Изучение усвоения детьми программы по развитию элементарных математических представлений и выявление детей, имеющих склонность к математике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение усвоения детьми программы по развитию элементарных математических представлений и выявление детей, имеющих склонность к математике.



Цель: Формировать диагностические умения; создавать установке на личностно-ориентированное общение с детьми.

Методические рекомендации для студентов

1. Используя диагностические задания, проведите обследование уровня развития математических представлений у детей (4-5 чел.) выявите детей, имеющих склонность к математике.

Диагностические программа для определения математических представлений дошкольников

Диагностика уровня обученности детей по математике проводится с помощью методик в форме игровых упражнений, проводимых индивидуально с ребенком или с подгруппой детей. Воспитатель проводит диагностику для того, чтобы убедиться, как дети усвоили материал и насколько эффективны были методы и приемы, используемые в обучении. Методист контролирует и оказывает своевременную помощь воспитателю и детям. Психолог, получив информацию об уровне обученности детей, предлагает рекомендации для коррекционной работы.

1.1. Диагностическая программа для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 2-й младшей группы

Методика 1 "Цветочки-бабочки" выявляет умение детей пользоваться приемами наложения и приложения при определении равенства и неравенства по количеству.

Инструкция к проведению. Ребенку предлагается карточка с нарисованными на ней цветочками и дается 5 рисунков бабочек. Педагог говорит ребенку: "В саду расцвели цветочки. Сначала один цветок, потом еще один и еще один. Сколько цветов расцвело в саду?" (Предполагаемые ответы ребенка "много", "три"). "Прилетели бабочки, стали садиться на цветочки. Посади, Сережа, бабочек на цветочки. Сколько село бабочек?" (Много, три). "Чего больше, бабочек или цветов?" (Сколько бабочек, столько и цветов). Количество бабочек на 1-2 должно быть больше.

Методика 2 "Улитки на грибочках" выявляет умение детей пользоваться приемами наложения и приложения при определении равенства и неравенства по количеству.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает карточку ребенку и спрашивает: "Сколько нарисовано грибочков?" (Много, три). "А улиток у тебя больше или меньше, может быть, столько же? Как проверить?" Обратить внимание, умеет ли ребенок пользоваться приемом приложения. Если ребенок затрудняется ответить, предложить ему положить на карточку столько улиток, сколько грибов. Задать такие вопросы:

"Сколько грибочков? Сколько улиток? Чего больше?"

Количество улиток на 1-2 должно быть больше, чем грибов.

Методика 3 "Ленты для кукол" выявляет умение детей сравнивать предметы по величине, длине, используя приемы наложения, приложения.

Инструкция к проведению. Педагог обращается к ребенку или группе детей: "Наши куклы собрались на праздник и хотят нарядиться. В коробке есть длинные и короткие ленты. Выберите ленты для кукол: для большой -длинную, для маленькой - короткую". Дети выполняют задание. Педагог задает вопрос: "Из длинной ленты получится большой бант или маленький? А из короткой?"

Материал: 2 куклы, большая и маленькая, набор разноцветных ленточек.

Методика 4 "Утро, вечер, день, ночь" выявляет умение ориентироваться во времени - различать и называть части суток.

Инструкция к проведению. Педагог обращается к ребенку: "Выбери, пожалуйста, картинки, на которых изображено утро, день, вечер, ночь. Почему ты решил, что это день?"

Методика 5 "Составь картинку" выявляет умение детей сравнивать предметы по ширине, высоте, толщине, используя приемы наложения и приложения.

Инструкция к проведению. Педагог говорит детям: "Сейчас мы составим красивую картинку. Найдите широкую красную полоску - это будет дорожка, и положите ее от высокой елочки к низкой (дети выполняют задание). От низкого домика к высокому ведет желтая дорожка. На широкой желтой дорожке стоит высокая матрешка, а на красной узкой - низкая". В ходе выполнения задания педагог уточняет: "А какая дорожка, -широкая или узкая? А как ты узнал? Как их сравнить?" Затем он предлагает сравнить по толщине две палочки, и ту, которая толще, "положить большому попугаю, а которая тоньше - маленькому".

Методика 6 "Наклей кружочки" выявляет умение детей сравнивать предметы по величине, различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Инструкция к проведению. Педагог обращается к ребенку: "Сегодня мы с тобой будем делать разноцветные коврики для кукол. Приклей на лист бумаги большой круг, а на него маленький". Когда эта работа будет выполнена, задать вопросы: "Что ты наклеиваешь? Какого цвета твой круг? Он большой или маленький? Какого цвета большой круг?" Те же действия ребенок проводит с другими фигурами.

Материал: вырезанные из цветной бумаги треугольники, квадраты, круги разных цветов и размеров, листы белой бумаги, кисти, клей.

2. На основе полученных данных определите:

- уровень усвоения детьми математических представлений;

- стадию математического развития дошкольника;

- детей, имеющих склонность к математике.

В математическом развитии дошкольника можно условно выделить три стадии:

I стадия - предматематическая. Она заключается в готовности ребенка применять математические знания на практике, не зная языка математики и не используя его. Например, в играх устанавливает взаимно-однозначное соответствие между множествами предметов без счета ("угощает кукол чаем", "катает зайчиков или матрешек в колясках" и т.п.), интуитивно, на глаз.

II стадия - синкретическая. Она включает введение языка математики, введение математических символов, ребенок знакомится со способами управления равенством предметов, равенством множеств, которые могут быть записаны с помощью символов - условных значков или цифр.

III стадия - символическая, на этой стадии дошкольник овладевает записью с помощью абстрактных символов, поэтому может осуществлять и более сложные математические операции.

3. Совместно с воспитателем составьте индивидуальную программу для детей, имеющих склонность к математике.

