Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие психической реальности
1. Понятие психической реальности. 2. Свойства психической реальности: динамичность, обратимость, (алогичность), знаковость, опосредованность.
Доклады и сообщения 1. Свойства психической реальности // Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, Per Se, 2000.-С. 19-25. 2. Психика как процесс // Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. В 2 т. - Т. 1. -М.: Педагогика, 1989. - С. 12 -26.
Учебные задания 1. Выполните рисунок "Мой мир" (краски, карандаши, фломастеры - по выбору). Форма свободная - он может быть конкретным, схематичным, образным... Ваши художественные способности значения не имеют. Дополните свой рисунок словесным описанием: Мой мир - (какой?)... Место человека в мире -... Проанализируйте в группе свои рисунки "Мой мир". Ø Ваш мир простой (сложный), открытый (закрытый),многоцветный, уютный и т.п.? Ø Что (кто?) находится в центре вашего мира? Ø Присутствуют ли люди в вашем мире? Чем они заняты? Ø Где ваше место в мире? Связаны ли вы с другими людьми? Ø Почему рисунки у всех разные? Ø Можно ли считать, что у кого-то мир лучше, у кого-то хуже?
2. Прочитайте рассказ Р. Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". а) Письменно ответьте на следующие вопросы по данному рассказу: Ø Какие свойства психической peaльности воплощает в себе Джонатан Ливингстон? Ø Какие качества психического представлены в образе Стаи? Ø Какие из них преобладают лично в вас? Почему вы так думаете? б) Выпишите из рассказа Р. Баха цитаты, которые описывают свойства психической реальности.
Творческие задания для самостоятельной работы 1. О каких закономерностях психической реальности говорят следующие высказывания представителей различных культур: * Не существует реальности иной, чем та, которая есть в нас самих (Г. Гессе); * Человек - это то, во что он верит (А.П. Чехов); * Мир - это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение (У.Теннерей); * Вы создаете свою реальность, веря в нее. Реальность такова, какой вы ее себе представляете. Ваша вера создает вашу реальность. Если ваша вера изменяется, изменяется и ваша реальность.... наблюдайте за своей жизнью и вы увидите: многое оказывается возможным только потому, что вы верите; многое не удается, потому, что вы не доверяете.
Посмотрите на величие человеческого сознания: вы создаете свою реальность, вы центр вашего мира... Ад - это привычка создавать вокруг себя несчастный мир, рай - другая привычка (Ошо). Посмотрите еще раз на свои рисунки "Мой мир ". Какова ваша реальность? Что вам в ней нравится? Что бы вы хотели изменить? Что для этого необходимо сделать? 2. Какие переживания у вас вызывает следующее стихотворение: Одна душа дается человеку, но почему-то все другие люди хотят ее кусочками нарезать и каждый лишь под собственным гарниром доставшийся кусочек хочет съесть. Но все, кто поедает нашу душу, к друг другу неминуемо ревнуют - кому из них достанется побольше. При этом каждый хочет заграбастать себе не часть чужой души, а всю. Но, сообща чужую душу съев, все вместе и голодные и злые, и новую им душу подавай, а нет ее от голода и злости, наверно каждый будет грызть свою. Не то, не то... Не виноваты люди, душа сама разбрасывается жадно налево и направо по кусочкам, чтоб этими кусочками к себе магнитно притянуть другие души, их тоже разрывая на куски, а вот зачем? Всем сразу душам счастья не может принести одна душа. Как хорошо и просто всем бездушным! Безвыходно родившимся с душой. Я что-то понял. Жизнь есть преступленье. Жить - это причинять всем ближним боль. Мы даже на тропинке где-нибудь, не думая об этом, убиваем ни в чем не виноватых муравьев, а на дороге жизни - наших близких совсем не злоумышленно - невольно, идя по их невидимым телам. Так больно причинять другому боль. (Е. Евтушенко. Голубь в Сантьяго) Ø Согласны ли вы с автором? О каких противоречивых тенденциях психической реальности говорит поэт? Ø Бывали ли у вас аналогичные переживания? В каких жизненных ситуациях?
