Роль выборов в политической системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль выборов в политической системе



ОБЩЕСТВА

Выборы. Функции выборов. Выборы – важнейший элемент демократического политического процесса, являются единственной формой реального участия граждан в политике. Выборы представляет собой способ формирования органов власти и управления посредством выражения политической воли граждан в соответствии с избирательной системой. Функции выборов:

– легитимация и совершенствование политической системы общества;

– формируют политическую волю народа, представляют его интересы в органах государственной власти;

– способствуют смене и формированию политической элиты;

– политическая социализация граждан, развитие их политического сознания и культуры;

– разрешение социального конфликта;

– контроль над институтами власти.

Порядок формирования органов государственной власти посредством выборов регламентируется избирательной системой - установленным в государстве порядком организации и проведения выборов, а так же совокупность конституционных принципов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. В каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, тем не менее, общепризнанными демократическими принципами выборов являются: свободное волеизъявление избирателей; всеобщее избирательное право; равенство голосов избирателей; прямое избирательное право; тайное голосование; открытость и гласность.

Разновидности избирательной системы. В мировой практике сложилось несколько разновидностей избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная избирательная система:

победившим считается кандидат, получивший наиболее количество голосов избирателей на данной территории;

– существует три разновидности метода подсчета голосов по мажоритарной системе: относительного большинства, абсолютного большинства и квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе относительного большинства победившим считается тот кандидат, который собрал большее количество голосов, чем каждый из его соперников.

Метод абсолютного большинства состоит в том, что победившим считается тот кандидат, который набирает на выборах более 50% голосов избирателей.

Мажоритарная система квалифицированного большинства требует от победителя на выборах получения большинства голосов избирателей, существенно превышающего половину (2/3, 3/4, 4/5) и т.д. Эта система применяется крайне редко.

В целом, особенностями мажоритарной системы являются:

– выборы проводятся по одномандатным округам; действует принцип «один мандат в одном округе»;

– избиратели голосуют за конкретного кандидата в депутаты, а не за партийный список;

– избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство (50 % + 1) голосов избирателей (если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, то во втором туре участвуют два кандидата и победителем признается набравший относительно большее число голосов избирателей);

– депутатский мандат получает кандидат, набравший относительно большее, чем соперники, число голосов избирателей.

Достоинства мажоритарной системы:

– универсальность: можно применять для избрания депутатов парламента и других лиц на государственные должности;

– позволяет избирателю оценить личные достоинства кандидата в депутаты; он голосует за конкретного кандидата, а не за партийный список;

– гарантирует устойчивость взаимосвязей депутатов с избирателями;

– обеспечивает большую стабильность парламента и правительства.

Недостатки мажоритарной системы:

– значительная часть избирательной страны, проголосовавших против кандидатов (иногда до 50 % и более), остается не представленной в органах власти;

– сужает возможности небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы;

– не исключает опасность манипулирования волей избирателей;

Пропорциональная избирательная система:

– отличительным признаком этой системы является то, что избиратель голосует не за конкретного депутата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями. Такая система применяется только в условиях многопартийности;

Достоинства пропорциональной системы:

стимулирует многопартийность;

– более адекватно, чем мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.

Недостатки пропорциональной системы:

система выгодна партийной верхушке, отчуждает от политики рядовых членов партии и партийный электорат;

– депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей;

– в парламент избираются представители многих партий, что затрудняет формирование правительства, негативно отражается на его стабильности.

Смешанная избирательная система – сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизировать их недостатки.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система. Принципы избирательной системы в Республике Беларусь:

– Всеобщность выборов. Речь идет о том, кто имеет право голосовать. В Республике Беларусь (ст. 64 Конституции) провозглашается всеобщность выборов, что обеспечивается следующим:

– предоставлением возможности гражданам Республики Беларусь избирать и быть избранными независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии и т.п.

– все граждане, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста, имеют право избирать и быть избранными Президентом Республики Беларусь – с 35 лет, в Палату представителей – с 21 года, в Совет Республики – с 30 лет, а в местные Советы – с 18 лет.

