Практической деятельности психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практической деятельности психолога



ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО СПЕЦКУРСУ

ТЕХНОЛОГИИ

ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

РАЗДЕЛ 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

для студентов I курса стационара

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

Специальность «Дошкольное образование. Практическая психология»

 

Преподаватель:

Синюк Д.Э.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (4 ч.)

Психология как профессия

1. Выбор профессии в жизни человека.

2. Житейские представления о психологии и психологах.

3. Психология профессиональная и любительская.

4. Психологи Отечества: профессиональный жизненный путь.

Задание для самостоятельной работы

1. Выбрать одного учёного-психолога из предложенного списка и подготовить сообщение на тему «Профессиональный жизненный путь выдающегося отечественного психолога» (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, П.И. Зинченко, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский, Г.И. Челпанов, В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский, Ф.И. Иващенко).

1) Выделите события, ставшие принципиальными для становления профессиональной отечественной психологии (по порядку их свершения).

2) Отразите схематично логические взаимосвязи деятельности отечественных психологов (например, по линии: учитель - ученики).

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. О его школе / Б.Г. Ананьев // Психологический журнал. – 1995. - № 1.

2. Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений (К столетию со дня рождения В.Н. Мясищева) / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1993. – №2. – С. 86–91.

3. Выгодская, Г.Л. Его жизнь – от начала до конца / Г.Л. Выгодская // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология.– 1994. – №3. – С.3–17.

4. Гальперин, П.Я. Ответы на вопросы корреспондента журнала «Estudios de psychologia» / П.Я. Гальперин // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. – 1992. – №4. – С. 3–10.

5. Ждан, А.Н. Георгий Иванович Челпанов / А.Н. Ждан // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». – 1994. – №2. – С. 47–57.

6. Зинченко, В.П. Слово об учителе / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 1993. – №1. – С. 89–92.

7. Леонтьев, А.А. Л.С. Выготский / А.А. Леонтьев. М., 1990.

8. Леонтьев А.Н. и современная психология. М., МГУ, 1983.

9. Леонтьев, А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского: Вступительная статья / А.Н. Леонтьев // Л.С. Выготский. Собр.соч. В 6 т. М., 1982. Т.1. С. 9-41.

10. Логинова, Н.А. Антропологическая психология Б.Г. Анаьева / Н.А. Логинова // Вопросы психологии. – 2007. - №5. – С. 127-137.

11. Лурия, А.Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография / А.Р. Лурия. – М., 1982.

12. Марцинковская, Т.Д. Пятьдесят выдающихся психологов мира / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М., 1995.

13. Мещеряков, Б.Г. П.И. Зинченко и психология памяти / Б.Г. Мещеряков // Вопросы психологии. – 2007. - №4. – С. 84-103.

14. Мунипов, В.М. В.М. Бехтерев – родоначальник комплексного изучения человека / В.М. Мунипов // Вопросы психологии. – 2007. - №5. – С. 110-126.

15. Рубинштейн, С.Л.: Очерки. Воспоминания. Материалы. К 100-летию со дня рождения / под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1989.

16. Эткинд, А.М. Еще о Л.С. Выготском: забытые тексты и ненайденные контексты / А.М. Эткинд // Вопросы психологии, 1993. – №4. – С. 37-55.

17. Личность в психологии. Фёдор Иванович Иващенко // Психологическая служба. – 2005. – №1. – С.88–91.

18. Личность в психологии. Валерия Сергеевна Мухина // Психологическая служба. – 2005. – №3. – С. 108–112.

19. Степанов, С.С. Психология в лицах / С.С. Степанов. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.

20. Интернет-ресурсы по психологии на русском языке.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 (4 ч.)

Специфика учебно-профессиональной подготовки психолога

В ходе вузовского обучения

1. Планирование и организация учебно-профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях.

3. Правила конспектирования на лекциях.

4. Правила самостоятельной работы с литературой и конспектирования статей.

5. Правила написания научных текстов.

6. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям.

