Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изделие: композиция «карта на глиняной дощечке».

Поиск

Задачи урока: познакомить учащихся с одним из носителей информации — картой; научить их составлять карту; повторить определения понятий «глина», «линейка», «оригами», «бумага», «узор», «симметрия»; закреплять навыки работы с глиной; развивать глазомер; воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалу.

Планируемые результаты: научиться составлять карту-схему, выполнять рисунок на глиняной дощечке, самостоятельно составлять план работы, анализировать и оценивать свою работу.

Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий из глины, карты, изображения пиратов. У учащихся: учебник, картон, глина, стека.

Основные термины и понятия: информация, карта, глобус.

Ход урока

Урок целесообразно начать с проверки домашнего задания.
Учимся новому. Учитель: «Определение направления и скорости ветра — это один из вариантов поиска информации. Что такое информация? (Это какие-то сведения, данные, знания о чем-либо.) Мы сегодня начинаем изучать раздел учебника под названием „Человек и информация“. Как мы получаем информацию? Какими способами? На сегодня наиболее используемые виды информации — текстовая (книги, письма, документация и др.) и электронная (наборы электронных знаков, которыми записана какая-либо информация, от текстов до фильмов). Сама информация является единственным средством взаимодействия человека с другими людьми и с миром. Как только мы узнали о чем-то что-то новое, можно сказать, что мы получили информацию».
Продолжить изучение нового материала можно чтением текста учебника на с. 86. Учитель: «О каком источнике информации вы прочитали? (О карте.) Кто и с какой целью раньше создавал карты? А что такое карта? (Карта — это чертеж части земной поверхности.) Какие карты существуют в современном мире?» (Географические: карты мира, Европы, России; астрономическая — чертеж звездного неба и т. д.) Учитель показывает детям разные виды карт и готовую поделку «Карта на глиняной дощечке»: «Посмотрите, какую карту сделали Аня и Ваня. Что они на ней изобразили? Где находится клад? Теперь давайте отгадаем, что именно спрятали ребята. Для этого надо отгадать кроссворд на странице 87. Как это сделать? Об этом написано в учебнике: надо ответить на вопросы и первые буквы слов-ответов сложить вместе, получив новое слово». Это задание полезно выполнять в группе, чтобы развивать у учащихся взаимопомощь и умение работать вместе. С помощью учителя дети распределяются на группы и выбирают командира, который должен отдать ответ, записанный на листочке, учителю. Необходимо объяснить учащимся, что если они будут вместе думать над вопросами и совещаться, при этом не спорить, то они смогут быстрее выполнить задание. Команда, капитан которой первым даст правильный ответ (1. Глина. 2. Линейка. 3. Оригами. 4. Бумага. 5. Узор. 6. Симметрия. Ответ — глобус) учителю, может быть награждена. Учитель: «А зачем нужен глобус? (Глобус — это модель земного шара или неба обычно на специальной подставке.) Глобус — это тоже источник информации».
Дополнительный материал. Пираты — морские разбойники. Самым распространенным способом ведения морского боя пиратов был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались на максимально близкое расстояние, как правило, борт в борт, после чего оба корабля крепко сцеплялись при помощи кошек и снастей. Затем на корабль противника высаживалась абордажная команда, поддерживаемая огнем с марсов.
Делаем сами. Учитель: «Сегодня мы будем владельцами клада и создадим карту, по которой можно найти то место, где мы его спрятали». Учащиеся с помощью учителя проводят анализ изделия «Карта на глиняной дощечке» по изученной схеме, закрепляя умение анализировать: необходимые для работы материалы и инструменты (картон, глина, стека), приемы работы с глиной (глина относится к пластичным материалам; цвет глины может быть красный, белый, голубой, желтый, серый; в составе природные минералы; при увлажнении пластична; глину можно отрезать, размять, сплющить, раскатать, слепить, вдавить, прилепить, перекрутить, прищипнуть, вытянуть; из нее можно изготовить игрушки, посуду, лепнину (рельеф), также используется в строительстве), техника выполнения (прием примазывания и нанесение рисунка стекой), варианты применения поделки.
Для закрепления у учащихся навыков самостоятельного планирования работы и выполнения ее по этому плану целесообразно дать детям задание самим прочитать план работы в учебнике (с. 87), составить свой план и выполнить работу по плану.
Подведем итоги. В конце урока можно дать учащимся задание поменяться получившимися картами с заданиями к ним и найти спрятанный клад, т. е. выполнить задание и рассказать, как найти по карте дорогу.
Домашнее задание. Подготовьте к следующему уроку сообщение о какой-нибудь известной истории про пиратов.

Урок 30

Мы предлагаем два варианта данного урока. Учитель может выбрать любой из них, а при наличии времени можно объединить оба варианта в один урок.
1. Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном.
2. Книгопечатание. Работа с различными материалами.

1. Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном

Изделие: книжка-ширма.

Задачи урока: познакомить учащихся с процессом изготовления книги; развивать чертежные навыки, умение выполнять разметку по линейке; воспитывать бережное отношение к книге через описание трудности этого процесса.

Планируемые результаты: научиться создавать книжку-ширму, выполнять разметку по линейке.

Основные термины и понятия: книгопечатание, разметка по линейке.

Ресурсы и оборудование. У учителя: разные виды книг, материалы и инструменты, необходимые для работы с книгой, образцы изделий, схема создания книжки-ширмы. У учащихся: учебник, картон, цветная бумага, ножницы, клей, линейка.