В выборах не участвуют следующие лица:

– признанные судом недееспособными

– содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

– лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей.

– всеобщность выборов в Республике Беларусь обеспечивается также созданием избирательных участков в больницах, санаториях, в домах отдыха, на крупных железнодорожных станциях, аэропортах.

– всеобщность выборов обеспечивается правом голосования на дому. Если избиратель не может явиться на избирательный участок, то он может об этом сообщить (письменно или устно) избирательной комиссии, которая обязана в этом случае обеспечить голосование в присутствии не менее 2 членов избирательной комиссии.

– всеобщность выборов обеспечивается также тем, что избиратель, меняющий место жительства, имеет право получить удостоверение на право голосования в другом участке.

– оповещение избирателей о времени и месте голосования.

– установление уголовной ответственности за нарушение права на голосование, неправильный подсчет голосов, подлог избирательных документов.

– Выборы должны быть свободными.

Этот принцип означает, что избиратель сам решает, участвовать ему в выборах, то есть они могут быть как обязательными, так и факультативными. В Республике Беларусь никаких санкций за неучастие в выборах не предусматривается. Уклонение избирателей от участия в голосовании называется абсентеизм. Причинами неявки избирателей на выборы могут быть: аполитичность, социальный пессимизм, безразличие к общественно-политической жизни страны. В ряде стран за уклонения от голосования могут налагаться штрафы, ограничиваться предпринимательская деятельность, сложности при поступлении на государственную службу и т.п. Бесспорно, участие в выборах является важнейшим долгом гражданина.

– Равенство.

Этот принцип в Республике Беларусь обеспечивается следующим:

– количество избирателей в избирательных округах примерно одинаковое;

– избираемые кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях; в частности, финансируются одинаково;

– равенство обеспечивается также тем, что фамилия избирателя включается только в один список.

Выборы должны быть прямыми, то есть депутаты избираются гражданами непосредственно.

– Голосование должно быть тайным. В Республике Беларусь он обеспечивается следующим:

– контроль за волеизъявлением голосующего запрещается;

– голосование осуществляется путем заполнения избирательного бюллетеня;

– заполнение избирательного бюллетеня осуществляется в изолированном помещении, в котором не разрешается присутствовать никому (заполненный бюллетень избиратель опускает в специальную урну лично – это может сделать и другое лицо, но только не член избирательной комиссии);

Агитация в день проведения выборов не разрешается.

Институтом непосредственной (прямой) демократии в Республике Беларусь являются референдумы. Референдум голосование граждан, обладающих избирательным правом, по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В Конституции Республики Беларусь (1996 г.) речь идет о республиканском и местном референдумах. Республиканский референдум назначается:

– Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе;

– по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которой принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов каждой из палат;

– по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой областей и города Минска.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какова роль института всеобщих выборов?

2. Что понимается под избирательной кампанией и каков порядок ее проведения?

3. Из чего складываются демократические принципы выборов? Раскройте их содержание и проанализируйте, при каких обстоятельствах они нарушаются.

4. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.

5. Проанализируйте особенности избирательной системы Республики Беларусь.

 

Основные понятия

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

Выборы – важнейший компонент современной политики, представляет собой способ формирования органов власти и управления посредством выражения политической воли граждан в соответствии с избирательной системой.

Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов и установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями.

Избирательная система – совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц.

Референдум – голосование граждан, обладающих избирательным правом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Электорат – совокупность граждан, обладающих по закону правом голоса.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Структура, функции и уровни политической идеологии. Термин «идеология» в научный обиход был введен французским исследователем А. Дестютом де Траси в конце ХVIII века как «наука об идеях». Трактовка идеологических концепций неоднозначна, среди подходов, объясняющих сущность идеологии, следует выделить марксистский (К.Маркс, К. Ленк), культурологический (М.Вебер, К. Мангейм, Э. Дюркгейм), функциональный (Т.Парсонс). По сути, все концепции сходятся в том, что речь идет о системе взглядов, идеалов и убеждений, имеющих четкую политическую направленность и социальную ориентацию. Таким образом, политическая идеология – это социально значимая система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

Структурными элементами политической идеологии являются:

– ценности(основные, инструментальные, абсолютные);

– программные установки;

– стратегии реализации программных установок;

– пропаганда;

– конкретные мероприятия по реализации программы.