 

Задания

1) Подготовить сообщения по указанным темам, пользуясь краткими советами-рекомендациями по организации своей учебно-профессиональной деятельности (см. приложение);

2) Подобрать научно-популярные статьи по психологической проблематике (из журналов, газет), составить их конспект, пользуясь предложенными правилами;

3) Произвести поиск по заданной проблемной области (выделенной при анализе научно-популярных статей) учебных пособий, психологических словарей, монографий, статей из журналов, Интернет-ресурсов по психологии.

 

Литература

1. Перечень периодических журналов по психологии, имеющихся в университетской библиотеке.

2. Интернет-ресурсы по психологии на русском языке.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Вопросы для самоконтроля

1) Чем отличается научное наблюдение от житейского?

2) Какие виды наблюдений вы знаете? Что означает название каждого из них?

3) Отнесите каждое из приведённых высказываний к числу наблюдаемых фактов или к числу суждений и интерпретаций: «теребит застёжку молнии», «волнуется», «хочет уйти», «улыбается, глядя в глаза своему собеседнику», «ведёт себя агрессивно», «рассеянным взглядом скользит по витрине», «расстроилась», «отвернувшись, вытирает слезы».

4) Сравните степень подробности зафиксированных фактов поведения: «теребит застежку молнии», «теребит застежку молнии на куртке», «теребит застежку молнии на куртке своего собеседника». Какая запись более точно и полно передает факт? Почему?

5) Попробуйте осуществить запись небольших фрагментов речи другого человека, научитесь различать в целостной речи человека отдельные ее компоненты.

Выполнение задания

1) Если вы ознакомились с теоретическим материалом и смогли ответить на вопросы для самоконтроля, то можете переходить к выполнению задания, предварительно заготовив бланк протокола.

2) В соответствии с целью и задачами вам необходимо научиться наблюдать за поведением людей и интерпретировать его. Отношение людей друг к другу является одной из наиболее доступных для наблюдения и интерпретации реальностей. Эта реальность обнаруживается в мимике и жестах, в содержании и интонациях высказываний, в прикосновениях, расстоянии между людьми и взаимном их расположении, контакте глазами и т.п. Поэтому в качестве цели наблюдения была определена следующая: пронаблюдать за поведением юноши (или девушки) в условиях его (её) общения с лицом противоположного пола и сделать заключение о характере отношения этого человека к своему собеседнику.

Провести наблюдение можно в читальном зале библиотеки, в буфете или студенческой столовой, на остановке автобуса или троллейбуса, в поезде или междугороднем автобусе и т.п. Важно, чтобы у вас была возможность достаточно долго (не менее 5-7 минут) наблюдать за поведением выбранного Объекта, не привлекая к себе его внимания. Хорошо, если вы займете позицию не прямо перед Объектом, а несколько сбоку, т.е. так, чтобы ваше внимание к Объекту могло остаться незамеченным. Важно также, чтобы у вас была возможность делать записи. Выбирайте в качестве Объекта человека, который производит впечатление разговорчивого, эмоционального, открытого, быть может, даже несколько шумного. Наблюдать за такими людьми, особенно при отсутствии опыта, намного легче. Не забудьте, что вы должны выбрать и пронаблюдать Объект в условиях его общения с лицом противоположного пола. Поэтому в протоколе должны быть зафиксированы также и факты поведения собеседника вашего Объекта. Пусть Объектом будет незнакомое вам лицо, о котором вы ничего не знали до настоящего момента. Соблюдение данного требования не позволит вашему предшествующему опыту повлиять на интерпретацию. Постарайтесь в ходе наблюдения максимально полно, подробно и точно фиксировать все наблюдаемые факты поведения. Не забудьте сделать копию протокола (для вашего помощника) до (!) того момента, когда вы начнете заполнять графу «Интерпретация…».

3) Сделай ксерокопиюпротокола до заполнения графы «Интерпретация…»

4) При анализе полученных результатов и написании отчёта

– обратите внимание на допущенные вами ошибки в фиксации фактов наблюдения (см. «Теоретическое введение…»), объясните их происхождение. Удавалось ли вам мысленно удерживаться от интерпретации? Почему?