3. Прочитайте сказку и ответьте на вопросы после нее. Любителям парапсихологии Действие этого увлекательного романа разворачивается в двухмерном мире. То, что автору при этом удается быть вполне реалистичным, подсказывает, что и наш с вами мир, увы, достаточно плосок. Впрочем, герой книги, умный и отважный Квадрат, видит во сне и совсем убогий мир - одномерный. Да-да, одномерный мир, совершенно не осознающий своей убогости, как показал разговор Квадрата с важной персоной Одномерия, бегающей по своей прямой, как косточка счетов на проволоке. Представитель одномерного мира оказался достаточно высокомерным, чтобы презреть все попытки Квадрата поведать ему о двухмерной Вселенной.
Сон этот подготовил Квадрата, насколько это возможно, к ярчайшему событию в его жизни, происшедшему на переломе двухмерных тысячелетий. Перед Квадратом возникает удивительнейшее существо, растущее, убывающее или исчезающее прямо на глазах по своему желанию. Оно называет себя Сферой и уверяет, что мир трехмерен... Сфере ничего не стоит заглянуть в двухмерно-запертые ящики стола в кабинете Квадрата или узнать, что происходит в соседних комнатах за закрытыми (от кого?) дверями. Сфера может вынуть предмет из шкафа, не открывая этот шкаф. Она может коснуться изнутри желудка Квадрата. Она может даже исчезнуть, и тогда ее голос раздается как бы в мыслях Квадрата. Даже умнице Квадрату трудно сразу примириться со всем этим. И тогда, не сумев преодолеть непонимание, сфера вытаскивает двухмерного жителя из его плоскостного мира. И вот герой книги сам видит то, во что не мог поверить. Его взору открыт весь двухмерный мир. Он видит его сверху: бумаги в ящиках своего стола, комнаты своего дома и домов своего города. Он видит скрытые сокровища недр двухмерной земли и еще более таинственные недра храмов двухмерной власти. Он видит трехмерный мир, поначалу фантастический и невероятный для Квадрата. Постепенно выходец из плоскости проникается неведомой ему до сих пор гармонией и начинает чувствовать, что именно его прежний мир несуразен. Не скудным своим количеством измерений, а закоснелым отношением к себе самому, к жизни и к истине. Недаром Квадрат видит сверху поучительное событие: верховные жрецы налагают запрет на бредовые идеи о трехмерном мире, невзирая на появление среди них самой Сферы, воплощающей трехмерность. Однако наш славный герой умеет не только наблюдать, но и думать. Едва освоившись с новой Вселенной, он обращается к Сфере с просьбой - наивной и точной. Он просит показать ему четырехмерный мир. Сфера опешила, она недоумевает. И вот уже Квадрат смиреннейшим образом наставляет... Сфера негодует, она твердит о беспочвенных иллюзиях и мистических выдумках: ведь все, кто заикается о четырехмерном пространстве, довольно быстро попадают в сумасшедший дом. И вот простодушный Квадрат, не догадавшийся вовремя унять свою любознательность, сброшен обратно в свое двухмерное жилище... Ø Продолжите историю Квадрата после его возвращения в двухмерный мир. Ø О каких противоречивых тенденциях, существующих в психической реальности каждого человека, говорит эта сказка? Ø Приведите примеры из собственной жизни одно-, двух-, трехмерных людей? Чем они отличаются друг от друга? По каким критериям? Ø К какой группе вы бы причислили себя самого? Литература 1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо,1996.-Лекция 2. 2. Вацлавек, П. Конструктивизм и психотерапия / П. Вацлавек // Вопросы психологии.-2001.- № 5. - С. 110-113. 3. Ярошевский, М.Г. Психология в XX столетии / М.Г. Ярошевский.- М.: Политиздат,1974. - Гл. 2. Как была открыта психическая реальность.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.015 с.) |