В политической системе идеология играет значительную роль, о чем свидетельствуют выполняемые ею функции:

ориентационная (включает основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти, задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности);

мобилизационная (предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество на их реализацию);

интегративная (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведения субъектов политики, идеология формирует политическое сообщество граждан);

разграничительная (с ее помощью происходит отграничение того или иного сообщества или группы от других сообществ или групп);

– выражение и защита интересов определенной социальной группы.

Уровни функционирования политической идеологии:

теоретико-концептуальный (формирует идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, с помощью которых осмысливается политическая реальность);

актуализированный (свидетельствует о степени освоения идей и целей конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение).

Основные идеологические течения современности. Современные политические идеологии – либерализм, консерватизм, социал-демократическая, социалистическая (коммунистическая) различаются по социально-философским позициям, роли человека, классов, групп в общественно-историческом процессе, выбору путей решения социально-экономическим проблем, оценке существующей общественно-политической системы и отношению к таким экономическим и политическим институтам, как рынок, частная собственность, партии, государство.

Либерализм (неолиберализм). Становление буржуазных государств осуществлялось под знаменем борьбы за идеи и принципы, которые принято называть классическим либерализмом. Либерализм (от лат. liberalis – свободный) исторически первая политическая идеология, как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса, А.Смита в конце ХVII-XVIII вв.

Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека (право на жизнь, свободу и частную собственность), а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. В ходе исторического развития либеральное сознание вобрало в себя следующие основные элементы: индивидуальная свобода, достоинство человеческой личности, терпимость, политический плюрализм, парламентский демократизм, разделение властей, право на личную безопасность и равенство перед законом.

Идеал свободы понимался как борьба за уничтожение всяких ограничений, накладываемых на экономическую, интеллектуальную свободу человека. Сама же идея индивидуальной свободы связывалась с владением частной собственностью, которая и гарантирует определенную степень свободы личности.

Глубокий кризис первой трети ХХ века (1929-1933 гг.) обнаружил ограниченные возможности либерализма в сдерживании процессов нарастания социального неравенства, что потребовало модернизации либеральной политической доктрины. На смену классическому либерализму была выдвинута идея нового или социального либерализма (неолиберализма). Разработку этой разновидности либерализма связывают с именами двух английский экономистов: Дж. Милля и Джона Кейнса (1881-1946). Послевоенные десятилетия были связаны с реализацией экономической теории и концепции «государства всеобщего благоденствия» Дж. Кейнса.

Характерные черты современного либерализма (неолиберализма):

– на смену идее о «государстве – ночном стороже», не вмешивающемся ни в экономическую, ни в социальную жизнь общества, а лишь гарантирующем его основу – свободу конкуренции, рынок, единые формально-юридические права граждан, индивидуальные свободы, пришла идея «государства всеобщего благоденствия». Его главные задачи – прекращение социальных конфликтов путем поддержания наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет и т.д.

– в сфере социальной политики неолибералы выступают за государственное, доступное всем категориям населения медицинское обслуживание, бесплатное дошкольное воспитание, школьное и высшее образование, дальнейшее расширение системы социального обеспечения.

– придерживается принципа плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп общества в области политической власти.

Таким образом, неолиберализм сохраняет верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства, но полагает, что они не смогут достичь успеха без постоянного вмешательства государства, создающие благоприятные условия для их реализации.

Консерватизм (неоконсерватизм). Идеология консерватизма (от лат. consrvare – сохранять)защищает базовые ценности – порядок, стабильность, традиционализм. Возникает в XVIII века в Англии как ответ на идеологию либерализма. Представители консерватизма – Э.Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд.