– выделите наиболее яркие факты поведения Объекта, обоснуйте их интерпретацию. Удалось ли вам пронаблюдать какие-то малозаметные факты поведения, которые, возможно, Объект не хотел бы обнаруживать? Что это за факты? Что они могут означать? Вспомните, как вы вели себя во время наблюдения? Были ли какие-то гипотезы, которые возникли в ходе наблюдения, но затем были отброшены? Попробуйте осознать причины, по которым вы отказались от этих гипотез. Возникали ли у вас при интерпретации противоположные или даже взаимоисключающие гипотезы по поводу одних и тех же фактов? Как вы могли бы это объяснить? Сделайте выводы о характере отношения Объекта к своему собеседнику.

– проанализируйте, как зафиксированные вами факты поведения Объекта были интерпретированы вашим помощником? Есть ли в этих интерпретациях такие, с которыми вы не согласны? Почему? Попробуйте осознать причины различий в ваших интерпретациях? Влияло ли на интерпретацию то, что вы наблюдали поведение Объекта непосредственно, а ваш помощник судил о нем лишь по вашим записям? Подумайте, не зависели ли ваши суждения от замеченных вами, но не до конца осознанных и не зафиксированных в протоколе фактов поведения? Одинаковы или различны ваши выводы об особенностях отношения Объекта к своему собеседнику?

– сравнив свои интерпретацию и выводы с теми, которые сделал ваш помощник, охарактеризуйте достоинства и недостатки метода наблюдения, причины субъективности наблюдения и способы повышения его объективности.

Форма протокола наблюдения

Дата: Наблюдатель:
Время начала/ окончания наблюдения и его этапов Наблюдаемые факты (движения, действия, жесты, мимика, эмоциональные реакции, высказывания, интонации, контакт глазами и т.п.) Интерпретация наблюдаемых фактов
   
  …      
   

Структура отчёта

Отчет оформляется в отдельной тонкой тетради в клетку или на стандартных листах, которые должным быть скреплены и пронумерованы. Титульный лист должен содержать указание факультета, группы, фамилии и инициалов исполнителя, а также дату сдачи отчёта.

Отчет включает в себя следующие части:

1) Теоретическое введение (основные понятия темы, ответы на контрольные вопросы);

2) Цель, задачи,краткое описание методики исследования;

3) Анализ полученных результатов (конкретные пункты анализа должны соответствовать задачам исследования);

4) Выводы (краткий ответ на поставленные в задачах вопрос и оценка достигнутой цели);

5) Приложение 1 – протокол наблюдения соответствующей формы и Приложение 2 – ксерокопия исходного протокола, в котором графа «Интерпретация…» заполнена другим человеком – помощником исследователя.

Важно! Протоколы являются обязательной частью отчёта! Отчёт без приложения в виде протоколов не рассматривается!

Литература

1. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. – М.: 1986.— С. 54-58.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – С. 26-29.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – (любое издание). Лекция 4. «Психология как наука о поведении».

4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 18-20.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Вопросы для самоконтроля

1) Чем отличается опросник от беседы?

2) Можно ли назвать опросник тестом? Почему?

3) Почему, по вашему мнению, опросники являются очень популярным инструментом изучения человека?

4) Почему результатам опросника можно доверять лишь с определенными ограничениями?

Выполнение задания

1) После заполнения Таблицы 1 (самим студентом) и Таблицы 2 (помощником) о бработайте каждый бланк опросника. Для этого впишите рядом с каждым знаком (ответом на вопрос) соответствующий балл. Руководствуйтесь следующим порядком:

 

Порядок начисления баллов Номера вопросов
Начисляется по одному баллу за каждый соответствующий ответ За ответ «ДА» 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23
За ответ «НЕТ» 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20

 

2) Просуммируйте баллы по каждому протоколу отдельно. Оцените итоговые результаты по следующей таблице:

 

Суммарный балл 1-8 9-10             17-18 19-23
Балл по шкале стандартной десятки (шкале стенов)                    
Качественная характеристика уровня Очень низкий   Низкий Чуть ниже среднего Чуть выше среднего   Высокий Очень высокий

 

