Метод наблюдения в обыденной жизни и в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод наблюдения в обыденной жизни и в психологии



1. Отличие житейского наблюдения от научного.

2. Виды наблюдений и их характеристика.

3. Метод интроспекции.

Алгоритм выполнения задания

Шаг 1. Ознакомьтесь с теоретическим введением и учебной литературой, посвященной методу наблюдения (см. список литературы), а также с описанием задания (см. ниже) и настоящим алгоритмом.

Важно: не переходите к практической отработке задания (наблюдению) до тех пор, пока не ознакомитесь с теоретическим материалом. Попробуйте прежде ответить на вопросы для самоконтроля.

Шаг 2. Проведите наблюдение и грамотно оформите протокол (образец см. ниже), оставив пока без заполнения графу «Интерпретация фактов». Отксерокопируйте полученный протокол. Ксерокопия будет использоваться на 3-м этапе.

Важно: протокол должен быть оформлен в соответствии с прилагаемой формой. Если после первого наблюдения не удалось получить качественный, т.е. достаточно полный и подробный протокол, то наблюдение необходимо провести ещё раз (очевидно, что это уже будет наблюдение за другими людьми).

Шаг 3. Попросите кого-либо из своих знакомых помочь вам. Предложите этому человеку ксерокопию полученного вами протокола наблюдения для того, чтобы он дал свою интерпретацию фактов, зафиксированных в протоколе (помощник должен заполнить графу «Интерпретация фактов»), и сделал выводы по поводу характера отношения Объекта наблюдения к своему собеседнику (вывод вписывается в конце протокола).

Важно: этот человек не должен принадлежать к непосредственным свидетелям ситуации, в которой проводилось наблюдение. Хорошо, если это будет человек, не изучавший психологию. В этом случае он будет «наивным наблюдателем», демонстрирующим так называемое житейское наблюдение. Правильно сформулируйте инструкцию для вашего помощника (см. описание задания ниже).

Шаг 4. В оригинале протокола сами заполните графу «Интерпретация фактов» и дайте ответ на основной вопрос наблюдения, вписав его в конце протокола в качестве вывода. Другими словами, проделайте с оригиналом протокола ту же работу, которую провёл ваш помощник с ксерокопией протокола на предыдущем этапе.

Важно: не читайте данных вашим помощником интерпретаций фактов наблюдения и выводов до тех пор, пока не закончите свою работу с протоколом. Это требование необходимо соблюдать для того, чтобы обеспечить независимость суждений наблюдателя и его помощника.

Шаг 5. Подготовьте письменный отчёт о задании в соответствии с приведенным ниже описанием. Сравните вашу собственную интерпретацию полученных фактов и интерпретацию, сделанную вашим помощником, а также окончательные выводы. Установите сходство и различие между ними, попробуйте объяснить их причины.

Важно: Подробный письменный анализ этих сходств и различий с предположением об их причинах, а также сравнение полученных выводов составят основную часть отчёта по данному заданию.

Описание задания

Цель – ознакомление с наблюдением как методом изучения психических особенностей человека.

Задачи:

1) освоить приемы сбора фактов на основе целенаправленного и планомерного наблюдения за поведением других людей, научиться правильно фиксировать результаты наблюдения в протоколе;

2) научиться приемам интерпретации поведения других людей путем выдвижения гипотез о психологическом смысле наблюдаемых фактов;

3) обнаружить сходства и различия в интерпретации одного и того же материала разными наблюдателями; установить причины различий в интерпретации.

Теоретическое введение. Наблюдение – один из основных неэкспериментальных методов психологического исследования. Наблюдение состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии наблюдателем поведения других людей с целью изучения психических явлений, стоящих за этим поведением, а также для отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Главной особенностью наблюдения является то, что исследователь не вмешивается в наблюдаемый процесс (поведение, действия, высказывания того, за кем ведется наблюдение). Наблюдение может быть сплошным или выборочным, свободным или стандартизированным, включенным или сторонним. В некоторых случаях возникает необходимость в так называемом внутреннем наблюдении, или самонаблюдении.

В обыденной жизни человек часто прибегает к наблюдению за другими людьми. Но для того, чтобы наблюдение стало подлинно научным методом исследования, оно должно проводиться в соответствии с определённой целью, которая вытекает из задач исследования. Кроме того, наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Необходимо продумать программу и схему наблюдения, предусмотрев те основные факты поведения, которые должен обнаружить и зафиксировать наблюдатель, чтобы достичь поставленной цели.

