Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема добра и зла: история и современность. Добро как цель и как средство. Понятие добродетели.

Поиск

В первобытном обществе «добро» - полезное, ценное вообще.

С появлением цивилизации, классового общ-ва выделяется и моральное и материальное понимание добра и зла.

Добро противопоставляется практической целесообразности. Существует два подхода: духовный и материалистический. В дух. подходе: добро – высшая идея, говорил Платон, - абсолютная идея, Гегель. Добро – проявление божественной воли. Добро – одухотворённая любовь, а зло – противодуховная вражда, говорил Ильин. В матер. подходе: Добро – то, что способствует счастью чел-ка, что отвечает потребностям, интересам людей. Добро даёт наслаждение, помогает избегать страдания. Добро – выгода, то, что приносит личное счастье. Эпикур говорил, что добро – то, как достигнуто счастье.

В марксизме считали немного иначе. Добро – проявление обществ.отношений, в кот. воплощаются потребности класса, обществ. групп.

В добре отражается стремление человека к совершенству и к устранению препятствующих вершин. Добро – понятие творческое. Формы проявления добра – чуткость, справедливость.

Зло – то, что безнравственно, наносит вред людям. Зло разделяет, разрушает людей.

Зло физическое – не зависит от чел-ка (смерть, стихийное бедствие), зло моральное – особые кач-ва и деяния людей, зло социальное – войны, кризисы, соц. катаклизмы.

Кант говорил, что зло может проявляться в использовании одними людьми других. Конфуций говорил, что на зло нужно отвечать справедливостью.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.

34. Проблема справедливости: история постановки и решения.

Проблема справедливости история постановки и решения.

Категория справедливость – весьма широкое понятие, употребляемое в социально-политическом, юридическом и моральном значении.

В истории этики первым мыслителем, создавшим концепцию справедливости, был Платон. В работе «Государство», он определил справедливость как середину между крайностями.

Первая известная форма справедливости – правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фик-сируя отношения взаимного воздаяния (кровная месть, жизнь за жизнь, око за око).

Понятие справедливость возникло еще в первобытном обществе из наивных представлений человека о естественном равенстве всех людей. Представляло собой уравнительную справедливость.

Далее, в результате социальной дифференциации, формируется распределительная справедливость (распределение благ согласно сословной, кастовой, классовой и иной принадлежности).

Параллельно возникает и социальная несправедливость, что приводит людей к отстаиванию своих интересов. С возникновением государства законы, право закрепляют сложившиеся в обществе положения и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определяющими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание возникает запрет на индивидуальную месть; провозглашается «золотое правило нравственности».

Правовое равенство включало

- равенство социальных обязанностей;

- равенство прав;

- справедливое наказание за преступление против человека и общества;

- неприкосновенность частной собственности;

- формальное равенство возможностей.

В современном обществе справедливость является

- характеристикой человеческих отношений, равные права всех людей закреплены законом и зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;

- принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределения социальных ценностей, включает уравни-тельный и воздающий элементы;

- уравнительный принцип реализуется в равенстве, являющимся важнейшим условием жизни человека и развития его личности;

- воздающий – в распределении благ, наказании за преступление;

- социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости.

Принцип справедливости можно выразить требованиями

- не вреди другому человеку;

- уважай достоинство другого человека;

- не нарушай прав человека. Эти правила конкретизированы в правилах общения между людьми.

Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей обусловленных

- конституцией и законами;

- всеобщими нравственными представлениями;

- обязательствами, принимаемыми при заключении договора.

Таким образом, в современной этике, справедливым является все то, что определяется мерой соответствия поведе-ния требованиям морали.

35. Этическое содержание понятие «совесть». Формы проявления совести.

Совесть – самое сокровенное явление морали. Кант говорил, что совесть есть сознание внутреннего судилища в чел-ке. Толстой утверждал, что берегись всего того, что неодобряется твоей совестью.

Совесть – понятие, характеризующее способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть проявляется эмоционально (совесть в роли переживаний) и рационально.

Совесть связана со стыдом. Совесть показывает зависимость общ-ва от личности, его внутреннего суда. Совесть может выражать идеалы личности и общ-ва.

Совесть – зеркало, отражающее сознание чел-ка. Высший суд – суд совести. Потеря совести – деградация личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.008 с.)