Модель личностно-ориентированная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель личностно-ориентированная



Цели

Способствовать становлению ребенка как личности

Способы общения с детьми

- Понимание ребенка, признание личностных качеств, уважение, доброжелательность, милосердие, внимание к потребностям.

- Дети раскованы, искренни, коммуникабельны, уравновешенны, имеют собственное достоинство, уважительно относятся к другим.

- Используя различные формы активности ребенка, педагог обеспечивает соответствие уровня его развития потенциальным возможностям

Рациональная организация жизни (режим дня)

Воплощение идей гуманизма требует осуществления гибкого режима, который не сковывает ни детей, ни педагога, позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в длительности сна, еды, занятий и т.п.

Закаливание не должно ограничиваться отдельными процедурами, а сопровождать ребенка постоянно в д/с и дома.

Основа двигательного режима: ежедневные занятия физкультурой, утренняя и гигиеническая гимнастика, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность детей.

Надо создавать у детей положительное эмоциональное настроение. Эмоциональное благополучие ребенка – главное условие гармоничного формирования личности. Его отсутствие снижает развитие самосознания, эмоций, мотивов.

Формирование духовной культуры личности: включает ознакомление детей с родным языком, народными обычаями, традициями. бытом, обрядами, устным народным творчеством, юмором, поговорками, пословицами, народными играми, декоративно-прикладным искусством, музыкой, художественной литературой, краеведческим и народоведческим материалом. Важно вызывать эмоциональный отклик, восторг.

Детское творчество эффективно развивается в самостоятельной художественной деятельности. Важно не только создать условия для нее, но и направлять развитие фантазии, творческих способностей.

Направляя, старших дошкольников целесообразно привлекать к изготовлению игровой атрибутики, к оформлению интерьера групповых комнат, что вызывает удовлетворение от осознания необходимости результатов труда.

Экологическое воспитание. Природа своим разнообразием привлекает внимание детей, удивляет, является источником радостных переживаний. Важно воспитывать не потребительское, а бережливое отношение к окружающему. Важно влиять на эмоциональную сферу ребенка, формировать правильные представления о связях и зависимостях в природе. Самый эффективный путь – приобщение детей к практической деятельности и непосредственному общению с природой (наблюдения, эксперименты, игровая и трудовая деятельность).

Труд. Его организация целесообразна, исходя из интересов, желаний, предпочтений, способностей, индивидуальных особенностей детей (но не превращать труд в развлечение). Приносит удовлетворение, радость, наслаждение, оказывает воспитывающий эффект только труд, имеющий моральную мотивацию (чем менее привлекает работа, тем выразительнее должен быть мотив). Надо отказаться от авторитарности, жесткой регламентации трудовой деятельности детей, чаще организовывать работу с небольшими группами в атмосфере откровенности, доброжелательности, взаимоуважения; поддерживать собственную инициативу детей (помочь кому-либо и т.п.). Ручной труд: возможность творчества, эстетического воспитания.

Использовать игры: драматические, дидактические, сюжетно-ролевые, где дети стремятся воспроизвести трудовые действия людей, их взаимоотношения.

Занятия могут представлять собой своеобразный синтез игры и обучения (игры-занятия или занятия в игровой форме более всего соответствуют повышенной эмоциональности, непосредственности восприятия дошкольника, чуткости к ярким, образным впечатлениям, склонности к фантазированию).

В центре внимания педагога должно быть развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка.

Формирование у ребенка системы знаний, умений и навыков – не самоцель, а средство становления базиса культуры личности. В методике занятий целесообразно соединение игровых способов влияния с показом, объяснением, предложениями, тактическими советами, оценочными суждениями педагога и др. Опосредованные (а не прямые) способы влияния должны преобладать.

Внимание развивающему характеру занятий. Надо отказаться от чрезмерной опеки ребенка, перейти от репродуктивного к продуктивному методу обучения, когда воспитатель не передает детям готовые знания, а так организует их деятельность, чтобы они сами делали “открытия”, решая проблемные задачи, познавали новое, сравнивали, проводили аналогию, обобщали и т.п.

Целесообразен гибкий выбор места проведения занятий: в групповой, на площадке, в парке и т.п.

Количество детей, занимающихся одновременно лучше ограничить (12-15) или подгруппа (4-6), возможны индивидуальные занятия.

Размещение детей: – как можно меньше дети должны находиться в положении сидя, надо давать им возможность общаться, самостоятельно решать задачи. В зависимости от структуры выделяют:

- комплексные;

- комбинированные;

- доминантные;

- сюжетно-динамичные и другие занятия.

Комплексные занятия. Педагог использует широкий комплексный учебно-воспитательных влияний (разные виды искусства). Может быть работа по разным разделам программы.

Взаимосвязаны части занятия, подчинены общей цели, дополняет одна другую, образуют единое целое. Называют раздел в том случае, если задачи из него является основными.

Комбинированное занятие состоит из отдельных частей почти не связанных между собой. В каждой части решается своя задача по одному или разным разделам программы (по развитию речи, ознакомление с окружающим, с природой, с изобразительным искусством). На основе комбинированного занятия проводится доминантное занятие. Основное внимание уделяется определенному вопросу, акцент – на одном виде работы с детьми (муз., худ., лит., матем., разв., речи).

Сюжетно-динамические занятия (рекомендуют ученые Е.С. Вильчковский, О.Стебельская).

Чаще проводят занятия по физкультуре, в основу которых положен игровой метод: выполнение детьми общеразвивающие упражнения; основных движений подчиненно определенному сюжету (сказачному или взятому из жизни).

Игровые приемы при этом повышают интерес, произвольное внимание, вызывают радость, помогают своей доступной, занимательной формой.