Для разработки программы (схемы) наблюдения необходимо осуществить максимальную детализацию целостного поведения, выделив в нём как можно более мелкие и точные компоненты. В некоторых случаях сделать это можно только при проведении предварительных (пробных) сеансов наблюдения. Хорошо подготовленное и продуманное наблюдение позволяет снизить опасность субъективизма.

Самой распространенной ошибкой при проведении наблюдения является фиксация в протоколе не столько самих наблюдаемых фактов, сколько своего мнения о происходящем. Запись наблюдаемых фактов должна быть «фотографической», а не «истолковательной» (М.Я. Басов). Соблюдение этого требования позволяет разделить во времени этап сбора наблюдаемых фактов (в ходе самого процесса наблюдения) и этап интерпретации полученных фактов (проводится после самого наблюдения), что способствует большей объективности. К числу наблюдаемых фактов могут быть отнесены:

- движения всего тела, т.н. локомоции («идёт», «подпрыгнул», «развернулся и пошёл в обратную сторону» и т.п.);

- мелкие движения («барабанит пальцами по стеклу», «подмигнул», кивнул головой»);

- действия с предметами («открыла сумку», «достал деньги из бумажника», «поправила кепку»);

- жесты («машет рукой», «покрутил пальцем у виска»);

- мимика и пантомимика («нахмурил брови», «ссутулился»),

- контакт глазами («пристально смотрит в глаза», «отвел взгляд»);

- эмоциональные реакции («засмеялся», «громко плачет»),

- высказывания, в которых важными могут быть как их содержание, так и интонации, паузы, повторы, изменение темпа речи и т.п.

Перечисленные показатели поведения человека могут обнаруживать самые разные психические особенности и состояния человека. Некоторые из них более очевидны (настроение, отношение к происходящему, отношение к находящемуся рядом человеку и т.п.). Другие, такие как мотивы человека, его мысли или намерения, не всегда столь очевидны. Для проведения более точного и объективного наблюдения необходимо обязательно осознать, что именно об объекте наблюдения вы хотите узнать, т.е. цель наблюдения. Именно цель задает направленность и самому наблюдению, и процессу интерпретации. При интерпретации отдельных фактов необходимо стремится выдвигать не одну, а несколько гипотез. На начальном этапе интерпретации эти гипотезы могут быть равновероятными. Но появление в протоколе одинаковых или сходных гипотез означает, что несколько разных фактов поведения «работают» на одно и то же предположение. Это может стать основой для обобщения результатов наблюдения и формулировки окончательных выводов.

Вопросы для самоконтроля

1) Чем отличается научное наблюдение от житейского?

2) Какие виды наблюдений вы знаете? Что означает название каждого из них?

3) Отнесите каждое из приведённых высказываний к числу наблюдаемых фактов или к числу суждений и интерпретаций: «теребит застёжку молнии», «волнуется», «хочет уйти», «улыбается, глядя в глаза своему собеседнику», «ведёт себя агрессивно», «рассеянным взглядом скользит по витрине», «расстроилась», «отвернувшись, вытирает слезы».

4) Сравните степень подробности зафиксированных фактов поведения: «теребит застежку молнии», «теребит застежку молнии на куртке», «теребит застежку молнии на куртке своего собеседника». Какая запись более точно и полно передает факт? Почему?

5) Попробуйте осуществить запись небольших фрагментов речи другого человека, научитесь различать в целостной речи человека отдельные ее компоненты.

Выполнение задания

1) Если вы ознакомились с теоретическим материалом и смогли ответить на вопросы для самоконтроля, то можете переходить к выполнению задания, предварительно заготовив бланк протокола.

2) В соответствии с целью и задачами вам необходимо научиться наблюдать за поведением людей и интерпретировать его. Отношение людей друг к другу является одной из наиболее доступных для наблюдения и интерпретации реальностей. Эта реальность обнаруживается в мимике и жестах, в содержании и интонациях высказываний, в прикосновениях, расстоянии между людьми и взаимном их расположении, контакте глазами и т.п. Поэтому в качестве цели наблюдения была определена следующая: пронаблюдать за поведением юноши (или девушки) в условиях его (её) общения с лицом противоположного пола и сделать заключение о характере отношения этого человека к своему собеседнику.