3) Предложенный вам опросник предназначен для диагностики особой потребности человека – потребности в достижениях (мотивации достижения). Это стремление добиваться успеха, стремление к «повышению уровня собственных возможностей». Обычно этот вид мотивации рассматривается как альтернативный стремлению избегать неудач, т.е. стремлению осуществлять свою активность таким образом, чтобы и цели (их уровень сложности), и способы их достижения не были бы сопряжены с риском неудачи. Если человек обладает выраженным стремлением к успеху, то он обычно готов рисковать ради достижения сложных целей и возможного обретения успеха. Напротив, человек с незначительной выраженностью стремления к достижению, обычно готов «довольствоваться малым». Стремление к достижению успеха детально изучалось зарубежными психологами с начала 50-х годов ХХ века. Было установлено, что большую роль в становлении данной потребности играют родители, однако у взрослого человека выраженность этого стремления обусловлена не только особенностями самооценки, исходящими из детства, но и сознательно избранными самой личностью стандартами и ценностями.

В процессе анализа полученных результатов:

· сопоставьте результаты опросника, который вы заполняли сами, и то мнение о степени выраженности у вас стремления к достижению успеха, которое было у вас до начала исследования. Возможно, до заполнения анкеты и ее обработки Вы вообще не задумывались о том, что у вас есть (или отсутствует) подобное стремление. Возможно, что Вы даже не знали о таком качестве личности людей как стремление к достижению успеха (избеганию неудач). Отразите ваши суждения по этим вопросам в анализе. Удивил ли вас результат опросника? Почему? Насколько близкими являются ваше субъективное мнение об исследуемом качестве и результаты опросника, который можно считать методом, несколько снижающим субъективизм наших суждений о себе? Если между результатами опросника и вашим субъективным мнением есть существенные расхождения, то попробуйте понять источник этих расхождений. Исследуйте еще раз утверждения опросника и то, какие ответы Вы дали. Возможно, что сейчас Ваши реакции на некоторые утверждения могли бы быть другими? Если это так, то не повлиял ли на перемену вашего мнения тот факт, что вы узнали о назначении опросника и о самом существовании потребности в достижении?

· проанализируйте результаты опросника, заполненного вашим помощником. Удивил ли Вас этот результат? Возможно, огорчил? Почему? Сопоставьте эти результаты с тем, что отразили ваши собственные ответы на опросник, а также с вашим субъективным мнением о себе? Попробуйте объяснить причины расхождений, сопоставляя ответы на опросник по конкретным пунктам. Можно ли сказать, что Ваш помощник действительно хорошо Вас знает в том, что касается исследуемого качества? Почему?

· сделайте выводы о возможностях и ограничениях опросника как метода изучения особенностей личности человека? Одинаковую ли информацию несут результаты опросников, когда их заполняет сам человек, и когда их заполняют эксперты?

4) Подготовьте отчёт о выполнении задания.


Таблица 1. Бланк опросника

Инструкция: Ответив на вопросы данной анкеты, Вы получите ориентировочную информацию о некоторых особенностях вашей личности. Последовательно читайте каждое из приведенных ниже высказываний и выбирайте тот вариант ответа, который больше соответствует Вашей точке зрения (в соответствующей клетке каждой строки сделайте любую пометку). Старайтесь долго не раздумывать. Здесь нет правильных или неправильных вариантов ответа. Каждый Ваш ответ выражает только ваше собственное мнение.

Cуждения Да Нет
1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета…    
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл…    
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат…    
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими…    
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими…    
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач…    
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные…    
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы...    
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности…    
10. Мои близкие считают меня ленивым…    
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам...    
12. Терпения во мне больше, чем способностей…    
13. Мои родители слишком строго контролировали меня…    
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений…    
15. Думаю, что я уверенный в себе человек…    
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики…    
17. Я усердный человек...    
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается…    
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях…    
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов…    
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей…    
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей…    
23.Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел…    

Таблица 2. Бланк опросника

Инструкция: Последовательно читайте каждое из приведенных ниже высказываний и выбирайте тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению об указанном человеке. В соответствующей клетке каждой строки сделайте любую пометку, которая отражает Ваше мнение об этом человеке. Старайтесь долго не раздумывать. Здесь нет правильных или неправильных вариантов ответа. Каждый Ваш ответ выражает только ваше собственное мнение.

