Глава 15. Преимущества и недостатки рыночного механизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 15. Преимущества и недостатки рыночного механизма



В рыночной экономике эффективность распределения, производства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах.

Рынок как саморегулирующийся механизм. Модели частичного и общего равновесия. Сбалансированность рынка, т.е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием. Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спросом и предложением. Рынок – это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия – по Вальрасу и по Маршаллу.

Вальрас рассматривал установление равновесия между спросом и предложением, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки (рис. 46а). Условие равновесия по Вальрасу: QD(P) = QS(P). В модели Вальраса объемы спроса и предложения являются функцией цены. Акцент делается на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, т.е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма. Вальрас подошел к описанию общего равновесия в своей знаменитой «модели аукциониста». Его модель описывает механизм установления равновесия в отсутствие трансакционных издержек.

Рис. 46. Автоматизм рыночного равновесия

Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена (рис. 46б). Условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения: PD(Q) = PS(Q). В модели Маршалла цена является функцией объемов спроса и предложения. Равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.

Модель краевого равновесия (рис. 47) отражает некую «предрыночную» ситуацию. Если благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то перед нами – свободное, или неэкономическое благо (например, чистый воздух, вода источника и т.д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене (рис. 47а). Равновесие на «непроизводимые блага» (например, товары, производство которых технологически возможно, но экономически нецелесообразно), характеризуется нулевым объемом спроса и предложения. Так происходит потому, что цена предложения всегда будет превышать цену спроса (рис. 47б).

Рис. 47. Краевое равновесие

Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т.е. о способности рынка самостоятельно вернуться в положение равновесия в случае отклонения от него. Всегда ли это так? Ответ дает паутинообразная модель рынка: в зависимости от наклона кривых спроса и предложения рынок может самопроизвольно возвращаться в равновесия, а может и колебаться вокруг равновесного состояния.

В экономической теории существует понятие общего равновесия, т.е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов). Почему же рынки товаров, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения друг к другу, реагируют на взаимные ценовые сигналы? Все товарные рынки связаны, с одной стороны, рынком ресурсов, а с другой стороны, – платежеспособным спросом на блага, производимые с помощью ресурсов. Действительно, рынок труда и платежеспособный спрос, как дно сообщающихся сосудов, связывают рынки товаров и услуг.

Общественное благосостояние и эффективность. Действие «невидимой руки» А. Смита (идея разработана в 1776 году), описывают силу, направляющую рынок к общему равновесию. Эта движущая сила – стремление к прибыли и конкуренция, которые заставляют каждого отдельного предпринимателя максимизировать свою прибыль, минимизируя издержки. Оптимизируя частное производство, предприниматели действуют в интересах всего общества. Однако, это возможно только при эффективном использовании ресурсов. Вильфредо Парето определил критерий эффективного распределения; ресурсы можно считать эффективно, а значит, оптимально распределенными при заданном уровне возможностей, когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положения других. Такое распределение называется эффективным по Парето, или Парето-оптимальным распределением. Если же существует возможность хотя бы для одного участника рынка улучшить свое положение, не нанеся ущерба другим, то такое распределение экономических благ не оптимально. Итак, критерием рыночной эффективности является Парето-оптимальность, и возможность ее достижения – серьезное преимущество рыночной системы по сравнению с командно-административной.

Как максимизируется общественное благосостояние? Это один из главных вопросов неоклассической теории экономики благосостояния, предметом которой является создание модели экономического оптимума и решение проблемы соотношения между эффективностью экономической системы и справедливостью распределения. Отправным пунктом в исследовании возможности максимизировать благосостояние является модель, называемая ящик Эджворта.

Конкурентным равновесием экономисты называют равновесие по Вальрасу. В основе достижения конкурентного равновесия лежит установление такого набора цен, при котором спрос равен предложению на всех имеющихся рынках в условиях конкуренции. Распределение, максимизирующее общественное благосостояние, будет достигнуто в точке касания общественной кривой безразличия и кривой достижимой полезности (рис. 48).

Рис. 48. Максимизация общественного благосостояния; кривая достижимой полезности иначе называется кривой контрактов; она служит графическим изображением Парето-эффективного распределения между двумя агентами или двумя группами агентов

Первая теорема экономики благосостояния заключается в том, что распределение в условиях конкурентного равновесия эффективно по Парето. Вторая теорема экономики благосостояния гласит, что в определенных условиях при Парето-эффективном размещении благ может быть достигнуто конкурентное равновесие. Иными словами, каждая точка кривой контрактов – это случай конкурентного равновесия.

Для достижения общей эффективности экономики недостаточно эффективного распределения благ среди потребителей. Необходимо, чтобы и производители распоряжались экономическими благами эффективно.

Проблемы фиаско (провалов) рынка. Случаи, когда рынок неэффективно размешает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии, под которыми подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре (под третьими лицами понимаются экономические субъекты, не участвующие в данной обменной сделке). Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т.е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. А если вы на своем балконе выращиваете красивые цветы, то порождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, положительный внешний эффект.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции (рис. 49а). При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Условием достижения общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной полезности (MSU) предельным общественным издержкам (MSC): MSU = MSC. В случае отрицательных экстерналий (рис. 49а) предельные издержки отдельного производителя МС меньше предельных общественных издержек MSC. Например, производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, переносит тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (МЕС). Вследствие этого объем выпуска Q1, превышает общественно эффективный объем QЕ, а цена Р1, оказывается заниженной по сравнению с РЕ. В случае положительных экстерналии (рис. 49б) предельная полезность товара или услуги MU ниже предельной общественной полезности MSU. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бесплатно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил деревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (MEU). Поэтому цена РЕ выше, чем цена Р1, и озеленители посадят деревья в количестве Q1, вместо общественно эффективного количества QE.

Рис. 49. Внешние эффекты (экстерналии)

Решение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты – налоги и субсидии. Этот прием называется интернапизацией (от англ. internal – внутренний) внешних эффектов, который на графике (рис. 49а) выразится смещением кривой МС до уровня MSC и объем выпуска сократится до QE.

Однако, если права собственности на ресурсы будут четко определены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эффекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, права достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

Обратим внимание на то, что условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возможность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции. Однако существует категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления. Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки.

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». Свойство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само создание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных товаров) порождает положительные экстерналии. Урегулировать рассматриваемую проблему путем переговоров, т.е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно. Для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.

Раздел III. МАКРОЭКОНОМИКА

Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику в целом, на уровне агрегированных показателей. Макроэкономика изучает и экономическую политику правительства, а потому часто сталкивается с проблемами нормативного характера: что должно делать правительство для предотвращения инфляции, безработицы, потери конкурентоспособности отечественных товаров и т.п. Правительству, осуществляющему те или иные экономические программы, не следует забывать, что оно своими действиями воздействует на стимулы и ожидания множества людей, которые не всегда приводят к тем макроэкономическим результатам, на которые рассчитывало руководство страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.014 с.)