Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросные методы изучения психических особенностей человека
1. Сравнительная характеристика беседы и опросника. 2. Проблемы качества, формулировки и последовательности вопросов. 3. Рекомендации по организации и проведению опросных методов. Алгоритм выполнения задания Шаг 1. До окончания шага 2 не читайте описание задания (теоретическое введение к данному заданию, порядок обработки результатов опросника, направления анализа). Нарушение этого требования приведет к искажению результатов! Сделайте по одной копии бланка опросника «Таблица 1» (Бланк опросника для самого респондента) и бланка опросника «Таблица 2» (Бланк опросника для лица, хорошо знающего респондента, т.е. для «эксперта»). Если хотите, вы можете привлечь к эксперименту двоих и даже троих помощников. В этом случае вам необходимо размножить таблицу 2 в соответствующем количестве (для каждого из «экспертов»). Важно: привлекайте к участию в эксперименте только тех «экспертов», которые вас хорошо знают и которые действительно хотят вам помочь. Не стоит долго уговаривать и упрашивать кого-то. Вряд ли такой человек будет достаточно искренним при ответе на опросник. Шаг 2. Таблицу 1 заполните сами. Руководствуйтесь только инструкцией, имеющейся на бланке. В бланке опросника «Таблица 2» впишите свое имя в строке «Ф.И.О. лица, которому даётся характеристика…». Дайте заполнитьэтот бланк кому-то из ваших близких, кто хорошо вас знает, и кто согласился вам помочь в выполнении данного задания. Важно: не обсуждайте со своим помощником ничего кроме инструкции по работе с опросником, помещенной на бланке, до того момента, когда и он, и вы закончите заполнять опросник. Даже пребывание вас и вашего помощника в одном помещении в процессе заполнения опросника может повлиять на результаты. Шаг 3. Ознакомьтесь с учебной литературой, посвященной методу беседы, опросам и опросникам (см. список литературы), а также с полным описанием задания (см. ниже), дайте ответы на контрольные вопросы. Шаг 4. Обработайте результаты опросника (каждый из бланков по отдельности) в соответствии с приведенной ниже процедурой начисления баллов. Сопоставьте полученные по таблицам 1 и 2 итоговые баллы с таблицей норм и между собой. Шаг 5. Подготовьте отчёт о выполнении задания в соответствии с предложенным описанием, не забыв приложить к отчёту заполненные бланки опросника.
Описание задания Цель – ознакомление с опросником как методом изучения психических особенностей человека. Задачи: 1) приобрести опыт респондента (информанта) опросника; 2) научиться использовать опросник, обрабатывать и интерпретировать его результаты; 3) сопоставить непосредственное мнение о себе, существовавшее до начала исследования, с результатами опросника; 4) обнаружить сходства и различия в суждениях человека о самом себе и суждениях о нем эксперта (экспертов), установить причины обнаруженных различий. Теоретическое введение.Опросники – обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Респондент (тот человек, который заполняет опросник) должен либо ответить на каждый из вопросов, либо выразить своё согласие-несогласие. Иногда указывается степень согласия или несогласия. Опросники предназначены для получения субъективных (вопросы о самом респонденте) и (или) объективных данных (вопросы о том, кого знает респондент). Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Обычно опросник представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых респондент (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Обычно вопросам (утверждениям) анкеты предшествует инструкция или обращение к респонденту. Вопросы (утверждения) опросника сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, человек мог сообщить исследователю о различных особенностях самого себя или другого человека: о типичных формах поведения, о переживаниях, об отношениях с окружающими и т.п. Таким образом, опросники позволяют получать информацию, характеризующую человека в широком диапазоне свойств. Однако нельзя забывать, что эта информация носит субъективный характер, поскольку фиксирует личное мнение респондента. Целый ряд причин могут привести к осознанному или неосознанному искажению этого мнения. Наиболее частыми причинами являются: – низкий интеллектуальный или культурный уровень;
– отсутствие навыков самонаблюдения и самоанализа; – использование неверных эталонов для оценки; – желание подчеркнуть свои достоинства или продемонстрировать те качества и особенности, которые обычно положительно оцениваются обществом (так называемый «эффект фасада»); – желание подчеркнуть и усилить свои недостатки и дефекты (как защитный механизм). В тех случаях, когда опросники используются для получения информации не о самом респонденте, а о другом лице, респондент выступает в качестве эксперта. Обычно экспертом выступает тот, кто давно и хорошо знает человека, о котором выносятся суждения. Важно также учитывать и характер отношений между респондентом и оцениваемым лицом, поскольку этот фактор также может оказывать влияние на осознанные или неосознанные искажения. Достоверность получаемых сведений существенно возрастает, если к исследованию привлекается несколько экспертов, каждый из которых знает оцениваемое лицо. Ответы, полученные в ходе проведения опросника, обрабатываются в соответствии со стандартной для данного опросника процедурой и интерпретируются на основании соответствующих норм. Процедура проведения, нормы оценки и бланк опросника являются неотъемлемыми компонентами опросника. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов означает, что опросник нельзя использовать. Из-за отмеченных ограничений опросники обычно используются в сочетании с другими психологическими методами. Опросники могут быть особенно полезны на начальных этапах изучения проблемы, когда необходимо быстро собрать большой материал, а также при проведении констатирующего и контрольного этапов формирующего эксперимента. Вопросы для самоконтроля 1) Чем отличается опросник от беседы? 2) Можно ли назвать опросник тестом? Почему? 3) Почему, по вашему мнению, опросники являются очень популярным инструментом изучения человека? 4) Почему результатам опросника можно доверять лишь с определенными ограничениями? Выполнение задания 1) После заполнения Таблицы 1 (самим студентом) и Таблицы 2 (помощником) о бработайте каждый бланк опросника. Для этого впишите рядом с каждым знаком (ответом на вопрос) соответствующий балл. Руководствуйтесь следующим порядком:
2) Просуммируйте баллы по каждому протоколу отдельно. Оцените итоговые результаты по следующей таблице:
3) Предложенный вам опросник предназначен для диагностики особой потребности человека – потребности в достижениях (мотивации достижения). Это стремление добиваться успеха, стремление к «повышению уровня собственных возможностей». Обычно этот вид мотивации рассматривается как альтернативный стремлению избегать неудач, т.е. стремлению осуществлять свою активность таким образом, чтобы и цели (их уровень сложности), и способы их достижения не были бы сопряжены с риском неудачи. Если человек обладает выраженным стремлением к успеху, то он обычно готов рисковать ради достижения сложных целей и возможного обретения успеха. Напротив, человек с незначительной выраженностью стремления к достижению, обычно готов «довольствоваться малым». Стремление к достижению успеха детально изучалось зарубежными психологами с начала 50-х годов ХХ века. Было установлено, что большую роль в становлении данной потребности играют родители, однако у взрослого человека выраженность этого стремления обусловлена не только особенностями самооценки, исходящими из детства, но и сознательно избранными самой личностью стандартами и ценностями.
