельности людей, связанная с добычей пищи». После вводной беседы целесообразно обсудить с учащимися известные им способы ловли рыбы. Учитель: «Формы и способы традиционного рыболовства, как и орудия для этой деятельности, еще издревле были весьма разнообразны и представляли собой почти все и сейчас известные способы непромысловой рыбной ловли: запруды, сети, корзины, удочки и т. д.». Следующий этап изучения нового материала — работа с учебником (с. 72). Учащиеся выполняют задание на с. 72, при этом вспоминая приспособления для ловли рыбы и знакомясь с ними. Выполнив задание, дети могут прочитать текст учебника на с. 73 о сети как приспособлении для ловли рыбы. Учитель предлагает вспомнить сказки, в которых герои ловили рыбу, и выполнить задание в рабочей тетради на с. 51. Делаем сами. Учитель: «Итак, одним из приспособлений для ловли рыбы была сеть, которую плели из нитей или лески. Искусство плетения передавалось из поколения в поколение. Постепенно умение плести и вышивать приобрело различные формы. Сегодня мы познакомимся еще с одной формой плетения для создания орнамента и выполним рисунок изонить в работе над поделкой «Золотая рыбка». Сначала проведем анализ готового изделия». Дети рассматривают изделие и пытаются самостоятельно определить, какие материалы и инструменты использованы для изготовления поделки (нитки, цветной картон, карандаш, ножницы, игла, копировальная бумага), вспоминают правила работы с этими материалами и инструментами, рассказывают о вариантах применения изделия. Для работы над поделкой „Золотая рыбка“ учитель должен познакомить учащихся с техникой выполнения рисунка изонить. Сначала можно предложить ребятам прочитать в учебнике (с. 73) об этом рисунке и провести опрос по прочитанному тексту: «Где впервые появилось искусство изонить? (В Англии.) Как изначально выполняли рисунок? Для чего сейчас используется такая техника?» Необходимо продемонстрировать учащимся образцы изделий, украшенных рисунком изонить. Учитель: «В мире такая техника создания рисунка известна уже более 400 лет. Ее использовали английские ткачи. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали между ними нити в различной последовательности, создавая причудливые узоры. Со временем рисунок изонить начали использовать и в вышивке по картону, особенно активно распространялось это искусство в XIX веке. При создании рисунка изонить на картоне техника отличалась от первоначальной тем, что гвоздики были заменены на дырочки, через которые пропускалась нить. Основу техники составляли приемы заполнения угла и окружности». Следующий этап работы — составление плана. Полезно дать учащимся попробовать самостоятельно составить план работы, после чего подробно обсудить с ними каждый пункт плана, работу над ним: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Сборка. 4. Отделка. Разметка. С помощью копировальной бумаги сделать разметку рисунка из рабочей тетради (с. 50) на картоне. Сборка. Выполнить рисунок по размеченным точкам, прокалывая их иголкой с ниткой в определенной последовательности. (Эту последовательность показывает учащимся учитель.) Отделка. Завершить композицию и оформить поделку. Подведем итоги. В конце урока учащиеся пробуют самостоятельно провести выставку своих работ, в ходе которой стараются оценить работы друг друга, что поможет учить их самооценке и самоконтролю.
Домашнее задание. Найдите материал о рыбках, которых выращивают в аквариумах. Если у вас есть аквариум, расскажите о том, как вы за ним ухаживаете. Вложите информацию в папку достижений.
|