4. Пополните (или оформите) "уголок занимательной математики" в группе.

5. Можно в дошкольном учреждении провести конкурс на лучшей "Уголок занимательной математики".

1.2. Диагностическая программа для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей средней группы.

Методика 1 "Зайчики-морковки" выявляет умение ребенка отсчитывать предметы в соответствии с образцом.

Инструкция к проведению. Педагог говорит ребенку:

"Отсчитай, пожалуйста, столько морковок, сколько зайчиков ты видишь".

Методика 2 "Бабочки - цветочки" выявляет умение ребенка определять равенство или неравенство групп предметов, находящихся на разном расстоянии друг от друга, умение отсчитывать предметы в соответствии с названным числом.

Инструкция к проведению. Педагог говорит ребенку:

"Отсчитай, пожалуйста, 4 бабочки и выложи их в один ряд". Когда ребенок выполнит задание, педагог выкладывает под рядом бабочек ряд из 5 цветков, стараясь расположить их ближе друг к другу, чтобы ряд казался короче, чем ряд бабочек. "Как ты думаешь, всем ли бабочкам хватит цветков? Как это проверить?" Обратить внимание, как ребенок устанавливает равенство или неравенство групп предметов: с помощью приемов наложения или приложения, или сравнивая количества: "Больше цветков, потому что их 5, а бабочек 4". Педагог: "А что нужно сделать, чтобы бабочек и цветков стало поровну?"

Оценка результатов: 1 б - ребенок дает правильный ответ, подсчитывая ряды и сравнивая числительные либо устанавливая неравенство с помощью наложения или приложения; 0,56 - ребенок дает неправильный ответ, ориентируясь на длину ряда, но после предложения воспитателя проверить отвечает правильно; Об - ребенок не справляется с заданием.

Методика 3 "Расставь цифры" выявляет знание цифр в пределах 10, умение соотносить количество предметов с цифрой.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку рассмотреть рисунки. Затем говорит: "Расставь, пожалуйста, цифры так, чтобы они обозначали количество предметов в каждом ряду".

Методика 4 "Какой по счету капитан?" выявляет знание порядковых числительных.

Инструкция к проведению. Педагог раздает карточки и спрашивает: "Каким по счету стоит капитан?" Каждому ребенку предложить 2 карточки. Работать одновременно можно с подгруппой детей.

Методика 5 "Сериационный ряд" выявляет умение размещать предметы по убыванию (возрастанию) и по величине.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку с нарисованными на ней домиками по убывающей величине. Затем обращается к нему: "Обрати внимание, как расположены домики в верхнем ряду. Разложи так же правильно эти мячики (кружочки)". После того как ребенок выполнил задачу, круги убираются и предлагается набор прямоугольников. Педагог продолжает: "А теперь положи правильно столбики". Те же действия совершаются с треугольниками (башенки), с овалами (огурчики).

Методика 6 "Составляем панно" выявляет умение детей ориентироваться в пространстве (на листе бумаги), знание геометрических фигур, понятий "узкий - широкий", "длинный-короткий", "высокий-низкий".

Инструкция к проведению. Педагог обращается к детям:

"Сейчас, ребята, будем составлять панно. Я приготовила для вас фигуры и лист, на котором вы будете раскладывать их так, как я вам скажу". Далее следует: "Постройте высокий и низкий домики. Для высокого домика возьмите большой прямоугольник, для низкого - маленький. У высокого домика крыша розовая треугольная, а у низкого - голубая. К высокому дому ведет длинная, узкая дорожка, а к низкому - широкая, короткая. За высоким домиком растет высокое дерево, а за низким - низкое. Рядом с низким домиком растет высокая елка, а под елкой -грибок. Впереди высокого домика стоит короткая скамейка, перед низким -длинная".

Материал: лист бумаги размером 35х25 см, наборы геометрических фигур разного цвета и величины. Полоски разной длины и ширины.

Методика 7. "Который по счету каштан?" выявляет знание порядковых числительных. Инструкция к проведению: педагог раздает детям карточки с линейным расположением изображенных

(знакомых детям) предметов, игрушек или плодов. Порядок расположения этих предметов у разных детей разный.

педагог спрашивает: "Который по счету каштан?" (шишка, кукла, матрешка, автомобиль и т.п.)

Можно одновременно работать с подгруппой детей. Обратить внимание детей на разное расположение

предметов. Работая с одним ребенком, надо дать ему 2-3 карточки с изображением тех же объектов, но в ином

расположении. Обратите внимание на направление счета.

1.3. Диагностическая программа для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшей группы.

Методика 1 "Реши задачу" выявляет умение выделять количественный признак числа.

Инструкция к проведению. Педагог задает детям вопрос:

"Кого больше - 2 слона или 3 стрекозы?" Предполагаемый ответ: "Больше стрекоз, потому что число 3 больше, чем число 2". Педагог спрашивает дальше; "На сколько число 3 больше. Чем число 2? Что надо сделать, чтобы стрекоз и слонов стало поровну?" Аналогично задаются вопросы: "Чего больше - 5 арбузов или 5 горошин? Чего больше - 5 курочек или 5 цыплят?"

Методика 2 "Найди ответ" выявляет знания о количественном составе числа из 2-х меньших чисел в пределах пяти.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку решить задачу: "Представь себе, что у меня в руках 5 конфет. Я спрятала руки за спину, а конфеты разложила в одну и вторую руку. Сколько у меня конфет может быть в правой, а сколько в левой руке?" Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, предложить ему с опорой на наглядность выполнить это задание.

Оценка результатов: 1 б - ребенок решает задачу сразу или с опорой на наглядный материал; 0,56 -решает аналогичную задачу самостоятельно после разбора первой задачи с педагогом; Об - нет знаний о количественном составе числа из единиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.019 с.)