В процессе анализа полученных результатов: · сопоставьте результаты опросника, который вы заполняли сами, и то мнение о степени выраженности у вас стремления к достижению успеха, которое было у вас до начала исследования. Возможно, до заполнения анкеты и ее обработки Вы вообще не задумывались о том, что у вас есть (или отсутствует) подобное стремление. Возможно, что Вы даже не знали о таком качестве личности людей как стремление к достижению успеха (избеганию неудач). Отразите ваши суждения по этим вопросам в анализе. Удивил ли вас результат опросника? Почему? Насколько близкими являются ваше субъективное мнение об исследуемом качестве и результаты опросника, который можно считать методом, несколько снижающим субъективизм наших суждений о себе? Если между результатами опросника и вашим субъективным мнением есть существенные расхождения, то попробуйте понять источник этих расхождений. Исследуйте еще раз утверждения опросника и то, какие ответы Вы дали. Возможно, что сейчас Ваши реакции на некоторые утверждения могли бы быть другими? Если это так, то не повлиял ли на перемену вашего мнения тот факт, что вы узнали о назначении опросника и о самом существовании потребности в достижении? · проанализируйте результаты опросника, заполненного вашим помощником. Удивил ли Вас этот результат? Возможно, огорчил? Почему? Сопоставьте эти результаты с тем, что отразили ваши собственные ответы на опросник, а также с вашим субъективным мнением о себе? Попробуйте объяснить причины расхождений, сопоставляя ответы на опросник по конкретным пунктам. Можно ли сказать, что Ваш помощник действительно хорошо Вас знает в том, что касается исследуемого качества? Почему?
· сделайте выводы о возможностях и ограничениях опросника как метода изучения особенностей личности человека? Одинаковую ли информацию несут результаты опросников, когда их заполняет сам человек, и когда их заполняют эксперты? 4) Подготовьте отчёт о выполнении задания. Таблица 1. Бланк опросника Инструкция: Ответив на вопросы данной анкеты, Вы получите ориентировочную информацию о некоторых особенностях вашей личности. Последовательно читайте каждое из приведенных ниже высказываний и выбирайте тот вариант ответа, который больше соответствует Вашей точке зрения (в соответствующей клетке каждой строки сделайте любую пометку). Старайтесь долго не раздумывать. Здесь нет правильных или неправильных вариантов ответа. Каждый Ваш ответ выражает только ваше собственное мнение.
Таблица 2. Бланк опросника Инструкция: Последовательно читайте каждое из приведенных ниже высказываний и выбирайте тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению об указанном человеке. В соответствующей клетке каждой строки сделайте любую пометку, которая отражает Ваше мнение об этом человеке. Старайтесь долго не раздумывать. Здесь нет правильных или неправильных вариантов ответа. Каждый Ваш ответ выражает только ваше собственное мнение.
Ф.И.О. лица, которому дается характеристика ______________________________________
Структура отчёта Отчёт оформляется в отдельной тонкой тетради в клетку или на стандартных листах, которые должным быть скреплены и пронумерованы. Титульный лист должен содержать указание факультета, группы, фамилии и инициалов исполнителя, а также дату сдачи отчёта. Отчет включает в себя следующие части: 1) Теоретическое введение (основные понятия темы, ответы на контрольные вопросы); 2) Цель, задачи,краткое описание методики исследования; 3) Анализ полученных результатов (конкретные пункты анализа должны соответствовать задачам исследования); 4) Выводы (краткий ответ на поставленные в задачах вопрос и оценка достигнутой цели); 5) Приложение 1 – Заполненный самим студентом и обработанный бланк опросника («Таблица 1) и Приложение 2 (3,4…) – Заполненный экспертом (помощником исследователя) и обработанный по соответствующей схеме бланк (бланки) опросника («Таблица 2»). Важно! Заполненные бланки опросника являются обязательной частью отчета! Отчет без приложения в виде бланков не рассматривается! Литература 1. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. – М.: 1986.— С. 54-58. 2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000 г. – Раздел 1.4, С.29-33. 3. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 21-22.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.027 с.) |