Ф.И.О. лица, которому дается характеристика ______________________________________

 

Cуждения Да Нет
1. Он(а) думает, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета…    
2. Если он(а) лишится любимого занятия, жизнь для него (нее) потеряет всякий смысл…    
3. Для него (нее) в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат…    
4. Он(а) считает, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими…    
5. По его (ее) мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими…    
6. В жизни у него (нее) было больше успехов, чем неудач…    
7. Эмоциональные люди ему (ей) нравятся больше, чем деятельные…    
8. Даже в обычной работе он(а) старается усовершенствовать некоторые ее элементы...    
9. Поглощенный мыслями об успехе, он(а) может забыть о мерах предосторожности…    
10. Близкие считают его (ее) ленивым…    
11. Он(а) думает, что в его (ее) неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем он(а) сам...    
12. Терпения в нем (ней) больше, чем способностей…    
13. Родители слишком строго контролировали его (ее) …    
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает его (ее) часто отказываться от своих намерений…    
15. Думаю, что он(а) уверенный в себе человек…    
16. Ради успеха он(а) может рискнуть, даже если шансы невелики…    
17. Он(а) усердный человек...    
18. Когда все идет гладко, его (ее) энергия усиливается…    
19. Если бы он(а) был журналистом, то писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях…    
20. Близкие обычно не разделяют его(ее) планов…    
21. Уровень его (ее) требований к жизни ниже, чем у его (ее) товарищей…    
22. Ему (ей) кажется, что настойчивости в нем (ней) больше, чем способностей…    
23. Он мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел…    

 


Структура отчёта

Отчёт оформляется в отдельной тонкой тетради в клетку или на стандартных листах, которые должным быть скреплены и пронумерованы. Титульный лист должен содержать указание факультета, группы, фамилии и инициалов исполнителя, а также дату сдачи отчёта.

Отчет включает в себя следующие части: 1) Теоретическое введение (основные понятия темы, ответы на контрольные вопросы); 2) Цель, задачи,краткое описание методики исследования; 3) Анализ полученных результатов (конкретные пункты анализа должны соответствовать задачам исследования); 4) Выводы (краткий ответ на поставленные в задачах вопрос и оценка достигнутой цели); 5) Приложение 1 – Заполненный самим студентом и обработанный бланк опросника («Таблица 1) и Приложение 2 (3,4…) – Заполненный экспертом (помощником исследователя) и обработанный по соответствующей схеме бланк (бланки) опросника («Таблица 2»).

Важно! Заполненные бланки опросника являются обязательной частью отчета! Отчет без приложения в виде бланков не рассматривается!

Литература

1. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. – М.: 1986.— С. 54-58.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000 г. – Раздел 1.4, С.29-33.

3. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 21-22.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Вопросы для самоконтроля

1) Чем отличается логическое мышление от наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления?

2) Приведите хотя бы один пример, когда слово выполняло бы важную роль в наглядно-действенном или наглядно-образном мышлении

3) Всякое ли слово является понятием? Обоснуйте свою точку зрения.

Выполнение задания

1) Заготовьте бланк протокола (см. форму протокола ниже), оставив достаточное место для фиксации высказываний и особенностей поведения, а также 4 карточки с заданиями (размер – не менее 10х7 см).

2) Озвучивая для испытуемого инструкцию (её нужно произносить дословно, желательно наизусть) выложите перед испытуемым карточку № 1 (слова «Лопата» -- «Топор» -- «Лом»).

Инструкция: «Перед вами лежит карточка, на которой написаны 3 слова. Эти слова обозначают определенные предметы (или явления). Попробуйте из этих трёх понятий выделить только два, которые объединяет какой-либо общий признак? Какие два понятия вы могли бы назвать в чем-то сходными? Какой признак их объединяет? Есть ли этот признак у третьего понятия? Объясните свое мнение. В данном задании нет правильных или неправильных ответов. Ваши суждения выражают лишь ваше собственное мнение».

3) Зафиксируйте в протоколе время, которое прошло от момента предъявления карточки и инструкции до того момента, когда испытуемый начал отвечать (это так называемое «латентное время»).

4) Вносите в протокол все рассуждения испытуемого. В случае возникновения пауз побуждайте испытуемого рассуждать вслух. Старайтесь добиться от испытуемого максимально подробного и полного объяснения своего суждения. Предложите испытуемому найти другие аргументы для предложенного им объединения понятий: «А по каким еще причинам эти понятия могли бы быть объединены именно так, как вы предлагаете?».