Провести наблюдение можно в читальном зале библиотеки, в буфете или студенческой столовой, на остановке автобуса или троллейбуса, в поезде или междугороднем автобусе и т.п. Важно, чтобы у вас была возможность достаточно долго (не менее 5-7 минут) наблюдать за поведением выбранного Объекта, не привлекая к себе его внимания. Хорошо, если вы займете позицию не прямо перед Объектом, а несколько сбоку, т.е. так, чтобы ваше внимание к Объекту могло остаться незамеченным. Важно также, чтобы у вас была возможность делать записи. Выбирайте в качестве Объекта человека, который производит впечатление разговорчивого, эмоционального, открытого, быть может, даже несколько шумного. Наблюдать за такими людьми, особенно при отсутствии опыта, намного легче. Не забудьте, что вы должны выбрать и пронаблюдать Объект в условиях его общения с лицом противоположного пола. Поэтому в протоколе должны быть зафиксированы также и факты поведения собеседника вашего Объекта. Пусть Объектом будет незнакомое вам лицо, о котором вы ничего не знали до настоящего момента. Соблюдение данного требования не позволит вашему предшествующему опыту повлиять на интерпретацию. Постарайтесь в ходе наблюдения максимально полно, подробно и точно фиксировать все наблюдаемые факты поведения. Не забудьте сделать копию протокола (для вашего помощника) до (!) того момента, когда вы начнете заполнять графу «Интерпретация…».

3) Сделай ксерокопиюпротокола до заполнения графы «Интерпретация…»

4) При анализе полученных результатов и написании отчёта

– обратите внимание на допущенные вами ошибки в фиксации фактов наблюдения (см. «Теоретическое введение…»), объясните их происхождение. Удавалось ли вам мысленно удерживаться от интерпретации? Почему?

– выделите наиболее яркие факты поведения Объекта, обоснуйте их интерпретацию. Удалось ли вам пронаблюдать какие-то малозаметные факты поведения, которые, возможно, Объект не хотел бы обнаруживать? Что это за факты? Что они могут означать? Вспомните, как вы вели себя во время наблюдения? Были ли какие-то гипотезы, которые возникли в ходе наблюдения, но затем были отброшены? Попробуйте осознать причины, по которым вы отказались от этих гипотез. Возникали ли у вас при интерпретации противоположные или даже взаимоисключающие гипотезы по поводу одних и тех же фактов? Как вы могли бы это объяснить? Сделайте выводы о характере отношения Объекта к своему собеседнику.

– проанализируйте, как зафиксированные вами факты поведения Объекта были интерпретированы вашим помощником? Есть ли в этих интерпретациях такие, с которыми вы не согласны? Почему? Попробуйте осознать причины различий в ваших интерпретациях? Влияло ли на интерпретацию то, что вы наблюдали поведение Объекта непосредственно, а ваш помощник судил о нем лишь по вашим записям? Подумайте, не зависели ли ваши суждения от замеченных вами, но не до конца осознанных и не зафиксированных в протоколе фактов поведения? Одинаковы или различны ваши выводы об особенностях отношения Объекта к своему собеседнику?

– сравнив свои интерпретацию и выводы с теми, которые сделал ваш помощник, охарактеризуйте достоинства и недостатки метода наблюдения, причины субъективности наблюдения и способы повышения его объективности.

Форма протокола наблюдения

Дата: Наблюдатель:
Время начала/ окончания наблюдения и его этапов Наблюдаемые факты (движения, действия, жесты, мимика, эмоциональные реакции, высказывания, интонации, контакт глазами и т.п.) Интерпретация наблюдаемых фактов
   
  …      
   

Структура отчёта

Отчет оформляется в отдельной тонкой тетради в клетку или на стандартных листах, которые должным быть скреплены и пронумерованы. Титульный лист должен содержать указание факультета, группы, фамилии и инициалов исполнителя, а также дату сдачи отчёта.

Отчет включает в себя следующие части:

1) Теоретическое введение (основные понятия темы, ответы на контрольные вопросы);

2) Цель, задачи,краткое описание методики исследования;

3) Анализ полученных результатов (конкретные пункты анализа должны соответствовать задачам исследования);

4) Выводы (краткий ответ на поставленные в задачах вопрос и оценка достигнутой цели);

5) Приложение 1 – протокол наблюдения соответствующей формы и Приложение 2 – ксерокопия исходного протокола, в котором графа «Интерпретация…» заполнена другим человеком – помощником исследователя.

Важно! Протоколы являются обязательной частью отчёта! Отчёт без приложения в виде протоколов не рассматривается!

Литература

1. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. – М.: 1986.— С. 54-58.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – С. 26-29.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – (любое издание). Лекция 4. «Психология как наука о поведении».

4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 18-20.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.085 с.)