Политические идеи консерватизма:

– несовершенство общества и человека, а, следовательно, неверие в неизбежность прогресса;

– приоритет традиций и необходимость укрепления таких ценностей, как семья и государство;

– власть в обществе принадлежит элите (приверженцы «элитарной демократии» считают, что политикой должен интересоваться каждый гражданин, но плодотворной политической деятельностью могут заниматься только профессионалы);

– свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность ей;

– частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – условие личной свободы, защиты социального порядка.

После кризиса 1929-1933 гг. и второй мировой войны консерватизм эволюционировал в сторону либеральных ценностей. В 1970-80 гг. сложился современный тип консерватизма – неоконсерватизм.

Политические принципы неоконсерватизма:

– усиление государственного регулирования экономической жизни и социальной сферы;

– индивидуальная свобода личности должна существовать в пространстве традиционных ценностей общества, как гарант его стабильности и преемственности развития;

– укрепление духовности, моральных основ общества, приоритет семьи и религии;

– развитие институтов гражданского общества.

Социалистическая (коммунистическая) идеология получила теоретическое обоснование и оформление в ХIX в. в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Социалистическая идеология по свое сути революционная доктрина, цель которой насильственное разрушение капитализма и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» коммунистического общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности.

Политические идеи социалистической идеологии:

– капитализм создает предпосылки для социалистической революции и перехода к коммунистическому обществу;

– построение социально справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, государства диктатуры пролетариата и коммунистической парии;

– социалистический принцип распределения общественных благ: «от каждого – по способностям, каждому – по труду»;

– всестороннее и гармоническое развитие личности;

– социализм – переходный этап на пути к коммунизму – подлинно справедливому и свободному обществу.

Попытки реализовать марксистско-ленинскую версию социализма в СССР, странах Восточной Европы и Азии потерпели неудачу, тем не менее, основные принципы социализма, особенно социальной справедливости, социальных гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, здравоохранение и жилье усиливают тягу многих людей к социалистическому социально-политическому строю.

Социал-демократическая идеология – доктрина постепенного преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, экономической, социальной и духовной сфер его жизни, достижение гражданского (межклассового) согласия. Основными ценностями социал-демократии являются: свобода, справедливость, равенство и солидарность. Теоретические основы социал-демократизма заложены Э.Бернштейном. Вместо выводов классического марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества, революции и диктатуре пролетариата, он выдвинул положение о реформе как единственно возможном и целесообразном способе преобразования западного общества и демократии как форме социального переустройства.

Политические идеи социал-демократической идеологии:

– государственное регулирование и перераспределение доходов в обществе с рыночной экономикой; многообразие форм собственности на средства производства – гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества;

– целенаправленное осуществление идеи «социального государства»;

– практическое воплощение и обогащение новых форм политической, экономической, социальной демократии, укрепление духовно-нравственных основ общественного развития.

Социал-демократическая модель социального государства нашла свое воплощение главным образом в Скандинавских странах – Швеции, Дании и Норвегии.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какая политическая идеология возникла исторически первой?

2. Проанализируйте функции политической идеологии.

3. Каковы функции государства «ночной сторож», как изменилась его роль в условиях неолиберализма?

4. Каковы отличия идеологий либерализма и консерватизма?

5. Чем отличаются социалистическая (коммунистическая) и социал-демократическая идеологии?

6. Каков вклад социал-демократической мысли в разработку концепции «социального государства».

 

Основные понятия

Политическая идеология – социально-значимая система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений

Либерализм – идеология, построенная на принципе свободы личности, основанная на понятиях частного предпринимательства, конкуренции, рынка, децентрализованного управления экономикой.

Консерватизм – идеология, выступающая за развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций.

Социализм -учение о построении общества, основанного на идеалах свободы, равенства, солидарности и социальной справедливости.

Социал-демократизм – политическая доктрина, основными ценностями которой выступают демократия, свобода, социальная справедливость.

Коммунизм – политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального равенства, социальной справедливости и удовлетворения всех потребностей индивида.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.231.140 (0.064 с.)