5) Возможно, что, рассуждая об этом, испытуемый сам придет к выводу, что понятия данного задания можно сгруппировать (объединить) по-другому. Если же испытуемый ограничился только одним вариантом объединения понятий, сами попросите его «Попробовать объединить (сгруппировать) данные понятия по-другому, обратив внимание на какие-либо иные свойства указанных явлений». Попросите испытуемого найти как можно больше оснований для нового варианта объединения понятий.

6) Спросите испытуемого: «Есть ли какие-то характеристики указанных явлений, которые бы позволяли объединить данные понятия третьим способом?». Запишите ответ и доводы испытуемого.

7) Последовательно предъявите испытуемому три другие карточки, всякий раз повторяя логику выполнения задания (сначала – вопросы из основной инструкции, затем – по ходу обсуждения – остальные вопросы). Записывайте все рассуждения испытуемого в протокол. Не забывайте фиксировать в протоколе также и особенности поведения испытуемого (мимика, жесты, спонтанные высказывания и междометия, паузы и т.п.).

8) В конце беседы спросите испытуемого о том, были ли ему интересны те задания, которые он выполнял? Были ли они также и полезны для него? Можно ли сказать, что рассуждая, испытуемый сумел увидеть или понять что-то такое, о чем раньше не задумывался или чего не знал? Какие из заданий оказались для испытуемого легче? Труднее? Почему? (Эту заключительную часть беседы зафиксируйте в протоколе в разделе «Самоотчёт»).

 

Образцы карточек с заданиями

               
 
Лопата Топор Лом
 
Сад Тундра Пустыня  
 
Психология Живопись Медицина  
 
Любовь Сомнение Печаль


Форма протокола

Дата: Испытуемый: Экспериментатор:
№ задания (сравниваемые понятия) Суждения испытуемого и их обоснование Примечания (др. особенности поведения)
1. Лопата Топор Лом
2. Сад Тундра Пустыня
3. Психология Живопись Медицина
4. Любовь Сомнение Печаль
Самоотчет …      

 

9) При анализе полученных результатов и подготовке отчёта

· попробуйте проанализировать и оценить ваши действия как экспериментатора. Удалось ли вам точно соблюсти методику эксперимента? Насколько хорошо удалось донести до испытуемого суть заданий? Удалось ли правильно и точно фиксировать высказывания и особенности поведения испытуемого? Изменилось ли в течение эксперимента настроение испытуемого (он устал и охладел к заданиям? или, напротив, его интерес возрос? Он стал вести себя более свободно? Интересовало ли испытуемого ваше мнение о его суждениях? и т.п.);

· при анализе хода выполнения каждого из четырёх заданий по отдельности рассмотрите следующие моменты:

а) какое объединение (синтез) понятий предложил испытуемый на первом этапе? Насколько быстро он это сделал (учтите «латентное время»)? Какие признаки, свойства (родовые или видовые, внешние или скрытые, постоянные или случайные, существенные или несущественные) выделил (путем операции анализа) испытуемый, для того, чтобы объединить понятия (и, соответственно, предметы) именно так? Можно ли сказать, что испытуемый опирался на сравнение внешних свойств предметов? Или, быть может, в рассуждениях испытуемого можно обнаружить операцию абстракции? Использовал ли испытуемый какие-либо понятия, обозначающие два выделенных и объединенных предмета? Делал ли он это сам или только после вашей просьбы? Как можно охарактеризовать то обобщение, которое осуществил испытуемый? Являются ли признаки, положенные в основу обобщения, действительно общими? а существенными?

б) легко ли удалось испытуемому выделить другие качества и свойства, которые также могли бы быть основой для предложенного объединения? Какие из операций мышления осуществил испытуемый, чтобы включить объекты в новые связи и обнаружить новые их характеристики? Возможно, испытуемый обратился к анализу свойств третьего, т.е. исключенного из объединения, понятия (предмета)? Какие свойства в нем и благодаря каким операциям выделил испытуемый?

в) Смог ли испытуемый выполнить задание до конца, предложив другие варианты объединения понятий (предметов, явлений)? Насколько легко ему удалось это сделать? За счет каких операций мышления?