Ход урока

Узнаем новое. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами начали изучать новый раздел „Человек и информация“. Узнали один из способов передачи информации. Какой? Как вы думаете, а каков основной источник информации? (Книги.) Какие книги вы читаете, чтобы получить информацию? А кто знает, как появляется книга? Посмотрите на доску. На ней представлена схема создания книги. Но этапы перепутаны местами, давайте найдем правильную последовательность и попробуем составить рассказ, как книга попадает к нам в дом». Схему учитель должен начертить на доске заранее. Здесь представлена правильная последовательность этапов.
1. Лесозаготовка — заготовка лесных материалов.
2. Бумажный комбинат: производство бумаги из волокон, полученных из древесины (плотного вещества дерева).
3. Деятельность писателя.
4. Деятельность издательства — обработка написанного писателем.
5. Типография — предприятие, в котором печатаются различные издания.
6. Магазин.
Перед тем как воспроизвести правильную нумерацию этапов на доске, необходимо провести с учащимися беседу по каждому из этапов. Желательно, чтобы учащиеся сами догадывались, что на каком этапе происходит, и рассказывали об этом учителю. Это не только станет хорошим обращением к личному опыту детей, но и будет способствовать развитию логического мышления учащихся. Полезно попросить одного из ребят написать верный номер каждого этапа на доске.
Следующий этап — знакомство с правилами работы с книгой. Учитель: «А как нужно обращаться с книгой? (Книгой пользуются многие люди. Нужно к ней бережно относиться, иметь закладку, не мять страницы, необходимо для книжки подобрать обложку.) Почему относиться к книге надо именно бережно? Книга сделана из материала, который быстро портится, если не обращаться с ней аккуратно. В результате книгу просто невозможно будет прочитать. Поэтому, как только вы купили книгу или взяли ее в библиотеке, надо обернуть ее в обложку и вложить закладку».
Продолжение урока — работа с учебником. Целесообразно дать учащимся задание прочитать текст учебника на с. 88: «Кто был изобретателем книгопечатания в Древней Руси? Первые книги появились у древних египтян и были написаны на свитках папируса (бумага из тростника). Книгу в ее современном виде создали древние римляне. Ее страницы были из выделанной кожи животных — пергамента. Столетиями книги были рукописными и стоили очень дорого. Изобретателем книгопечатания в Древней Руси был Иван Федоров».
Делаем сами. Учитель: «Давайте сами сделаем книгу. Это будет книжка-ширма, которую часто можно встретить в детской литературе. Знаете ли вы, что это такое? (Книжка-ширма — книга с листами, наклеенными на плотный картон, который сложен гармошкой и может быть поставлен наподобие ширмы и использоваться в игре как декорация.) (Учитель показывает детям разные образцы книжек-ширм.) Что нужно сделать перед тем, как приступить к практической работе? (Анализ готового изделия.) Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (Цветной картон, цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы, клей.) Вспомните правила работы ножницами. Как вы думаете, какой способ разметки использован для создания поделки „Книжка-ширма“? Посмотрите на иллюстрации к плану работы на странице 90 учебника. (Разметка по линейке.) Чтобы разметить детали по линейке, необходимо знать правила разметки по линейке. Давайте прочитаем их в учебнике на странице 88 и рассмотрим рисунки к ним на странице 89. Расскажите о том, как можно применить поделку „Книжка-ширма“».
Отработать правила разметки по линейке можно непосредственно в работе над поделкой. Но сначала необходимо составить план работы. Целесообразно дать учащимся задание сделать это заранее по уже отработанной схеме, после чего обсудить с детьми каждый пункт плана: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. Комментируя каждый пункт плана, учитель должен показывать его выполнение, т. е. создавать поделку параллельно с детьми.
Разметка. Учитель: «Разметим обложку на картоне размером 10 × 15 см. Лист картона надо положить горизонтально цветной стороной вниз. Линейку прикладываем к краю листа так, чтобы деление „0“ совпадало с верхним углом листа. Находим деление „15“ и ставим напротив него на картоне засечку. Опускаем линейку к нижней стороне картона, повторяем проделанную операцию. Поворачиваем лист для того, чтобы провести линию по горизонтали. Соединяем две отмеченные точки. Теперь на верхней стороне и на отмеченной линии выполняем разметку таким же образом, но засечку ставим напротив деления „10“. Соединяем отмеченные точки, снова повернув лист так, чтобы провести линию по горизонтали». (Можно попросить кого-нибудь из учеников провести инструктаж по разметке по линейке для закрепления умения размечать детали по линейке. Затем учащиеся самостоятельно выполняют разметку других деталей для книжки-ширмы: два клапана для подклеивания из цветной бумаги размером 10 × 3 см, страницы книжки размером 10 × 28 см — для четырех страниц.)
Раскрой. Учитель: «Вырезаем размеченные детали».
Сборка. Учитель: «Будем опираться на схему сборки, представленную в учебнике на странице 90. Обложку складываем пополам и проглаживаем гладилкой. Складываем заготовку страниц в четыре раза (чтобы получились четыре страницы в виде гармошки). Заготовки для клапанов складываем пополам. Вклеиваем страницы в сгиб обложки при помощи клапанов». (При желании учащиеся делают еще страницы, для чего необходимо изготовить дополнительные клапаны.)
Отделка. Учитель: «Оформляем книжку с помощью красок или аппликации из цветной бумаги».
Подведем итоги. В конце урока проводится выставка работ учащихся для закрепления навыка монологического высказывания — учащиеся проводят презентацию своих поделок и рассказывают о том, что будет находиться на страницах их книжек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.013 с.)