Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое государство и гражданскоеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОБЩЕСТВО Правовое государство. Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свободы и достоинство человека, его права, а с другой, устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту двуединую задачу. Теория правового государства разработана Д.Локком, Ш.Мон-тескье, Т.Джефферсоном и др. представителями либерализма. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе первой трети ХIХ века в трудах немецких мыслителей К.Велькерта и Р.фон Моля. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинения государства обществу. Иначе говоря, правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Признаки правового государства. В основе правового государства лежит ряд основополагающих признаков. Важнейшие из них следующие: – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважения, соблюдение и защита со стороны государства. Человек, его право, свободы и гарантии их реализации рассматриваются в качестве высшей ценности и цели государства; – верховенство правового закона. Господство права означает связанность государства и его органов правовыми нормами. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те, которые их издали; – взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин несет ответственность перед государством за выполнением своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданином; – принцип разделения властей. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, либо одного органа. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенции ветвей власти, невмешательства их в дела друг друга; – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов.
Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, прокурорского надзора и т.д. Таким образом, в правовом государстве вся система организации и правил деятельности публичной власти, характер ее взаимоотношений с подвластными соответствует критериям правомерности и справедливости, исключает любые легализованные формы произвола властей, ущемлением прав свобод граждан. Правовое государство явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Однако в своем классическом, либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на правовом равенстве, не затрагивая проблемы достижения социально-экономического равноправии граждан. Поэтому в ХХ веке идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства. Социальное государство опирается на широкую социальную политику, которая заключается в перераспределении национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведении политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д. Социальное государство осуществляет свои цели и задачи в форме правовой государственности и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению их большей социальной защищенности, сглаживанию социального неравенства. Конституция Беларуси провозглашает: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1). В Конституции закреплены основные принципы такого государства: уважение прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа и др. Гражданское общество. Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Гражданское общество – это система относительно самостоятельных и независимых от государства социальных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и групп, удовлетворения частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, этнические, семейные и другие отношений и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства. Институтами гражданского общества являются семья, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д. Главная задача гражданского общества – достижение полного контроля граждан над государством. Гражданское общество не существует в завершенном виде, к нему можно идти лишь осознанным путем исторического развития, создавая для этого необходимые предпосылки (основы). Таковыми являются:
– частная собственность и наличие частных собственников, для которых она является средством получения доходов, средством к жизни их семей; – свободная рыночная экономика, которой присуща конкуренция, зависимость от соотношения спроса и предложения; – наличие развитой социальной структуры и мощного среднего класса, включающего наиболее активную и мобильную часть населения; – в политической сфере основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и др. групп по интересам; – в сфере духовной сфере жизни необходим плюрализм в области идеологии, свободы слова, средств массовой информации; наличие правового государства, которое стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. Гражданское общество и правовое государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Без государства гражданское общество существовать не может, о государство без развитого гражданского общества не является демократическим. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противоречащих друг другу. Государство же, как выразитель воли всего населения, призвано примирить, совместить их интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам. Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь. Важным этапом на пути становления белорусского правового государства и гражданского общества явилось принятие новой Конституции в 1994 году (измененной и дополненной в 1996 году). Раздел второй Конституции посвящен правам и свободам человека и гражданина. Права и свободы человека, его честь и достоинство провозглашаются как высшая ценность общества и государства. Государство гарантирует их всем гражданам, проживающим в Республике Беларусь. Правовое государство может возникнуть только на прочной экономической базе. Такая база в Беларуси закладывается на основе многоукладной экономики, разнообразных форм собственности, широкого развития частной инициативы, предпринимательства, фермерских хозяйств, приватизации сфера торговли и разнообразных форм обслуживания населения. В настоящее время можно выделить основные направления становления гражданского общества в современной Беларуси: – формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок; – развитие общественного самоуправления и демократии; создание среднего класса; – повышение роли государства в становлении гражданского общества; – формирование высокой политической культуры народа.
Контрольные вопросы и задания 1.Назовите основополагающие признаки правового государства. 2.Какой из принципов правового государства, на ваш взгляд, важнее: верховенство закона или незыблемость прав и свобод личности? 3.Каковы особенности взаимосвязи государства и гражданского общества? 4.Какие предпосылки необходимы для построения гражданского общества? 5.Что явилось важным этапом на пути становления белорусского правового государства и гражданского общества?
Основные понятия Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем политической власти. Гражданское общество – многообразие не опосредованных государством взаимоотношений юридически свободных и равноправных в своем социально-политическом выборе граждан; непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов. Социальное государство – демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия жизни и свободного развития личности. Переходное государство – существует в трансформирующемся обществе и характеризуется формированием основных органов власти. Институты гражданского общества – ими являются семья, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д. Свободная рыночная экономика – ей присуща конкуренция, зависимость от соотношения спроса и предложения и т.д. Средний класс – наиболее активная и мобильная часть населения страны. Суверенитет народа – именно народ является источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.01 с.) |