· при анализе процесса мышления в целом, т.е. по всем четырем заданиям вместе, определите, какие из операций обычно использовал испытуемый на начальных этапах работы с каждым заданием? Изменялись ли используемые испытуемым операции при постановке перед ним новых вопросов (о поиске других вариантов объединения понятий)? Если да, то почему? Какие из четырех заданий испытуемый выполнял быстрее? Почему они оказались легче? Сам испытуемый также назвал эти задания в числе легких? Учитывайте данные самоотчета.

· определите сходства и различия в обобщении конкретных и абстрактных понятий.Как вы могли бы охарактеризовать обнаруженные у данного испытуемого особенности словесно-логического мышления в целом?

Структура отчёта

Отчет оформляется в отдельной тонкой тетради в клетку или на стандартных листах, которые должным быть скреплены и пронумерованы. Титульный лист должен содержать указание факультета, группы, фамилии и инициалов исполнителя, а также даты сдачи отчета.

Отчет включает в себя следующие части: 1) Теоретическое введение (основные понятия темы, ответы на контрольные вопросы); 2) Цель, задачи,краткое описание методики исследования; 3) Анализ полученных результатов (конкретные пункты анализа должны соответствовать задачам исследования); 4) Выводы (краткий ответ на поставленные в задачах вопрос и оценка достигнутой цели); 5) Приложение 1 – Протокол эксперимента (см. форму протокола выше) и Приложение 2 – конверт с 4-мя карточками с заданиями.

Важно! Протокол является обязательной частью отчета! Отчет без приложения в виде протокола не рассматривается!

Литература

1. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. – М.: 1986 г.— Глава 12. «Мышление», С. 322-334.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000.—Разделы 12.1 –12.4. – С.298-317.

3. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский. – М.: Академия, 1995. – С.196-208.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

Феномен человека

1. Сущностные человеческие качества. Эволюция взглядов на природу человека в истории мировой мысли.

2. Проблема понимания человека в науке и искусстве: аналитический и синтетический подходы.

3. Характеристика технократического и гуманистического мышления.

Доклады и сообщения

1. Анатомия технократического мышления // Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994.-С. 110–116.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. Гл. 1. Проблема человека в современной науке. - С. 3–26.

3. Арсеньев, А.С. Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики / А.С. Арсеньев // Мир психологии. - 1999.- № 1. -С. 245–263.

4. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная культура: трансляция и (или) порождение / А.А. Мелик-Пашаев // Мир психологии. – 2000. - № 3. - С. 84–87.

5. Наука и культура // М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990.- С. 337–356.

Учебные задания

1. Представьте себе, что за стеной находится некое существо. Оно может отвечать на ваши вопросы только «да» или «нет».

a) Составьте опросник из 10-12 вопросов, цель которых - определить, кто за стеной: человек или машина. Прямые вопросы, типа: «Ты машина? Ты живой?» и т.п. задавать нельзя.

b) В группе составьте обобщенные «портреты» человека и машины. Найдите в них общее и различное.

Кем быть труднее: человеком или машиной? Объясните свою точку зрения.

2. Из приведенных ниже цитат известных деятелей науки и искусства выделите основные характеристики Человека:

v Верблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его в храбрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят более многочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться (Аль-Газали);

v Истинно любящий находит свет лишь когда, подобно свече, он становится собственным топливом, расходуя себя самого (Аттар);

v Понять жизнь и полюбить ее в другом существе - в этом задача человека и в этом его талант (А.Барбюс);

v Вы отдали - и этим вы богаты. Но вы - рабы всего, что жаль отдать (М. Волошин);

v Потребность необычайного - может быть, самая сильная после сна, голода и любви (А. Грин);

v Мыслящего человека узнают по священному благоговению перед жизнью (В. Гюго);

v Жизнь на самом деле есть тьма, когда нет стремления. Всякое стремление слепо, когда нет знания. Всякое знание тщетно, когда нет труда. Всякий труд бесплоден, когда нет любви (Д. Джебран);

v Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все (Ф.М. Достоевский);

v В том-то именно и заключается свобода, чтобы исче



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.107 с.)