Внутренняя и внешняя среда управления регионом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя и внешняя среда управления регионом



Как и любая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют и влияют на его конкурентоспособность. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.

I. Внешняя среда региона является источником, питающим регион ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Регион находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность успешного социально-экономического развития.

Внешняя среда состоит из двух сред:

1 .Общая внешняя сфера – фоновая среда, та часть окружающих факторов, оказывающих примерно одинаковое влияние на все регионы. Значение факторов фоновой среды очень велико и для ее изучения целесообразно применение СТЭП-анализа.

STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political). Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом, но по сути – это одно и то же.

Рассмотрим СТЭП факторы свойственные для российских регионов:

Социальные факторы. Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы уяснить влияние на деятельность региона определенных социальных явлений. К таким явлениям, влияющим на деятельность региона можно отнести:

- покупательная способность клиентов;

- демографические процессы (возрастной и половой состав населения);

- потребительские требования к продукции;

- потребительские предпочтения;

- традиции и обычаи;

- менталитет.

Технологические факторы. Анализ технологического макроокружения позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки открывает для усовершенствования качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, технологий по производству, перспективы оторваться от конкурентов. К таким факторам относятся:

- новое более эффективное оборудование;

- современные малоотходные и безотходные технологии производства;

- новые формы управления регионом;

- современные высокоскоростные системы передачи информации.

Экономические факторы. Анализ экономического макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является, жизненно-важным для региона, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояния входа в регион. К экономическим факторам относятся:

- экономическое состояние страны в целом;

- уровень денежных доходов населения;

- темпы инфляции;

- производительность труда;

- системы налогообложения;

- процентная ставка банковских учреждений;

- давление на отечественного производителя со стороны зарубежных конкурентов;

- безработица.

Политические факторы. Анализ политического макроокружения заключается в выяснение того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области деятельности регионов, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм. Ключевым процессом политического макроокружения является борьба за власть. К политическим факторам относятся:

- несовершенство законодательной системы;

- коррупция.

Учитывая важность учета СТЭП-факторов для планирования деятельности региона, необходим не только их анализ, но и прогноз. В основе большинства прогнозов лежат четыре основных метода прогнозирования: изучение мнений, подсчет, экстраполяция статистических тенденций, поиск зависимости между двумя или более статистическими переменными.

2. Деловая среда – прямо, непосредственно влияет на деятельность региона. Изучение непосредственного окружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми регион находится в непосредственном взаимодействии.

Рассмотрим элементы деловой среды:

- покупатели. Изучение покупателей позволяет региону лучше уяснить то, какие товары в наибольшей мере пользуется спросом у покупателей, на какой объем производства может рассчитывать регион, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей и т. д.;

- поставщики. Влияние на регион проявляется через зависимость от цен и качества ресурсов, сроков поставок и т. д.;

- конкуренты. Регионы, действующие в этих же отраслях, влияние проявляется через цены на продукцию, технологий и масштабов производства и т. д.;

- государственные органы. Также на регион оказывает внешнее воздействие государство путем установления налогов, издания и принятия различных правовых актов, с помощью различных госструктур (ФАС, таможня, налоговая служба, силовые ведомства и т. д.).;

- финансовые организации обладают финансовыми инструментами необходимыми региону для повышения конкурентоспособности (инвестиции, кредиты, займы и т. д.).

В условиях рыночных отношений воздействие внешней среды является основным, определяющим для результатов деятельности региона.

II. Внутренняя среда региона является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность региону успешно функционировать, а, следовательно, существовать и развиваться в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем, если она не обеспечивает необходимого функционирования региона.

При анализе внутренней среды выделяют:

- миссию – это четко выраженная общая цель деятельности региона, в которой дается ответ на сле­дующие основные вопросы: для чего существует регион (причина его существования), какие функции выполняет; кто является целевой аудиторией и каково отношение региона к ним; в чем заключается основная философия региона, как он относится к обществу, партнерам и конкурентам, каковы основные ценности, разделяемые населением; каковы основные принципы функционирования региона;

- структуру – количество и состав муниципальных образований в единой взаимосвязанной системе управления, основное назначение – обеспечение эффективного достижения целей региона;

- задачи региона – работа, которая должна быть выполнена в заранее установленные способом и в установленные сроки, все задачи – работа с: людьми, информацией, предметами;

- технологию – принятый порядок связей между отдельными видами работ;

- людей – при помощи их деятельности (разнообразной) достигаются цели региона; культуру – система коллективно-разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, которая оказывает влияние на поведение отдельных работников, групп организации, на результаты деятельности;

- бюджет;

- ресурсы – наличие ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории.

Таким образом, для построения эффективной стратегии конкурентной борьбы региону следует проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, т.к. только такой анализ даст четкое представление о преимуществах и недостатках региона, о потребностях населения и о многих других факторах, которые могут повлиять на социально-экономическое развитие региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.006 с.)