По способу организации детей различают:

1. Индивидуальные

2. Индивидуально-групповое (3-4-5 чел.)

3. Фронтальное занятие (12-15 – вся группа).

При выполнении практических заданий студентам рекомендуется обратить внимание на соблюдение воспитателями и стараться соблюдать правила личностно-ориентированного взаимодействия с детьми:

1. Никогда не наказывайте детей.

2. Не сравнивайте детей друг с другом, не ставьте друг другу в пример.

3. Не выставляйте детей на позор (не отчитывайте при всех, не заставляйте просить прощения).

4. Не укоряйте детей.

5. Не жалуйтесь на них родителям.

6. Не оскорбляйте.

7. Не приказывайте, не требуйте жестко.

8. Обеспечивайте успех во всех делах, и особенно в творчестве, старайтесь вовремя ненавязчиво помочь ребенку.

9. Хвалите за успехи.

10. Верьте и доверяйте безоговорочно.

11. Договаривайтесь, находите общее, уступайте желаниям.

12. Прощайте искренне.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

1. Педагогический дневник с материалами выполненных заданий.

2. Тетрадь “Занимательная педагогика» с конспектами зачётных видов деятельности (занятий, игр, развлечений).

3. Календарный план воспитательно-образовательной работы (на 18 рабочих смен).

4. Отчет о практике, заверенный гербовой печатью ДУУ.

5. Характеристика на студента, заверенная гербовой печатью ДУУ.

6. Дидактическое пособие (1-2).

 

Основные критерии оценки практики студентов (для характеристики):

- качество выполненных заданий;

- уровень и глубина анализа педагогической деятельности;

-отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);

- проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества; умение общаться в системе “студент - воспитатель”, “студент” - “дети”, “студент - администрация”, “студент - групповой руководитель”.

СХЕМА

ОТЧЕТА СТУДЕНТА О ПРАКТИКЕ

Отчет

Студента-практиканта

__________курса_____________группы факультета педагогики и психологии.

Крымского гуманитарного университета

Фамилия, имя, отчество___________________________________

о проведении педагогической практики

в _________________группе___________________д/у__________

 

1. Общие сведения о дошкольном учреждении, возрастной группе.

2. Проведение воспитательно-образовательной работы (выполнение программы практики).

3. Участие в работе с родителями.

4. Участие в методической работе и общественной жизни д/у.

5. Исследовательская работа в период практики.

6. Чему научился в период практики.

7. Какие трудности испытывал в период практики.

9. Рекомендации и пожелания по организации практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М., 1992.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
4. Артемова Л.В. Предметно-простаранственная среда; ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 1995 –. № 4.
5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1990.
6. Баглаева Н. Диагностика логико-математических умений ребенка // Палитра педагога. – 1998..– № 3,4
7. Баглаева Н. Логико-математические игры // Палитра педагога.– 2000. – № 1.
8. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, Академия развития, 1998.
9. Богуш А.М. Заняття з розвитку мови в дитячому садку. – К., 1988.
10. Беженова М.А. Веселая математика.– Донецк, 1998.
11. Гавриш Н. Як ми виховусмо творчу особистiсть; (тематичне планування) // Палитра педагога, 2000 –. № 3.
12. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Санкт-Петербург, 1998.
13. Диагностика умственного развития дошкольников. (Л.А. Венгер, В.Н. Холмовская, О.М. Дьяченко и др.). - М., 1978.
14. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992.
15. Денисенко Н., Мальник Л. Будьте здоровы, дети. Программа валеологического воспитания дошкольников // Палитра педагога, 1997.–. № 4. (2000 г. №1,2).
16. Игра дошкольника Под ред. С.Л. Новоселовой, - М., 1989.
17.  
18. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
19. Короп Ю., Шумилина В. Гимнастика ежедневно // Палитра педагога. – 1997 –. № 2.
20. Кривошея Т. Математика в природі для дошкільнят //Дошкiльне виховання. – 1999. –. № 8
21. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, Академия развития, 1997.
22. Лысенко Н.В. Экологическое воспитание дошкольников. - К., 1993.
23. Машовець М. Математика на прогулянці // Дошкiльне виховання. – 1998.– № 7
24. Машовець М. Математика на кухні //. Дошкiльне виховання. – 1999. – № 7
25. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
26. Михайлова Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М., 1994.
27. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. // Дошкольное воспитание.– 1993.– №3
28. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
29. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.
30. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном возрасте. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М., 19995.
31. Петрикевич А.А. Воспитание гуманного отношения к живой природе у детей среднего дошкольного возраста. - Минск, 1989.
32. Побирченко Н.А. Самопознание // Палитра педагога. – 1998. –. № 2
33. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н.Н Поддьякова, Н.Я. Михайленк. - М., 1987.
34. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
35. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера, - М., 1986..
36. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М., 1987.
37. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях. /Под ред. Н.Я. Кушнир, - Минск, 1996.
38. Сербина Е. Развитие математических представлений и логических операций // Дошкольное воспитание. – 1994.– №.8-10.
39. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. - М., 1986.
40. Степанова Т. Самое близкое, самое дорогое. тематическое планирование учебно-воспитательного процесса по содержательной линии “Семья”// Палитра педагога.– 2000. – № 3.
41. Сергиенкова О. Особенности общения и развития речи пятилетних детей. Комплект диагностического материала // Палитра педагога. – 1999 – № 1
42. Сергиенкова О. Особенности социального развития детей в игре // Палитра педагога. – 1999. –. № 2.
43. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей конструированию и ручному труду в малокомплектном детском саду. - М., 1992.
44. Урунтаева Г.А., Афанькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М., 1998.
45. Учимся общаться с ребенком /Под ред. В.П. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М., 1993.
46. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.046 с.)