Психологическое пространство и время как формы существования психической реальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое пространство и время как формы существования психической реальности



1. Понятие психологического пространства.

2. Психологическая дистанция как способ фиксации границ психологического пространства.

3. Объективное и субъективное время. Особенности психологического времени.

Доклады и сообщения

1. Культурное опосредование функционирования психологического пространства // Популярная психология. Хрестоматия. - М.: Педагогика, 1992. -С. 253 -263.

2. Особенности психологического времени // Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я... - М., Мысль, 1989. - С. 10 - 14.

 

Учебные задания

 

1. Постройте модель собственного психологического пространства. Нарисуйте поле 7 на 7 клеток.

 

               
               
               
        Я      
               
               
               

жен. муж.

 

В центре поля разместите себя ("Я"). Вокруг себя на любых клеточках поместите фигуры, обозначающие: 1 - маму, 2 - папу, 3 - брата (сестру), 4 - близкого друга, 5 - еще одного друга, 6 - незнакомую взрослую женщину, 7 - незнакомого взрослого мужчину, 8 -симпатичного, но незнакомого молодого человека, 9 - декана.

Можно ставить несколько фигур в одну клетку. Делайте задание быстро, не задумываясь.

Рассмотрите и проанализируйте свой рисунок.

Ø Кого вы разместили ближе всего к себе? Почему?

Ø Кого вы поместили на самой длинной дистанции? Какими словами вы могли бы обозначить этих людей?

Ø Кто стоит выше (ниже) вас? Какие характеристики отличают этих людей?

2. Переведите высказывание польского сатирика С. Леца на язык научной психологии, используя понятия "психологическая дистанция", "открытость-закрытость", "мера воздействия".

"Не лезь в чужую душу в галошах. То, что ты вытер ноги, не имеет значения".

 

Нарисуйте круг. Это время одного типичного дня вашей жизни. Каждая четверть круга занимает 6 часов. Обозначьте на круге сколько времени вы тратите на сон, учебу, друзей, домашнюю работу, одиночество и прочие дела.

Ø Рассмотрите свой круг времени. Всем ли вы довольны? Для чего у вас не находится времени?

Ø Какие границы вы хотели бы изменить в круге? Легко или трудно это сделать? Почему?

 

 

4. Какое отношение ко времени описано в следующих высказываниях:

а) "Человек, который осмеливается потратить впустую час времени еще не осознал цену жизни" (Ч. Дарвин);

б) "Меня поражала у Любищева смелость, с которой он обращался с плотью Времени. Он умел ее осязать. Он научился обращаться с пульсирующим, ускользающим "теперь". Он не боялся измерять тающий остаток жизни в днях и часах. Осторожно он растягивал время, сжимал его, стараясь не уронить, не потерять ни крошки. Он обращался с ними почтительно, как с хлебом насущным, ему и в голову не могло прийти "убивать время". Любое время было для него благом. Оно было временем творения, временем познания, временем наслаждения жизнью. Он испытывал благоговение перед временем. Оказалось, что жизнь вовсе не так коротка, как это считается. Дело тут не в возрасте и не в насыщенности трудом.

Жизнь спешит, если мы сами медлим.

Ведь мы живем какими-то избранными моментами и запоминаем лишь сгустки жизни. Полчаса - для нас это не время. Мы признаем только целые поля времени, его расчищенные, свободные от обстоятельств и случайностей площадки. Там мы готовы развернуться. Меньшее нас не устраивает, мы сразу же ссылаемся на помехи, на обстоятельства. О, могущество независимых от нас обстоятельств, властных, оправданных! На них так удобно переложить ответственность...

Мы не замечаем, как разлагают и обессиливают душу эти ссылки..."

(Д. Гранин. Эта странная жизнь.)

Ø А как вы сами относитесь ко времени собственной жизни? На что вы его тратите?

Ø Как хотели бы жить? Что вам мешает?

Литература

1. Зинченко, В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания / В.П. Зинченко // Мир психологии. - 1999. - №1.-С. 97-104.

2. Левин, К. Топология и теория поля / К. Левин // Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С.122 - 131.

3. Черноушек, М. Психология жизненной среды / М.Черноушек. - М.: Мысль, 1989.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.007 с.)